Ценностные ориентиры и потребительские предпочтения молодежной аудитории

Сидорчук Р.Р., Cкоробогатых И.И., Мешков А.А., Мусатов Б.В., Ефимова Д.М., Тультаев Т.А., Евсеева Д.

Научное издание / монография

Выпущено ООО Издательство «Креативная экономика»

Сидорчук Р.Р., Cкоробогатых И.И., Мешков А.А., Мусатов Б.В., Ефимова Д.М., Тультаев Т.А., Евсеева Д. (2017) Ценностные ориентиры и потребительские предпочтения молодежной аудитории  / ISBN: 978-5-91292-157-5
  • Авторы: Сидорчук Р.Р., Cкоробогатых И.И., Мешков А.А., Мусатов Б.В., Ефимова Д.М., Тультаев Т.А., Евсеева Д.
  • Год издания: 2017
  • УДК: 339.138-053.81
  • Тираж: 500 экз.
  • Формат: 60х84/16
  • Страниц: 182
  • ISBN: 978-5-91292-157-5
  • DOI: 10.18334/9785912921575
  • Эта книга проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=28142366

    Книга доступна в ЭБС ЛАНЬ: https://e.lanbook.com/book/97379

     

    Цитировать книгу:
    Сидорчук Р.Р., Cкоробогатых И.И., Мешков А.А., Мусатов Б.В., Ефимова Д.М., Тультаев Т.А., Евсеева Д. Ценностные ориентиры и потребительские предпочтения молодежной аудитории. М.:Креативная экономика, 2017. – 182 с. – ISBN: 978-5-91292-157-5 – doi: 10.18334/9785912921575

    Книга в каталоге РГБ: https://search.rsl.ru/ru/record/01008839975

    В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
    Подробнее...

    Аннотация:
    Область работы связана с вопросами маркетинговых исследований в области ценностей (ценностных ориентиров) потребителей. Существует практическая потребность, на основе методологических подходов маркетинга, снизить неопределённости при оценке поведения потребителей. Задача работы преодолеть существующий «разрыв» между получаемыми результатами качественных исследований ценностных ориентиров и наблюдаемым поведением потребителей. Методология исследования основывается на подходах классической теории маркетинга и маркетинговых исследований, теориях ценностей М. Рокича и Ш. Шварца, с использованием оригинального авторского подхода. Результаты исследования позволили сформулировать ряд гипотез и разработать концептуальную модель, связывающую «ценностные ориентиры» и «потребительские предпочтения». В результате практической апробации модели были подтверждены выдви-нутые гипотезы и разработана методология расчета «Плехановского Индекса маркетинговой оценки ценностной мотивации». Полученные результаты могут быть использованы: Министерством промышленности и торговли РФ, в качестве методики оценки и учета изменений потребительских предпочтений молодежной аудитории (в том числе в рамках задачи импортозамещения);Федеральным агентством по делам молодежи для учета при формировании региональной и муниципальной молодежной политики; компаниям и общественным объединениям бизнеса для оценки динамики и структуры «студенческого рынка», ценностных ориентиров и потребительских предпочтений брендов, для разработки рекомендаций по коррекции коммуникационной политики, направленной на молодежную аудиторию; научными работниками для проведения дальнейших исследований; в качестве учебного пособия для студентов, магистрантов и аспирантов.

    Ключевые слова: маркетинговые исследования, потребительские предпочтения, лояльность, поведение потребителей, удовлетворенность, поведенческая экономика, теория ценности, волновые исследования, когортные исследования, Плехановский Индекс, мотивационный индекс, потребительский выбор, человеческие ценности, ценностные ориентиры

    Источники:

    1. Алешина И.В. Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов. – М.: Фаир-пресс, 2000. – 384 с.
    2. Алифанов А.Л., Алифанов Л.А. Маркетинг: решение исследовательских задач http://www.marketing.spb.ru/lib-around/stat/ marke ting_research.htm (Дата обращения 15.09.2016).
    3. Ариели Д. Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения. Позитивная иррациональность. Как извлекать выгоду из своих нелогичных поступков. – М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2010. Сер. «Книги Стокгольмской школы экономики».
    4. Бадмаева С.В., Рыкалина О.В., Шарова И.В. Исследование когнитивного компонента экономической культуры современной молодежи // Научный бюллетень Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова – 2015, № 1 (7). – С. 30–43.
    5. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы /Отв. ред. Рябов А. В., Курбан-галеева Е. Ш. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. – 448 с.
    6. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. – Спб: Питер Ком, 1999. – 768с.
    7. Герцберг Ф. Побуждение к труду и производственная мотивация / Ф. Герцберг, М.У. Майнер // Социологические исследования. – 1990. – № 1. – С. 122–131.
    8. Грядунов М.В. Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. – M., 2009. –21 с.
    9. Гумелев Л.Н. Этногинез и биосфера земли. 3-е изд., стереотипное. – Л.: Гидрометиоиздат, 1990. – 528 с.
    10. Докучаев И.И. Ценности и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. – СПб.: Наука, 2009. – 595 с.
    11. Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь терминов М.: Дело и Сервис, 2012. – 320 с.
    12. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 768.
    13. Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал. – 1994. – № 3. – С. 4–19.
    14. Еженедельный опрос «ФОМнибус» Ценности: религиозность. 6–7 апреля 2013 г. (43 субъекта РФ РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru/Tema-predlozhena-polzovatelem/10953 (дата обращения 23.10.2016 г.).
    15. Ефимова Д. М., Мешков А.А., Мусатов Б.В., Евсеева Д. Исследование ценностей и потребительских предпочтений молодежи // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2016. – Т. 7, № 2. – С. 284–302.
    16. Ефимова Д.М., Ермолаев С.В. Сравнительный анализ сервисов для продвижения опроса в сети интернет // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. – 2014. – № 1–2 (9). с. 88–95.
    17. Зоркая H. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 4 (66). – С. 66–77.
    18. Иванов О.В. Статистика / Учебный курс для социологов и менеджеров. Часть 1. Описательная статистика. Теоретико-вероятностные основания статистического вывода. – М, 2005. – 187 с.
    19. Ивашкова Н.И. Современные маркетинговые концепции создания ценности для потребителей, бизнеса, общества // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2013. – № 8(62), с. 91–100.
    20. Индекс потребительских настроений http://www.leva-da.ru/indikatory/sotsialno-ekonomicheskie-indikatory/indeks-potrebitels kikhnastroenii/ (дата обращения 20.06.2016).
    21. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. – СПб: Издательство «Питер Ком», 1999. – 896 с.
    22. Котлер Ф., Картаджайя Х., Сетиаван А. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе/ пер. с англ. А. Заякина. – М: Эксмо, 2012. – 240 с.
    23. Котлер Ф. Келлер К. Маркетинг-менеджмент. 14-е издание. СПб: ПИТЕР, 2013. – 800 с.
    24. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. – М: Эдиториал УРСС,1996. – 224 с.
    25. Ламбен Ж-Ж, Менеджмент ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – СПб.:Питер, 2006. – 800 с.
    26. Лопатинская И.В., Лопатинский И.О. Поведение потребите-лей: Учебное пособие – М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2008. – 208 с.
    27. Малхорта, Нэреш К, Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 960 с.
    28. Мескон Майкл Х., Альберт Майкл, Хедоури Ф. Основы менеджмента Основы менеджмента: Пер. с англ. / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. – 3-е изд. – М. [и др.]: Вильямс, 2007. – 665 с.
    29. Меньшикова, М. В. Социально-психологические факторы выбора товаров молодежной аудиторией: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05/Меньшикова, Марина Владимировна; Государственный университет управления. – М., 2002. – 24 с.
    30. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образова-ния, занятости и потребления // Социологические исследования. 2005. – № 2. – С. 104–113.
    31. Обновление потребительского индекса Иванова 02.07.2016. Официальная страница группы Сбербанк, Новости Sberbank CIB http://www.sberbank.ru/en/about/sbgroup_companies/sb_cib (дата об-ращения 20.06.2016).
    32. Омельченко Е. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. – 184 с.
    33. Официальный сайт компании Ipsos-Synovate. Описание исследования Российский Индекс Целевых групп. http://ipsos-comcon.ru/syndicated_studies/rusindex (дата обращения 20.07.2016).
    34. Организация экономического сотрудничества и развития OECD, официальная страница https://data.oecd.org/leadind/consumer-confidence-index-cci.htm (дата обращения 20.06.2016).
    35. Официальный сайт компании Conference Board https://www.conference-board.org/data/consumerconfidence.cfm (да-та обращения 20.06.2016).
    36. Официальная страница аналитической компании Trading economics: http://www.tradingeconomics.com/united-states/consumer-confidence (дата обращения 20.06.2016).
    37. Официальная страница исследовательского холдинга РОМИР http://romir.ru/indexes (дата обращения 20.06.2016).
    38. Павлова В.В. Рыночное мышление студенческой молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 138–139.
    39. Паспорта научных специальностей. 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством http://vak.ed.gov.ru/316 Дата про-смотра. 12.11.2016.
    40. Поведенческая экономика: современная парадигма экономического развития: монография / под ред. Г.П. Журавлёвой, Н.В. Манохиной, В.В. Смагиной; ТРО ВЭО России, ФГБОУ ВО «Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова», Научная школа «Экономическая теория» в РЭУ им. Г.В. Плеханова. – М.; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. – 340 c.
    41. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с.
    42. Российский статистический ежегодник. 2012 гг.: Стат. сб./Росстат., – М., 2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 16.08.2016 г.).
    43. Российский статистический ежегодник. 2013 гг.: Стат. сб./Росстат., – М., 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 16.08.2016 г.).
    44. Российский статистический ежегодник. 2014 гг.: Стат. сб./Росстат., – М., 2014 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 16.08.2016 г.).
    45. Российский статистический ежегодник. 2015 гг.: Стат. сб./Росстат., – М., 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 16.08.2016 г.).
    46. Розничная торговля, услуги населению, туризм http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 16.08.2016 г.).
    47. Сагинова О.В., Афанасиади К.Г. Жалобы он-лайн: нетнографические исследования неудовлетворенных // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2011. – № 6. – С. 436–441.
    48. Сергеев Р.В. (2010). Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. – № 1 – С. 127–133.
    49. Скоробогатых И.И., Сидорчук Р.Р., Гринева О.О., Кадерова В.А., Сергеева Е.А. Кабинетные исследования узкоспециализированных рынков // Маркетинг и маркетинговые исследования. –2013. – № 3. – С. 224–232.
    50. Таракановская, Е. В. Потребительское поведение российской молодежи в условиях рыночных отношений: Автореф. дис. канд. социол. наук.: 22.00.03 / Таракановская Елена Витальевна ; Финансовая акад. при Правительстве РФ. – М., 2007. – 24 с.
    51. Черчиль Г., Браун Т. Маркетинговые исследования 5-е издание – СПб.: Питер, 2010. – Стр. 483–487.
    52. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. Изд. второе, исправл. и дополн. – СПб.: Интерсоцис, 2009.
    53. Akerlof G. and Dickens W. (1982), «The Economic Conse-quences of Cognitive Dissonance» // American Economic Review – Vol. 72. – № 3 (Jun., 1982). – pp. 307–319.
    54. Akerlof G.A., Shiller R. Animal Spirits: How human psychology drives the economy and why it matters for global capitalism. – NJ: Princeton University Press, 2009. – 264 p.
    55. Andreasen A.R. Attitudes and customer behavior: a decision model. L. E. Preston (ed.) New Research in Marketing, Berkeley: Univer-sity of California, 1965; Andreasen A.R. Social Marketing: Its Definition and Domain. Journal of Public Policy & Marketing, Vol. 13 (1), 1994. P. 108–114. https://venturewell.org/wp-content/uploads/Social-markeing_ Andreasen.pdf Дата просмотра 11.11.2016.
    56. Babin, B., & Babin, L. (2001). Seeking something different? A model of schema typicality, consumer affect, purchase intentions and perceived shopping value, Journal of Business Research, 54(2), pp.89–96, doi:10.1016/S0148-2963(99)00095-8.
    57. Bardi, A. (2000). Relations of values to behavior in everyday situations. Unpublished doctoral dissertation. The Hebrew University.
    58. Bettman J.R., Jones J.M. Formal models of consumer behavior: a conceptual overview. The Journal of Business, 45 (4), 1972. https://faculty.fuqua.duke.edu/~jrb12/bio/Jim/5.pdf Дата просмотра 11.11.2016.
    59. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgment of Taste. London: Routledge and Kegan Paul, 1984.; Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. – 1993. – № 1–2.
    60. Bornstein, Robert F.: Publication Politics, Experimenter Bias, and the Replication Process in Social Science Research, in Handbook of Replication Studies in the Social and Behavioral Sciences, James W. Neuliep, ed., Sage Publications, Newbury Park, CA. 1990.
    61. Carlsmith, J. Merrill, Ellsworth, Phoebe C., and Aronson, Elliot: Methods of Research in Social Psychology. Addison-Wesley, Reading, MA. 1976.
    62. Engel J.F., Kollat D.T., Blackwell R.D. Consumer Behavior, New York: Holt, Rinehart s Winston, 1968.Howard J.A. Marketing Theory, Boston: Allyn and Bacon, 1965.
    63. Gollwitzer, P. M. (1996). The volitional benefits of planning. In P. M. Gollwitzer & J. A. Bargh (Eds.), The Psychology of action. New York: Guilford.
    64. Hendrick, Clyde: Replications, Strict Replications, and Concep-tual Replications: Are They Important?, in Handbook of Replication Studies in the Social and Behavioural Sciences, James W. Neuliep, ed., Sage, Newbury Park, CA. 1990.
    65. Howard J.A., Sheth J.N. The Theory of Buyer Behavior, New York: Wiley, 1969; Sheth J.N. A review of buyer behavior, Management Science, 13, 1967.
    66. Individual value preferences among American police officers The Rokeach theory of human values revisited http://nuweb.neu.edu/nhe/police%20value%201998.pdf (дата обращения: 16.08.2016 г.).
    67. Johnson, Michael D.; Anders Gustafssonb; Tor Wallin Andreas-senc; Line Lervikc; Jaesung Cha (2001). The evolution and future of na-tional customer satisfaction index models. // Journal of Economic Psy-chology. // 22 (2): pp. 217–245. doi:10.1016/S0167 4870(01)00030-7. ISSN 0167-4870 (дата обращения 20.06.2016).
    68. Kansra Pooja Determinants of the Buying Behavior of Young Consumers of Branded Clothes: An Empirical Analysis, Journal of Brand Management, Vol. XI, №. 3, 2014, pp. 57–70.
    69. Kahneman D., Wakker P., Sarin R. (1997) «Back To Bentham? Explorations of Experienced Utility» // Quarterly Journal of Economics, 1997. – 05. – pp. 375–405.
    70. Kayabasi Aydin, Mucan Burcu, Tanyeri Mustafa (2012). Analysis on Young Consumers’ Consumer Values and Their Attitudes toward Foreign Firms, Procedia – Social and Behavioral Sciences, 58 (2012) 1326 – 1335.
    71. Kotler Philip, Andreasen A.R. Strategic Marketing for Nonprofit Or-ganizations, 4th ed. Englewood Cliffs. NJ: Prentice-Hall, Inc., 1991.
    72. Lee Sampson (2006), Defining CEM. In what is customer experience? http://www.smithcoconsultancy.com/pdfs/uploads/WHAT_IS_CUTOMER_ EXPERIENCE, (дата обращения: 16.08.2016 г.).
    73. Nicosia F.M. Consumer Decision Processes, Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1966.
    74. NVivo 11 for Windows http://www.qsrinternational. com/nvivo-product/nvivo11-for-windows (дата обращения 20.06.2016г.).
    75. Rohan, M. J. (2000). A rose by any name? The values construct. Personality and Social Psychology Review, 4, pp.255–277.
    76. Rokeach, M. (1973). The nature of human values. New York: Free Press.; Schwartz, S. H. (2012). An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values, Online Readings in Psychology and Culture, 2(1). http://dx.doi. org/10.9707/2307 0919.1116 (дата обращения: 16.08.2016 г.).
    77. Sheth J.N. A theory of family buying decisions, P. Pellemans (ed.) Insights in Consumer and Market Behavior, Namur: Namur University, 1971.
    78. Sheth J. N. A theory of industrial buying decisions, Faculty Working Paper No. 61, Urbana: College of Commerce, University of Illinois, 1972.
    79. Sheth J.N. «The Future of Buyer Behavior Theory», in SV – Proceedings of the Third Annual Conference of the Association for Con-sumer Research, eds. M.
    80. Schwartz, S. H. (1992). Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries. In M. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology, Vol. 25, pp. 1–65. New York: Academic Press. http://dx.doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60281-6.
    81. Schwartz, S. H. (2012). An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values, Online Readings in Psychology and Culture, 2(1). http://dx.doi.org/10.9707/2307 0919.1116.
    82. Schwartz H. Shalom Basic human values: theory, methods, and applications http://segr-did2.fmag.unict.it/Allegati/convegno%207 8-10-05/Schwartzpaper (дата обращения 17.10.2016).
    83. Schwartz H. Shalom A Proposal for Measuring Value Orienta-tions across Nations https://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/core_ess_questionnaire/ESS_core_questionnaire_human_values.pdf (дата обращения 23.09.2016 г.).
    84. Schwartz S.H. Robustness and fruitfulness of a theory of universals in individual human values // A.Tamayo & J. B. Porto (Eds.), 2005b. Р. 56–95.
    85. Schwartz H. Shalom Basic human values: theory, methods, and applications http://segr-did2.fmag.unict.it/Allegati/convegno%207 8-10-05/Schwartzpaper (дата обращения 17.10.2016).
    86. Shiller R., (2008), «The Subprime Solution: How Today’s Global Financial Crisis Happened, and What to Do about It». – Princeton University Press. – 2008.
    87. Sidorchuk R. (2015) The Concept of «Value» in the Theory of Marketing, Asian Social Science, 2015, 11(9), pp.320–325, doi:10.5539/ass.v11n9p320.
    88. Tapscott, D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World, New York: McGraw-Hill, 2008.
    89. Verplanken, B., & Holland, R. W. (2002). Motivated decision making: Effects of activation and self-centrality of values on choices and behavior. Journal of Personality and SocialPsychology, 82, 434–447.
    90. Venkatesan, B. Chicago, IL: Association for Consumer Research, 1972.
    91. Zeithaml A. Valarie (1988) Consumer Perceptions of Price, Quality, and Value: A Means-End Model and Synthesis of Evidence, Journal of Marketing, Vol. 52 (July 1988), pp. 2–22.

    Страница обновлена: 25.07.2020 в 01:07:29