Россия и Украина: возможности и угрозы
Дробот Е.В.1, Стамати Е.П.1, Никитина А.В.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29970157
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье проведено исследование особенностей конфликта между Россией и Украиной, проанализированы показатели социально-экономического развития стран. Особое внимание уделено внешнеторговым отношениям России и Украины. На основе SWOT-анализа выявлены возможности и угрозы развития отношений между странами.
Ключевые слова: конфликт, социально-экономическое развитие, внешняя торговля, swot-анализ
Введение
На сегодняшний день актуален вопрос отношений России и Украины, так как два этих государства имеют давнюю историческую связь. Еще из школьного курса истории мы помним, что Украина, сначала находилась в составе Российской империи, а после в СССР. Причем, в отличие от многих стран, входивших в союз, она наряду с Белоруссией всегда считалась «братской» республикой. И это вполне обосновано, так как схожесть культуры, языков, менталитета и тесные социально-общественные взаимоотношения породили прочные связи между нашими государствами. Однако в 21 веке Украинское руководство решило направить свой политический курс на интеграцию с европейскими странами, тем самым поставив под угрозу хорошие взаимоотношения с Россией. На данный момент, из‑за эскалации геополитического конфликта территория Украины стала своего рода «заложницей» деления сфер влияния США и России. Развитию конфликта способствовали несколько значимых фактора. Во-первых, рост государственного долга Украины за газ перед Россией. Во-вторых, смена государственной власти на Украине. В-третьих, референдум о статусе Крыма в 2014 году.
Целью работы является исследование особенностей конфликта, выделение угроз и оценка возможностей развития отношений.
Задачами исследования являются:
1. Изучить историю конфликта России и Украины.
2. Проанализировать показатели социально-экономического развития.
3. Проанализировать внешнеторговые отношения России и Украины.
4. SWOT-анализ по отношениям.
Методами исследования являются анализ статистических данных и научных статей.
История конфликта России и Украины
Конфликты с Украиной начались еще задолго до событий в Киеве. Начиная с 1993 года, во взаимоотношениях двух стран то и дело вспыхивали разногласия по «газовому» вопросу. Именно в период этих конфликтов произошла так называемая «оранжевая революция», которая ознаменовала проевропейский вектор украинской внешней политики. После принимались меры по урегулированию этих конфликтов, однако, рейтинг России сильно упал, а страны Европы, осознав свою «газовую» зависимость начали думать о мерах её преодоления [1]. Таким образом, оказывается естественным желание Европы поддержать украинскую власть в её антироссийских настроениях.
Точкой отсчета современных разногласий можно считать политический кризис на Украине в 2013 году, который был спровоцирован решением украинского правительства приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. За этим решением последовали оппозиционные выступления в Киеве или иначе «Евромайдан». 21 февраля, действующий на тот момент президент, Виктор Янукович, под давлением стран Запада, подписал с протестующими соглашение. Согласно этому соглашению предусматривался немедленный возврат к парламентско-президентской форме правления, создание «правительства национального доверия» и проведение досрочных президентских выборов. Но уже на следующий день Янукович был отстранен от должности и обязанности президента стал исполнять председатель Верховной рады Александр Турчинов. Новоиспеченная власть была признана со стороны Евросоюза и США, однако Российское руководство крайне негативно восприняло эту ситуацию и отказалось рассматривать её как равноправного участника внешнеполитического диалога. Чтобы урегулировать конфликт и восстановить легитимность власти, Россия призвала страны Запада на помощь в создании правительства национального единства и проведения выборов, как и предполагалось изначально [2].
Хаос в руководстве государства привел к протестным демонстрациям на юго-востоке Украины, где население было наиболее приближенно к Российской Федерации и хотело сохранить тесные связи с ней. Очень скоро простые протесты перешел в вооруженный конфликт и страну начали раздирать сепаратистские настроения.
Вооруженные акции в Украине начались с захвата активистами административных зданий. Оппозиционеры действовали решительно, появились жертвы. Представители США и ЕС полностью поддержали вооруженную деятельность оппозиции, называя их «борцами за свободу». Что как было упомянуто выше, является следствием борьбы за влияние на территории Украины стран запада и России. Уже в это время начинается «информационная» война между странами.
Массовые общественно-политические акции против действий правых националистических организаций, в защиту русского языка с пророссийскими лозунгами, привели к вооруженному противостоянию в Донецкой и Луганской областях, так как новая власть посчитала их деятельность незаконной и неуместной. В итоге лозунги сменились требованиями самостоятельности регионов, что привело к провозглашению Донецкой и Луганской народных республик.
Конечно же, это была безусловная победа России, поэтому неудивительно, что реакция лидеров США и Евросоюза была резко негативной. Народное ополчение называли «сепаратистами» и даже «террористами». Действующая Власть в Киеве придерживалась такой же точки зрения, постоянно направляли спецподразделения на юго-восток. Их действия не разрешали сложившейся ситуации, поэтому была подключена армия для карательных операций. На сегодняшний день мы знаем, что до сих пор не было подавлено народное ополчение. Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика существуют и обороняются до сих пор.
Эскалацию конфликта продолжил Крымский кризис. Кроме Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики на Украине легитимность новой власти отказались принять Севастополь и Автономная Республика Крым, которые обратились к России с просьбой о помощи. В короткие сроки был организован и проведен референдум о статусе Крыма, по итогам которого Крым вошел в состав Российской Федерации.
В ответ на присоединение Крыма к Российской Федерации Украина издала закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15 апреля 2014 года. По этому закону Крым считается временно оккупированной территорией, так же является неотъемлемой частью Украины, на которую распространяются Конституция и законы страны. Действия России назвали вооруженной агрессией не только на Украине, но и по всему миру. До сих пор нет единого мнения, законным ли было присоединение Крыма.
На сегодняшний день на Украине действуют множества санкции против России. Украина приняла решение об отказе в сотрудничестве с Россией строительства третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС. Так же ограничен въезд российских граждан на территорию Украины. Пока не ясно, каким образом будет разрешен этот конфликт. Однако, можно точно сказать, мало кто предполагал, что начавшиеся как мирное волеизъявление акции в поддержку проевропейской интеграции приведет к гражданской войне и разделению Украины [3–5].
Анализ показателей социально-экономического развития Украины и России
Составим таблицу показателей социально-экономического развития Украины и России с 2012 по 2015 гг. (табл. 1).
Таблица 1
Показатели социально-экономического развития Украины и Российской Федерации
Показатели |
2012
|
2013
|
2014
|
2015
| ||||
РФ
|
Украина
|
РФ
|
Украина
|
РФ
|
Украина
|
РФ
|
Украина
| |
Площадь территории
|
17098,2
Тыс. км2 |
603628
км2 |
17098,2
Тыс. км2 |
603628 км2
|
17,1млн км2
|
535549 км2
|
17,1 млн км2
|
575549 км2
|
Численность населения
|
142,865
млн чел |
45, 59 млн чел
|
143,056
млн чел |
45,49 млн чел
|
143,347 млн
чел |
45,49 млн чел
|
146,267 млн
чел |
42,49 млн чел
|
Доход на душу населения
|
28819,7 руб.
|
7728 гр.
|
25512
руб. |
9151 гр.
|
27749 руб.
|
8242 гр.
|
25411 руб.
|
7519 гр.
|
ВВП
|
62356,9
млрд руб. |
175781
млн гр. |
66193,7
млрд руб. |
18330 млрд гр.
|
77975,8 млрд руб.
|
131,805 млн $
|
80804,3 млрд руб.
|
90615 млн $
|
Темпы эконом роста
|
3,4 %
|
0,3 %
|
1,3 %
|
0 %
|
0,6 %
|
-6,8 %
|
-3,9 %
|
11 %
|
Уровень безработицы
|
5.46 %
|
8,1 %
|
5,5 %
|
7,7 %
|
5,2 %
|
9,7 %
|
5,6 %
|
9,5 %
|
Уровень инфляции
|
6,58 %
|
-0,4 %
|
6,45 %
|
0 %
|
11,36 %
|
24,9 %
|
12,91 %
|
42,3 %
|
Дефицит бюджета
|
17,95
млрд руб. |
5339 млрд гр.
|
310,5
млрд руб. |
64708 млрд руб.
|
328 млрд руб.
|
78,07 млрд гр.
|
1,9 трлн руб
|
87,4 млрд гр.
|
Государственный долг (внешний)
|
40,9 млрд $
|
37, 5 млрд $
|
55,8 млрд $
|
38,6 млрд $
|
54 млрд $
|
37,5 млрд $
|
51,3 млрд $
|
38,7 млрд $
|
Гос. долг в %ВВП
|
8 %
|
36,6 %
|
8,1 %
|
40,3 %
|
10,4 %
|
70,3 %
|
13,5 %
|
94,9 %
|
Продолжительность жизни
|
70,24 лет
|
70,34 лет
|
70,76 лет
|
71,4 лет
|
70,93 лет
|
71,5 лет
|
71,39 лет
|
71,6 лет
|
Украина стала разменной монетой в этой политической игре, однако, чем же это было обусловлено и как повлияло на экономики России и Украины? Для того, чтобы лучше это понять, нужно проанализировать социально-экономические показатели стран до и после начала конфликта.
Площадь территории России увеличилась в 2014 году после присоединения Крыма, а на Украине уменьшилась соответственно. Совершенно очевидно, что с приобретением Крыма Россия получила возможность стратегического контроля над всем Черноморским регионом, а также Крымский шельф и отличную туристическую зону. Однако экономически приобретение новой территории стало для нас довольно обширной строкой в расходах государственного бюджета.
Так же обстоит дело и численностью населения обоих стран, после присоединение Крыма Россия увеличила свое население на 3 млн человек, а Украина уменьшила соответственно.
Доход на душу населения на Украине в 2013 году выше на 300$, чем у России, что составляет 1117,9$. Но к 2015 году доходы сильно сократились, установились на приблизительном уровне в 365$ в обеих странах. Данная ситуация связана с падением цен на нефть и увеличением курса доллара.
Что касается ВВП России и Украины, он так же сократился в два раза к 2015 году в обеих странах. Для Украины это было даже ожидаемо, ведь Крым составлял 15 % промышленного производства, для такой небольшой страны цифра значительная. К этому присоединяется торговое эмбарго между странами и падение цен на сырье, что равно применимо также и к России. Как следствие, после Евромайдана экономический рост в обеих странах упал и даже ушел в отрицательные показатели.
До конфликта двух стран Россия имела умеренную инфляцию, которая установилась на уровне 6 % в год, а инфляция Украины вообще уходила в ноль, и даже в 2012 году имела отрицательный характер. Но после Евромайдана ситуация резко изменилась. К 2015 году инфляция обеих стран перешла в галопирующую.
Государственный долг России вырос не существенно по сравнению с Украиной. В 2012 году госдолг Украины в % ВВП составлял 36.6 %, а в 2015 году уже 94,9 %. Мы считаем, что резкий скачек произошел из‑за всех сложившихся кризисов на Украине, а так же из‑за повышения курса доллара в два раза. Фактически, страна стоит на грани дефолта.
Подводя итог по анализу социально-экономических показателей России и Украины, можно сказать, что конфликт отрицательно сказался на экономической и социальной составляющей не только Украины, но и России. Однако тяжелее пришлось именно украинской экономике, ведь до конфликта Россия фактически являлась её ключевым торговым партнером, а также поставщиком газа.
Анализ внешнеторговых отношений России и Украины
Составим таблицу 2 показателей внешнеторгового оборота России и Украины с 2012 по 2015 гг.
Таблица 2
Внешнеторговый оборот России и Украины
Показатели
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
Внешнеторговый оборот Украины с Россией
|
45 млрд $ |
39,6 млрд $ |
27,9 млрд $
|
15 млрд $
|
Экспорт РФ–Украина
|
27,29
млрд $ |
23,8 млрд $
|
18,1 млрд $
|
9,3 млрд $
|
Экспорт Украина–РФ
|
17,6 млрд $
|
15 млрд $
|
9,1 млрд $
|
3,55 млрд $
|
Анализируя данные из таблицы 2, мы прекрасно видим, насколько сильно сократился внешнеторговый оборот между Россией и Украиной.
В 2012 году внешнеторговый оборот составил 45 млрд $, а в 2015 году уже 15 млрд $. Такое резкое сокращение торговых отношений обусловлено сменой власти, санкциями и недружественной политикой между Украиной и Россией.
Давайте рассмотрим, какие именно товары поставляли страны друг другу.
Рис. 1. Экспорт из России в Украину за 2015 г.
Источник: Портал внешнеэкономической информации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.ved.gov.ru
На рисунке 1 видно, что основу российского экспорта составляют минеральные продукты. Доля химической продукции составляла 20 %, продовольственные товары и сельхоз сырье – 19 %. а остальные показатели не превышают даже 10 %.
Рис. 2. Экспорт из Украины в Россию за 2015 г.
Источник: Портал внешнеэкономической информации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.ved.gov.ru
На рисунке 2 показано, что основу украинского экспорта в Россию составили машины, оборудование и транспортные средства – 27,2 %, а также продукция химической промышленности – 20,5 %. Доля металлов и изделий из них составляет 17,4 %, а минеральные продукты всего 12,4 %. Остальные показатели не превышают 10 %.
Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что конфликт сильно сократил внешнеторговый оборот между Украиной и Россией. Как мы отмечали выше, такая ситуация сказалась на экономике обеих стран. Однако очевидно, что несмотря на ухудшение ситуации между странами, в современных условиях глобализации торговых процессов, такой искусственный разрыв торговых связей между компаниями России и Украины отрицательно воспринимается самими участниками рынка.
SWOT-анализ отношений России и Украины
Для изучения отношений между Россией и Украиной составим SWOT-анализ отношений двух стран.
Таблица 3
SWOT-анализ России и Украины: сильные и слабые стороны, угрозы и возможности
Сильные стороны
|
Возможности
|
Доступ к европейским
странам через территорию Украины
Общая история развития государств («Братский народ») Экспорт/импорт товаров и услуг Общая граница |
Объединение стран в военно-стратегическом
плане
Возможность вступления Украины в Евразийский экономический союз |
Слабые стороны
|
Угрозы
|
Экспорт (транзит) газа через
территорию Украины
Государственный долг Украины за газ перед российскими поставщиками Политический конфликт России и Украины |
Проявление национализма в Украине
Недружественная политика Украины к России Социально-экономический кризис превращает Украину в очаг нестабильности непосредственно у границ России Ставка на силовое решение государственных противоречий; Срыв поставки газа на территорию стран ЕС |
Проанализируем таблицу 3 и сделаем соответствующие выводы.
Мы видим, что в отношениях между Россией и Украиной слишком много угроз по сравнению с другими составляющими. Таких как, недружественная политика Украины к России, срыв поставок газа, нестабильная экономика Украины вблизи российских границ. Всё это приводит к ухудшению конфликта между двумя странами [12].
Одна из сильных сторон отношений – это, конечно же, общность границы. Благодаря общей границе имеется стабильный товарооборот стран, укрепление отношений, туризм, создание торговых союзов, а также возможность объединения стран в стратегическом плане. Но на сегодняшний день, как мы уже выяснили, товарооборот очень сильно сократился и всё из‑за геополитического конфликта [6–8].
Мы считаем, что очень трудно выйти из сложившейся ситуации на сегодняшний день, так как власть Украины настроена резко против России. По нашему мнению, такая политика стратегически неверна, ведь на сегодняшний день даже при всем желании у Украины нет возможности вступить в Европейский союз равноправным и самостоятельным участником. а учитывая тот факт, что исторически Украина имела тесные связи именно с Россией, ей не приходится надеяться и на какую-либо существенную, а иногда и «жертвенную» помощь со стороны европейских государств.
Для развития сильной и стабильной экономики Украине важно стабилизировать ситуацию внутри страны и устранить конфликты с торговыми партнерами.
Заключение
На сегодняшний день отношения России и Украины оставляют желать лучшего. Ухудшение экономического развития обеих стран, сокращение внешнеторгового оборота в 3 раза, повышение темпов инфляции и уровня безработицы – всё это последствия регионального конфликта.
Исходя из ситуации на данный момент, можно сказать, что к разрешению конфликта стран дело пока не идет. Власти Украины и Европейских стран продолжают поддержку торговых санкций по отношению к России, к тому же у Украины остается долг за газ перед Россией, что, естественно, еще больше ухудшает ситуацию. Для России же крайне неприятным следствием становится еще то, что её мировой имидж сильно испорчен, информационная война в каком-то смысле проиграна.
Для разрешения данной ситуации, необходимы дружественные действия обеих стран. Таких как, выплата долга за газ, отмена санкций, переговоры по урегулированию конфликта и другие меры. Странам необходимо вспомнить, что государство это, прежде всего, люди, а из‑за политических интриг и деления сфер влияния страдает простое население. Словосочетание «Братские народы» должно быть не пустым звуком, а знаменовать крепкий союз стран.
Источники:
2. Алиев А.Т., Урумова Ф.М. Вызовы, проблемы и риски становления современной российской экономики // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - Т. 6. - № 3. - С. 183–190.
3. Блинов А.О, Сидорова А.В. - внешнеэкономические связи России и Украины: миф или реальность? // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М.: Издательство: ООО "Издательский дом финансы и кредит, 2010.
4. Пантин В. И., Лапкин В. В. Тенденции политического развития современной Украины: основные риски и альтернативы //Внутриполитические процессы в России и Украине и перспективы российско-украинских отношений в период 2014—2020 гг. - М.: ИМЭМО РАН, 2014.
5. Украина продлила договор о дружбе с Россией. [Электронный ресурс]. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7647000/7647047.stm.
6. Украина и ЕЭК договорились об углублении взаимодействия. [Электронный ресурс]. http://interfax.com.ua/news/economic/155190.html.
7. Медведев: Вмешательство иностранных политиков в ситуацию в Украине недопустимо. [Электронный ресурс]. http://korrespondent.net/world/russia/3274736-medvedev-vmeshatelstvo-ynostrannykh-polytykov-v-sytuatsyui-v-ukrayne-nedopustymo.
8. Россия и Украина: внешнеторговые отношения на современном этапе. [Электронный ресурс]. http://провэд.рф/analytics/research/27550-possiya-i-ukpaina-vneshnetopgovye-otnosheniya-na-sovpemennom-etape.html.
9. Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.gks.ru.
10. Финансовый портал Минфин [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://index.minfin.com.
11. Портал внешнеэкономической информации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.ved.gov.ru
12. Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. Россия и Украина: вместе или порознь? // Экономические отношения. — 2016. — Том 6. — № 2. — doi: 10.18334/eo.6.2.37311
13. Панюкова В.В. Оценка основных показателей развития торговли. Итоги 2014 года // Торгово-экономический журнал. — 2015. — Том 2. — № 1. — с. 7-18. — doi: 10.18334/tezh.2.1.232
14. Яремченко Л.Н. Совершенствование упрощенной системы налогообложения как приоритетного направления финансовой политики Украины // Российское предпринимательство. — 2014. — № 2 (248). — с. 59-68. — URL: http://bgscience.ru/lib/8456/
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:12