Методические подходы к формированию службы риск-менеджмента в организациях инвестиционно-строительного комплекса
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В современных условиях в инвестиционно-строительной сфере деловые операции зачастую осуществляются в условиях неопределенности. Это связано с глобализацией экономики, продолжающимся финансовым кризисом, усложнением процессов взаимодействия, ужесточением конкуренции, ускорением бизнес-процессов и рядом других факторов.
Ключевые слова: риск-менеджмент, строительство, управление рисками, инвестиционно-строительный комплекс
В этих условиях высокозатратный и высокорисковый инвестиционно-строительный бизнес должен использовать стратегии управления инвестиционной деятельностью и политику минимизации возможностей риска. Необходимо также формировать в системе управления службу риск-менеджмента, исключив из этой работы экономистов, бухгалтеров и аналитиков организации.
Система управления риском — с чего начать?
Мы придерживаемся мнения, что при формировании в организации системы управления рисками в инвестиционно-строительной сфере необходимо сочетать структурно-организационный и процессно-функциональный подходы. Это следует осуществлять с учетом уровня риска, мер по управлению рисками, процесса управления в организации и преимуществ существующих структур управления рисками в инвестиционно-строительном бизнесе.
Основной задачей формирования системы управления рисками и службы риск-менеджмента является разработка механизма, обеспечивающего эффективное ведение инвестиционно-строительного бизнеса в условиях неопределенности с учетом имеющихся в организации возможностей. При построении структуры управления рисками очень важно, чтобы она могла свободно адаптироваться под меняющиеся внутренние и внешние факторы и позволяла в полной мере реализовать выбранную стратегию и тактику управления производственно-хозяйственной и инвестиционной деятельностью и рыночным поведением организации.
Эффективная организационная структура управления риском должна, прежде всего, обеспечить рациональную работу, осуществлять возложенные на нее функции управления, способствовать достижению целей системы риск-менеджмента организации. При этом риск-менеджеру для принятия решений требуется не только точность получаемых данных, но и их актуальность и полнота [1].
Проведенные нами исследования в ООО «Югорскремстройгаз» показали, что реальное создание системы управления риском необходимо начинать с осознания ее руководством всей важности и ответственности этой работы. Принятие этой мысли в большей степени зависит от характера, личностных качеств руководителя, а также от уровня развитости организации с точки зрения системы риск-менеджмента. При этом процесс реструктуризации рассматривается как управленческая задача по формированию в строительной компании одной определенной функции управления.
Этапы создания службы риск-менеджмента
Как и в теории управления, в системе управления рисками выделяют группу классических организационных структур: функциональные, дивизиональные, адаптивные. Однако создаваемая в строительной компании группа риск-менеджмента в любом случае должна иметь статус внутреннего подразделения и любой работник этой службы должен стараться минимизировать или снижать риск в организации. Руководитель службы должен быть наделен полномочиями заместителя генерального директора или, что еще лучше, быть генеральным директором организации.
Последняя рекомендация связана с тем, что как в крупном, так и в небольшом предприятии достаточно сложно, а подчас и невозможно выделить какое-либо структурное подразделение, в котором вероятность возникновения рисков максимальна. В современных рыночных условиях практически любое подразделение строительной организации может стать генератором риска и, соответственно, снизить ее конкурентоспособность.
Исследования показали, что формирование службы риск-менеджмента в строительной организации целесообразно осуществлять по следующим этапам:
1-й этап – возложение руководства службы риск-менеджмента на заместителя директора строительной организации;
2-й этап – подбор сотрудников, среди которых работа распределяется по двум направлениям: предотвращение опасных ситуаций и снижение последствий в случае возникновения рисковых ситуаций;
3-й этап – в крупной организации целесообразно выделение отделов (департаментов) анализа рисков и управления безопасностью бизнеса.
Отделы службы риск-менеджмента
Для крупного бизнеса в инвестиционно-строительной сфере служба риск-менеджмента может состоять из следующих функциональных отделов:
‑ отдел планирования и координации,
‑ отдел мониторинга и анализа риска,
‑ отдел планирования антикризисных мероприятий,
‑ отдел самострахования и страхования,
‑ отдел управления в кризисных ситуациях,
‑ отдел перспективного методического развития компании [3].
Опыт показывает, что создание службы риск-менеджмента целесообразно проводить путем разработки и реализации специальной программы менеджмента, в которой четко разработан состав и структура работ, их целенаправленность. Руководство строительной организации формирует службу риск-менеджмента на постоянной основе в целях планирования, организации и выполнения определенных действий для превентивной и фактической защиты организации от критических и существенных проблем.
При этом в основе распределения обязанностей среди сотрудников службы управления рисками положены следующие принципы:
‑ комплексность (системность) охвата всех взаимосвязей бизнес-процессов предпринимательской деятельности в организации;
‑ разработка и согласование служебных обязанностей между ключевыми исполнителями службы;
‑ грамотная мотивация сотрудников службы управления рисками;
‑ некоторые виды работ по управлению рисками должны быть, по возможности, выделены в самостоятельную сферу деятельности;
‑ полное исключение рассогласований, дублирования, противоречий при распределении обязанностей сотрудников.
Общие задачи службы
Обобщение отечественных и зарубежных научных трудов ученых показывает, что, несмотря на специфику деятельности различных организаций, взаимодействие службы риск-менеджмента с функциональными службами управления преследует решение следующих общих задач:
‑ удержание финансовых, юридических, этических, экологических параметров организации в границах ее работоспособности и прибыльности;
‑ обеспечение определенного уровня безопасности, веры в достижение благосостояния и улучшения его уровня как высшего руководства организации, так и ее рядовых сотрудников;
‑ обеспечение стабильности и уверенности в будущем у поставщиков, посредников, проектно-сметных и других организаций;
‑ обеспечение приемлемой для организации непрерывности работы, недопущение сбоев и остановок производственной деятельности организации;
‑ обеспечение определенного темпа устойчивого роста организации с учетом возможных рисков срыва производства и иных потерь;
‑ удержание стоимости системы риск-менеджмента на минимально достаточном для эффективной работы организации уровне;
‑ возможность управления риском в непредвиденных ситуациях 24 часа в сутки 7 дней в неделю [1, 2].
При решении вышеперечисленных задач необходимо учесть, что они существенно различаются от того, в каком режиме в данный момент времени работает организация: до потерь, во время кризиса или же после потерь. Четкое определение задач является необходимым условием формирования службы риск-менеджмента, а также при согласовании ее деятельности с различными подразделениями предприятия. Кроме этого, организационная структура и штатное решение службы риск-менеджмента зависят от:
‑ этапа развития строительной организации;
‑ уровня рисков, численности работников в организации;
‑ особенностей сферы деятельности;
‑ местоположения организации;
‑ масштабов бизнеса:
‑ стратегии организации и др.
Таким образом, руководству строительной организации совместно со службой риск-менеджмента необходимо создать такой вид структуры управления, который будет способен обеспечить интегративную систему риск-менеджмента.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:58:36