Экономическое взаимодействие государства и бизнеса как условие формирования инновационного предпринимательства в России
Кравец А.В.1, Кашин А.В.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 21
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 2 (Февраль 2016)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25600539
Цитирований: 21 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматриваются определяющие факторы становления инновационной национальной экономики России в целом и необходимость развития инновационного предпринимательства, как пути решения проблемы инновационного развития страны. Анализируются отдельные факторы внешней и внутренней среды и их влияние на инновационную деятельность бизнеса в России. Особо рассматривается роль государства в формировании инновационной национальной экономики в России.
Материал статьи может быть полезен научным работникам, занимающихся проблемами инновационного развития на национальном и региональном уровнях, работникам государственных структур.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство, экономический рост, государственно-частное партнерство, экономика, модернизация, потенциал, экономическая активность, кластеры, инновация, структура, технологический уклад
Введение
В настоящее время одной из основных проблем для России является развитие инновационного предпринимательства. Повышение экономической роли инноваций, механизмов развития инновационных процессов является одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых стран мира. Проблема эта актуальна, поскольку существует потребность в осуществлении модернизации и научно-технического обновления экономики России.
Внедрение современных научно-технических разработок на предприятиях будет способствовать преодолению негативных трендов в экономике России и позволит использовать достижения мировой практики экономического развития.
Анализ основных перспектив и проблем инновационного предпринимательства предполагает рассмотрение самого понятия «инновации».
Как экономическую категорию в научный оборот ее ввел австрийский экономист Й. Шумпетер. Под инновацией он понимал любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции [5].
Проблемами инновационного развития регионов и роли государства в этом процессе посвящены работы известных экономистов Глазьева С.Ю., Кондратьева Н.Д., Шумпетера Й. Проблемы развития элементов национальной и региональной инновационных систем исследуются в работах Борисовой Е.А., Ворониной Л.А., Канторович Л., Норта Д. Различные аспекты региональной конкурентоспособности рассмотрены в работах Портера М., Данилова Р.А., Селезневой Л.С. Проблемы создания благоприятной экономической среды и создания стимулов развития промышленного производства нашли свое отражение в работах российских и зарубежных ученых, таких как Грибов В.Д., Веселовский М.Я., Орлов О.А., Формби Д.
Инновационная деятельность предприятия – это деятельность, которая направлена на поиск и реализацию инноваций в целях расширения выпуска и улучшения качества продукции, совершенствования организации производства и технологических процессов.
Инновационное предпринимательство направлено на использование новых научных разработок и исследований для получения прибыли, повышения конкурентоспособности бизнеса на основе расширения и обновления номенклатуры выпуска товаров и услуг.
Предпринимательские структуры необходимо тщательно изучать, так как этому социально-экономическому явлению необходимо определить место в системе экономических взаимодействий. В складывающейся в настоящее время экономической ситуации необходимо особое внимание уделять инновационному предпринимательству, поскольку инновация это прежде всего взаимосвязь интеллекта и конкурентоспособности, что является основой экономического роста любой страны [2].
Глобальные экономические тренды
В настоящее время существует множество прогнозов направлений развития мировой экономики. Все они сводятся к тому, что в ближайшие 10–15 лет мировая экономика будет расширяться, а количественные и качественные характеристики мировой экономики все в большей мере определяются технологическими сдвигами, основу которых составляют инновации, причем основной эффект достигается не только за счет первоначального внедрения инновации, но и за счет широкого распространения и применения инновационных товаров. Научно-исследовательская деятельность становится все более сложной и многообразной, а инновации появляются в областях, прямо не сопряженных с ней – в корпоративном менеджменте, маркетинге, секторе деловых услуг, государственном управлении.
Инновационный рост как вектор развития мировой экономики в предстоящие 10-15 лет будет основываться на конвергенции технологий. В ходе этого процесса появляются широкие возможности возникновения большого количества технологических направлений на стыке уже существующих. Наиболее перспективными выделяют биотехнологии, нанотехнологии, информационно-коммуникационные технологии.
На глобальном уровне расширение мировой экономики сопровождается ростом количества новых игроков. К таковым игрокам можно отнести, в том числе, такие страны, как Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР. По прогнозам экспертов, к 2050 году они должны войти в число богатейших стран мира.
В целом, обобщая опыт других стран, можно выделить некоторые типичные признаки роста, основанного на внедрении инноваций:
1. Развитие сложных и динамичных систем связи, смысл которого заключался в информационном взаимодействии на всех уровнях, начиная с индивидуального и заканчивая институциональным уровнями.
2. Расширение доступного объема факторов производства и повышение производительности труда, за счет чего формируются условия, при которых экономический рост опережает по темпам увеличение рабочей силы и населения в целом.
3. Модернизация устаревших институтов, переориентирование профессиональных групп, трансформация финансовой системы.
4. Автономия элементов институциональной системы – переход от иерархичной институциональной системы к самоорганизующейся.
5. Институциональная трансформация, выражающаяся в либерализации регулирования и децентрализации систем управления, при одновременном повышении автономии институтов.
Особое значение для инновационного развития страны имеют институциональные изменения, выражающиеся в изменениях институциональной структуры как набора взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, определяющих систему стимулов для экономических агентов.
Главными факторами институциональных изменений и институционального развития, по Й. Шумпетеру, выступают инновационная деятельность предпринимателей и технологический прогресс.
Основные пять типов инноваций были определены Й. Шумпетером в виде [12]:
– внедрения новых технологий производства известных продуктов;
– организации производства новых продуктов;
– открытия новых рынков продуктов и ресурсов;
– организационных нововведений.
Роль главного создателя новых комбинаций факторов производства играет предприниматель. Под влиянием перечисленных инноваций экономическая система выводится из состояния равновесия, а на предпринимателя возложена дестабилизирующая функция и функция создания предпосылок для достижения нового равновесия.
Вызовы предстоящего долгосрочного периода для России
Первый вызов – усиление конкуренции на глобальном уровне, которая будет охватывать не только традиционные рынки, к которым относятся рынки капитала, технологий, рабочей силы, но и систем национального управления, человеческого капитала, инноваций.
Второй вызов – новая волна технологических изменений, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии страны, обесценивание традиционных факторов роста. Высокоразвитые страны уже перешли к формированию новой технологической базы, основанной на использовании биотехнологий, нанотехнологий, информационных систем.
Третий вызов – возрастание роли человеческого капитала.
Четвертый вызов – исчерпание модели экспортно-сырьевого развития, основывающейся на наращивании топливного и сырьевого экспорта.
Достаточно длительный период, особенно в сфере оборонного комплекса, инновационная деятельность предприятий в России, опиралась на ранее накопленный интеллектуальный потенциал.
В современных условиях, когда экономики стран мира находятся в кризисе, особую роль приобретает фактор инновационного предпринимательства, который способствует экономическому росту, получению новой продукции. Не случайно и Президентом Российской Федерации и Правительством страны инновационный путь развития страны определен как приоритетный и является фактически безальтернативным [8].
Актуальность развития инновационного предпринимательства диктуется как внутренними факторами (уход от сырьевой модели экономического развития), так и внешними факторами (создание конкурентной экономики на уровне развитых западноевропейских стран).
Согласно проведенному исследованию инновационной активности российских компаний за 2014 год, наблюдается рост инновационной активности национальных фирм. Общий индекс инновационной активности вырос на 18%, а число новых стандартов повысилось на 15%. Наблюдается существенный рост экономической активности государства: так в мае–июне 2014 года доля новых конкурсов в рамках действующих программ федерального и регионального уровня выросла на 25%, а их общая сумма составила 5 млрд рублей. Растет число новых национальных проектов в областях, которые наиболее зависимы от зарубежных технологий: биотехнологии (18%), фармацевтика (14%), сельское хозяйство (11%), микроэлектроника (17%). Наибольший прогресс наблюдался в сфере создания беспилотных средств и робототехники (21%) [6].
Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества: субъекты инновационного развития
Переход на инновационный путь развития предполагает создание эффективных механизмов взаимодействия между государством, бизнесом и обществом, направленных на координацию усилий всех сторон, учет интересов предпринимательства и различных социальных групп общества при проведении инновационной политики.
Для перехода экономики на инновационный тип развития и создания национальной инновационной системы большую роль играют вложения в НИОКР, которые, по сути, являются перспективными инвестициями, что позволяет поддерживать конкурентоспособность страны на глобальном уровне и сохранять выгодную специализацию в системе международного разделения труда (табл. 1).
Таблица 1
Расходы на НИОКР (в процентах от ВВП)
Год
|
Дания
|
Исландия
|
Норвегия
|
Финляндия
|
Швеция
|
ЕС (27)
|
1985
|
1,25 %
|
0,74 %
|
1,48 %
|
1,58 %
|
2,88 %
|
–
|
1999
|
2,10 %
|
2,39 %
|
1,65 %
|
3,21 %
|
3,62 %
|
–
|
2012
|
2,98 %
|
2,40 %
|
1,65 %
|
3,55 %
|
3,41 %
|
2,17 %
|
Приведенные факты в целом объясняют, почему страны Северной Европы придерживаются инновационного пути развития. Приоритеты государственной экономической политики этих стран сформированы, по сути, вопреки неолиберальной идеологии, которая выступает за минимизацию роли государства во вмешательство в регулирование экономических процессов. Государство в этих странах довольно активно вмешивается в экономику, что позволило сформировать национальные инновационные системы и переход на инновационный путь развития.
Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных для предпринимательства условий, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний, расширения их способности к работе на глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции. Процесс формирования бизнеса и бизнес-структур почти всегда рассматривался с учетом фактора государственного влияния [7]. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, однако не должно подменять бизнес собственной активностью.
Необходимо сказать о координирующей и стимулирующей функции государства при переориентировании экономики в целом и бизнеса в частности на инновационный путь развития. Эта роль является ключевой. Без государственно-частного партнерства бизнесу самостоятельно не удастся изменить ориентацию национальной экономики, поскольку сейчас остро стоит проблема развития малого и среднего инновационного бизнеса.
Механизмы государственно-частного партнерства довольно широко используются в мировой практике. Идеология государственно-частного партнерства базируется на следующих принципах:
– государственно-частное партнерство предполагает официальные отношения между государственными и частными участниками, зафиксированные в официальных документах и нормативно-правовых актах;
– проекты государственно-частного партнерства реализуют публичные интересы на основе общественно полезных целей;
– государство и частный бизнес совместно привлекают ресурсы, принимают решения в ходе финансирования и управления проектом.
Однако присутствует ряд факторов, которые вызывают трудности развития инновационного предпринимательства в нашей стране. К ним мы относим следующие:
– отсутствует долговременная стратегия государства по инновационному развитию, нет глобального проекта, который бы предполагал сосредоточение бизнеса преимущественно на инновационных технологиях;
– высокие риски в переходе российского предпринимательства на инновационный путь развития, более того, сам инновационный процесс в экономике не может происходить в условиях нестабильности и неопределенности. Ощущается нехватка так называемых «длинных денег», которые можно было бы использовать бизнесу для инновационного обновления производства;
– ориентация российского предпринимательского сообщества на краткосрочные вложения, или так называемая ориентация на сегодняшний день. В некоторой степени это проявление российского менталитета, рассмотрение государственной поддержки в качестве получения прибыли в короткие сроки;
– правовая неопределенность и слабая защищенность производителей интеллектуальной собственности в России, что затрудняет формирование рынка инновационных идей;
– неэффективное государственное управление, дефицит квалифицированных управленческих кадров.
Инновационное развитие предпринимательства в стране зависит от уровня инновационного развития регионов. В связи с этим возникает необходимость решения проблем, связанных с повышением конкурентоспособности российских регионов и принятия мер по созданию условий для ведения инновационного бизнеса, благодаря которым повысилась бы эффективность деятельности российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
Улучшение делового и инвестиционного климата зависит от администраций регионов – именно они внедряют инновационную политику, основу которой должно составлять налаживание связей между бизнесом, наукой и университетами, выращивать квалифицированные кадры, снижение до минимума административных барьеров [1].
Роль государства в данном случае видится в создании и развитии кластеров предприятий, имеющих в своем составе центры генерации научных знаний, центры генерации инноваций, центры подготовки высококвалифицированных специалистов, фирмы, выпускающие продукцию с долгосрочными конкурентными преимуществами [11].
На формирование кластеров в регионах, на наш взгляд, большое влияние оказывают следующие факторы:
– институциональные факторы;
– интеллектуальные факторы;
– инфраструктура;
– инвестиционный климат и инвестиционная политика региона.
Как показывает мировой опыт, одним из важных условий формирования инновационного кластера является уровень передачи инноваций. Выделяют следующие уровни передачи инноваций [13]:
1. Передача только материальной составляющей инновации и минимальной части ее информационной составляющей – это позволяет использовать инновации, но не дает информации о ее внутренней структуре, составе, принципах, на которых основано ее функционирование.
2. Передача вместе с материальной составляющей инновации технологии ее производства, принципов ее функционирования, что позволяет копировать последнюю или вносить в инновацию изменения с целью ее адаптации.
3. Передача информационной составляющей инновации, которая позволяет как разработать данную инновацию, так и изучить технологию и принципы (организационные, научные), лежащие в ее основе.
Необходимо отметить, что создание и развитие инновационных предпринимательских кластеров взаимосвязано с созданием инфраструктуры и включает следующее:
– обеспечение обмена информацией между всеми резидентами инновационного кластера;
– научно-техническое обеспечение;
– ресурсное обеспечение резидентов инновационного кластера;
– возможность коммерциализации инноваций (маркетинг, реклама, сбыт);
– финансирование инноваций (банки, страховые компании, венчурные компании).
Нам представляется два сценария развития экономики России:
1. Экстенсивный сценарий. В ходе данного сценария будут развиваться традиционные отрасли экономики с соответственно длительным периодом окупаемости (порядка 8–12 лет) и сравнительно невысокой рентабельностью: это освоение новых месторождений нефти в Арктике, строительство транспортных коридоров с Азией, сырьевые проекты в рамках сотрудничества со странами БРИКС.
2. Интенсивный сценарий. В ходе данного сценария опережающими темпами будут развиваться отрасли с высокотехнологичным производством, высокой прибыльностью и коротким сроком окупаемости (от 3 до 5 лет), что будет способствовать завершению пятого экономического уклада. Потенциально к таким отраслям можно отнести производство военной техники, космическое оборудование, авиастроение, телекоммуникации, информационные технологии, производство микроэлектроники.
Безусловно, наиболее выгодным и актуальным для нашей страны является развитие экономики по интенсивному сценарию. Реализация данного сценария требует существенной государственной помощи национальному предпринимательству, мобилизации ресурсной базы – это единственный эффективный путь развития экономики и складывающиеся условия позволяют его реализовать.
Заключение
1. Создание условий для развития инновационного предпринимательства в России имеет важнейшее значение. Решая данную задачу, необходимо учесть мировой опыт инновационного и развития.
2. Развитым в экономическом отношении странам удалось создать разнообразные как экономические, так и административные механизмы, которые связаны с инновационным развитием и основываются на следующих принципах:
– отраслевой подход государства и мощная поддержка бизнеса;
– законодательная поддержка инновационной деятельности;
– автоматическая поддержка со стороны государства по формальным основаниям и независимо от воли чиновников.
Источники:
2. Адова И.Б., Милехина О.В., Дорофеева А.В. Информационное сопровождение и организационные инновации на промышленных предприятиях // Инновационная экономика и промышленная политика региона (Экопром-2015): Сборник материалов конференции. – СПб: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015. – 822 с. – С. 545-548.
3. Антюшина Н. Значение опыта североевропейских стран для экономической теории и политики // Экономист. – 2015. – № 8. – С. 51-59.
4. Инновационное развитие – основа модернизации экономики России. – М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. – 168 с.
5. Ильина Л.В. Организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития предприятий сферы услуг. – СПб: Астерион, 2011. – 54 с.
6. Карова Е.А. Инновационное развитие России в условиях экономических санкций // Экономические науки. – 2014. – № 118. – С. 21-24.
7. Кашин А.В. Особенности регулирования деятельности доминирующей фирмы на муниципальном уровне // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2007. – № 4. – С. 76-80.
8. Кравец А.В. Проблемы и перспективы Российской экономики в условиях мирового экономического кризиса // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2015. – № 9-10. – С. 121-123.
9. Федорович В.О., Конципко Н.В. Финансовый механизм формирования стратегических финансовых накоплений в крупных индустриальных корпорациях // Вестник НГУЭУ. – 2012. – № 3. – С. 83-93.
10. Кашин А.В., Кузьменко М.А. Специфика среды функционирования интеллектуально-ориентированной доминирующей компании // Креативная экономика. – 2008. – № 8. – С. 12-17.
11. Федорович В.О. Рациональная структура капитала индустриальной корпорации как база роста инновационной стоимости ее имущественного комплекса // Инновационная экономика: от теории к практике: Сборник материалов конференции. – Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2011. – 272 с. – С. 98-109.
12. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: МГОУ, 2011. – 92 с.
13. Яковлев М.А. Диффузия инноваций как фактор экономического развития // Современные аспекты экономики. – 2004. – № 16. – С. 44-54.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 03:07:46