Support and development of small and medium businesses under conditions of a small town on the municipal level
Natalia Pysina1,2,3,4
1 Чайковский филиал
2 Пермского национального исследовательского
3 политехнического университета,
4 г. Чайковский
Download PDF | Downloads: 24
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 16, Number 24 (December, 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The author reveals basic provisions of the legal acts for support of the development of small and medium businesses on the municipal level. Due to the replenishment of budgetary funds by business tax liabilities, the executive authorities can implement projects and programs of the municipal entity development. The article presents the dynamics of the quantity of enterprises, their production volumes, the economic response is reflected through the example of a statistical research of the town of Chaykovsky. The presented research data allow to understand how important the support of small and medium entrepreneurship is in small towns. The article also provides the level of the employed population quantity for a certain time period due to expansion of the business sector in different fields of its activity.
This article allows researchers to point out positive and negative moments in the system of growth and development, to develop the individual (for their own town) small and medium entrepreneurship support program. Active events presented for beginners and active entrepreneurs developed together with the business sector of the Chaykovsky municipal district give the opportunity to take some of them as a basis and to correct them according to the purpose of the research.
Keywords: strategic management, small and medium entrepreneurship, regional economy, support, economic activity, subsidies, subjects of the small entrepreneurship, dynamics of development
Введение
Малое предпринимательство – динамичная форма хозяйствования, которой присущи гибкость и умение чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне не менее важна, так как постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом экономической стабильности (Махмудова, 2015).
В свою очередь, для эффективного экономического развития, а также функционирования малых предприятий на уровне муниципального образования все большее значение приобретает формирование благоприятного предпринимательского климата. Ведь важность развития предпринимательской среды приобретает актуальный характер, поскольку от процветания и эффективного функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние и занятость большинства населения города (Медков, 2014a; Медков, 2014b).
Для того чтобы создать «здоровую» конкуренцию в развитии предпринимательского сектора города, а также обеспечить развитие и занятость населения, необходимы определенные условия, которые, в свою очередь регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», суть которого заключается в установлении форм поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в данном Законе четко прописаны субъекты малого и среднего предпринимательства, в число которых входят:
- индивидуальные предприниматели;
- потребительские кооперативы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- коммерческие организации (за исключением муниципальных и унитарных предприятий) [1].
Субъектами малого и среднего предпринимательства являются лица при выполнении ими следующих критериев:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:
а) микропредприятия – 120 млн рублей;
б) малые предприятия – 800 млн рублей;
в) средние предприятия – 2 млрд рублей [2].
На наш взгляд, четкое позиционирование субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их государственная поддержка, подкрепленная положениями соответствующих федеральных законов и постановлений правительства вполне обоснованы, так как позволяют, обеспечить условия для развития бизнес-активности территории.
Кроме того, благоприятное развитие малого и среднего предпринимательства, возможно в случае взаимодействия политических, социальных и экономических факторов, которые охватывают почти все направления осуществления бизнеса [3].
К числу задач в рамках данных факторов входят [4]:
1. В политическом аспекте – обеспечивать формирование среднего класса – основного гаранта политической и социальной стабильности общества.
2. В социальном аспекте – способствовать обеспечению материального благополучия населения и его занятости, культурному и духовному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и услуг.
3. В экономическом аспекте – увеличение валового регионального продукта, содействие развития конкурентной рыночной экономики, повышение доходов бюджета и внебюджетных фондов.
Реализация данных задач возможна при наличии благоприятных условий, которые определяются и регулируются органами государственной власти как на муниципальном и региональном уровне, так и на федеральном в отношении малого и среднего предпринимательства [5].
Таким образом, законодательное регулирование малого и среднего предпринимательства позволяет данным участникам сориентироваться в сфере бизнеса, и отлаженно функционировать.
Результаты исследования
Объектом данного исследования послужил город Чайковский Пермского края, в котором автором была рассмотрена система поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Анализ статистических отчетов, официальных документов показывает, что за период с 2012 по 2014 гг. на территории города Чайковский наметилась тенденция к улучшению общей среды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данной положительной тенденции способствуют различные проекты, программы, ярмарки, круглые столы поддержки предпринимательской деятельности во всех сферах, а также субсидии, микрозаймы со стороны органов местного самоуправления, что является сильным подспорьем для начинающих предпринимателей. Уже представлены форумы, программы поддержки предпринимательства, такие как «Франчайзинг. Перспективы развития малого бизнеса», «Премия развития-2016», «Бизнес-леди», «Предприниматель года-2015», обучение по программе «Эффективное продвижение и результативные продажи» и так далее [6]. Так, например, на начало 2015 года, в Чайковском было выдано одиннадцать микрозаймов на общую сумму 4 млн 175 685 тысяч рублей.
На начало прошлого года специалистами в сфере предпринимательства были безвозмездно проведены «круглые столы» по проблемам и системе организации малого и среднего предпринимательства, в которых приняло участие 1487 человек. Мы можем констатировать тот факт, что Чайковским муниципальным районом ведется активная, грамотная работа по системе развития малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, результаты оценки динамики развития малого и среднего предпринимательства за период с 2012 по 2014 гг. указывают на поступательное расширение данного сектора экономики, что, в свою очередь, является благоприятным фактором развития города Чайковский.
Данные авторских исследований развития и поддержки малого и среднего предпринимательства свидетельствуют о том, что число малых предприятий за указанный отчётный период (2012–2014 гг.) возросло на 18,9 %, численность трудящегося населения, на данных предприятиях, превысила 129 тысяч человек. Динамика численности трудящихся выглядит следующим образом: 2014 год – (по сравнению с 2013 годом) малые предприятия обеспечили на 43,1 тысячи больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 13,9%, повысившись на 4,3 % по сравнению с показателем 2013 года.
Данная динамика свидетельствует о том, что происходит интенсивный рост и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Чайковский.
Результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что в Чайковском муниципальном районе по состоянию на 1 января 2014 года зарегистрировано 2500 индивидуальных предпринимателей, около 700 имеют статус субъекта малого и среднего предпринимательства. По видам экономической деятельности малые предприятия представлены практически во всех секторах экономики, но большая доля предприятий малого и среднего предпринимательства развивается в сфере торговли (58%) [7]. Вторую позицию, по данным исследованиям, занимает промышленное производство – 17 %; третью – бытовые и транспортные услуги (17%), затем следует недвижимость с 9 %.
Можно констатировать факт, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает. Для города Чайковский данный процент в сфере торговли (58%), является достаточно высоким. Возникает противоречие, с одной стороны, достаточно большое предложение по широкой номенклатуре товаров, а с другой – сфера производства остается недостаточно развитой.
Социологический опрос, проведенный автором в 2014 г. совместно с бизнес-центром, среди предпринимателей города Чайковский, позволил разъяснить сложившуюся ситуацию: предлагать готовые решения населению (в виде торгового предложения либо посреднических услуг), гораздо легче и менее затратнее.
Если обратиться к истории развития города Чайковский, то можно отметить, что до 1998 года сфера производства была лидирующей и город «обслуживал» себя самостоятельно. На сегодняшний день существует большое количество зарегистрированных производственных или многоцелевых предприятий, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Интерес, впрочем, представляет и динамика производства продукции малыми и средними предприятиями. В 2013 сумма денежных средств от произведенной в Чайковском продукции составляла 8834 тыс руб., в 2014 году уже 9908 тыс рублей [8]. То есть прирост произведенной продукции в стоимостном выражении составил за один год 1 млрд 074 тыс рублей. В 2014 году чистая прибыль промышленных малых и средних предприятий составила 191 млн 122 тысяч рублей. Что составляет 76% от консолидированной чистой прибыли субъектов малого и среднего предпринимательства.
Дополнительный рост показателей абсолютных и относительных эффективности и результативности развития и функционирования предприятий малого и среднего бизнеса на территории г. Чайковский обеспечивают различные семинары, такие как «Умник», «Старт», «Развитие», «Ты предприниматель»; ярмарки; мероприятия: «День работника торговли», «День предпринимателя», «Народные промыслы», а также положения программы развития предпринимательства на 2015–2020 гг. [9]
Заключение
1. Статистика роста численности занятых в предпринимательской деятельности, а также динамика производства продукции, подтверждает факт поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне в городе Чайковский.
2. Активная позиция Чайковского муниципального района создает благоприятные условия для роста и развития предпринимательской деятельности на всех уровнях функционирования, тем самым мотивируя жителей города к организации собственного дела.
3. Разработанные и предложенные программы, мероприятия, «круглые столы» для начинающих и действующих предпринимателей помогают им расти и развиваться, решая при этом ряд социальных, экономических, политических задач.
[1] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
[2] Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
[3] Наумов, В.Н. (2010). Организация предпринимательства (Учебное пособие). – СПб: Питер. 384 с.
[4] Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации, от 01.01.01 г. на период 2016–2020 гг.
[5] Малый бизнес (2009). Учебное пособие. М.: КНОРУС. 336 с.
[6] Административный регламент предоставления субсидий, грантов и микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства.
[7] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
[8] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
[9] Постановление Администрации Чайковского муниципального района от 08.12.2014 № 2213 «Об утверждении Порядка реализации мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Чайковском муниципальном районе» программы «Экономическое развитие в Чайковском муниципальном районе на 2014–2020 год»; Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации, от 01.01.01 г. на период 2016–2020 гг.
Страница обновлена: 20.05.2025 в 09:32:34