Влияние региональной финансовой системы на структуру экономики региона

Болдырева Л.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (129), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Болдырева Л.В. Влияние региональной финансовой системы на структуру экономики региона // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 21-25.

Аннотация:
После формирования благоприятной макроэкономической ситуации в 2004-2007 гг. текущая стабильность в Российской Федерации подверглась усиленному воздействию взаимосвязанных тревожных тенденций прошлых лет и нарастания мирового финансового кризиса. Увеличилась инфляция, государственный внешний долг снизился за счет увеличения частного, повысились процентные ставки на межбанковском рынке, прекратился доступ к зарубежным кредитам для подавляющего большинства субъектов российской экономики.

Ключевые слова: финансовый кризис, финансовая система, экономика региона, структура экономики региона



Эти процессы проверяют на устойчивость не только национальное хозяйство в целом, но и экономические и финансовые системы регионов страны.

Экономика России представляет собой пространственно неоднородный механизм, функционирующий на основе вертикальных, горизонтальных экономических, социальных и политических взаимодействий, входящих в систему мировых хозяйственных связей. Полноценная стратегия социально-экономического развития страны должна учитывать все аспекты и стремиться к формированию единого экономического пространства [3].

Экономическая политика: либеральность или протекционизм?

Рыночные механизмы обладают ограниченной способностью предупреждать и преодолевать серьезные различия в развитии региональной экономики. В этом случае все более актуальными становятся проблемы экономического развития субъектов федерации. Сформированные под влиянием серьезных территориальных различий в уровнях жизни населения, эти проблемы оказывают неблагоприятное воздействие на эффективность экономики и стратегию социально-экономической политики регионов.

Согласно имеющейся статистике Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по межрегиональной социально-экономической дифференциации. В какой-то степени, по мнению А. Губиной, это объясняется внешней экономической дифференциацией, поскольку при отсталости страны возможности выравнивания межрегиональных пропорций внутреннего развития становятся ограниченными [1].

Экономический рост региона зависит от направленности проводимой экономической политики. Либеральность обеспечивает значительный приток инвестиций, которые в свою очередь обуславливают рост занятости, производства, доходов регионального бюджета. Протекционистская экономическая политика ухудшает инвестиционный климат, сокращает доходы населения и его занятость, снижает доходную базу регионального бюджета.

В рамках первой схемы развиваются Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Самарская, Пермская, Тюменская и ряд других областей. В рамках второй – регионы Центрального Черноземья, Поволжья и большинство национальных автономных республик.

Финансовое бремя перекладывается на узкий круг регионов-доноров

Ликвидация государственного вмешательства породила протекционистские настроения в Краснодарском крае, Ставропольском крае и Ростовской области. Реальным свидетельством неадекватности проводимой экономической политики явился рост регионов-реципиентов, когда финансовое бремя перекладывается на узкий круг регионов-доноров. Следовательно, необходимо выявить причины, обуславливающие различия между регионами по темпам роста и разработать меры по реформированию региональных финансовых систем.

До настоящего времени нет единой концепции, описывающей взаимодействие финансовой системы и экономики региона, которая необходима для осуществления успешного перехода от депрессивного состояния к ускорению темпов экономического развития. Недостаточно разработаны вопросы определения влияния финансовых ресурсов и финансовых институтов на динамику региональной экономики.

Финансовое регулирование социально-экономического развития можно представить как организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях повышения воспроизводства. В последние годы общей тенденцией для экономически развитых стран является отход от патернализма – высокого уровня государственных социальных гарантий.

Краснодарский край: упор на развитие сферы услуг

Развитие социальной сферы большинства регионов имеет серьезные проблемы. Например, в Краснодарском крае численность малоимущих граждан в 2007 году составляла 1,041 млн человек или 23% от общей численности населения. Показатели обеспеченности объектами социальной сферы ниже среднероссийского уровня. Сеть социально-реабилитационных учреждений не обеспечивает потребностей в реабилитационных услугах.

Решением вышеперечисленных проблем стала реализация мероприятий в рамках программы «Сфера платных и социальных услуг», обеспечивших повышение качества и доступности социальных услуг взрослому и детскому населению края.

Сфера услуг предназначена для максимального удовлетворения потребностей населения в торговом, транспортном, культурном и сервисном обслуживании. Например, оборот торговли и общественного питания в Краснодарском крае в структуре валового регионального продукта занимает 12%. Объем услуг населению в 2007 году сократился на 5% при росте в среднем по России на 15%. Это привело к сокращению доли услуг в ВРП [1] края с 15 до 12% и уменьшению доли региона в общероссийском объеме услуг с 3,6 до 3,1%. Снижение объемов услуг обусловлено устойчиво высоким ростом цен и тарифов на услуги, которые значительно опережают динамику изменения цен на товары.

Эффективность экономики и инфраструктура региона

Эффективность функционирования экономики региона зависит от его инфраструктуры. Например, основными составляющими производственной инфраструктуры Краснодарского края являются морские порты, обеспечивающие прямой выход через Азовское и Черное моря на международные торговые пути. К числу ведущих портов и портовых комплексов в России относятся порты южных городов Новороссийска и Туапсе.

Транспортная инфраструктура края включает:

– свыше 2,7 тысячи километров железных дорог;

– международные аэропорты федерального значения (Краснодар и Сочи);

– аэропорт федерального значения (Анапа);

– региональный аэропорт (Ейск).

Общая протяженность автомобильных дорог – 26 тыс. км. Инженерная инфраструктура представлена международным нефтепроводом «Тенгиз – Новороссийск» и комплексом газопровода «Россия – Турция».

Неотъемлемой частью стратегического планирования развития региона является финансирование заложенных в стратегию проектов и мероприятий. Так, в рамках реализации «Программы социально-экономического развития Краснодарского края» (2003-2008 гг.) общая потребность в финансовых ресурсах составила 171,4 млрд руб. Структура участия в инвестировании программных мероприятий сложилась следующим образом:

– федеральный бюджет – 14,9 млрд руб. (8,7%);

– краевой бюджет – 33,6 млрд руб. (19,6%);

– местные бюджеты – 4,6 млрд руб. (2,7%);

– внебюджетные источники – 118,3 млрд руб. (69%).

Программные мероприятия сгруппированы с учетом их функциональной однородности и составляют шесть кластеров:

– транспортный кластер;

– агрокластер;

– туристско-рекреационный кластер;

– промышленность и малый бизнес;

– сфера платных и социальных услуг;

– минерально-сырьевая база, экология и другие отрасли. [2].

Таким образом, в целях развития российских регионов и стимулирования экономического роста необходимо отказаться от малоэффективного процесса выравнивания развития регионов. Следует перейти к созданию условий, способных оказывать стимулирующее воздействие на субъекты Российской Федерации к мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих экономический рост. Это должно достигаться путем повышения эффективности функционирования региональной финансовой системы, государственного и муниципального управления, формирования и развития кластеров, модернизации экономики.

[1] ВРП — валовый региональный продукт — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:57:13