Роль государственной социальной политики в развитии городов в системе расселения

Солонцов С.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Одной из современных тенденций в системе расселения является урбанизация, т.е. формирование крупных городов. Это объективный процесс. И рыночная трансформация российской экономики дала ему совершенно новый импульс к развитию. Вместе с тем Российская Федерация на сегодняшний день по многим социальным показателям значительно уступает странам с развитой рыночной экономикой.

Ключевые слова: город, урбанизация, социальная политика



Одной из современных тенденций в системе расселения является урбанизация, т.е. формирование крупных городов. Это объективный процесс. И рыночная трансформация российской экономики дала ему совершенно новый импульс к развитию. Вместе с тем Российская Федерация на сегодняшний день по многим социальным показателям значительно уступает странам с развитой рыночной экономикой.

По данным Федеральной службы государственной статистики количество поселков городского типа и население в них неуклонно сокращается. При этом миграция людей развивается по классическому образцу: «сельское поселение → малый или средний город → крупный город».Тенденция пространственного развития урбанизации, таким образом, должна подвергаться воздействию со стороны государства, чтобы обеспечить оптимальную структуру общегосударственной системы расселения. В этом контексте необходимо выделить, по крайней мере, два государственные стратегии:— стратегия территориального развития России;— стратегия сокращение различий в социально-экономическом развитии территорий.

Городские проблемы и тенденция к их драматизации

Совершенно очевидно, что обеспечение оптимальной структуры общегосударственной системы расселения во многом связано с решением социальных проблем на отдельных территориях. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве самостоятельного направления государственного регулирования урбанизационных процессов, помимо градостроительного, миграционного и т.п., социальную политику.Урбанизация влечет за собой формирование принципиально новой среды обитания – социально-экономического комплекса расселения. Кроме того, важно отметить, что город представляет собой систему, элементы которой отличаются исключительно высокой степенью связности, в том числе:— технологической, то есть основанной на единстве разнообразных технологических систем, которые обеспечивают получение и регулирование информационных, энергетических и материально-вещественных потоков;— психологической, возникающей при общении людей в процессе осуществления своей жизнедеятельности;— информационной (коммуникативной), базирующейся на широком распространении и развитии различных средств информатизации (включая печать и электронную прессу);— экономической, то есть проявляющейся через систему экономических интересов, потребности людей и способы их удовлетворения;— организационной [1].Высокая степень связности элементов социально-экономической системы города создает объективные предпосылки для проявления в нем феномена мультипликации, то есть масштабного возведения в степень любой городской проблемы или в иной терминологии - ее драматизации. Наиболее полно этот эффект проявляется при возникновении каких-либо нарушений или сбоев в социальной сфере. Между тем в городах сегодня складывается достаточно острая ситуация в этой сфере. В частности, по данным Федеральной службы государственной статистики более 60% населения проживающего в городах относится к группе малоимущих, т.е. тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума. При этом около 50% такого населения входит в группу крайне бедного населения, чьи доходы в два и более раза ниже прожиточного минимума. Наиболее негативная тенденция в этом контексте имеет место в городах с численностью населения от 0,25 до 0,5 млн чел., где в последние годы размеры группы малоимущего населения стали возрастать.Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении малоимущих домохозяйств. Отличие состоит лишь в том, что рост их числа в последние годы наблюдается в городах с численностью населения от 0,05 - 0,1 и 0,1 - 0,25 млн чел.

Социальная политика государства

Необходимо отметить, что в экономической литературе находят отражение две полярные позиции относительно роли государства в решении проблем социального развития. Однако в последние годы имеет место их сближение, которое сопровождается дискуссией о границах государственного контроля в вопросах реализации социально-экономической политики [2]. Это обстоятельство во многом обусловлено тем, что современные потребности в социальном устройстве государства предопределяют необходимость приобретения им статуса социального государства [3]. Последнее положение наиболее полно отражается, в первую очередь, в национальных приоритетных проектах [4]. Одновременно с этим оно находит свое воплощение в государственной социальной политике, направлениями которой являются:— политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние);— политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения);— социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии);— политика развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт);— социоэкологическая политика;— политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание);— миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, вне­шняя трудовая миграция) [5].Эти направления реализуются на основе следующих инвариантных принципов: а) социальной справедливости; б) индивидуальной социальной ответственности; в) социальной солидарности; г) социального партнерства; д) социальной компенсации и т.п.

Гражданам без определенного места жительства гарантируется временный приют

Несомненно, все перечисленные направления социальной политики имеют то или иное отношение к развитию городов. Однако первостепенное значение во многом имеет все же социальное обслуживание населения в городах и охват его мерами по социальной защите.Социальное обслуживание в Российской Федерации основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности; профилактической направленности. Оно предоставляется на основе минимальных государственных социальных стандартов (МГСС), которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания [6]. Городские власти могут повышать уровень таких услуг, создавая тем самым объективные предпосылки для улучшения качества жизни населения на их территории и, соответственно, для развития городов.

Необходимость экспертизы обеспечения социальной защиты населения

Социальная защита населения — одна из актуальных городских проблем, которая приобрела особую остроту в последнее время. Она означает необходимость одновременной защиты человека и общества от стихий, порождаемых как природой, так и самим обществом. Человеку должны быть обеспечены достойные условия существования, выживания и развития на уровне, соответствующем уровню развития производительных сил и общественных отношений, познания природы [7, 8].По данным Федеральной службы государственной статистики общий объем социальных выплат в 2006 году по сравнению с 2001 годом увеличился почти в 2,5 раза. В целом эти объемы ежегодно в последнее время возрастают почти на 10%. Следует отметить, что размеры и структура социальных выплат в территориальном плане неоднородны, например, в средних и крупных городах она являются наибольшими. Это положение во многом объясняется тем, что в городах растет число пенсионеров, на которых приходится максимальный объем социальных выплат. Между тем соотношение базовой составляющей трудовой пенсии по старости составляет около 40% от величины прожиточного минимума.Отдельной статьей государственных расходов на социальные цели в городах являются затраты на строительство и эксплуатацию стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства и т.п.Как свидетельствует статистика, Российская Федерация по многим социальным показателям значительно уступает странам с развитой рыночной экономикой. Однако необходимо отметить, что социальная защита населения и личности несовершенна в государственных системах любого типа. Это обстоятельство объективно повышает значимость социальной экспертизы в сфере обеспечения социальной защиты населения в городах.


Источники:

1. Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. - М.: Наука, 2001. - 392 с.
2. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 345 с.
3.. Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М.: «Дело ЛТД», 1994. - 224 с.
4. Приоритетные национальные проекты - идеология прорыва в будущее: сборник / сост.: Иванов А.И., Казанцев В.О., Кар­пенко М.Б., Мейер М.М. - М.: Издательство «Европа», 2007. - 116 с.
5. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательс-ко-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. - 216 с.
6. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: федеральный закон: от 10.12.95: № 195-ФЗ.
7. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: учебное пособие / под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. - 336 с.
8. Сенных Л.Н. Социальная защита населения: Административно-правовое регулирование системы управления: монография. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. - 184 с.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 19:08:02