Биржевое хеджирование ценовых рисков сельскохозяйственных производителей
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Россия исторически была одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Еще в 2006 г. РФ занимала 1-е место в мире по производству подсолнечника и 5-е место в мире по производству зерна (44,9 млн. тонн зерна, 7% от мирового производства).
Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, хеджирование, биржа
Россия исторически была одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Еще в 2006 г. РФ занимала 1-е место в мире по производству подсолнечника и 5-е место в мире по производству зерна (44,9 млн. тонн зерна, ‑ 7% от мирового производства) [2].
Однако теперь Россия все чаще выступает в роли импортера. По нашему мнению, этот факт является прямым следствием утраты отечественными сельхозпроизводителями конкурентных преимуществ на рынке продовольствия вследствие резкого, почти в два раза, роста стохастичности [1] [1]. Из этого следует, что ценовые риски российских предприятий АПК значительно выросли и становится чрезвычайно актуальным вопрос об эффективном управлении ими.
В настоящее время большое количество отечественных сельхозпредприятий пытается самостоятельно решать проблемы рисков, выбирая способы хозяйственной интеграции и диверсификации продуктов. Это приводит к монополизации отрасли и росту цен на продовольственные товары.
Выход найден: биржевое хеджирование рисков
Попытки переложить риски на систему страхования с государственным участием также не дают желаемых результатов и приводят к поощрению заведомо самых неэффективных сельхозпроизводителей. В связи с этим актуальным становится вопрос о разработке и более широком распространении рыночных механизмов трансферта ценовых рисков сельхозпроизводителей, в частности хеджирования.
Цель хеджирования [2] заключается в том, чтобы сделать максимально предсказуемой величину будущих денежных доходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Основным инструментом хеджирования ценовых рисков сельхозпроизводителей являются биржевые контракты опционов и фьючерсов.
Опцион – это контракт, по которому продавец за определенную плату предоставляет покупателю право купить или продать актив, лежащий в его основе, в рамках определенного времени по заранее оговоренной цене. В качестве актива могут выступать фьючерсы, валюта, товары. Затраты на приобретение опциона составляют уплаченную премию. Дополнительного обеспечения в виде маржи не требуется.
Фьючерсный контракт представляет собой право и обязательство купить или продать актив в установленный срок в будущем на условиях, согласованных в настоящее время и по цене, определенной сторонами при совершении сделки. Так, соответствующей биржевой спецификацией принято определять в одном контракте количество товара конкретного сорта, место и сроки его поставки, форму оплаты, санкции за нарушение условий, порядок арбитража и другое. Высокая степень стандартизации позволяет вести на бирже ликвидные торги фьючерсами, т.к. имеется единственный пункт, по которому покупатель и продавец должны прийти к соглашению – это цена [4].
Правила фьючерсной торговли предполагают, что если один контракт изначально был продан, то затем необходимо будет приобрести аналогичный на тот же актив и в том же количестве, чтобы закрыть позицию. То есть хеджер, при неблагоприятном движении цены свой убыток на наличном рынке компенсирует прибылью на фьючерсном рынке. И, наоборот, при благоприятном движении – дополнительная прибыль будет покрывать убыток по фьючерсной позиции. Таким образом, при любом ценовом развитии сельхозпредприятие, участвующее в хеджировании, имеет возможность получить заранее запланированную норму прибыли.
Этапы хеджирования
Сам процесс хеджирования включает следующие этапы:
1) Этап анализа. Проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью выявления основных рисков и принятия решения о том, какие именно риски будут хеджироваться. Сельхозпроизводителями традиционно хеджируются:
‑ ценовые колебания некоторых видов сельхозпродукции и ресурсов (в т.ч. горюче-смазочных материалов),
‑ риски, связанные с изменением погодных условий,
‑ процентные риски,
‑ валютные риски (для предприятий, участвующих во внешнеэкономической торговле).
2) Этап подбора и оценки эффективности инструментов. На этой стадии выбирается торговая площадка и срочные инструменты, клиринговая компания и биржевой брокер. Подписываются договоры на обслуживание и открываются счета, используемые в качестве обеспечения выполнения обязательств по открытым позициям. В России еще не закончилось формирование полноценного рынка срочной торговли. Первые попытки биржевого хеджирования рисков сельхозпроизводителей делаются на торговых площадках «Российская торговая система» и «Национальная товарная биржа».
Однако следует помнить, что хеджинг разрабатывается с целью трансформации риска из неприемлемой формы в приемлемую, когда преимущества хеджирования сопоставимы с издержками на его осуществление, которые складываются из:
‑ комиссионного вознаграждения биржи, на которой торгуется используемый при хеджировании фьючерс;
‑ комиссионного вознаграждения брокера;
‑ залога, который должен быть внесен в качестве обеспечения открываемой фьючерсной позиции;
‑ вариационной маржи, списываемой при движении рынка в направлении, противоположном открытой фьючерсной позиции.
В целом данная группа затрат составляет относительно небольшую величину. Так, при совершении операций на биржах США (СВОТ, СМЕ и др.) размер комиссионных равен в среднем 40 долл. за round trip (операция по открытию и последующему закрытию контракта). Эта сумма покрывает комиссионные биржи и брокера.
Величина залога по фьючерсам на сельскохозяйственные товары колеблется в интервале от 52 (ячмень, WCE) до 2700 долл. (масло, CME) за контракт [3].Однако если затраты все же превышают возможные ценовые риски, то проводить хеджирование экономически не целесообразно.
3) Этап активного хеджирования. Он состоит из открытия позиции на срочном рынке, контроля и принятия корректирующих решений в случае непредвиденного стечения обстоятельств. Для эффективной реализации этого этапа необходима разработка специальных стратегий хеджирования в каждом конкретном случае. Кроме того, требуется построение программ с использованием не только биржевых фьючерсов, но и др. внебиржевых инструментов срочной торговли. И очень важно, чтобы такими программами постоянно и профессионально управляли.
Результат — стабилизация доходов
Несмотря на трудности, с которыми сельхозпредприятие может столкнуться в процессе хеджирования, его роль в обеспечении устойчивого развития отечественного сельского хозяйства достаточно велика, т.к. позволяет:
‑ существенно снизить ценовые риски, связанные с закупками сырья и поставкой готовой продукции для отдельных сельхозпроизводителей;
‑ высвободить ресурсы сельскохозяйственных предприятий, уменьшить финансовые издержки и стабилизировать доходы;
‑ обеспечить стабильность политики хозяйственных запасов предприятия без необходимости заключать невыгодные долгосрочные форвардные контракты;
‑ своевременно информировать всех участников сельскохозяйственного рынка об объемах продаж и ценах, решать вопросы стандартизации качества, что снижает уровень трансакционных издержек и повышает рентабельность, а, следовательно, и конкурентоспособность всей сельскохозяйственной отрасли.
Источники:
2. Кутовой В. В. Новые инструменты управления рисками в коммерческом обороте зерна. [Электр. документ]. - Режим доступа http://www.cfin.ru/management/finance/payments/grain_risk.shtml. ‑ Загл. с экрана.
3. Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 288 с.
4. Худолей С., Шапошникова И. Хеджирование ценовых рисков. [Электр. документ].- Режим доступа: http://www.cfin.ru/managmtnt/finance/paymtnts/hedging.shtm. ‑ Загл. с экрана.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:04:20