Исследование особенностей развития экономики Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Социально-экономическая система РФ в период реформирования испытывала системные потрясения. Они выражались в смене целей и приоритетов развития общественных институтов, влияющих на самосознание общества.
Ключевые слова: национальная экономика, экономическое развитие, социально-экономическая система, экономика рф
Социально-экономическая система РФ в период реформирования испытывала системные потрясения. Они выражались в смене целей и приоритетов развития общественных институтов, влияющих на самосознание общества.
Начальный период переходного этапа 1992-1993 гг. не определил концепцию реформирования российской экономики. Тем самым не были корректно обозначены цели и задачи проводимых преобразований, а также система мер по переустройству сложившихся форм и методов хозяйствования.
Последующий период финансовой стабилизации 1994-1997 гг. стал возможен благодаря утрате гражданами своих сбережений. Следующий год ознаменовался экономическим дефолтом.
Выход с конъюнктурной траектории на стандартную
1999-2002 гг. – конъюнктурный период, связанный с благоприятными условиями для отечественных производителей на внутреннем рынке (импорт стал «дорогим») и высокими ценами на энергоносители на внешнем рынке. Для данного этапа характерна высокая положительная динамика инвестиций, базирующаяся на применении ранее неиспользованного потенциала промышленных и сырьевых отраслей, обеспечившая значительное повышение их эффективности. Средний темп прироста ВВП [1] (к предыдущему году) составил 6,25% [2, с. 9].
2003-2006 гг. – снижение темпов экономического роста, вызванное ограниченными возможностями имеющихся резервов и несвоевременным вводом новых (инновационных) мощностей. Можно предположить, что сущность проблемы – неустойчивая динамика инвестиций последних лет. Темпы прироста капиталовложений (к предыдущему году) составили: в 1999 г. – 5%, 2000 г. – 17%, 2001 г. – 8%, 2002 г. – 3% [2, с.10]. Необходимо отметить улучшение качества экономического роста, которое обеспечивалось на базе развития наиболее высокотехнологичных производств.
2007-2008 гг. – приток иностранных инвестиций и повышение капитализации ведущих компаний. Данное положение способствует формированию соответствующих мотивов к повышению производительности труда за счёт использования инновационных техники и технологий.
По сути, в период 1999-2008 гг. не изменились принципы существования российской экономики. Она все еще зависит от внешней конъюнктуры на энергоносители и более чем на 50% использует импортную продукцию.
2009-2010 гг. – вероятен сценарий выхода экономики России на стационарную траекторию развития. При этом темпы экономического роста, с учётом обновляющихся инновационных мощностей, ожидаются на уровне не ниже 7% в год. Задача состоит в том, чтобы обеспечить устойчивую динамику развития с учётом колебаний конъюнктуры мировых рынков. Необходимо создать условия для инновационного обновления промышленных мощностей и расширения воспроизводства, с использованием внутренних сбережений и инвестиционных ресурсов.
Удвоить ВВП — реально?
Социально-экономическая система России требует качественной модернизации в кратчайшие сроки. В противном случае процесс развития будет приостановлен и Россия из категории развивающихся государств может перейти в категорию слабо развитых. При этом модернизацию необходимо рассматривать как целенаправленный системный процесс формирования условий для обеспечения конкурентоспособности и успешного выживания страны в долгосрочной стратегической перспективе [7].
Конкурентоспособность и эффективность рассматриваются как взаимосвязанная системная составляющая социально-экономического развития РФ, обеспечивающая качественное воспроизводство материальных благ и повышение культурного уровня общества.
Таким образом, необходимость повышения эффективности экономики России обусловлена переходом на новый уровень развития общества.
Следовательно, задачи, которые стоят сегодня, более или менее определены – это обеспечение экономического роста на базе рыночного хозяйства и преобладания частной собственности. При этом основным критерием процесса развития хозяйственной системы, к которой следует стремиться, – ее эффективность [7]. Так, по мнению Д. Стиглица, главным условием перехода к эффективной экономической модели является системная ориентация ограниченных ресурсов на производительные отрасли [6].
Президент РФ (2000-2008 гг.) В.В. Путин в послании Федеральному собранию РФ 2006 г. указал на то, что: «…в послании 2003 г. были впервые сформулированы задачи удвоения валового внутреннего продукта за десять лет» [9].
По нашему мнению, В.В. Путину необходимо было акцентировать внимание на реальности задач и планов. В данном случае мы апеллируем к утверждению Н.Д. Кондратьева: «…одно из двух: или мы хотим иметь серьезные и реальные планы и в таком случае должны говорить в них лишь то, на что мы имеем известные научные основания; или мы будем продолжать заниматься всевозможными «смелыми» расчётами и выкладками на будущее без достаточных оснований, и тогда мы должны заранее примириться, что эти расчёты произвольны, что такие планы лишены реальности. Но какая цель и цена таких планов? В лучшем случае они останутся безвредными, потому что они мертвы для практики. В худшем – они будут вредными, потому что могут ввести практику в жёсткие ошибки» [4, с. 126-127].
Нормальные темпы роста ВВП — 5-7% в год
В данном контексте прагматичен подход А.Г. Зельднера, который обосновал возможности не удвоения, а увеличения валового внутреннего продукта. Он отмечает, что поставленную перед страной задачу увеличения ВВП в условиях сырьевой ориентации инвестиционных потоков и их ограниченности возможно решить за счёт перехода к системе приоритетного развития отраслей со значительным мультипликативным эффектом. Приоритеты развития любой страны определяются исходя из анализа её возможностей, что позволяет чётко обозначить цель и определить стратегию её достижения. В конечном итоге достижение поставленных целей должно обеспечивать социально-экономический эффект. Социальный – с позиции роста благосостояния, экономический – с позиции обеспечения расширенного воспроизводства за счёт давления спроса [3, с. 7-8].
Можно предположить, что рост ВВП в России в среднесрочной перспективе на уровне 5-7% в год не только необходим, но и возможен.
Например, для 2006 г. характерна смена наметившейся в последние годы тенденции замедления темпов роста ВВП. Если в 2003 г. темпы составляли 7,3%, в 2004 г. – 7,2%, а в 2005 г. – уже 6,4%, то в 2006 г. они увеличились до 6,7% [1, с. 311].
В 2007 г. прирост ВВП на 8,1% стал одним из самых высоких после завершения кризиса и демонстрирует серьёзный потенциал российской экономики. Выше были только показатели 2000 г. – 10%, но тогда это был в чистом виде восстановительный рост [2, с. 31].
В то же время наметился и ряд тревожных тенденций экономической динамики и экономической политики.
Административное рвение и подавленное гражданское общество
Главной проблемой, находившейся в центре внимания политического руководства и всего населения страны, стало ускорение роста цен [2, с.32].
В 2007 г. инфляция впервые ускорилась, причём значительно – индекс потребительских цен подскочил с 9 до 12%, а индекс цен производителей превысил 25% [2, с. 33]. Более того, в 2008 г. уже гарантировано сохранение высоких темпов инфляции [2, с. 48].
8 февраля 2008 г. на расширенном заседании Госсовета РФ В.В. Путин отметил: «Главная проблема сегодняшней российской экономики – это её крайняя неэффективность» [9].
Основные факторы, препятствующие повышению эффективности экономики РФ, грамотно выделил Дж. Скотт [5, с. 91-93]:
1) административное рвение, желание чиновников отличиться при крайне упрощённом представлении об объекте их усилий;
2) «высокий модернизм» (преувеличенная вера технократов в преимущества якобы научной рациональности и планирования) – характерная особенность политико-административного мышления индустриальной эпохи;
3) авторитарное государство, дающее силу сконцентрированной власти для реализации амбициозных проектов и пресекающее их критику;
4) подавленное гражданское общество.
На основании изложенного выше можно сделать вывод, что на современном этапе существуют все предпосылки (от понимания проблемы до инструментов решения поставленных задач) для эффективной модернизации социально-экономической системы Российской Федерации.
Источники:
2. Гайдар Е., Мау В., Дашкеев В. и др. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 29). – М.: ИЭПП, 2008. – 657 с.
3. Зельднер А.Г. Приоритеты в стратегии экономического роста России // Экономические науки. – 2005. ‑ №1 (10). – с. 7-18.
4. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М.: Экономика, 1989 – 523 с.
5. Скотт Дж. Благими намерениями государства. – М.: Университетская книга, 2005. – 568 c.
6. Стиглиц Д. Куда ведут реформы // Вопросы экономики. – 1999. ‑ №7.
7. Явлинский Г.А. Социально-экономическая система России и проблема ее модернизации: дис. ... д-ра экон. наук. – М.: Центральный экономико-математический институт РАН, 2005.
8. Ясин Е.Г. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. – 2006. ‑ №4.
9. www.kremlin.ru.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 22:39:46