Роль зарубежного капитала в развитии конкурентных отношений в банковской сфере
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (117), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Сегодня достаточно распространена точка зрения о том, что появление зарубежных участников рынка автоматически усиливает здоровую конкуренцию на рынке банковских услуг вследствие того, что они предлагают дополнительные ссудные ресурсы и тем самым снижают процентные ставки по кредитам. Но это происходит не сразу.
Ключевые слова: банковский бизнес, конкуренция, иностранный капитал, рынок банковских услуг
Сегодня достаточно распространена точка зрения о том, что появление зарубежных участников рынка автоматически усиливает здоровую конкуренцию на рынке банковских услуг вследствие того, что они предлагают дополнительные ссудные ресурсы и тем самым снижают процентные ставки по кредитам. Но это происходит не сразу.
На первом этапе своего присутствия банки, контролируемые нерезидентами, имеют возможность кредитовать по действующим на рынке высоким ставкам, получая сверхприбыль. Это компенсируется рисками из-за неоптимального финансового состояния местных заемщиков и достаточно низкой прозрачностью их деятельности и отчетности.
Зарубежный капитал на первом этапе освоения финансовых рынков Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) не стремится к выполнению своей традиционной миссии ‑ катализатора конкуренции на национальном рынке капиталов. Возможно, более низкие ставки по кредитам у национальных банков в постсоциалистических странах по сравнению с кредитами от зарубежных банков были вызваны аффилированностью банков с заемщиками и политическим влиянием на принятие кредитных решений.
Недооценка кредитного риска периодически приводила к накоплению просроченных кредитов и банковским кризисам. Нет никаких оснований обвинять зарубежные банки в проведении менее благоприятной, по сравнению с национальными банками, процентной политики. У зарубежного капитала нет миссии катализировать конкуренцию на национальном рынке капитала.
Приглашая зарубежный капитал в страну, принимающая сторона рассчитывает с его помощью повысить конкуренцию в определенных сегментах рынка. Зарубежные банки руководствуются нормальной и абсолютно рациональной для субъектов рынка мотивацией.
Тенденция к снижению средних реальных и номинальных ставок по кредитам действует с определенным временным лагом. Если бы зарубежные банки кредитовали по ставкам ниже среднерыночных, то вызвали бы обоснованные претензии других участников рынка и обвинения в нечестной конкуренции, другими словами в демпинге с целью устранения конкурентов.
Об эффектах конкуренции можно судить не по уровню ставок по кредитам, а по размерам и динамике процентного спрэда, т.е. банковской маржи (разницы между ставками привлечения ресурсов коммерческими банками и ставками по кредитам). В большинстве стран ЦВЕ и Юго-Восточной Европы к середине этого десятилетия тенденций к сжатию спрэда стала статистически достоверной.
На поверхности явлений сокращение процентного спрэда совпало по времени с укреплением зарубежного присутствия в банковской системе. Наиболее синхронно эти два процесса протекали в Эстонии, Литве, Словакии и Болгарии. В других же переходных странах корреляция оказалась не столь явно отчетливой либо вообще не прослеживалась.
В России за 2003-2007 гг. средняя величина процентного спрэда сократилась на фоне стагнации удельного веса зарубежного капитала в банковской системе. На это повлиял ряд макроэкономических факторов и особенности развития денежно-кредитной системы, а не зарубежная конкуренция.
О том, что происходит в странах с неконкурентным рынком банковских услуг, можно судить на примере стран Закавказья. По данным МВФ в Грузии макроэкономическая стабилизация сбила темпы инфляции, потянув за собой вниз ставки по банковским депозитам с 31% до 5% за 1997-2007 гг.
Ставки по кредитам тоже снизились, но в гораздо меньшей пропорции. В результате банковская маржа сузилась совсем незначительно ‑ с 27 до 24%. Возможность для банков извлекать сверхприбыль и завышенный уровень маржи свойственны не только переходным странам. Подобного рода явления зарегистрированы и в других регионах мира.
Несовершенство конкуренции в современных условиях довольно часто дает основание отрицать объективный характер конкуренции вообще. Неконкурентоспособность национальных банков и их вытеснение из некоторых сегментов рынка подтверждается практическими примерами. Однако из этого не следует наличие международного сговора.
Есть и обратные примеры. Так некоторые российские банки теперь продают своим клиентам высокорентабельные инвестиционные услуги (например investment banking products), тогда как еще семь лет назад монополистами в их предоставлении были зарубежные банки.
Характер конкуренции зависит от участников и его структуры. В странах, где национальный капитал сохранил свои позиции, конкуренция разворачивается между национальными учреждениями, между ними и зарубежными банками, между самими зарубежными банками.
Существует проблема разности весовых категорий. Ведущие международные банки накопили за десятилетия своей работы огромную финансовую силу. Совокупные активы банковских систем стран СНГ составляют порядка 240 млрд. долл., то есть вдвое меньше, чем у Dresdner Bank (Германия). Свободная конкуренция с такими гигантами не может быть справедливой.
Зарубежные банки обычно не достигают значительного размера, особенно если они создаются «с нуля», а не в результате поглощения местных фирм. Однако, при анализе масштабов присутствия зарубежного капитала, конкуренция происходит не только с дочерними банками, но и с материнскими учреждениями. Через дочерние банки проходит в данное время примерно четверть всех зарубежных кредитов российским частным компаниям нефинансового сектора, а основной поток поступает от кредиторов к заемщикам напрямую от банков-нерезидентов.
Таким образом, конкуренция, особенно за обслуживание наиболее привлекательных клиентов ‑ зарубежных компаний, крупных местных предприятий экспортного и сырьевого секторов, приобретает черты глобальности. Здесь нуждается в уточнении вопрос о потенциальной роли филиалов зарубежных банков.
Отказ допустить их на рынок аргументируется стремлением избежать прямой конкуренции между крупнейшими банками-нерезидентами и национальными учреждениями, тогда как конкуренция с дочерними зарубежными банками видится как «неизбежное зло», не несущее большой угрозы, потому что дочерние банки ‑ это, местные банки небольшого размера, по своей сути.
К конкурентным преимуществам зарубежных банков относят стабильность и надежность, способность к привлечению и поиску внешних партнеров для развития бизнеса в России и возможность практически неограниченного обслуживания международных операций российских компаний; способность оказать квалифицированную помощь при выходе на международные финансовые рынки; длительное время деятельности.
К недостаткам можно отнести их неготовность быстро реагировать на потребности и запросы клиентов, отсутствие у руководителей дочерних банков права на принятие самостоятельных решений (стратегического характера), небольшую величину собственного капитала.
Зарубежные банки избегают ценовой конкуренции с национальными участниками рынка. Зарубежные банки, чьи издержки по поддержанию присутствия в переходных странах выше, не смогли бы победить в чисто ценовой конкуренции практически ни по одному виду услуг, кроме долгосрочного кредитования.
Более низкая стоимость фондирования зарубежных банков как привлеченными от населения ресурсами, так и средствами нерезидентов вызывает отрицательные эмоции у национальных банкиров, ставящих вопрос о неравенстве конкурентных условий.
С одной стороны, верно, что реалистичная стоимость пассивов является предпосылкой получения достаточного дохода от вложенных средств и залогом финансового здоровья кредитной организации, тогда как необходимость завышать процентные ставки по вкладам толкает банки в сторону более рискованных (т.е. более доходных) активных операций.
С другой стороны, производимый банками с зарубежным участием демонстрационный эффект нельзя не признать продуктивным. По сути дела, они демонстрируют, какие преимущества дает транспарентная и солидная структура акционерного капитала.
В маркетинговой стратегии банки с зарубежным капиталом делают основной упор не на цену услуг, а на свою высокую надежность как контрагента и на обладание технологическими преимуществами. Общим местом стал тезис о том, что зарубежные банки опережают по своему технологическому уровню местные банковские учреждения, что и становится их преимуществом.
Источники:
2. Кедров В.И., Митрохин В.В. О стратегических ориентирах кредитной деятельности коммерческих банков // Деньги и кредит, 2005, №11.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:41:30