Экспертные оценки эффективности налогового законодательства и возможности реформирования действующей системы налогообложения

Слабкий О.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (117), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Слабкий О.Д. Экспертные оценки эффективности налогового законодательства и возможности реформирования действующей системы налогообложения // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – С. 84-89.

Аннотация:
При сложившейся противоречивой налоговой системе, не вызывающей общей поддержки в российском обществе, одним из инструментов устранения острых социальных проблем является ее реформирование. В течение последних почти двух десятилетий налоговая система вместе с экономикой России постоянно находилась в состоянии трансформации. Изменялись ставки, порядок налогообложения, что в итоге затрагивало практически всех субъектов хозяйствования. При этом происходившая перестройка налоговой системы влияла не только на условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан.

Ключевые слова: налоговая система, налоги, налогообложение, налоговая политика



При сложившейся противоречивой налоговой системе, не вызывающей общей поддержки в российском обществе, одним из инструментов устранения острых социальных проблем является ее реформирование. В течение последних почти двух десятилетий налоговая система вместе с экономикой России постоянно находилась в состоянии трансформации. Изменялись ставки, порядок налогообложения, что в итоге затрагивало практически всех субъектов хозяйствования. При этом происходившая перестройка налоговой системы влияла не только на условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан.

Основой для анализа стало проведенное автором в 2007 г. социологическое исследование «Эффективность управления системой налогообложения». В нем приняли участие 258 человек – специалистов в области налогов и налогообложения, представляющих консультационные и аудиторские компании. В частности, предложениями, которые были высказаны и измерялись, были такие показатели, как:

‑ оценка влияния налоговых реформ на увеличение налоговой ответственности;

‑ возможная эффективность реформирования налоговой системы и предложения по реформированию;

‑ возможная направленность развития налоговых реформ и их связь с уровнем благосостояния общества.

Анализ этих показателей позволяет определить потенциальную эффективность реформ налогообложения.

Ключевым элементом и инструментом налоговых реформ выступает налоговое законодательство, поскольку наличие неясностей и противоречий в нем делают фактически невозможными проведение реформ. Данное утверждение стало основной рабочей гипотезой исследования. Она подтверждается мнением большинства экспертов (в совокупности 91%), что фактически означает: основа для функционирования налогового механизма в государстве несет в себе существенные проблемы, препятствующие не только ее эффективному функционированию, но и принятию объективных решений при реформировании налоговой системы.

Большинство опрошенных (43%) придерживаются достаточно оптимистичной точки зрения. Они указали, что налоговые реформы в целом эффективны. Сравнительно меньшая доля опрошенных (31%) высказались, что реформы налоговой системы не дают результатов, а также 5%, что они оказывают негативное влияние на развитие государства. В совокупности они дают 36%, что сопоставимо с 43%.

Противоречивы в этой связи результаты, полученные на вопрос об эффективности налоговых реформ. Большинство опрошенных (43%) придерживается достаточно оптимистичной точки зрения. Они указали, что налоговые реформы в целом эффективны. 36% респондентов считает, что реформы налоговой системы либо не дают результатов (31%), либо оказывают негативное влияние на развитие государства (5%).

Мы получаем дихотомичную картину, которая говорит о противоречивой оценке обществом результатов налоговых реформ. Это является крайне негативным фактом, поскольку отсутствие единства во мнении препятствует адекватной оценке реформ, а также эффективности в их проведении.

Вывод из полученных результатов может быть следующий: для реализации социального механизма налогообложения необходимо серьезное государственное вмешательство. Это обусловлено тем, что понимание в обществе социальной роли налогов находится на низком уровне.

Тем не менее, на вопрос о социальной справедливости налогов большинство экспертов выразили единство во мнении. На прямой вопрос о необходимости учета социальной роли налогов в ходе налоговых реформ 68% отвечают утвердительно. 47% экспертов отметили, что налоговые реформы лишь отчасти ставят в качестве задачи достижение благосостояния общества. Более того, 39% полагают, что налоговые реформы никак не связаны с благосостоянием общества, что является достаточно тревожным знаком.

Эксперты указали, что основным фактором, который может усовершенствовать действующую налоговую систему с точки зрения борьбы с уклонением от уплаты налогов, является совершенствование его ключевого звена – законодательства (32%). По мнению 25% экспертов снижение уровня уклонения от уплаты налогов может произойти за счет уменьшения уровня налоговых обязательств, 17% ‑ усиления контроля со стороны власти, 11% ‑ повышения уровня штрафных санкций.

Таким образом, мы видим осознанную оценку экспертами значимости налогового законодательства для решения не только фискальных проблем, но и социально значимых вопросов, в частности, проблем девиантного поведения [1]. По мнению аналитиков, ужесточение штрафных санкций может осложнить данный вопрос, и спровоцирует налогоплательщиков к сокрытию налогов. Предпочтение было отдано структурным изменениям законодательства и механизма взимания налогов.

Наряду с критериями, выбранными выше для выяснения наиболее эффективных мер по реформированию налоговой системы, эксперты предложили свои варианты решения проблемы. Среди них выделим следующие:

‑ повышение прозрачности и эффективности государственных расходов, построение системы, при которой налогоплательщики понимают, на что тратятся налоги, что особенно актуально на уровне муниципалитетов и регионов;

‑ повышение средних доходов населения;

‑ борьба с коррупцией, включающая ликвидацию взяток от предпринимателей, пытающихся уклоняться от налогов;

‑ упрощение процедуры уплаты налога;

‑ усиление контроля со стороны органов Федеральной налоговой службы (ФНС) в отношении крупного бизнеса;

‑ усиление контроля и ответственности для сотрудников налоговых органов за недобросовестность и взяточничество;

‑ разработка специальных режимов для компаний различных отраслей.

Второй рабочей гипотезой была следующая: одним из эффективных средств возможного снижения масштабов уклонения от уплаты налогов является уменьшение уровня налогового бремени на население и предпринимателей. Обратимся к результатам исследования. Общая тенденция к снижению налоговых ставок, которая проявила себя, в частности, в реформах НДФЛ, ЕСН, НДС, находит понимание в обществе. 68% экспертов согласны с позицией, согласно которой снижение бремени приводит к увеличению поступлений в бюджет и постепенному выводу все больших сумм доходов из «тени».

Проводя политику снижения ставок налогов, государство идет по пути наименьшего сопротивления. Положительные результаты, заключающиеся в выводе налогоплательщиков «из тени», в частности, после снижения ставки НДФЛ до 13%, обусловлены не повышением эффективности финансовой системы, а ее ослаблением посредством смягчения налогового бремени [2].

Подавляющее большинство экспертов (65%) высказали мнение, что реформы, направленные на снижение налогового бремени, должны сопровождаться одновременным увеличением размера налоговой ответственности плательщиков. Тем не менее, реализация данной идеи, скорее всего, не найдет поддержки в обществе в условиях, когда больше половины респондентов (52%) оценили работу органов ФНС удовлетворительно.

Также 70% респондентов высказались за актуальность поощрения добросовестных плательщиков в форме предоставления дополнительных льгот, уменьшения ставок, ограничений на проведение налоговых проверок и т.д. За поддержку точки зрения, согласно которой все налогоплательщики должны быть в равных условиях, высказались 25%.

Можно сделать вывод, что на современном этапе использование системы налоговых льгот находит больше поддержки в обществе. Расширение этой практики станет более эффективным, чем система равного налогообложения всех без исключения налогоплательщиков.

Принимая во внимание актуальность и дискутируемость в обществе вопроса реформирования системы налогов и налогообложения, можно предположить необходимость следующих преобразований:

‑ изменение порядка функционирования социальных организаций, которым делегировано право текущего контроля и сбора налогов;

‑ изменение критериев действия управленческих органов в структуре налоговой системы и принятие законодательных норм, доступных для понимания и их соблюдения со стороны рядового плательщика.

По мнению автора, результатом реформ должно являться реформирование подоходного налогообложения и установление прогрессивной ставки, в которой будет реализована концепция необлагаемого минимума доходов. Это позволит существенно облегчить налоговое бремя для малообеспеченных плательщиков. Одновременно общей направленностью реформ подоходного налогообложения должно стать совершенствование системы целевых льгот, сопровождающееся увеличением налоговой ответственности и повышением качества работы органов Федеральной налоговой службы.

.


Источники:

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 495 с.

2. Склярова И. Где плоско, там и рвется. Россиянам грозят повышением подоходного налога. // Время новостей. – 2006. ‑ №107. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– Режим доступа: http://www.vremya.ru/print/154789.html

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:45:38