Оценка конкурентных преимуществ регионов
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (115), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Савельева М.В. Оценка конкурентных преимуществ регионов // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 34-37.
Аннотация:
Конкурентные преимущества регионов представляют собой особые, отличительные ценности, характерные для каждой конкретной территории, позволяющие им успешно действовать в рыночных условиях экономики.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, экономика региона, территориальная конкуренция
Конкурентные преимущества регионов представляют собой особые, отличительные ценности, характерные для каждой конкретной территории, позволяющие им успешно действовать в рыночных условиях экономики [4].
Существует множество подходов к оценке региональных конкурентных преимуществ, которые направлены на расчет сводных индексов. Однако последние не всегда позволяют в полной мере оценить ситуацию, так как они дают общее представление об изучаемом объекте. Для более точного анализа необходимо рассматривать составляющие данных индексов, что дает возможность сделать выводы и разработать мероприятия по созданию конкурентных преимуществ.
Более того, различные индексы конкурентных преимуществ регионов предназначены для разных целей, например, для определения инвестиционной привлекательности или целесообразности создания и развития того или иного бизнеса и т.д.
В соответствии с этим необходимо выявить:
‑ кто является потребителем информации, содержащей в себе индексы конкурентных преимуществ регионов;
‑ для чего используются данные индексы, в принятии каких решений они могут быть полезны;
‑ кто занимается их расчетом.
Одним из направлений анализа конкурентных преимуществ регионов является оценка формирования региональной экономики знаний. Потребителями данной информации являются:
‑ органы власти региона, которые используют данный индекс при разработке социально-экономической стратегии развития;
‑ инвесторы, использующие эту информацию для определения инвестиционной привлекательности региона;
‑ бизнес-структуры, действующие или собирающиеся осуществлять свою деятельность в регионе, оценивающие с помощью индекса формирования региональной экономики знаний свои возможности для развития;
‑ научные и образовательные учреждения, направляющие свою деятельность с учетом полученных данных о развитии экономики знаний в регионе.
При этом рассчитывать данный индекс могут:
‑ территориальный орган Федеральной службы государственной статистики;
‑ информационный центр (самостоятельная организация, предоставляющая услуги по статистическим, социально-экономическим исследованиям);
‑ ученые и специалисты в области социологии, экономики и статистики в научных и образовательных учреждениях.
Достаточно полной и объективной в оценке формирования экономики знаний является система индикаторов, предложенная Организацией экономического сотрудничества и развития для стран-участниц [5].
Второе направление – оценка конкурентоспособности региональной управленческой команды. Ее результаты необходимы, в первую очередь, самой администрации для разработки мероприятий по формированию своей конкурентоспособности; инвесторам для более полной оценки инвестиционной привлекательности региона; бизнес-структурам, образовательным и научным учреждениям для формирования своих стратегий развития. Данную оценку может осуществлять агентство развития при региональной администрации, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики или информационный центр. При этом учитываются следующие количественные и качественные параметры:
‑ применение бенчмаркинга;
‑ получение образования (индивидуально и командно), стажировка в конкурентоспособных отечественных и зарубежных регионах, обмен опытом;
‑ совместное принятие решений в команде;
‑ приветствие иных точек зрения;
‑ наличие единых ценностных ориентиров в команде;
‑ поток рационализаторских предложений;
‑ горизонтальный характер взаимосвязей участников управленческой команды;
‑ эволюционное развитие правил, норм взаимодействия в управленческой команде;
‑ стиль управления.
Третье направление – оценка развития социального капитала региона.
В данном случае потребителями информации являются региональная управленческая команда, общественные организации, научные и образовательные учреждения, бизнес-структуры. Все они совместными усилиями могут разрабатывать и осуществлять мероприятия по развитию социального капитала. Кроме того, результаты такой оценки интересны и инвесторам, поскольку они также определяют инвестиционную привлекательность региона.
Рассчитывать индекс развития социального капитала могут:
‑ территориальный орган Федеральной службы государственной статистики;
‑ статистическое агентство или информационный центр;
‑ образовательные или научные учреждения, специализирующиеся в данной сфере.
Причем оценка социального капитала для разных целей может сильно варьироваться. Индекс развития социального капитала может рассчитываться в соответствии с подходом, предложенным А.Б. Виссарионовым [2].
Четвертое направление – оценка развития институциональной среды.
Информация о результатах данной оценки необходима региональной управленческой команде, предпринимательским структурам и общественным организациям. Они разрабатывают мероприятия по созданию благоприятных условий для развития бизнеса, социальной ответственности, сплоченности регионального сообщества, доверия к власти и т.д. Кроме того, организации учитывают эти результаты для развития своих коллективов, повышения производительности. Также эти данные используются при оценке инвестиционной привлекательности региона.
Непосредственно оценку развития институциональной среды региона могут осуществлять территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, информационный центр, исследовательские группы ученых и специалистов в образовательных и научных учреждениях.
Составляющими оценки развития институциональной среды регионов могут быть:
‑ индекс развития деловой среды [3];
‑ сводный индекс предпринимательского климата в регионах;
‑ эффективность бюрократической системы;
‑ криминогенность и политические конфликты;
‑ «сила» местной власти и политические права населения [1].
К сожалению, в настоящее время оценка конкурентных преимуществ региона применяется только по отдельным показателям. В целом же отслеживание всех необходимых параметров не осуществляется ни в субъектах Российской Федерации, ни в правительственных агентствах, которые могли бы выполнять данную функцию.
Несмотря на ограниченную применимость сводных рейтингов вследствие их основания на экспертных оценках опыт использования развернутых индексов Международного института развития менеджмента в Лозанне и Всемирного экономического форума подтверждает востребованность в них. Хотя данные индексы применяются в отношении стран, то же самое относится и к регионам. Сопоставление данных о конкурентном положении региона по направлениям и показателям позволяет более целенаправленно проводить региональную политику.
Источники:
2. Виссарионов А. Стратегическое планирование развития социального капитала [Электр. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.obo.ru/?lang=ru&option=message&mess_id=699&PHPSESSID=5b9ee00c1a251e44cbc1bbbcc622a013
3. Индекс развития российской деловой среды. Презентация. [Электр. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.deloros.ru/netcat_files/11_402.ppt
4. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 2003. – 256 с., с.126.
5. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/vv/journal/vran/session/vran5.htm
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:49:06