Использование методов калькулирования для оптимизации себестоимости продукции птицеводства
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Саадуева М.М. Использование методов калькулирования для оптимизации себестоимости продукции птицеводства // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 177-180.
Аннотация:
В условиях рынка основные задачи, стоящие перед управленческими службами предприятия, сводятся к тому, чтобы не просто рассчитать себестоимость продукции, а управлять издержками производства. Это означает, что необходимо научиться составлять научно-обоснованные нормативные калькуляции и организовывать эффективную систему контроля над их соблюдением, прогнозированием себестоимости продукции и прибыли, обеспечивающим безубыточную деятельность предприятия.
Ключевые слова: управление затратами, агропромышленный комплекс, птицеводство, себестоимость, калькулирование
В условиях рынка основные задачи, стоящие перед управленческими службами предприятия, сводятся к тому, чтобы не просто рассчитать себестоимость продукции, а управлять издержками производства. Это означает, что необходимо научиться составлять научно-обоснованные нормативные калькуляции и организовывать эффективную систему контроля над их соблюдением, прогнозированием себестоимости продукции и прибыли, обеспечивающим безубыточную деятельность предприятия.
Выбор метода калькулирования себестоимости продукции для конкретного хозяйствующего субъекта обуславливается многими факторами. Эффективность использования выбранного метода определяется степенью достижения целей, поставленных на этапе планирования производства. Западный опыт в данной области не подвергается сомнению. Поэтому в настоящее время российская система нормативного регулирования предусматривает, по крайней мере, два варианта исчисления себестоимости.
Первый из них – это традиционная калькуляция, когда калькулируется полная фактическая производственная себестоимость. Второй вариант предполагает деление затрат на производственные и периодические (условно-постоянные), которые не включаются в себестоимость, а списываются в конце отчетного периода на уменьшение выручки от продажи продукции, что является признаком использования элементов системы «директ-костинг» (3).
Наименование «директ-костинг» как процесс исчисления затрат и «директ-кост» как система были предложены в 1936 году американцем Д. Харрисоном и переводятся как исчисление себестоимости, включающей прямые затраты.
К переменным расходам тогда относили только прямые пропорциональные затраты, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты деятельности. Достоинство системы состоит в том, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится «более обозримой», а отдельные затраты – лучше контролируемыми [2].
Так, проведенные расчеты по формированию себестоимости по системе директ-костинг по учетным данным 2006 года птицефабрики «Буйнакская» Республики Дагестан показывают возможность управления формированием себестоимости и прибыли предприятия. Сравнение полученных результатов позволяет отметить, что себестоимость единицы продукции, исчисленная по методу «директ-костинг», ниже полной себестоимости, исчисленной традиционным методом.
Например, уточненная таким образом себестоимость 1 тыс. шт. яиц снизилась с 1093 руб. до 1075 руб. или на 18 руб., себестоимость 1 центнера живой массы с 3898 руб. до 3831 руб. или на 67 руб., себестоимость суточного молодняка ( 1 тыс. ед.) сократилась на 91 руб. и составила 5292 руб.
То есть в результате изменения механизма формирования и распределения затрат между видами производимой продукции себестоимость отдельных ее видов изменяется. А это позволяет более объективно определять продажные цены на отдельные виды продукции и формировать соответствующую ценовую политику на рынке аналогичной продукции. Следовательно, учетно-экономическое регулирование себестоимости и продажной цены может выступать важным фактором обеспечения финансово-экономической устойчивости предприятия в условиях рыночной конкуренции.
Объем продаж по видам продуктов на протяжении бюджетного периода определяет бюджет реализации (план продаж), на основе которого формируется план производства. Он определяет виды и количество продуктов, которые должны быть выпущены, в том числе и новых (инновационных). Для формирования затрат и калькулирования себестоимости новых видов продукции наиболее перспективно применение системы «таргет-костинг» (target costing) [1].
Система «таргет-костинг» ‑ это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля затрат и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с условиями рынка.
Идея, положенная в основу системы «таргет-костинг», может быть представлена в идее следующей формулы ценообразования:
Себестоимость + Прибыль = Цена,
которая в системе «таргет-костинг» трансформировалась в равенство:
Цена – Прибыль = Себестоимость.
Система «таргет-костинг» в отличие от традиционных способов ценообразования предусматривает расчет себестоимости изделия, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т.е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги.
Для определения целевой себестоимости продукции величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Далее все участники производственного процесса – от менеджера до простого рабочего – трудятся над тем, чтобы обеспечить производство продукции, соответствующей целевой себестоимости.
Преимущества такого подхода состоят в следующем.
Во-первых, итеративный подход при планировании разработки нового продукта обеспечивает поэтапное осмысление каждого нюанса, касающегося его себестоимости. Менеджеры и служащие, стремясь приблизиться к целевой себестоимости, часто находят новые, нестандартные решения в ситуациях, требующих инновационного мышления.
Во-вторых, необходимость постоянно придерживаться цели иметь конкретную себестоимость ограждает менеджеров от искушения применить более дорогостоящей технологии или материалов, так как это неизбежно приведет к новому витку перепроектирования продукта.
Таким образом, весь производственный процесс, начиная с процесса планирования, приобретает инновационный характер, не выходя за рамки заранее установленных затратных ограничений.
С одной стороны, правильно определить целевую себестоимость продукции невозможно без глубокого маркетингового исследования текущего состояния рынка и его перспектив. С другой стороны, приведение сметной себестоимости в соответствие с целевой себестоимостью предполагает наличие высокого уровня профессиональных знаний у менеджеров, экономистов и бухгалтеров – специалистов по управлению.
Количественное вычисление величины целевого сокращения затрат осуществляется в четыре этапа:
1) определение возможной цены реализации за единицу рассматриваемой продукции или услуги;
2) исчисление целевой себестоимости продукции (за единицу и в целом);
3) сравнение целевой и сметной себестоимости продукции для установления величины необходимого (целевого) сокращения затрат;
4) перепроектирование продукта и одновременное внесение улучшений в производственный процесс для достижения целевого сокращения затрат.
Реализуя систему «таргет-костинг» в ОАО племптицефабрика «Буйнакская» нами была смоделирована целевая себестоимость 1 кг. колбасной продукции, равная 68 руб. за 1 кг. Возможная продажная цена была определена исходя из регионального рынка аналогичных продуктов на уровне 80 рублей за 1 кг.
Такое соотношение цены и себестоимости обеспечивает рентабельность предполагаемой продукции на уровне 15 %. Однако ограничением является минимальный объем продукции не менее 2000 кг. в год, необходимой для производства и реализации. При формировании затрат и моделировании себестоимости были учтены особенности технологии производства, обеспеченность предприятия ресурсами и другие организационно-экономические факторы, определяющие внешнюю среду функционирования предприятия.
Источники:
2. Мусаева А.М. и др. Управленческий учет и калькулирование себестоимости продукции молочного скотоводства. – Махачкала, 2006 г. – 132 с.
3.Николаева С.А. Управленческий учет - М. : Информационное агентство «ИПБР-БИНФА», 2006 г. – 176 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:40:48