Резервы роста доли малого предпринимательства в Калужском регионе

Круглов В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
К сожалению, в последние годы среди российских малых предприятий каждая третья фирма характеризовалась неудовлетворительным финансовым состоянием, а каждая вторая – половинной загруженностью мощностей. Это напрямую связано с безнадежно устаревшим оборудованием, проблемами с получением кредитов и обеспечением заказами.

Ключевые слова: малый бизнес, поддержка малого предпринимательства, развитие малого предпринимательства, Калужская область



К сожалению, в последние годы среди российских малых предприятий каждая третья фирма характеризовалась неудовлетворительным финансовым состоянием, а каждая вторая – половинной загруженностью мощностей [2]. Это напрямую связано с безнадежно устаревшим оборудованием, проблемами с получением кредитов и обеспечением заказами.

Существенной особенностью малого предпринимательства является его способность использовать ресурсы, получаемые в нефинансовой (натуральной) форме, более эффективно, чем финансовые (в отличие от крупных фирм, где ситуация противоположная). Это обусловлено менее консервативной структурой управления, что для использования финансовых средств является отрицательным фактором, а для овеществленных – положительным. Поэтому малым предприятиям предпочтительнее получать в качестве инвестиций готовый продукт, чем средства на его приобретение.

Для активизации инвестиционного процесса в региональном малом бизнесе необходимо развивать кредитные потребительские кооперативы. Именно эта форма не только в состоянии привлечь огромное число мелких инвесторов, но и обеспечить преобладание предложенных средств на короткий срок. Составной частью системы поддержки малого предпринимательства по опыту западных стран должна быть также лизинговая компания, работающая на деньги и под гарантию администрации региона. Кроме того, особо следует отметить роль венчурного капитала, ведь нередко крупные и средние предприятия финансируют создание малых фирм. Венчурные операции в этом случае не отрываются от кругооборота производительного функционирующего капитала. А разработанный и созданный дочерней организацией продукт принадлежит чаще всего материнской компании. В этом случае возрастает роль малого бизнеса в качестве поставщика продукции промежуточного назначения.

Непосредственно в регионах создаются различные общественные структуры по поддержке малого бизнеса, не имеющие аналогов на уровне федерального центра. К примеру, Ассоциация малого бизнеса Московской области функционирует с 1996 г., объединяет 7000 членов и имеет 42 представительства в регионах [3]. Она не выделяет какой-то отдельной отрасли, а действует в интересах всех предпринимателей.

В Тихвинском районе Ленинградской области действуют муниципальный фонд экономического развития и поддержки малого предпринимательства, муниципальный фонд поддержки сельского развития, учебно-деловой центр. Они предоставляют займы малому бизнесу (за последние три года их сумма составила 6,1 млн. руб.), а также обеспечивают ему участие в выполнении муниципальных заказов. Во многом благодаря этому в сфере малого предпринимательства Тихвинского района за последние три года достигнуты следующие результаты:

‑ рост объемов производства – 43%;

‑ занятость в секторе возросла до 3000 человек, кроме того, зарегистрировано столько же ПБОЮЛ;

‑ средняя зарплата увеличилась в 2,3 раза;

‑ ежегодный объем прибыли превысил 70 млн. руб.

Поддержку малый бизнес получает, прежде всего, в тех отраслях, которые очевидно выгодны при разработке и тесно связаны с местным потенциалом. Так, в Вологодской области главным природным богатством является лес. Именно поэтому приоритетом при установлении налоговых и прочих льгот пользуются, в первую очередь, малые предприятия, заготавливающие и обрабатывающие древесину. Пять проектов по лесному комплексу включены в областную инвестиционную программу для оказания им господдержки. Ибо «стратегическая линия администрации области – селективная поддержка тех отраслей, производств, предприятий, которые сохранили потенциал для своего развития и конкурентоспособности и являются бюджетообразующими» [4].

В Орловской области при проведении очередной ежегодной ярмарки «Орел-2003» особое внимание было уделено стимулированию именно малого бизнеса путем займов и различных налоговых льгот. Недаром именно здесь ему принадлежит 20% производства ВРП и около 19% поступлений в бюджет.

В Пензенской области только за I квартал 2003 г. на развитие малого предпринимательства было выделено более 150 млн. руб. Всего же на создание и воспроизводство основных фондов малыми предприятиями региона в 2003 г. использовано 762 млн. руб., что на 27,3% больше, чем в 2002 г. Более половины этой суммы затрачено на приобретение машин, оборудования, инструментов и инвентаря. Вторым по значимости направлением стало вложение средств в здания и сооружения (18,6%). В I квартале 2004 г. инвестиции в основной капитал малых предприятий составили 49,6 млн. руб. (рост на 58%).

Заслуживает внимания организация стимулирования деятельности субъектов малого бизнеса в Калужской области. Активизация инвестиционных процессов в данном направлении происходит через систему различных структур (Калужская торгово-промышленная палата, Центр инвестиционных технологий и др.), принимающих решение на основе местных законодательных нормативов. Более тесное взаимодействие этих институтов стало возможным после того, как два года назад была принята областная программа поддержки малого бизнеса. Так, только в одном Сухиничском районе в 2003 г. на эти цели из бюджета муниципального образования было выделено 800 тыс. руб.

Для решения возникающих проблем по развитию малого предпринимательства по заказу правительства Калужской области департаментом регионального развития была разработана областная целевая программа «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2001-2003 годы». Разработана программа в соответствии с Федеральным Законом №88-ФЗ от 14.06.98 г. «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», Законом Калужской области №4-ОЗ от 29.03.99 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Калужской области», Федеральной программой поддержки и развития малого предпринимательства в РФ на 2001–2003 гг.

Необходимость разработки программы обусловлена значительностью роли, которую играют субъекты малого предпринимательства в росте доходов населения, сохранении и создании новых рабочих мест, насыщении потребительского рынка товарами и услугами, пополнении бюджета налоговыми платежами. Малое предпринимательство играет все возрастающую роль в экономике области, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды деятельности и создавая тем самым условия для дальнейшего развития регионального хозяйства. Однако развитие этого сектора в области происходит неравномерно, с характерным разрывом между Калугой и Обнинском с одной стороны, и остальными образованиями, с другой. Так, например, на 1000 жителей Калуги приходится 6 предприятий, Обнинска – 10, в остальных муниципальных образованиях – 1-4. Для сравнения: в Москве на 1000 чел. приходится 22 организации, а в среднем по России этот показатель равен 6-ти.

В области неравномерно распределена инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства. О том, что она создана и функционирует, с уверенностью можно сказать только в отношении Калуги, Обнинска, Малоярославца. В остальных муниципальных образованиях вопросами малого бизнеса зачастую занимаются только административные органы.

При этом следует отметить, что в рамках построения эффективной конкурентной политики, направленной на поддержку малых предприятий, данная деятельность должна осуществляться выборочно, по тем направлениям, где «не работает» средний и крупный бизнес, а именно:

‑ поддержка производства товаров, которые ввозятся из других регионов;

‑ поддержка производителей товаров, предназначенных для экспорта;

‑ поддержка организации производства по принципу субконтрактации и аутсорсинга, направленных на обеспечение занятости работников, высвобождаемых на средних и крупных предприятиях.

В конечном итоге, к 2010 г. ожидается получить устойчивый рост регионального малого бизнеса по стране в целом, усилить его влияние на социально-экономическое развитие депрессивных муниципальных образований, активизировать вовлечение в сферу малого предпринимательства молодежи и социально незащищенных слоев населения.


Источники:

1. Российская газета. ‑ 26 марта 2002 г. ‑ №53.
2. Структурные изменения в российской промышленности / Под. ред. Е.Г. Ясина. – М.: ГУ-ВШЭ, 2004. – С. 188–193.
3. Предложения по развитию регионов России [Электронный ресурс]: Анализ тенденций развития регионов России; подгот. Научно-благотворительным фондом «Экспертный институт». – Электрон. дан. – М.: Национальная электронная библиотека, 1996. – Режим доступа: http://www.nns.ru/analytdoc/otch16.html, свободный. – Загл. с экрана.
4. Уфимцева А.А. Региональная экономика – проблемы и перспективы. //Развитие региона: социально-экономические процессы и кадровая политика. Сборник статей. - Калуга: Издательский дом «Эйдос», 2001. – С. 18.
5. Кочуев В.А. Инвестиционный процесс в Орловской области. Сборник материалов ярмарки инвестиций «Орел-2003». – Орел, 2003. – С. 6.
6. Материалы сессии Законодательного Собрания Пензенской области. – Пенза, 2003.
7. Областная целевая программа «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2001-2003 годы».

Страница обновлена: 22.09.2024 в 18:11:10