Экономические предпосылки формирования эффективных методов управления в здравоохранении

Сунгатов Р.Ш.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (124), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Современные управленческие технологии в здравоохранении можно определить как систему мер и совокупность процессов, обеспечивающих сбор и обработку управленческой информации, ее анализ, подготовку вариантов управленческих решений, оптимальную для их исполнения организацию структуры исполнительской части системы, а также контроль исполнения и оценку результатов.

Ключевые слова: менеджмент, отраслевой менеджмент, здравоохранение, управленческая информация



Современные управленческие технологии в здравоохранении можно определить как систему мер и совокупность процессов, обеспечивающих сбор и обработку управленческой информации, ее анализ, подготовку вариантов управленческих решений, оптимальную для их исполнения организацию структуры исполнительской части системы, а также контроль исполнения и оценку результатов.

Речь идет о целом комплексе мероприятий управленческого характера, который способен существенным образом повлиять на всех звеньев системы здравоохранения, их эффективность — медицинскую и экономическую.Известно, что при существовавшем прежде подходе к описанию процесса управления было принято отделять собственно технологию управления от его экономической составляющей. Однако в современных условиях они настолько тесно взаимосвязаны, что в подавляющем большинстве случаев их невозможно разделить. Более того, современному руководителю крайне важно грамотно использовать экономические методы при выработке управленческих решений.

Государственные гарантии и рыночные модели оказания медицинской помощи

Результаты выборочных исследований с использованием тестовой методики показали, что 60-70% опрошенных руководителей медицинских учреждений характеризуются как неспособные корректировать программу своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями конкретной ситуации, и лишь 10% обладают высокой степенью гибкости, адекватностью стиля и методов управления в быстро меняющихся условиях. При этом именно механизм обратной связи позволяет реализовывать динамические методы оценки эффективности функционирования системы и в режиме мониторинга сравнивать результаты медицинской помощи и затраты ресурсов на ее оказание. В конечном итоге отсутствие механизма обратной связи, особенно свойственного производственным моделям организации, привело к деструктивным тенденциям в отрасли, монополизации источников финансирования, отсутствию должной мотивации у медицинских работников и административно-управленческого персонала всех уровней к эффективной профессиональной деятельности.Все это в совокупности с изменившимися внешними факторами организации экономической системы страны в целом и предопределило необходимость перехода отечественного здравоохранения на рыночные методы хозяйствования. Важно понимать, что рыночные механизмы организации производственного процесса в отрасли и способы и методы оплаты произведенной в отрасли продукции не противоречат друг другу, что не исключает их взаимного существования. Государство может продолжать оплачивать весь объем бесплатной медицинской помощи населению в соответствии с государственными гарантиями. Однако это не отвергает применения рыночных производственных моделей организации процесса оказания медицинской помощи как конечной продукции отрасли. Наоборот, переход к элементам рыночных отношений только обострит актуальность проблемы создания оптимальных условий для практического обеспечения государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.

Децентрализация отрасли и информационно-аналитический анализ

Таким образом, формирование производственного (процессного) типа организации учреждений здравоохранения создает дополнительные проблемы, связанные с необходимостью информационно-аналитического (ИА) мониторинга децентрализованных финансовых потоков и их сопоставления с фактически сложившимися затратами ресурсов лечебных учреждений в целях принятия соответствующих регулирующих управленческих решений.Основным требованием к новой модели управления отраслью логически стало требование децентрализации управления, что предполагает смещение на более низкий уровень иерархической пирамиды целого ряда управленческих функций. В результате создаются условия и правовые основы для децентрализации отрасли, что, безусловно, позволяет объективнее учитывать местные особенности жизни населения, уровень социально-экономического развития территорий, состояние здоровья населения, потребности в медицинской помощи, полнее использовать местные ресурсы.Ведь с введением одноканального механизма финансирования системы здравоохранения, планирование стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования в большей степени возлагается на областной орган управления. В данном процессе муниципальный орган управления через информационно-аналитическую сеть (ИА-сеть) активно участвует в определении и оценке стоимости программ обязательного медицинского страхования населения города или района, представляя эти данные в орган управления субъекта Российской Федерации и обсуждая результаты планирования.Особое место в деятельности муниципального органа управления занимает согласование финансовых планов медицинских учреждений. По сути, данный вид деятельности представляет собой процедуру предварительного контроля финансовой деятельности учреждения по данным ИА-анализа экономической информации, что существенно снижает риск управленческих ошибок, допускаемых руководителями медицинских учреждений в области финансового менеджмента. Принципы финансового менеджмента и управленческого учета, реализуемые через информационно-аналитические системы на уровне медицинского учреждения, важны даже в большей степени, чем на уровне органов управления здравоохранением.

Цель: максимальная информированность руководителей всех уровней

На фоне активизации рыночных элементов в системе функционирования здравоохранения претерпевает существенные изменения и система информационного обеспечения управленческого процесса в отрасли, сложившегося в зачаточных формах в условиях чисто бюджетной модели финансирования, все более и более приближаясь по форме и содержанию к конфигурациям, используемым в сфере материального производства. Это обусловлено, прежде всего, динамическим характером процессов усиления экономической мотивации труда в деятельности лечебного учреждения, сложностью мотивационных процессов и их векторным несовпадением при использовании различных по своей природе источников финансирования. В процессе управления здравоохранением необходимо применять информационно-аналитические методы, обеспечивающие максимальную информированность руководителей всех уровней отраслевой системы для принятия обоснованных управленческих решений. Только такая ориентированность управленческих технологий может сформировать механизм управления эффективностью функционирования с минимумом отклонений фактических показателей деятельности этих служб от нормативно-планового уровня.Таким образом, основные организационно-экономические предпосылки формирования и развития инновационных управленческих технологий в здравоохранении заключаются в тенденциях преобладания экономических методов управления, ограниченности материальных, финансовых и кадровых ресурсов, развитии горизонтальных (договорных) связей как внутри системы, так и вне ее, а также децентрализации управления отраслью и объективной необходимости подготовки высокопрофессиональных кадров управленческого звена.


Источники:

1. Сунгатов Р.Ш. Современные технологии управления здравоохранением как экономической системой. - Казань, Идел-Пресс, 2005. - 128с.
2. Киселев С.В., Сунгатов Р.Ш. Моделирование инновационной деятельности в экономической системе здравоохранения. - М.: Экономздрав, 2007. - 378с.
3. Специфика экономики и управления здравоохранением / под ред. доктора экон. наук, проф. Киселева С.В. - Казань: Медицина, 1998. - 176с.
4. Вялков А.И. Роль руководителей здравоохранения во внедрении новых технологий управления в отрасли // Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров. - М., 2002. - 265с.

Страница обновлена: 23.09.2024 в 02:54:25