Программы управления качеством, как инструмент повышения региональной конкурентоспособности и прогнозирования развития отраслей экономики региона

Забродин А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Забродин А.А. Программы управления качеством, как инструмент повышения региональной конкурентоспособности и прогнозирования развития отраслей экономики региона // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 114-117.

Аннотация:
Региональная конкурентоспособность определяется эффективным использованием возможностей региона работать в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других регионах, обеспечивая повышение их качества, что способствует ускорению экономического развития региона с соблюдением национальных и международных экологических стандартов. Эта проблема становится особенно актуальной в условиях обостряющейся конкурентной борьбы.

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, экономика региона



Региональная конкурентоспособность определяется эффективным использованием возможностей региона работать в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других регионах, обеспечивая повышение их качества, что способствует ускорению экономического развития региона с соблюдением национальных и международных экологических стандартов. Эта проблема становится особенно актуальной в условиях обостряющейся конкурентной борьбы.

Стремление большинства предприятий и организаций, отраслей экономики к прозрачности производственной деятельности, менеджмента и финансовых операций заставляет руководителей всех уровней проявлять повышенное внимание к вопросам качества не только производимых товаров или услуг, но и бизнес-процессов, сопровождающих все аспекты деятельности любого объекта управления.

Программы и методы управления качеством могут быть использованы для решения задач оптимизации бизнес-процессов, повышения эффективности производства и использования продукции, снижения затрат и повышения лояльности потребителей товаров или услуг, одновременно не приводя к снижению социальных и экологических стандартов деятельности объекта управления.

Общие подходы обеспечения качества деятельности всегда формировались по следующим этапам: фаза отбраковки, фаза управления качеством, фаза менеджмента качества и фаза планирования качества. Необходимо отметить, что на современном этапе фаза менеджмента качества имеет наибольшее распространение, а фаза планирования качества лишь рассматривается в качестве перспективной и не используется широко ввиду малой степени разработанности. Философия качества, подразумевающая процессный подход в управлении качеством, связана с возникновением стандартов Международной организации по стандартизации ISO/IEC [4].

Управление качеством развития экономики региона сродни управлению качеством предприятия, поскольку существуют различные бизнес-процессы (отрасли экономики) и главной целью на макроуровне является повышение качества функционирования каждого из них [2]. В рамках методики процессного подхода рассматриваются различные бизнес-процессы, неразрывно связанные с особенностями той или иной отрасли экономики. Наряду с этим в экономике региона внимание должно уделяться не только, к примеру, повышению конкурентоспособности, но и таким аспектам, как

‑ увеличение качества жизни населения региона в целом;

‑ развитие региона, ибо он есть система взаимосвязанных отраслей, которые непрерывно функционируют и характеризуются показателями не только промышленного производства, но и социальной, экологической, прочих сфер развития.

Данный подход к понятию качества на уровне экономики региона позволит связать воедино каждую отрасль как объект производства (товаров или услуг), как социально-экономический объект и как объект, оказывающий влияние на экологическую составляющую развития региона. Впервые такой многомерный подход к развитию любого хозяйствующего субъекта экономики затронут в работах «Пределы роста» и «За пределами роста» (авторы Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз; Й. Рандерс), первая из которых вышла в 1972 году. В них рассматриваются проблемы устойчивого развития, изучает индикаторы такого развития. Работы исследователей послужили мощным импульсом к развитию современной теории менеджмента качества. Речь идет о трех категориях индикаторов устойчивого развития в зависимости от целевой направленности: показатели входного действия; показатели состояния; показатели управления [1]. Несомненно, все эти показатели рассматривают состояние объекта на макроуровне. Если говорить об уровнях в разрезе отраслей региональной экономики, то такими показателями устойчивого развития могут быть, например:

  • характеристики отрасли с производственной точки зрения (например, различные показатели эффективности производства, темпы роста, увеличения);
  • характеристики отрасли с точки зрения социальной составляющей (уровень заработной платы, численность производственного персонала);
  • характеристики отрасли с точки зрения экологической составляющей (уровень выбросов в атмосферу).
  • Подход представляет собой модификацию концепции устойчивого развития, которая носит название «менеджмент качества», или «Total Quality Management». Международная организация по стандартизации (ISO) определяет качество как совокупность свойств и характеристик объекта, способных удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [3]. Другими словами, производящая отрасль региональной экономики должна иметь на выходе качественную, удовлетворяющую потребности пользователя продукцию, быть конкурентоспособной по цене.

    Одновременно рассматриваемая отрасль должна создавать рабочие места, предлагать стабильную заработную плату, выполняя социальные функции, заботиться о сохранности окружающей среды, учитывая экологические особенности территорий. Применение процессного подхода ISO к развитию экономики региона достаточно затруднено ввиду сложности и многоаспектности объекта управления. Однако при рассмотрении качества развития экономики в разрезе таких отраслей, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, а впоследствии на уровне отдельных отраслевых предприятий и организаций данная задача вполне разрешима.

    Каждая отрасль – самостоятельный хозяйствующий субъект, который функционирует, по меньшей мере, в трех направлениях: социальном, производственном и экологическом. Опираясь на концепцию устойчивого развития, предложенную членами Римского клуба, каждая отрасль может быть охарактеризована определенными показателями, оценивающими качество ее продукции (услуг). Социальные показатели каждой отрасли – это рабочие места, уровень заработной платы, социальный пакет.

    Очень важны показатели производства, изношенности основных фондов, брака, морального старения продукции. Важно также помнить, что любое производство, в особенности промышленное, сопровождается использованием главного общественного блага – экологии, и действия, направленные в сторону удовлетворения потребностей производства, в различной степени наносят ущерб окружающей среде. В совокупности, согласно философии менеджмента качества, отмеченные показатели непосредственно определяют конкурентоспособность отрасли в конкретной сфере.

    Таким образом, перед нами экономическая модель, представляющая собой систему взаимосвязанных показателей. Эту модель удобно рассматривать в динамике, на основе статистических данных. Применяя метод ранжирования, основываясь на суммарных показателях развития по всем сферам деятельности, можно наглядно представить, какая из отраслей является наиболее и (или) наименее развитой в экономике региона.

    Однако изучение показателей не дает возможности выбора какой-то конкретного варианта, а скорее подсказывают лицу, принимающему решение, расстановку приоритетов при выборе программ управления развитием региона. При использовании инструментария данной модели процессный подход к управлению качеством дополняется возможностью оценки развития отрасли по выбранной сфере деятельности.

    Изучение качества развития региональной экономики должно осуществляться на всех уровнях управления, в том числе на уровне отраслевых предприятий и организаций, работающих в регионе. При этом необходимо помнить, что каждая отрасль включает в себя предприятия как государственного, так и частного секторов. Следовательно, нужны совместные разработки стратегий и программ развития качества предприятий и организаций региона с целью повышения региональной конкурентоспособности и качества функционирования социально-экономических процессов в регионе.


    Источники:

    1. Медоуз, Д.Х. За пределами роста: Предотвратить глобальную катастрофу. Обеспечить устойчивое будущее: Учебное пособие / Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз; Й. Рандерс. - М.: Прогресс, 1994. - 302 с.

    2. Пономарев, С.В. Управление качеством продукции: Введение в системы менеджмента качества: Учебное пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин. - М.: Стандарты и качество, 2004. - 244 с.

    3. Стандарты серии ISO 9004:2000 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности. Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO). [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.iso.org/iso/

    4. Управление качеством: Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 1998. – 198 с.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:54:26