Программы управления качеством, как инструмент повышения региональной конкурентоспособности и прогнозирования развития отраслей экономики региона
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Забродин А.А. Программы управления качеством, как инструмент повышения региональной конкурентоспособности и прогнозирования развития отраслей экономики региона // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 114-117.
Аннотация:
Региональная конкурентоспособность определяется эффективным использованием возможностей региона работать в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других регионах, обеспечивая повышение их качества, что способствует ускорению экономического развития региона с соблюдением национальных и международных экологических стандартов. Эта проблема становится особенно актуальной в условиях обостряющейся конкурентной борьбы.
Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, экономика региона
Региональная конкурентоспособность определяется эффективным использованием возможностей региона работать в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других регионах, обеспечивая повышение их качества, что способствует ускорению экономического развития региона с соблюдением национальных и международных экологических стандартов. Эта проблема становится особенно актуальной в условиях обостряющейся конкурентной борьбы.
Стремление большинства предприятий и организаций, отраслей экономики к прозрачности производственной деятельности, менеджмента и финансовых операций заставляет руководителей всех уровней проявлять повышенное внимание к вопросам качества не только производимых товаров или услуг, но и бизнес-процессов, сопровождающих все аспекты деятельности любого объекта управления.
Программы и методы управления качеством могут быть использованы для решения задач оптимизации бизнес-процессов, повышения эффективности производства и использования продукции, снижения затрат и повышения лояльности потребителей товаров или услуг, одновременно не приводя к снижению социальных и экологических стандартов деятельности объекта управления.
Общие подходы обеспечения качества деятельности всегда формировались по следующим этапам: фаза отбраковки, фаза управления качеством, фаза менеджмента качества и фаза планирования качества. Необходимо отметить, что на современном этапе фаза менеджмента качества имеет наибольшее распространение, а фаза планирования качества лишь рассматривается в качестве перспективной и не используется широко ввиду малой степени разработанности. Философия качества, подразумевающая процессный подход в управлении качеством, связана с возникновением стандартов Международной организации по стандартизации ISO/IEC [4].
Управление качеством развития экономики региона сродни управлению качеством предприятия, поскольку существуют различные бизнес-процессы (отрасли экономики) и главной целью на макроуровне является повышение качества функционирования каждого из них [2]. В рамках методики процессного подхода рассматриваются различные бизнес-процессы, неразрывно связанные с особенностями той или иной отрасли экономики. Наряду с этим в экономике региона внимание должно уделяться не только, к примеру, повышению конкурентоспособности, но и таким аспектам, как
‑ увеличение качества жизни населения региона в целом;
‑ развитие региона, ибо он есть система взаимосвязанных отраслей, которые непрерывно функционируют и характеризуются показателями не только промышленного производства, но и социальной, экологической, прочих сфер развития.
Данный подход к понятию качества на уровне экономики региона позволит связать воедино каждую отрасль как объект производства (товаров или услуг), как социально-экономический объект и как объект, оказывающий влияние на экологическую составляющую развития региона. Впервые такой многомерный подход к развитию любого хозяйствующего субъекта экономики затронут в работах «Пределы роста» и «За пределами роста» (авторы Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз; Й. Рандерс), первая из которых вышла в 1972 году. В них рассматриваются проблемы устойчивого развития, изучает индикаторы такого развития. Работы исследователей послужили мощным импульсом к развитию современной теории менеджмента качества. Речь идет о трех категориях индикаторов устойчивого развития в зависимости от целевой направленности: показатели входного действия; показатели состояния; показатели управления [1]. Несомненно, все эти показатели рассматривают состояние объекта на макроуровне. Если говорить об уровнях в разрезе отраслей региональной экономики, то такими показателями устойчивого развития могут быть, например:
Одновременно рассматриваемая отрасль должна создавать рабочие места, предлагать стабильную заработную плату, выполняя социальные функции, заботиться о сохранности окружающей среды, учитывая экологические особенности территорий. Применение процессного подхода ISO к развитию экономики региона достаточно затруднено ввиду сложности и многоаспектности объекта управления. Однако при рассмотрении качества развития экономики в разрезе таких отраслей, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, а впоследствии на уровне отдельных отраслевых предприятий и организаций данная задача вполне разрешима.
Каждая отрасль – самостоятельный хозяйствующий субъект, который функционирует, по меньшей мере, в трех направлениях: социальном, производственном и экологическом. Опираясь на концепцию устойчивого развития, предложенную членами Римского клуба, каждая отрасль может быть охарактеризована определенными показателями, оценивающими качество ее продукции (услуг). Социальные показатели каждой отрасли – это рабочие места, уровень заработной платы, социальный пакет.
Очень важны показатели производства, изношенности основных фондов, брака, морального старения продукции. Важно также помнить, что любое производство, в особенности промышленное, сопровождается использованием главного общественного блага – экологии, и действия, направленные в сторону удовлетворения потребностей производства, в различной степени наносят ущерб окружающей среде. В совокупности, согласно философии менеджмента качества, отмеченные показатели непосредственно определяют конкурентоспособность отрасли в конкретной сфере.
Таким образом, перед нами экономическая модель, представляющая собой систему взаимосвязанных показателей. Эту модель удобно рассматривать в динамике, на основе статистических данных. Применяя метод ранжирования, основываясь на суммарных показателях развития по всем сферам деятельности, можно наглядно представить, какая из отраслей является наиболее и (или) наименее развитой в экономике региона.
Однако изучение показателей не дает возможности выбора какой-то конкретного варианта, а скорее подсказывают лицу, принимающему решение, расстановку приоритетов при выборе программ управления развитием региона. При использовании инструментария данной модели процессный подход к управлению качеством дополняется возможностью оценки развития отрасли по выбранной сфере деятельности.
Изучение качества развития региональной экономики должно осуществляться на всех уровнях управления, в том числе на уровне отраслевых предприятий и организаций, работающих в регионе. При этом необходимо помнить, что каждая отрасль включает в себя предприятия как государственного, так и частного секторов. Следовательно, нужны совместные разработки стратегий и программ развития качества предприятий и организаций региона с целью повышения региональной конкурентоспособности и качества функционирования социально-экономических процессов в регионе.
Источники:
2. Пономарев, С.В. Управление качеством продукции: Введение в системы менеджмента качества: Учебное пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин. - М.: Стандарты и качество, 2004. - 244 с.
3. Стандарты серии ISO 9004:2000 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности. Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO). [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.iso.org/iso/
4. Управление качеством: Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 1998. – 198 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:54:26