Методика расчета конкурентоспособности малых предпринимательских структур
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Спиридонова А.С. Методика расчета конкурентоспособности малых предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 1. – С. 153-157.
Аннотация:
Соответствие программ развития малого предпринимательства определенным требованиям позволяет учитывать многочисленные факторы, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на проводимые преобразования.
Ключевые слова: малое предпринимательство, развитие малого предпринимательства, государственная поддержка
Соответствие программ развития малого предпринимательства определенным требованиям позволяет учитывать многочисленные факторы, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на проводимые преобразования.
Региональная программа развития малого предпринимательства является моделью процесса скоординированных действий, обеспечивающих переход от существующей системы малого предпринимательства с ее результатами, структурой и потенциалом, а также имеющимися условиями, к желаемой.
Региональная программа развития малого предпринимательства определяет:
− актуальные проблемы развития малого предпринимательства;
− существующие возможности улучшения условий создания и деятельности малых предприятий и общий замысел использования этих возможностей (стратегию программы);
− задачи изменения внешней среды функционирования и развития малого бизнеса;
− совокупность связанных и скоординированных мер по решению этих задач;
− необходимые ресурсы для реализации мер развития;
− ожидаемые результаты (цели программы).
Региональная программа развития малого предпринимательства должна отвечать следующим требованиям:
− актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых проблем развития малого предпринимательства, то есть таких проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект;
− прогностичность - свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к малому бизнесу, а также изменения условий его деятельности;
− рациональность - как свойство программы определяет такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах, позволят получить максимально полезный результат;
− реалистичность - создает соответствие между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами;
− целостность - обеспечивает полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними;
− контролируемость - определяет конечные и промежуточные цели таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям;
− чувствительность к сбоям – позволяет выявлять отклонения реального положения дел от запланированного.
Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных свойств приводит к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки с большими затратами [2].
Анализ существующих региональных программ развития малого предпринимательства показывает, что они обладают определенными недостатками, которые не позволяют им выполнять свое основное назначение:
− разработка программ осуществляется методами традиционными для разработки планов мероприятий, тем самым порождаются именно те слабости, преодолевать которые призвано стратегическое планирование;
− наблюдается оторванность задач разработки программы от задач управления ее реализацией.
Создание эффективных целевых программ требует развитого стратегического мышления и учета социально-психологических особенностей, поэтому при разработке программ необходимо включить механизм компенсации данных недостатков [1].
К основным существенным недостаткам региональных программ развития малого предпринимательства следует отнести:
− отсутствие четко сформулированной стратегии действий по поддержке малого бизнеса;
− неполнота выделения актуальных проблем малого предпринимательства, их неструктурированность и неранжированность по значимости;
− нечеткость определения целей, делающая невозможным контроль их достижения;
− неполнота мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов;
− нескоординированность мер поддержки, осуществляемых по разным направлениям;
− неопределенность результатов реализации мер поддержки;
− необоснованность сроков реализации мер, и несогласованность логически связанных мер по срокам выполнения;
− нереалистичность программ из-за их ресурсной необеспеченности.
В этой связи, например в Новгородской области, в целях снижения уровня административных барьеров и упорядочения деятельности контролирующих и инспектирующих органов необходимо [3]:
− создать единую нормативно-правовую базу, позволяющую унифицировать подходы федеральных и региональных властей по сокращению и недопущению создания новых административных барьеров;
− осуществлять регулирование преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах;
− отменить подзаконные акты, которые препятствуют развитию малого предпринимательства и нарушают положения действующих законов;
− ввести ответственность должностных лиц за действия (бездействие) и ошибки в работе данных органов, препятствующих созданию и деятельности малых предприятий, а также – обязанность по возмещению ущерба, возникшего в связи с превышением должностными лицами полномочий;
− установить ограничения по видам нарушений, по которым проверяющие (контрольные) органы имеют право применять финансовые санкции;
− осуществлять взаимодействие со сферой малого предпринимательства при разработке и передаче поправок в систему государственной поддержки малого предпринимательства и др.
Главными направлениями государственной политики по обеспечению равных условий конкуренции при разработке программ развития малого предпринимательства являются:
− ужесточение санкций за нарушение положений антимонопольного законодательства;
− невмешательство исполнительной власти в функционирование конкурентной среды на стороне одного из экономических агентов;
− недопущение использования государственной помощи для создания неравных условий конкуренции;
− усиление деятельности структур поддержки малого предпринимательства по обучению и проведению разъяснительной работы по применению антимонопольного законодательства.
На примере Новгородской области в целях расширения возможностей доступа малых предприятий к источникам финансовых средств необходимо организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:
− разработка механизма финансирования малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки, за счет средств областного бюджета;
− разработка действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями;
− субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;
− содействие в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес;
− развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства и др.
Таким образом, реализация программ по развитию малого предпринимательства требует не только большого количества усилий, учета многих факторов, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на проводимые преобразования, но и продуманной и четкой ее организации.
Источники:
2. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности : учебник / под ред. д.э.н., проф. А. Н. Асаула. - СПб. : Гуманистика, 2004. – 448 с.
3. Областная целевая программа государственной поддержки развития малого предпринимательства области на 2007- 2008 годы «Малый бизнес» (V этап. Основные направления), в ред. постановления Администрации Новгородской области от 03.09.2007 № 232.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:29:12