Расчет экономической эффективности модернизации производства в химической промышленности с учетом экологического и социального факторов

Корягин П.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (112), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Анализ последствий модернизации производства в химической промышленности в условиях современной экономики, ориентированной на сокращение выбросов в окружающую среду и повышение эффективности производства, сводится к описанию экологических и социальных факторов, влияние которых может свести на нет все хозяйственные достижения.

Ключевые слова: экология, социальная ответственность, химическая промышленность, социальный эффект, модернизация производства



Анализ последствий модернизации производства в химической промышленности в условиях современной экономики, ориентированной на сокращение выбросов в окружающую среду и повышение эффективности производства, сводится к описанию экологических и социальных факторов, влияние которых может свести на нет все хозяйственные достижения.

Оценка экономической эффективности реализации проектов должна отвечать экологическим и социальным критериям, учитывать не только выгоды предприятия от реализации проекта, но и выгоду и ущерб для экономики города или региона, в котором оно находится. Требуется синтезировать обновление существующих моделей и методик расчета экономической эффективности. Естественно, нужны критерии, по которым возможно построение новой модели для оценки. Выявление и оценка факторов, влияющих на экономическую эффективность, позволит наиболее полно охарактеризовать целесообразность реализации инвестиционного проекта.

Задачами оценки эколого-экономической эффективности проектов являются:

- получение количественных критериев принятия решений о допустимости или недопустимости реализации проекта;

- обеспечение выбора варианта намечаемой хозяйственной деятельности с наименьшими экологическими и социальными издержками;

- получение количественных критериев оценки эффективности предлагаемого проектом очистного оборудования и намечаемых природоохранных мероприятий;

- выбор приемлемой для общества нормы отдачи при реализации проекта;

- получение количественных критериев эколого-экономической оценки эффективности системы государственной экологической экспертизы.

К основным принципам эколого-экономической эффективности проектов, позволяющим учитывать экологические и социальные эффекты, относятся:

- включение экологических затрат и выгод в денежные потоки, учитываемые при анализе проекта, и моделирование денежных потоков;

- использование в качестве временного горизонта анализа всего периода воздействия проекта на окружающую среду и население, в том числе и после окончания проекта, а не только периода жизненного цикла проекта;

- учет фактора времени как одного из инструментов для отражения долгосрочных экологических и социальных последствий реализации проекта;

- распространение пространственных границ проекта до границ его влияния на окружающую среду, естественные и искусственные экосистемы и природные комплексы, учет возможных последствий на разных уровнях влияния проекта – локальном, региональном, национальном;

- моделирование суррогатных рынков для определения ценности и стоимости природных благ, рынки которых отсутствуют или неразвиты;

- исключение риска двойного учета затрат и выгод;

- учет возможности недооценки экологических выгод и природных благ в анализе из-за отсутствия данных, сложностей с их получением и описание выгод и благ в качественных показателях;

- гибкий выбор методов расчета, основанный на наличии соответствующих методик оценки последствий определенного типа воздействия и их целесообразности, исходной информации, времени проведения анализа и имеющихся финансовых ресурсов;

- сопоставление социально желательных результатов и частных интересов для анализа возможности устранения возникающих противоречий на ранних стадиях принятия решений и анализ распределения выгод и затрат между различными сторонами, задействованными в проекте.

- использование анализа «затраты-эффективность» при нецелесообразности или невозможности проведения традиционного анализа «затраты-выгоды», например, в случаях, когда невозможно представить выгоды в денежном выражении;

- сравнение вариантов воздействия на окружающую среду «с проектом» и «без проекта» и использование в некоторых случаях анализа «теневого проекта».

- сравнение различных вариантов проектов для учета альтернативных вариантов намечаемой деятельности, в том числе отказа от деятельности для экономического обоснования предлагаемого к реализации варианта.

Включение экологических затрат и выгод в денежные потоки, учитываемые при анализе проекта, означает, что проводится более широкий анализ проекта, нежели простое определение его коммерческой эффективности, и что в денежный поток от инвестиционной деятельности входят все предполагаемые социальные выгоды и экологические затраты (издержки), связанные с данным проектом.

Учет фактора времени через использование ставок дисконтирования является одним из инструментов для отражения долгосрочных экологических и социальных последствий. При оценке экологически значимых проектов могут быть заданы более низкие ставки дисконта по сравнению с частным сектором. Такие ставки называются «общественными нормами временного предпочтения» и используются для оценки государственных экологических программ. Обычно приемлемыми ставками по экологическим проектам считаются ставки в 2-4%, а иногда и ниже. Это связано с тем, что при слишком высоких ставках дисконтирования приведенная стоимость выгод и затрат, которые имеют место спустя много лет, становится равной нулю. При оценке эколого-экономической эффективности проектов намечаемой деятельности важно проводить анализ чувствительности проекта с использованием нескольких значений ставки с целью получения информации для сопоставления вариантов, имеющих разные профили выгод и затрат во времени. Смешение ставок дисконтирования в рамках одного анализа является ошибкой. При проведении анализа целесообразно указать, какие ставки используются – в номинальном (с включением инфляционной составляющей) или реальном (без включения инфляционной составляющей) выражении.

Недооценка экологических выгод и затрат.

При экономическом анализе оценки воздействия на окружающую среду существует большая вероятность недоучета и вследствие этого недооценки определенных экологических благ и экологических затрат, связанных с проектом. В этом случае возможно использование качественных методов оценки и применение анализа «затраты-эффективность». Недоучет экологических затрат может происходить также вследствие игнорирования риска возникновения аварий и вызываемых ими негативных последствий. Отсюда следует, что при рассмотрении вариантов природоохранных мероприятий, включая страхование аварийных случаев, это должно быть учтено.

«Рассмотрение многих задач через призму экологических и социальных факторов, позволяет получить наиболее полезную для наблюдателя меняющуюся картину окружающей среды. Такой подход позволяет избежать провалов при использовании известных теорий и моделей в решении практических задач, так как ориентирует исследователя на критическое отношение к построенным ранее моделям, а также на поиск новых факторов внешней среды, влияющих на адекватность используемой модели» [1] при оценке экономической эффективности модернизации производства в химической промышленности.


Источники:

1. Строков В.А. Экономический механизм предпринимательской деятельности. — М.: АО «Солид», 1996. — 144 с.
2. Хелферт Э. Техника финансового анализа / Пер. с англ.; /Под ред. П.П. Белых. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 663 с.
3. Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия: Часть 1. — М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1994. — 95 с.
4. Всемирный банк: Операционная политика Всемирного банка в отношении оценки воздействия на окружающую среду (ОР 4.01).
5. Всемирный банк: Операционная политика Всемирного банка в отношении экономической оценки инвестиционных операций (ОР 10.04).
6. Диксон Дж., Паджиола С. Экономический анализ и оценка воздействия на окружающую среду/ пер. с англ.- М.: Весь Мир, 2003. – 16 с.
7. Конвенция ЕЭК/ ООН «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Европейская экономическая комиссия Организация объединенных наций. Нью-Йорк и Женева, 2000 г.
8. Международное руководство по оценке при наличии опасных и токсичных веществ № 7// Международные стандарты оценки. – М.: Интерреклама, 2003 – 384 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:41:54