Государственное предпринимательство в сфере смешанной собственности
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Погудаева М.Ю. Государственное предпринимательство в сфере смешанной собственности // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 112-114.
Аннотация:
В последние годы в ряде промышленно развитых стран мира сформировалась практика создания «особых территорий» для развития бизнеса на основе государственно-частного партнерства. Для современной России, где уровень инновационной активности остается крайне низким, подобный опыт имеет принципиально важное значение. Доля компаний, внедряющих новые продукты или технологические процессы, в 2005 г. не достигала и 10% от их общего числа в стране. И только 1/3 из них вели самостоятельные исследования и разработки.
Ключевые слова: государственное управление, государственное предпринимательство, государственно-частное партнерство, смешанная собственность
В последние годы в ряде промышленно развитых стран мира сформировалась практика создания «особых территорий» для развития бизнеса на основе государственно-частного партнерства. Для современной России, где уровень инновационной активности остается крайне низким, подобный опыт имеет принципиально важное значение. Доля компаний, внедряющих новые продукты или технологические процессы, в 2005 г. не достигала и 10% от их общего числа в стране. И только 1/3 из них вели самостоятельные исследования и разработки.
В экономическом обороте России используется всего лишь 1% полученных патентов, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 70%. Примерно такая же ситуация и с венчурным бизнесом: объем инвестиций венчурных фондов РФ составил в 2005 г. всего 62,5 млн. долларов США.
Государственно-частное партнерство позволяет выступать в качестве фундамента инновационной экономики, привлекать технологических лидеров, создавать транснациональные отечественные компании, способные в условиях глобализации быть конкурентоспособными и эффективными. Целесообразно, чтобы в качестве инициатора инфраструктурных проектов выступало правительство, а в проектах инновационной сферы инициатива принадлежала частному бизнесу. Если бизнес готов давать серьезные деньги на конкретный проект – это сигнал государству, что проект перспективен с рыночной точки зрения.
Современная практика выработала несколько разновидностей инновационных экономических зон. Важнейшими среди них являются: технико-внедренческие зоны, технопарки, наукограды, инновационно-ориентированные бизнес-инкубаторы и др. К сожалению, отечественный опыт создания подобных экономических зон, имевший место в 1990-е годы, является весьма плачевным.
Так, многие отечественные технопарки и бизнес-инкубаторы были созданы без соответствующей материальной базы, как некие «времянки». Они не смогли ни выстроить перспективных программ сотрудничества науки и бизнеса, ни сколько-нибудь существенно повлиять на региональную и национальную экономику.
Поэтому сегодня весьма актуальной является задача коренного изменения подхода к созданию различных типов инновационных экономических зон. Этот подход должен осуществляться в контексте общей промышленной политики, направленной на создание инновационно-ориентированных кластеров.
Экономическая эффективность кластеров напрямую зависит от вхождения в их состав крупного бизнеса, способного выступать и в качестве инноватора, привлекающего субподрядчиков в свои проекты, и в качестве заказчика на интеллектуальные разработки для малого и среднего бизнеса, с которым кооперируются крупные предприятия.
Изучение реальной ситуации в современной российской экономике показывает, что кластеры, состоящие исключительно из малых и средних компаний, практически нежизнеспособны. Они не имеют шансов на эффективное развитие как из-за отсутствия доступа к значительным финансовым средствам, так и в силу невозможности генерировать и поддерживать устойчивый спрос на продукцию смежных отраслей.
Таким образом, речь должна идти, прежде всего, о мобилизации усилий крупного российского бизнеса на реализацию инновационных проектов. Именно корпорации и холдинги обладают умением определять приоритеты, привлекать необходимые финансовые ресурсы, внедрять результаты НИОКР в реальные производственные процессы. Работая зачастую в разных отраслях, крупные компании способны отслеживать межотраслевые технологические связи, видеть перспективные варианты диверсификации производства.
На основе анализа мировой хозяйственной практики и с учетом особенностей развития современной России можно выделить следующие перспективные направления сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса:
‑ технологии глубокой переработки природных ресурсов;
‑ фармацевтика;
‑ материаловедение;
‑ борьба с компьютерными вирусами;
‑ пищевая промышленность.
Опыт работы холдинга АФК «Система» показывает потенциальные возможности крупной компании как потенциального инициатора и локомотива создания экономических кластеров. Корпорация ведет успешную инновационную деятельность в отечественной микроэлектронике, радиотехнике, спутниковом и медицинском приборостроении, в информационных технологиях, системах автоматизированного проектирования.
Инновационная инфраструктура АФК «Система» включает в себя технопарки в Зеленограде, Дубне и Сарове, инновационно-технологические центры на базе ряда крупных учебных заведений страны, в том числе – МГТУ им. Баумана. Предприятие планирует инновационные проекты, которые можно будет капитализировать в дочерних структурах корпорации в течение 3-5 и более лет. Так, например, в одном только Сарове предполагается освоить около 100 инновационных продуктовых линий с оборотом около 100 млн. долларов США.
Проекты ВПК и новые программные продукты являются для АФК «Система» приоритетными. Три города (Дубна, Зеленоград, Томск), в которых функционируют высокотехнологичные подразделения АФК, получили право организовать на своих территориях технико-внедренческие зоны. В 2008 году к ним должен присоединиться и Саров.
Правительство Российской Федерации планирует в ближайшее время выделить из бюджета 500 млн. долларов на создание венчурного инновационного фонда, средства которого будут использоваться в пропорции 50:50 с частным капиталом. Важно, чтобы выделяемые ресурсы были использованы с максимальной эффективностью, пошли на создание и поддержку отечественных глобальных компаний, способных активно противостоять зарубежным корпорациям.
Источники:
2. Мальгинов Г. Проблемы управления и реорганизации государственных унитарных предприятий в России // Общество и экономика. – 2002. ‑ №7.
3. Савченко А.В. Государственная собственность и государственный сектор как инструменты регулирования рыночной экономики. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2004. – С. 35.
4. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия. - М. : Экономика, 2005. – С. 295-300.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:43:07