Выбор стратегии энергосбытовой компании в условиях становления конкурентного рынка электроэнергии

Мельник Л.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Решения, принятые в результате реформирования электроэнергетики в России, снизили барьеры входа на ранее монопольный региональный рынок электроснабжения. Это привело к появлению независимых конкурентных энергосбытовых компаний (ЭСК). В создавшихся условиях на первый план для всех ЭСК выходят вопросы выбора будущей конкурентной стратегии развития.

Ключевые слова: инновационное развитие, телекоммуникационные технологии, телефонная связь



Решения, принятые в результате реформирования электроэнергетики в России, снизили барьеры входа на ранее монопольный региональный рынок электроснабжения. Это привело к появлению независимых конкурентных энергосбытовых компаний (ЭСК). В создавшихся условиях на первый план для всех ЭСК выходят вопросы выбора будущей конкурентной стратегии развития.

Важным отличием энергосбытовой компании от других участников отрасли (генерирующих и сетевых) является отсутствие на балансе материальных активов. Основными параметрами энергосбытовой деятельности являются объем отпуска электроэнергии и финансовые показатели.

Автором была исследована зависимость финансовой устойчивости 28 ЭСК от объема отпуска электроэнергии, а также оценка участниками фондового рынка капитализации этих компаний.

В качестве исходной использована информация бухгалтерской и годовой отчетности энергосбытовых компаний за 2006 год, а также информация с их официальных сайтов. Рейтинг финансовой устойчивости определялся на основе методики, принятой в РАО «ЕЭС России». Рыночная капитализация компаний составлена по итогам торгов на РТС на 01.02.2007 г. Стоимость предприятий, акции которых не котировались на бирже, определена на основе средних мультипликаторов «Капитализация/Выручка» и «Капитализация/Отпуск электроэнергии», рассчитанных по компаниям-участникам торгов. Результаты исследования представлены на рис. 1.

* Размер кружков соответствует рыночной капитализации, млн. долл.

Рис. 1. Распределение энергосбытовых компаний по финансовой устойчивости, отпуску электроэнергии и рыночной капитализации

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Около 65% компаний из числа рассмотренных имеют неудовлетворительные показатели финансовой устойчивости, что затрудняет привлечение кредитных ресурсов на развитие.

2. При росте отпуска электроэнергии до определенного уровня финансовая устойчивость возрастает. Однако при дальнейшем повышении объемов этот показатель ухудшается. Это позволяет сделать вывод о наличии «эффекта масштаба» и оптимального объема продаж электроэнергии, который лежит в диапазоне 10-30 млрд. кВтч.

3. Текущие торги акциями энергосбытовых компаний носят спекулятивных характер, рыночная стоимость бумаг напрямую не связана с финансовым состоянием компаний.

В то же время, анализ результатов аукционов, проведенных в 2006-2008 гг. по продаже пакетов акций ЭСК, принадлежащих РАО «ЕЭС России», показал наличие интереса стратегических и портфельных инвесторов к данным компаниям как к потенциально привлекательному бизнесу. Это можно объяснить следующим обстоятельством.

Не имея на балансе материальных активов, энергосбытовые компании, выделившиеся из АО-энерго, имеют социальный капитал, который является источником конкурентного преимущества и воплощается в знании конечного регионального потребителя, в сложившихся отношениях с потребителем и другими участниками регионального рынка. При выборе стратегии развития приобретенной инвестором компании наличие социального капитала имеет большое значение.

Современный подход к обоснованию стратегического выбора компании и оценке эффективности реализации стратегий базируется на использовании критерия роста капитализации. Поскольку ЭСК будет функционировать в динамичной рыночной среде (в период становления конкурентного рынка электроэнергии), то для ее оценки учитываются будущие денежные потоки. Этим обусловлено применение метода дисконтированных денежных потоков.

Согласно концепции акционерной стоимости, существуют три источника увеличения капитализации: маркетинговые, финансовые и организационные. На основе данной логики и выявленных зависимостей по финансовому состоянию разработан алгоритм стратегического выбора, который включает следующие элементы:

1. Определение альтернатив стратегии развития энергосбытовой компании в зависимости от факторов внешней среды и социального капитала.

2. Выбор сценариев изменения внешних факторов в течение прогнозного периода, связанных с реализацией альтернативы (гипотезы относительно макроэкономических, отраслевых и региональных показателей и т.п.).

3. Определение взаимосвязи внешних факторов с внутренними показателями компании (объемы продаж электроэнергии, доля рынка, цена продажи и покупки электроэнергии в зависимости от параметров баланса электроэнергии и доли либерализации оптового рынка электроэнергии, объем и цена продаж дополнительных услуг и т.п.).

4. Определение финансовых отклонений показателей, связанных с выручкой и затратами компании, от возможного изменения каждого из внешних факторов.

5. Формирование свободного денежного потока компании на основе внутренних показателей.

6. Определение ставки дисконтирования.

7. Построение дисконтированного денежного потока в прогнозный период.

8. Определение постпрогнозной стоимости компании.

9. Определение акционерной стоимости компании.

10. Расчет рейтинга финансовой устойчивости компании при реализации стратегической альтернативы.

11. Сравнение стратегической альтернативы со стратегическими решениями собственника компании.

12. Выбор стратегии развития компании на основе соотношения роста акционерной стоимости, финансовой устойчивости и решений собственника.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в числе критериев стратегического выбора, наряду с ростом капитализации, должен быть показатель долгосрочной финансовой устойчивости, который позволяет осуществлять мероприятия по реализации выбранной стратегии развития. Стратегические решения, направленные на увеличение акционерной стоимости ЭСК, не должны ухудшать ее финансовые показатели. В противном случае энергосбытовая компания не сможет реализовать выбранную стратегию, что в перспективе может привести к снижению ее капитализации.


Источники:

1. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. Маркетинговые стратегии для обеспечения роста компании и увеличения ее акционерной стоимости : пер. с англ. – СПб. : Питер, 2001. – 479 с.

2. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление: пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 576 с.

3. Ивашковская И.В. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту // Российский журнал менеджмента. – 2004. ‑ №4. – С. 113-132.

4. Методика оценки финансового состояния ДЗО для целей определения рейтинга кредитоспособности и начисляемых дивидендов. Утверждена Первым заместителем Правления ОАО РАО «ЕЭС России» от 06.02.2003 г. – 7 с.

5. Информационный бюллетень о ходе реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» в 2007 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/bulletins/Info_summary_all2007.pdf. – Загл. с экрана.

Страница обновлена: 25.09.2024 в 02:51:31