Роль государства в экономическом развитии и рыночных преобразованиях в России
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-1 (108), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В экономической науке существует комплексная и весьма неоднозначная проблема, заключающаяся в определении пропорций участия государства в экономической жизни общества с целью ее регулирования. Главным предметом острых дискуссий, как среди экономистов различных школ и направлений, так и среди ученых представителей других областей, до сих пор остаётся вопрос о выявлении оптимальной границы, которая должна устанавливаться между объективными процессами в экономике и государственным воздействием, а также вопрос об определении методологии регулирования экономических процессов.
Ключевые слова: национальная экономика, государственное регулирование, регулирование экономических процессов
Экономика – это корабль, которому нужен парус,
наполненный ветром свободного предпринимательства
и конкуренции, а также руль государственного регулирования.
В.В. Леонтьев
В экономической науке существует комплексная и весьма неоднозначная проблема, заключающаяся в определении пропорций участия государства в экономической жизни общества с целью ее регулирования. Главным предметом острых дискуссий, как среди экономистов различных школ и направлений, так и среди ученых представителей других областей, до сих пор остаётся вопрос о выявлении оптимальной границы, которая должна устанавливаться между объективными процессами в экономике и государственным воздействием, а также определении методологии регулирования экономических процессов.
В рассматриваемом контексте интересен тот факт, что даже самые решительные защитники свободного рынка, представители неоклассического направления в современной науке уже не ставят под сомнение значение и способность правительства в решении экономических проблем, но по идеологическим и политическим соображениям продолжают провозглашать либеральные принципы. Кризисы XX-го века обнажили болевые точки либеральной рыночной системы и окончательно развеяли иллюзии о ничем не ограниченном саморегулирующемся рынке. Произошли принципиальные перемены в глубинном механизме функционирования капиталистической экономики в области пересмотра подходов к роли государства в регулировании экономических процессов [1].
Большинством современных отечественных ученых-экономистов признается наличие количественных и качественных диспропорций в механизме деятельности российского государства в сфере экономики [2, 3]. Подобные противоречия объясняются ошибочностью избранной модели развития, а также отсутствием четко сформулированной стратегии, предусматривающей постановку целей и выбор средств их достижения. Однако только государство располагает всем комплексом инструментов и механизмов по определению генеральных ориентиров развития национальной экономики и ее позиционированию в системе мирового хозяйства.
Основная задача правительства состоит в создании и поддержании благоприятных основ существования и развития человека и общества в рамках данного государства через обеспечение нормальных условий для самореализации и совершенствования в различных областях жизнедеятельности и, в первую очередь, в сфере экономики. Очевидно, что реально развивающееся, но не экстенсивно растущее национальное хозяйство – это следствие реализации эффективной программы правительства. И, в этой связи, отдельные, даже самые успешные попытки корректировки экономической политики проявляют свою несостоятельность. В сложившихся условиях необходимо комплексное переосмысление основ подхода государства к проблемам современной российской экономики.
Анализ мирового опыта подтверждает, что ни одна более или менее крупная страна мира еще не достигла заметных результатов благодаря соблюдению либеральных (монетаристских) принципов и рекомендаций относительно «слабой» роли государства в экономике. Более того, развитые страны продемонстрировали неспособность механизмов рынка в полной мере выполнять функции автономного регулятора экономики. Рыночная система проявила себя как циклически развивающийся, несовершенный механизм, объективно склонный к кризисам и рецессиям. Преодоление отраслевых спадов, массовой безработицы, нарушений в денежном обращении, инфляции, тенденций к монополизации, а также потребность в значительных инвестициях, требует активного регулирующего воздействия государства на экономику. И, тем не менее, развивающимся странам, странам с переходной экономикой либеральные принципы настойчиво предлагаются к исполнению.
В большинстве развитых стран сформировался смешанный вариант государственного и рыночного регулирования в зависимости от национальной специфики, характера использования методов индикативного планирования и прогнозирования. Именно таким образом достигаются сравнительно высокие показатели экономического роста. При этом эффективное управление стратегическими процессами рыночного регулирования приводит к рациональному использованию ресурсов. В этой связи, в переходной модели экономики России, с учетом всей национальной специфики, роль государства в экономических процессах представляется особенно значимой.
Между реальными возможностями России, ее геополитическим положением, сырьевым и интеллектуальным потенциалами, с одной стороны, и уровнем развития экономики и качеством жизни народа – с другой, продолжает существовать и углубляться неоправданный разрыв. Наметившийся подъем далеко не полностью реализует потенциал нашей экономики. События последнего времени означают, что, по существу, российскому государству брошен главный вызов: в сжатые сроки обеспечить всем гражданам страны достойный, качественный уровень жизни и безопасность. Реализация этих задач принципиально труднодостижима без ответа на вопросы: куда, почему и как идет страна, как формируется экономическая стратегия, может ли надеяться каждый человек в ближайшее время на достойную жизнь.
В научной литературе много исследований, посвященных функционированию государственного сектора в рыночной экономике, регулирующей роли государства в экономике, экономической политике в области финансов, инвестиций, внешнеэкономической деятельности, политике государства по отношению малого бизнеса и т.п. Однако во всех этих исследованиях нет главного ответа: как взаимосвязаны все эти процессы, являются ли они звеньями единой системы осуществления государственной экономической стратегии, приводными ремнями и рычагами механизма ее реализации. В современном мире внятная системная экономическая стратегия государства - не исключение, а общее правило, в особенности для тех стран, которые встали на путь форсированного выхода из кризисов и структурной модернизации своего народного хозяйства. Проблема формирования адекватной государственной экономической стратегии, способной обеспечить стране достойное место в быстроменяющемся мире, а ее гражданам – благосостояние и безопасную жизнь, представляется одной из самых актуальных экономических проблем современности [4].
Формирование эффективно функционирующей и развивающейся рыночной экономики – длительный и весьма ответственный для государства и общества процесс. Трудность проблемы в том, что наши теоретические воззрения и общественная практика не всегда совпадают, нет единства и во взглядах относительно места и роли государства в рыночной экономике. Крайние подходы свидетельствует об отсутствии четко выработанной программы действий, национальной стратегии по определению геополитической и экономической идентичности и выработке отвечающих российским условиям оптимальных пропорций соотношения рынка и методологии деятельности государства в экономической системе. По нашему мнению, это должно найти отражение в формировании концепции модели рыночной экономики смешанного, социально-ориентированного типа с учетом российской специфики.
Источники:
2. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под ред. Л.И. Абалкина. – М. : Экзамен, 2004. – 608 с. – ISBN 5-94692-780-9.
3. Кузнецова Е.И. Стратегический анализ в системе государственного управления национальной экономикой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 176 с. – ISBN 5-238-01002-8.
4. Клейнер Г. Системный подход к экономической политике // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – 5. – С. 30-42.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:51:54