Formirovanie mekhanizma restrukturizatsii v protsesse evolyutsii organizatsii

Serochudinov E.S.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 8-2 / August, 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:



Согласно эволюционному подходу, развитие организации происходит без осознанного вмешательства менеджеров высшего звена, поэтому реструктуризация может рассматриваться как один из этапов управления процессом развития. Однако, на определенной стадии возможно проведение реструктуризации в качестве решения проблем, обусловленных цикличностью.

Возможность проведения реструктуризации предприятия обусловлена объективной необходимостью, возникающей, прежде всего, на этапе зрелости организации, который характеризуется:

‑ стагнацией, восприимчивостью к новому, кризисным состоянием;

‑ уменьшением спроса на продукцию и услуги организации;

‑ решением проблемы достижения уникальности и адаптивности посредством проведения изменений);

‑ кризисом формализации;

‑ размышлениями о более глобальных целях организации;

‑ адаптацией для взаимоотношения с окружающей средой;

‑ консервативностью и предсказуемостью организации на воздействия внешней среды;

‑ организационными патологиями, т.е. непреодоленными болезнями роста, излечиться от которых самостоятельно организация уже не в состоянии;

‑ увеличением внутренней стабильности и/или стагнацией.

В науке существует три подхода к формированию механизма реструктуризации: традиционный, проектный и позитивный.

Сторонники традиционного подхода предполагают наличие концепции и программы реструктуризации, обязательное проведение диагностики предприятия, а также деление принимаемых мер на первоочередные и стратегические.

Немного иной взгляд на механизм реструктуризации существует у представителей проектного подхода. Программой реструктуризации они называют не комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей, а группу проектов, которыми управляют скоординированным образом, чтобы обеспечить дополнительные выгоды, которые нельзя получить при независимом управлении каждым проектом.

Приверженцы позитивного подхода считают, что развитие бизнеса – это не столько решение проблем, сколько использование возможностей. Схема реструктурирования данных авторов предполагает не «организационную хирургию», а трансформацию через выращивание новых элементов с постепенной ликвидацией отживших частей. Сравнительный анализ трех подходов представлен в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ традиционного, проектного и позитивного подхода к реструктурированию предприятия

Традиционный подход
Проектный подход
Позитивный подход
Поиск проблем
Поиск направлений развития
Поиск достижений
Усиление слабых звеньев
Усиление перспективных звеньев
Усиление сильных звеньев
Ориентация на реальные достижения и имеющиеся ресурсы компании
Ориентация на выгоды от реализации группы скоординированных проектов
Ориентация на нереализованный потенциал компании
Понимание ограниченности возможностей людей
Использование эффекта синергии от сотрудничества людей
Вера в безграничные возможности людей
Минимизация рисков
Просчет рисков
Институциализация риска
Опора на анализ
Опора на расчет
Опора на веру и энтузиазм
Стремление сделать все возможное
Стремление сделать невозможное возможным
Стремление сделать невозможное
Ясное видение ограничений и препятствий
Моделирование ограничений и препятствий
Отрицание непреодолимости препятствий и поиск неординарных решений

Реструктуризация всегда направлена на решение проблем:

‑ в традиционном понимании – текущих проблем;

‑ в позитивном – проблемы развития организации.

Именно решение проблемы развития организации, на наш взгляд, является основной целью формирования и реализации механизма реструктуризации.

Мы предлагаем следующий механизм реструктуризации развивающейся организации (рис. 1).

Рис. 1. Механизм реструктуризации развивающейся организации

Данный механизм позволяет провести выбор типа реструктуризации, что не отражено в работах других авторов. Это обстоятельство определяет потенциальную практическую значимость для использования в различных сферах, особенно в сфере жилищного строительства. Для выбора типа реструктуризации диагностику организации мы предлагаем проводить по четырем сферам деятельности: финансовой, производственной, кадровой и организационной. Для этого необходимо разработать систему показателей оценки каждой из сфер деятельности. В случае если у организации критической является одна или несколько сфер деятельности, должна быть проведена их реструктуризация. Если же в критическом положении оказались все, рекомендуется проведение комплексной реструктуризации организации. Новыми показателями, используемыми нами для диагностики организаций сферы жилищного строительства, являются:

1. Эффективность управления капиталом (ЭУкап.):

где:

Vд.с. – сумма собранных долевых средств (строки 433, 625, 640 ф.№1);

П – сумма пассивов организации (строка 700 ф.№1).

2. Рентабельность персонала (Rперс.):

где:

ЧП – чистая прибыль (строка 190 ф.№2 на конец года);

ФОТ – годовой фонд оплаты труда (строка 720 ф.№4).

3. Коэффициент квалифицированности персонала (Ккв.п.):

где:

Q1 – количество сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование;

Q2 – количество сотрудников, имеющих среднее профессиональное образование;

Q3 – количество сотрудников, имеющих полное общее образование;

Q4 – количество сотрудников в возрасте от 35 лет;

Q5 – количество сотрудников в возрасте от 25 до 35 лет;

Q6 – количество сотрудников в возрасте до 25 лет;

Sперс. – среднесписочная численность персонала.

4. Коэффициент оплачиваемости труда (Копл.тр.):

где:

ФОТ – годовой фонд оплаты труда (строка 720 ф.№4);

З – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр.020 ф.№2).

5. Эффективность управленческого труда (Ээ1):где:

НЗС – объем незавершенного строительства (строка 130 ф.№1);

А – общая сумма активов организации (строка 300 ф.№1).

6. Эффективность управленческого труда (Ээ2):

где:

ДЗ – объем непогашенной дебиторской задолженности (строки 230 и 240 ф.№1);

А – общая сумма активов организации (строка 300 ф.№1).

Новизна данного механизма состоит в том, что программа реструктуризации рассматривается целостно. Перспективным, на наш взгляд, является также выделение проектов по направлениям деятельности, чему обязательно должен предшествовать объектный анализ предприятия.

План-график реструктуризации, в отличие от программы, включает в себя набор конкретных мероприятий, с указанием срока и ответственных за их реализацию людей. Таким образом, программа реструктуризации носит стратегический характер, план-график – тактический, а оперативный характер будет носить подготовка и реализация конкретных управленческих решений.

Следующим элементом новизны является использование персонала в качестве элемента системы организационного развития. Мы видим обеспечение вовлеченности персонала в процесс реструктуризационных изменений путем привлечения работников к реализации проектов по направлениям деятельности, причем каждый проект должен подразумевать значительное повышение эффективности данного направления деятельности, а, следовательно, условий труда каждого участвующего в нем работника.

Таким образом, механизм реструктуризации следует рассматривать не только в качестве алгоритма последовательных действий, а скорее как процесс коренных изменений в организации, имеющий гибкую модель определенных действий и ведущий такую организацию к развитию.


Страница обновлена: 10.04.2025 в 14:50:31