Проблемы взаимодействия властных и предпринимательских структур

Омаров М.М., Жеребцова Л.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Взаимодействие властных структур и предпринимательства представляет систему общественных отношений между политическими и хозяйственными институтами по поводу использования всей совокупности экономических благ в своих целях. Условия для эффективного функционирования предприятий создает макроуровень, определяя рамки экономического, правового и социального поведения. Его воздействие на предпринимательские структуры связано с установлением и обеспечением нормативно-правовых основ и правил ведения бизнеса, планированием, оперативным распоряжением, контролем.

Ключевые слова: предпринимательство, государственное регулирование, бизнес и власть



Взаимодействие властных структур и предпринимательства представляет систему общественных отношений между политическими и хозяйственными институтами по поводу использования всей совокупности экономических благ в своих целях. Условия для эффективного функционирования предприятий создает макроуровень, определяя рамки экономического, правового и социального поведения. Его воздействие на предпринимательские структуры связано с установлением и обеспечением нормативно-правовых основ и правил ведения бизнеса, планированием, оперативным распоряжением, контролем.

Система государственной поддержки предпринимательских структур на мезо- и микроуровне означает обслуживание предприятий, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов и т.д. Наиболее значимым является взаимодействие государства и бизнеса на наноуровне, которое предполагает восприятие предприятия как элемента системы региона, а не как отдельного субъекта экономики.

Наноуровень является контролируемой средой, представлен факторами, непосредственно воздействующими на предпринимательскую деятельность, которые можно подразделить на четыре функциональные сферы: производственную, управленческую, инвестиционную и социальную.

В процессе хозяйственной деятельности руководители предприятий сталкиваются с рядом организационно-технических и коммерческих трудностей.

Анализ управленческой сферы деятельности предприятия показывает, что фаза планирования и оперативного управления предпринимательской деятельностью еще до получения прибыли связана с расходованием солидных сумм на внесение части уставного капитала, оплату услуг регистрирующего органа, органов статистики, пожарного надзора и т.д. Административные барьеры деятельности предпринимательских структур группируются в соответствии с этапами открытия дела и ведения хозяйственной деятельности по трем блокам:

‑ барьеры входа предприятий на рынок – лицензирование, разрешение, регистрация, согласование проектной документации;

‑ барьеры, связанные с допуском товаров на рынок – сертификация, идентификация;

‑ барьеры, связанные с текущей деятельностью – инспекции.

Преодоление административных барьеров требует значительных дополнительных расходов предпринимателей, обуславливающих повышение розничных цен хозяйствующими субъектами.

Следует отметить, что уровень и динамика проблем, возникающих у предпринимателей в управленческой сфере, во многом обусловлены практикой работы регистрирующих, налоговых органов и пр., а не пробелами и недоработками в законодательстве.

Проблемы инноваций, научно-технического прогресса, кредитования определяют трудности инновационно-финансовой сферы:

‑ скудность и труднодоступность информации о наличии и условиях предоставления ресурсов;

‑ нарушение принципа открытого предоставления ресурсов на конкурсной основе;

‑ заведомое усложнение процедуры доступа к ресурсам, которое влечет за собой существенные потери времени и средств;

‑ отсутствие у большинства предпринимательских структур с точки зрения банков достаточных ликвидных средств для получения кредитов;

‑ трудности в получении дополнительных инвестиций для работы на новых рыночных сегментах;

‑ чрезмерная жесткость фискально-денежной политики;

‑ нежелание органов исполнительной власти вовлекать недвижимость и другие ресурсы в хозяйственный оборот, предоставление недвижимости и оборудования преимущественно на правах краткосрочной аренды;

‑ ограниченность внутреннего рынка в связи с недостатками свободных финансовых ресурсов предпринимательских структур;

‑ затраты на подготовку повышение квалификации специалистов.

Проблемы производственной сферы охватывают трудности процесса производства и его снабжения сырьем. Трудности сбыта продукции связаны со следующими факторами:

‑ региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка, создающая неравные условия для развития предпринимательства в регионах;

‑ низкая покупательная способность населения;

‑ давление со стороны зарубежных поставщиков (неконтролируемый ввоз зачастую низкокачественной импортной продукции).

Социальная сфера формирует взаимоотношения с профсоюзами, социально-правовые отношения, включает образовательный уровень населения. Среди наиболее важных проблем социальной сферы следует назвать следующие:

‑ дефицит квалифицированного кадрового потенциала;

‑ уход от уплаты налогов, что подрывает социальную защищенность работников;

‑ отступление от норм трудового законодательства, включая связанные с порядком привлечения к сверхурочным работам и их оплатой, режимом предоставления отпусков.

‑ необоснованно высокую дифференциацию заработной платы, нерегулярность, непредсказуемость процесса ее индексации, непрозрачность системы вознаграждения.

Эффективность механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов и властных структур зависит от согласованности их социально-экономических интересов. Многие проблемы предпринимательства порождены недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры развития макроэкономической среды. В этой связи основные направления деятельности федеральных органов власти можно свести к следующему:

‑ разработка и контроль над исполнением нормативно-правовых актов, регламентирующих равенство всех форм собственности и защиты частной собственности;

‑ разработка реальных мер защиты от произвола и некомпетентности чиновников, борьбы с теневой экономикой и административным произволом;

‑ стимулирование заинтересованности участия в инвестициях;

‑ совершенствование инвестиционных и кредитных механизмов (предоставление кредитов из бюджета участникам федеральных программ развития предпринимательства), предоставление налоговых льгот;

‑ должна проводиться реструктуризация институциональной базы бизнеса путем вовлечения в процесс предприятий;

‑ создание нормативно-правовой базы, регламентирующей условия импорта и экспорта товаров и сырья.

Обеспечение эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур предполагает развитие инфраструктурной поддержки предпринимательства, подготовки кадров и безопасности бизнеса. Развивающийся частный сектор экономики требует наличия широкого спектра услуг: консультаций по различным вопросам предпринимательской деятельности, разработка бизнес-планов, экспертизы и продвижения инвестиционных проектов, маркетинговых исследований, правовых услуг, информационной поддержки, содействия в установлении деловых контактов и связей с партнерами.


Источники:

1. Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (региональный аспект). //Проблемы теории и практики управления. ‑ 2004. ‑ №2. – с. 21.
2. Дегтярев А., Маликов Р. Коррупционная основа административных барьеров. //Вопросы экономики. ‑ 2003. ‑ №11. ‑ с. 43.
3. Омарова Н.Ю. Методология формирования и развития предпринимательских структур на региональном уровне. ‑ В. Новгород, 2005.
4. Шитова Н.В. Государственная поддержка предприятий на региональном уровне: специфика, принципы совершенствования //Психология и экономика: Всероссийский сборник научных трудов №2., Саратов: СГСЭУ, 2005.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:28:29