Реализация и воспроизводство собственности в сфере малого предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Рыночные отношения вносят значительные изменения в деятельность по реализации собственности. Прежде всего, это связано с результатами, отвечающими потребностям каждого экономического субъекта и общества в целом. Исследование направлений форм реализации собственности в малом бизнесе должно, по нашему мнению, осуществляться в процессе ее воспроизводства, причем в фазах производство-распределение-обмен-потребление его следует рассматривать как реализацию по различным направлениям отношений собственности.
Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, собственность, отношения собственности, право собственности
Рыночные отношения вносят значительные изменения в деятельность по реализации собственности. Прежде всего, это связано с результатами, отвечающими потребностям каждого экономического субъекта и общества в целом. Исследование направлений форм реализации собственности в малом бизнесе должно, по нашему мнению, осуществляться в процессе ее воспроизводства, причем в фазах производство-распределение-обмен-потребление его следует рассматривать как реализацию по различным направлениям отношений собственности.
В производственной фазе проблемы реализации и воспроизводства собственности в сфере малого бизнеса могут проистекать в рамках решения следующих вопросов:
‑ Что и как производить имеющимися средствами производства? (использование собственности).
‑ Как получить наибольшую прибыль при минимальных затратах? (краткосрочная максимизация прибыли).
‑ Как, оставаясь в рамках действующего законодательства, обойти или преодолеть всевозможные существующие ограничения и запреты? (формирование эффективной институциональной среды).
Перед мелким собственником может встать задача выяснения оптимальных размеров предприятия. Подобные вопросы относятся к долгосрочной максимизации прибыли.
Реализация и воспроизводство собственности, проходя через фазу распределения в сфере малого бизнеса, есть не что иное, как отношения по поводу присвоения результатов хозяйственной деятельности субъектов этой самой собственности. Основная проблема, возникающая на данном этапе, как правило, связана с трудностями точного ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.
Существующий объем налогового законодательства является неимоверно громоздким с одной стороны, и постоянно изменяющимся, с другой. Возникает противоречие между ростом налоговой информации и физическими пределами ее усвоения. Следствием данного противоречия является увеличение издержек на малом предприятии, связанных как с необходимостью создания, содержания и соответствующего оснащения служб и персонала, так и с возникающей задолженностью по уплате различных штрафных санкций. В свою очередь, это ведет к сокращению общей величины собственности.
Практически недоступными для малого бизнеса являются рекламные услуги. Это, прежде всего, связано с тем, что в издержки можно включать определенный процент от объема реализации. С другой стороны, реклама надлежащего качества весьма дорогостоящее мероприятие. Перед мелким собственником встает вопрос о распределении полученного дохода. Либо часть его направить на развитие, либо на рекламу, поскольку объемы реализации в малом бизнесе небольшие и основная часть расходов на рекламные услуги погашается за счет прибыли.
Также существуют серьезные проблемы, связанные со страхованием малого бизнеса, особо подверженного различным видам рисков. Ограниченность средств предпринимателей не позволяет посредством страхования сделок снижать степень риска, что, в конечном счете, может обернуться полной потерей собственности.
Проблема распределения дохода между несколькими собственниками связана с разрешением внутренних противоречий в сфере малого бизнеса. Отношение каждого отдельного собственника к корпоративной собственности носит субъективный характер и может не совпадать с общей стратегией наиболее эффективного использования собственности.
Воспроизводство собственности в фазе обмена представляет собой совокупность всех отношений, которые складываются между субъектами производства и распределения по поводу реализации распределенных объектов собственности. Стимулы к совершению отношений обмена основаны на правах собственности, которые могут быть получены путем обмена наличных денежных средств на товары. Приобретение прав собственности через рыночные обмены побуждают совершать покупки и продажу.
В фазе обмена предметов потребления, где встречается огромное число потребителей с массой самых разнообразных товаров, в малом бизнесе наиболее сложная и важная проблема реализации собственности – соответствие платежеспособного спроса населения и объема розничного товарооборота. Любые его колебания влияют на уровень доходности малого предпринимательства в сфере обмена.
Рост денежных доходов населения способствует развитию производства товаров и услуг, торговли. Падение доходов негативно отражается на деятельности, прежде всего, малых предприятий, непосредственно связанных с конечным потребителем. Кроме того, сложившаяся технологическая зависимость малого предприятия от поставщиков и потребителей приводит к тому, что диспропорции, срыв поставок, любые нарушения сбалансированности в микроэкономике сказываются на многих сферах реализации собственности в фазе обмена.
Несовершенство институциональной среды и нерешенные проблемы реализации собственности, возникающие в фазах производства и распределения, оборачиваются дополнительными противоречиями и сложностями, с которыми сталкиваются экономические субъекты в фазе обмена.
Реализация собственности в фазе потребления является завершающим актом движения производственных отношений. Формы реализации собственности в данной фазе воспроизводства многообразны. Субъекты производительного и личного потребления располагают различными ресурсами, которые они выносят на рынок. Однако, важным фактором, определяющим характер и особенности отношений производительного потребления в сфере малого предпринимательства, является ограниченность ресурсов, формирующая, в свою очередь, параметры хозяйственной деятельности субъектов собственности.
Как было отмечено выше, малые предприятия постоянно испытывают недостаток средств, которые необходимо направлять на дальнейшее развитие и повышение эффективности своей деятельности. Проблема заключается в том, что финансово-кредитными учреждениями, накопившими значительные объемы финансовых средств, из-за несовершенства института кредитования, малый бизнес до сих пор не рассматривается в качестве надежной структуры, способной эффективно использовать эти средства.
Реализация индивидуального потребления в сфере малого бизнеса зависит не только от дохода и цен на товары, но также от индивидуальных потребительских предпочтений предпринимателей. Зная собственные издержки и доходы, потребитель свободно делает выбор таким образом, чтобы извлекать наибольшую возможную выгоду из своей собственности.
За время осуществляемых в стране реформ стандарты потребления мелких предпринимателей претерпели существенные изменения. С одной стороны, они хотели бы сохранить наиболее зримые составляющие статусного потребления в качестве показателей собственного делового благополучия. С другой стороны, процесс формирования и развития институциональной среды обозначил достаточно жесткие бюджетные ограничения, с которыми необходимо считаться.
Отсюда следует, что на индивидуальную реализацию собственности мелких предпринимателей в сфере потребления влияют как ограничения, связанные с формированием бюджетов возглавляемых ими малых предприятий так и личные потребительские предпочтения субъектов собственности.
Исследование проблем воспроизводства собственности в сфере малого бизнеса показало определенную зависимость форм и направлений ее реализации от степени зрелости институциональной среды. В свою очередь, данная взаимосвязь предполагает в дальнейшем возникновение и укрепление новых эффективных институтов (как следствие развития отношений собственности). Таким образом, воспроизводство собственности на всех стадиях аккумулирует важнейшие изменения в производительных силах общества, охватывает самые существенные экономические связи между людьми, предопределяет формирование и укрепление рыночных отношений.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:24:33