Внедрение моделей инновационной логистики в деятельности туристских фирм в условиях устранения проблем их функционирования

Соколов И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Большинство проблем на туристском рынке возникает вследствие отсутствия между турфирмами культуры корпоративных отношений, а также из-за использования недобросовестных приемов в конкурентной борьбе. Особенно острым являются низкий профессионализм персонала и отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма. Устранению имеющихся проблем может способствовать внедрение новых инновационных моделей в управлении, например, инновационной логистики.

Ключевые слова: логистика, инновации, туризм, индустрия туризма, государственная поддержка, инновационная логистика, туристский бизнес, рынок туристских услуг



Большинство проблем на туристском рынке возникает вследствие отсутствия между турфирмами культуры корпоративных отношений, а также из-за использования недобросовестных приемов в конкурентной борьбе. Особенно острым являются низкий профессионализм персонала и отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма. Устранению имеющихся проблем может способствовать внедрение новых инновационных моделей в управлении, например, инновационной логистики.

Инновационная логистика ‑ это система самостоятельной логистизации действующих и вновь создаваемых систем, включающая в себя логистический сервис и основанная на знаниях и навыках развивающихся научных подходов. Стоит добавить, что внедрение инновационных подходов в логистике нельзя считать обособленным явлением, скорее наоборот. Оно считается элементом развития экономики в целом, как на отдельных предприятиях, так и в масштабах более сложных систем.

Стратегический ориентир в логистизации туристских предприятий представляет собой инновационный подход в управлении потоковыми процессами и носит системный характер, что непосредственно может оказывать благотворное действие на управление и контроллинг предприятий туризма в целом.

Нами предлагается концепция логистизации потоковых процессов как основа повышения резервов эффективности предприятий туристской отрасли, сущность и преимущества которой лучше всего проявляются при формировании логистических систем, логистических цепей и других логистических структур, создаваемых с целью оптимизации экономических потоков.

Предлагаемая концепция опирается на перманентность перехода от традиционного управления к логистическому и определяется степенью проникновения логистики на все уровни управления потоковыми процессами в компании туристской отрасли. При этом логистизация не разрушает существующей системы управления. Напротив, она предполагает рационализацию и оптимизацию управления материальными, финансовыми и информационными потоками на корпоративном уровне.

Трансформация управленческого процесса в логистическое обеспечение должно происходить по определенным критериям, заданным конкретными условиями и сферами применения логистики, а также с учетом ограничений. Результатом всего этого должно стать повышение уровня управляемости, мобильности ресурсного потенциала предприятий туристской отрасли, оптимизация и рационализация всех экономических потоков.

Кроме того, рассматривая предприятия туристской отрасли как части большой и сложной экономической системы, необходимо определить объективные и субъективные предпосылки применения логистического подхода в управлении резервами эффективности, предполагающего, в том числе, логистизацию хозяйственных связей предприятий туристской отрасли.

К числу субъективных факторов, оказывающих существенное влияние на формирование хозяйственных связей предприятий туристской отрасли, следует отнести:

‑ достаточно высокую степень монополизации потоковых процессов отрасли и смежных с ней отраслей (например, монополизация туроператоров, авиакомпаний и т.д.);

‑ ярко выраженную специализацию отдельных предприятий туристской отрасли, не всегда соответствующую требованиям рынка;

‑ необходимость повышения инвестиционной привлекательности туристского сектора экономики страны;

‑ соотношение между государственной и частной собственностью в комплексе гостеприимства в стране;

‑ существующие условия конкуренции на отечественном и зарубежном рынках.

Отметим, что в условиях перехода к рыночной экономике внутренняя и внешняя среда предприятия туристской отрасли находится в постоянной взаимосвязи, поскольку рынок является для предприятия одновременно и источником образования потоковых процессов и конечной целью их движения.

Сокращение всех видов издержек, а также уменьшение логистических рисков позволит предприятиям высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в информационно-компьютерные системы, рекламу, маркетинговые исследования и т.д. Оптимальные логистические решения могут быть получены не только по критерию минимума общих затрат, но и по таким ключевым показателям, как время исполнения заказа и качество логистического сервиса в области разработки групповых и индивидуальных туров.

Современная интегрированная логистика предполагает сквозное управление потоками логистической системы, проходящими через все её звенья. Данное направление вполне согласуется со структурным делением логистической системы на функциональные области (логистику снабжения, производства туристских услуг и распределения), деятельность которых подчиняется общей (корпоративной) цели всей системы в целом. Такое деление позволяет более точно определять и решать локальные задачи организации и контроля внутри звеньев и элементов логистической системы, поскольку объектами практической логистики могут быть не только потоки, но и единичные трансакции.

К тому же логистическая парадигма воплощается, как правило, в конкретной системе, функционирующей в реальной организационной среде. При этом процесс формирования логистической системы основан на обеспечении и поддержании жизненного цикла продукта: от замысла до ликвидации, центром создания логистической системы в данном случае является непосредственное производство туристской услуги. [1]

Интегрированный подход требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы. Такой подход распространяется как на микроэкономический уровень самой туристской компании, так и на платформу бизнеса. Важно, чтобы, решая проблемы оптимизации управления на микроуровне, в пределах предприятия, менеджеры исходили из задачи оптимизации логистической системы в целом. Объединение снабжения, производства и распределения туристских услуг является оптимальной перспективой в решении вопросов достижения целей в рамках логистической системы управления резервами эффективности туристских предприятий. Именно такой подход позволяет получить точную информацию об удовлетворенности, состоянии и местонахождении туристов в любой момент — от «входа» в процессе разработки туристского продукта до «выхода» — получения услуги конечным потребителем.

Преимущества интегрированного подхода предприятий туристской отрасли выражаются:

‑ в разделении вопросов распределения, управления разработкой и снабжения на предприятиях. Это может привести к разногласиям между функциональными областями и соответствующими подразделениями, что препятствует оптимизации системы в целом;

‑ в том, что между проектированием туристских услуг и маркетингом в рассматриваемой отрасли существуют многочисленные противоречия. Объединение в систему является наиболее продуктивным способом их разрешения;

‑ в требованиях к системе информации и организации управления, которые имеют единую природу и относятся ко всем типам логистических операций. Задача координации состоит в оптимальной увязке на оперативном уровне различных требований, возникающих в логистической системе.

Таким образом, идеальная система управления на основе логистического подхода – это система, основанная на инновационном и интегрированном подходе, которая позволит создать реальную возможность объединения функциональных областей логистики путем координации действий, выполняемых независимыми звеньями логистической системы, разделяющими общую ответственность в рамках целевой функции управления резервами эффективности туристских предприятий.

[1] Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и научн. редакцией проф. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА – М, 2004. – с.77-78


Страница обновлена: 22.09.2024 в 16:32:57