Формирование информационной базы управления предпринимательским риском

Кисленок А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кисленок А.А. Формирование информационной базы управления предпринимательским риском // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 12. – С. 12-17.

Аннотация:
Предпринимательский риск зависит от уровня конкуренции и альтернативных вариантов решения тех или иных вопросов развития субъекта хозяйствования. Чтобы не разориться, предприниматель вынужден идти на внедрение технических новшеств, на смелые действия, что, в свою очередь, также усиливает этот риск. То есть успешное функционирование предприятий во многом зависит от грамотного управления предпринимательскими рисками, по которыми понимают основанное на определенных методах и принципах воздействие субъекта на объект управления с целью оптимизации риска и прибыли.

Ключевые слова: предпринимательский риск, информация, управление рисками, оценка риска

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Предпринимательский риск зависит от уровня конкуренции и альтернативных вариантов решения тех или иных вопросов развития субъекта хозяйствования. Чтобы не разориться, предприниматель вынужден идти на внедрение технических новшеств, на смелые действия, что, в свою очередь, также усиливает этот риск [1]. То есть успешное функционирование предприятий во многом зависит от грамотного управления предпринимательскими рисками, по которыми понимают основанное на определенных методах и принципах воздействие субъекта на объект управления с целью оптимизации риска и прибыли.

Деятельность по управлению риском включает в себя [2]:

− идентификацию рисков, прогнозирование убытков и ситуаций;

− четкость механизма управления рисками;

− координируемый контроль рисков по всем подразделениям предприятия;

− анализ эффективности управления;

− финансирование рисков;

− установление обязанностей руководителей и сотрудников.

Наиболее приемлемой структурой управления рисками, по нашему мнению, является матричная структура. Для осуществления управления рисками необходимо на крупных предприятиях ввести службу риск-менеджмента, на средних – должность риск-менеджера, на мелких - функции риск-менеджера доверить руководителю фирмы. Руководство предприятия осуществляет координацию и контроль над деятельностью по управлению рисками.

Риск-менеджер или служба риск-менеджмента разрабатывает методики сбора информации. Важным моментом организации информационного обеспечения является отбор нужной информации из общей совокупности для соответствующего направления деятельности по управлению рисками. При этом информация должна быть достоверной, полезной, точной, своевременной [3]. По нашему мнению, способом сбора информации по управлению риском может служить картографирование рисков [4]. В этом случае в обязанности риск-менеджера входит разработка различного рода карт для идентификации и оценки всех видов потенциальных рисков.

Карта риска (рискокарта) – это форма фиксации данных о том или ином виде риска. Процесс фиксации данных в рискокартах называется картографированием. Целью картографирования является оценка частоты риска и степени его проявления.

Целесообразно, чтобы картографированием рисков занимались руководители отделов и служб. Так, картографированием риска нарушения техники безопасности (ТБ) должен заниматься инженер по ТБ, риск поставок и качества может фиксировать начальник отдела снабжения, риск остановки оборудования – главный механик или инженер и т.д. К работе по картографированию рисков могут привлекаться и внешние эксперты. Особенно это касается картографирования рисков, связанных с внешней средой организации. В основу разработки рискокарт должен быть положен анализ причинно-следственных связей той или иной рисковой ситуации, который позволит определить возможность нейтрализации риска.

Карты рисков могут иметь различные формы. Например, риски связанные с остановкой оборудования могут фиксироваться в рискокартах табличного вида. Форма заполняется по каждому виду оборудования, где указывается марка, срок эксплуатации, срок полезного использования, дата ввода в эксплуатацию, количество ремонтов (с указанием причин поломок), простои в ремонте и его ожидании, стоимость ремонтных работ и запчастей.

Риск остановки производства из-за отсутствия кадров может возникнуть по объективным и субъективным причинам (прогулы, болезнь, смерть и т.д.) Учет неявок на рабочее место по субъективным причинам должен вестись в отделе кадров на основе поданных табелей соответствующей формы.

Одной из причин сбоев работы предприятия может служить отсутствие сырья и материалов. В этом случае рискокарта может иметь вид таблицы, где указывается отсутствующий материал (или материал ненадлежащего качества), на каком участке производства произошел сбой и, если имели место простои, на какое время был прерван процесс производства (транспортировки). Данные рискокарты заполняются бригадирами, начальниками смен и направляются к начальнику отдела снабжения, который на основе полученных данных составляет карту риска поставок и качества.

При оценке риска с привлечением экспертов рискокарты могут иметь вид вопросника или анкеты.

После фиксации рисковых событий их направляют для дальнейшей обработки в службу риск-менеджмента, которая осуществляет обработку карт и оценку рисков. Результаты обработки рискокарт доводятся до сведения функциональных отделов и служб, которые вносят предложения по управлению определенными видами рисков. После этого служба риск-менеджмента осуществляет разработку управленческого воздействия, которое доводится до сведения функциональных отделов и служб. Они, в свою очередь, знакомятся с программой управления рисками и выполняют ее.

Контроль над реализацией управленческих решений и их корректировка осуществляются совместными усилиями. Анализ эффективности управления рисками, проводимый риск-менеджером, помогает оценить результаты работы.

Залогом четкого функционирования механизма управления рисками является информационное обеспечение. Обеспечить все звенья управленческого процесса необходимой информацией поможет разработка методики сбора информации на постоянной основе, которая в дальнейшем обеспечит возможность применения статистических методов оценки рисков, окажет помощь в выборе методов управления рисками, в формировании наиболее приемлемой программы по управлению рисками.

Для формирования информационной базы необходимо осуществлять мониторинг на всех стадиях управления рисками и создать архив мониторинга рисков. Механизм формирования информационной базы представлен на рис.1.

Первый этап процесса управления рисками предполагает определение целей и задач. Здесь необходимо рассмотреть возможные цели и обозначить задачи, решение которых позволит достичь желаемых результатов. В архиве мониторинга рисков должна накапливаться информация о достижении поставленных ранее целей, неудачах и их причинах (статистика).

На этапе качественного анализа предполагается определить весь спектр факторов риска, что позволит создать каталог факторов риска.

Количественный анализ предполагает проведение оценки риска. Здесь речь идет о непосредственном мониторинге рисков и фиксации данных в рискокартах, а также о выборе возможных методов их оценки. В архиве мониторинга рисков должна скапливаться информация о степени проявления того или иного риска (статистика), а также создаваться банк моделей и методов оценки рисков.

После количественной оценки рисков непосредственно принимается управленческое решение. На данном этапе важен выбор методов нейтрализации рисков. В архиве формируется банк методов нейтрализации риска и статистические данные об успешности их применения.

На этапе контроля осуществляется постоянный мониторинг с целью корректировки управленческих решений. В архиве аккумулируется информация по способам осуществления контроля и эффективности их применения.

Анализ результатов управления рисками должен проводиться на основе методик, информация о которых хранится в архиве мониторинга рисков.

Таким образом, рассмотренные выше общие параметры формирования информационной базы характерны для всех видов предприятий. Однако некоторые этапы (разработка рискокарт и картографирование рисков) могут иметь отраслевые особенности, которые обусловлены наличием различных рисковых факторов.


Источники:

1. Гранатуров В.М. Экономический риск: методы измерения, пути снижения. – М.: Дело и сервис, 1999. – 112 с. – ISBN 5-8018-0060-3.
2. Кисленок А.А. Теоретические основы построения системы управления рисками на предприятии // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: Материалы международной научно-практической конференции. / Под ред.А.Е. Зубарева, И.Т. Пинегиной. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2006. - С. 263-266. - ISBN 5-7389-0409-5.
3. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 300 с. - ISBN 5-94798-303-6.
4. Вяткин В.Н. и др. Риск-менеджмент / Под ред. И. Юнгерса. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 512 с. - ISBN 5-94798-273-0.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:14:28