О структуре стратегического бизнес-плана акционерного общества
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Алиев С.А. О структуре стратегического бизнес-плана акционерного общества // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 12. – С. 79-83.
Аннотация:
Эффективность стратегического планирования во многом определяется тем, в какой мере оно отвечает требованиям системности, непрерывности, учета горизонтальных и вертикальных связей, особенностям и объективным возможностям акционерного общества, а также внешней среды, в которой оно функционирует. Период, на который разрабатывается стратегический план, не регламентируется, однако очевидно, что это зависит от намеченного срока реализации программ, входящих в состав стратегического плана.
Ключевые слова: бизнес-план, стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегия, акционерные общества
Эффективность стратегического планирования во многом определяется тем, в какой мере оно отвечает требованиям системности, непрерывности, учета горизонтальных и вертикальных связей, особенностям и объективным возможностям акционерного общества, а также внешней среды, в которой оно функционирует. Период, на который разрабатывается стратегический план, не регламентируется, однако очевидно, что это зависит от намеченного срока реализации программ, входящих в состав стратегического плана.
Горизонт планирования является производной величиной от максимального срока реализации программ, входящих в состав стратегического плана. В крупных фирмах разработкой стратегических планов должны заниматься специальные отделы стратегического планирования, группы стратегического планирования, а в средних по размерам фирмах эта работа входит в круг обязанностей экономических или планово-экономических отделов. В современных условиях у нас только очень крупные фирмы возобновили разработку долгосрочных планов, близких по содержанию к концепции долгосрочного стратегического планирования.
Процесс стратегического планирования исходит из предпосылки, что базовая стратегия определена, а миссия фирмы уточняется (если она сложилась ранее) с учетом результатов диагностики деятельности акционерного общества и анализа внешней среды. Диагностика является основой для определения базовой стратегии.
Что же касается альтернативной стратегии, то она установлена руководством фирмы (советом директоров) с учетом прогноза экономической ситуации. Реализация стратегии предполагает наличие функционального звена, ответственного за осуществление намеченного курса, а рассчитанные на очередной год меры реализуются через систему текущего планирования. Это не значит, что стратегический план содержит разбивку по годам (хотя и этот вариант никому не возбраняется использовать). Дело в том, что в современных условиях фактор неопределенности играет гораздо большую роль, чем прежде.
Все эти моменты и положения находят отражение в официальном документе, утверждаемом руководством фирмы, типовое название которого «Стратегический бизнес-план акционерного общества». В нем содержатся как концептуальные положения (определение базовой и альтернативной стратегии, т.е. избранного руководством фирмы одного или двух альтернативных вариантов, если их сочетание возможно и осуществимо; функциональные стратегии), так и конкретные программы и показатели.
Базовая стратегия определяется состоянием предприятия. Принятый вариант (один или два из альтернативных) требует обоснования, прежде всего, наличием финансовых ресурсов, все остальные планы и программы предполагают развернутое расчетное обоснование. При этом в условиях высоких технологий планирование развития предпринимательских структур должно существенно отличаться от обычного планирования. Главной целью планирования развития, по нашему мнению, должна стать быстрая и максимальная реакция на изменения при сохранении общей стратегической линии.
На наш взгляд, алгоритм планирования должен быть адекватен современным условиям и может включать следующие этапы:
Готовая коммерческая идея не рождается мгновенно, это результат длительного процесса развития и накопления опыта. Коммерческая идея начинает формироваться с выяснения того, как предприятие реализует через определенную организацию на определенном рынке определенную продукцию. Эта идея отражает истинный способ деятельности предприятия, который можно классифицировать по принципу согласования: рынки сбыта и поставляемая на них продукция. Если взгляд, стоящих в определенное время у руководства людей и ключевых групп, на пропорциональность рынка продукции и способы производства соответствует действительности и предприятие добивается успехов в основных моментах разработки коммерческих идей, они будут действовать, а предприятие — получать деньги. В противном случае зарабатывать деньги сложнее.
С помощью стратегического планирования определяются как цель, к которой организация стремится, так и директивы, по которым она развивается. Поэтому важным этапом является принятие решения по способу развития (этап 5). Принятое на основе глубокого осмысления целей и выводов из анализа исходных позиций решение, которое утверждает отношение организации к окружающей ее среде и образец поведения в своей области деятельности, - это демонстрация воли, выражающаяся во внешнем поведении на рынке. Помимо стратегии конкурентной борьбы главное решение может заключать в себе правила пользования внутренними ресурсами.
Компания должна определять для себя стратегические ориентиры и руководствоваться ими в своей оперативной деятельности. Оперативное планирование подразумевает наличие плана сбыта на год. Он формируется исходя из портфеля заказов, протоколов о намерениях. План сбыта на год - оперативный инструмент реализации стратегии сбыта.
Главная стратегия раскрывается в практической политике организации (этап 6). Она появляется в результате объединения различных внешних и внутренних факторов. Поскольку никому не дано объять необъятное, то политика организации разрабатывается по подразделениям. Серенькие результаты тоже не могут удовлетворить организацию, поэтому она должна изыскивать возможности учета всех факторов.
Практическая политика является основой принимаемых решений, руководство прибегает к ней ежедневно. Для каждого крупного мероприятия организация может разрабатывать свою политику, отражающую основные принципы, которыми руководствуется организация в ежедневной практике. Практическая политика как элемент стратегического планирования - основное средство управления организацией. Наиболее часто разрабатываются: политика сбыта (включает в себя оценку политики выпуска продукции, ценообразования, работы с клиентурой, распространения и расширения торговли), производственная, кадровая, финансовая, инвестиционная политика и политика развития.
При планировании развития важно уже в ходе этого процесса обратить внимание на различные стороны выполнения плана. Речь, собственно, идет о планировании выполнения планов. Во время процесса последовательного планирования, естественно, появляются идеи, связанные с достижением намечаемых целей. Но здесь важно осознать, что практика управления сталкивается со множеством вещей, которые невозможно прогнозировать, но к которым можно быть готовым, если заранее наметить несколько альтернативных решений.
Источники:
2. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены. – М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2003.
3. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. Пер. с англ. - М.: ФИНПРЕСС, 2000.
4. Головань С.И. Бизнес-планирование. – М.: Феникс, 2002.
5. Масютин С.А. Механизмы корпоративного управления. – М.: Финстатинформ, 2002.
6. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. – СПб., 1993.
7. Пособие по корпоративному управлению. В 6 т. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:32:00