Партнерство государства и частного сектора США
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (9), Сентябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Экономическое процветание и конкурентоспособность экономики, качество жизни, образования, здравоохранения и окружающей среды, национальная безопасность США в значительной степени определяются прогрессом науки и использованием новых технологий. Способность американских рабочих, изобретателей и предпринимателей осуществлять инновационную деятельность всегда была одним из главнейших факторов роста национальной экономики.
Ключевые слова: США, государственно-частное партнерство
Экономическое процветание и конкурентоспособность экономики, качество жизни, образования, здравоохранения и окружающей среды, национальная безопасность США в значительной степени определяются прогрессом науки и использованием новых технологий. Способность американских рабочих, изобретателей и предпринимателей осуществлять инновационную деятельность всегда была одним из главнейших факторов роста национальной экономики. За последние 50 лет американской истории около 50% экономического роста было обусловлено за счет практического применения научных и технологических достижений. Высокий технологический и конкурентоспособный уровень промышленности США был достигнут благодаря последовательной государственной политике поддержки науки и технологий, проводимой в послевоенные десятилетия. Сегодня задача развития науки и технологий приобрела жизненно-важное значение для достижения национальных целей.
Возрастание международной конкуренции, уменьшение доли исследований и разработок США в общемировом их объеме, сокращение внутреннего и внешнего рынков для американской продукции, снижение занятости и ухудшение экономических показателей в 70-80-х гг. заставили американских политиков пересмотреть традиционные подходы к участию государства в создании и распространении новых технологий. Традиционные механизмы передачи технологий, разработанных за счет средств государственного бюджета, были слишком медленными и неэффективными для новых условий ускорения НТП. Круг военных подрядчиков государства в этот период в силу ужесточения требований к военным НИОКР и чрезмерной сложности федеральной системы государственных закупок все более ограничивался. При этом разработка наиболее критичных для экономики и безопасности США технологий – программного обеспечения, компьютеров, полупроводников, телекоммуникаций, новых материалов и производственных технологий – все более стимулировалась не военным заказом, а растущим спросом рынка. Поэтому для сохранения и укрепления военно-технического превосходства страны необходимо было искать пути эффективного использования в интересах государства возможностей коммерчески ориентированной промышленности.
В свою очередь, перед лицом экономического спада и снижения занятости правительства штатов и местные власти совместно с частными компаниями и академическими организациями, начиная с 60-х гг. стали формировать разнообразные партнерства и осуществлять совместные программы. В рамках этих программ были созданы сети технического обучения и исследований, в так называемых “инкубаторах технологий” отрабатывались бизнес технологии, обеспечивалась грантовая поддержка разработки новых коммерчески ориентированных технологий, через системы содействия развитию промышленности распространялись информация и производственные технологии. В рамках стратегий экономического развития регионов, власти штатов осуществили интеграцию федеральные лабораторий, университетов, промышленных консорциумов и центров тестирования и сертификации в единый инновационный цикл. Создаваемые партнерства и совместные программы учитывали возможности новых технологий, потребности новых рынков, финансовые возможности и менеджмент, необходимые для успеха на этих рынках.
Опыт создания партнерств в области науки и технологий стал основой для выработки новых принципов федеральной научно-технологической политики. Новое законодательство 80-х гг. в этой сфере отвечало тем же целям повышения конкурентоспособности, что и создание совместных технологических программ на уровне штатов. В его основе лежало убеждение, что традиционная федеральная политика инвестирования в фундаментальные и технологические исследования без ориентира на коммерческое использование их результатов и опирающаяся на формальные механизмы передачи федеральных технологий в частный сектор, не использовала максимальным образом коммерческий потенциал результатов исследований, выполненных за счет федерального бюджета, коммерческую инициативу частного сектора. Традиционное для США разделение научного процесса на исследования и разработки приводило к тому, что если научная деятельность не входила в область фундаментальных исследований, то она почти автоматически попадала в область коммерческих разработок, где государство не принимало активного финансового участия. А такое разделение и соответствующий порядок финансирования со стороны государства оставляли за пределами государственного внимания базовые технологические исследования – критическую область научно-технического и экономического прогресса. В результате, компании стали вкладывать меньше средств в долгосрочные и высокорисковые технологические исследования, даже если они могли принести значительные выгоды обществу в целом ‑ в жертву приносился интеллектуальный потенциал будущего развития страны.
Правовые акты 80-х и последующих годов в сфере федеральных НИОКР поставили в центр внимания вопросы активизации государственного стимулирования создания базовых технологий (как в промышленности, так и в федеральных лабораториях), коммерциализации разрабатываемых федеральных технологий и создания для этих целей партнерств федеральных исследовательских лабораторий и центров с частнопромышленным сектором.
Во взаимоотношениях правительства и промышленного сектора исследований и разработок за последние годы произошло радикальное изменение ролей: если раньше многие отрасли выступали лишь в качестве исполнителя оплаченных государством заказов, то теперь промышленные подразделения все чаще берут на себя роль “равных партнеров” в деле реализации НИОКР. Промышленные партнеры не только на равных участвуют в затратах, но и получают право голоса при выборе проектов, управлении ими и использовании полученных результатов.
В течение 1984-1996 гг. в США были приняты законодательные акты, которые сняли некоторые антитрестовские ограничения для межфирменных объединений в сфере науки и технологий. Принятие в 1984 г. Закона о кооперационных исследованиях разрешило такие объединения в сфере доконкурентных исследований и разработок, а также создание консорциумов в области науки и технологий, включающих государственные учреждения и компании частного сектора для стимулирования передачи федеральных технологии, повышения конкурентоспособного уровня промышленности, снижения опасности неконкурентного поведения частных компаний.
В 1993 г. был предпринят следующий шаг: Закон о национальных кооперационных исследованиях и производстве разрешал партнерам совместно разрабатывать технологию, полученную в объединенных исследовательских венчурных компаниях. Такие компании (Research Joint Ventures – RJV) получили широкое распространение и уже к 1996 г. в США было зарегистрировано более 665 RJV. Самый быстрый рост числа RJV отмечен в 1995-1996 гг.: соответственно – 115 и 97. Подавляющее большинство членов RJV – коммерческие фирмы (до 86%). Доминирующая область исследований и разработок в таких подразделениях телекоммуникации, их доля – 20% RJV, далее следует экологические и транспортные проекты (10%), новейшие материалы и энергетика (по 9%) и программные продукты (7%) [1].
Важный аспект промышленно-федерального сотрудничества – перенос технологии, разработанной в государственных и вузовских подразделениях, в промышленные фирмы. Такого рода партнерство осуществляется в рамках так называемых “Соглашений о кооперационных исследованиях и разработках” - CRADA (Cooperative research & Development agreements), о которых будет сказано ниже.
Новые подходы к формированию партнерских отношений в области НИОКР особенно активно стали использоваться в оборонном секторе, осуществляющем особо критичные для национальной безопасности НИОКР. Эти партнерства смогли помочь как военным, так и гражданским ведомствам лучше удовлетворить технологические потребности страны, используя как военные, так и гражданские технологии и рынки.
Предоставление фирмам и университетам возможности получать необратимые и эксклюзивные патентные права на федеральные технологии (лицензирование федеральных патентов) расширило участие частного бизнеса, в том числе малого и среднего, в разработках и распространении технологий, обеспечило улучшение координации научно-технологической политики федеральных министерств и ведомств.
Проведенный американскими экономистами анализ экономических результатов государственной поддержки науки и технологий показал, что для ориентации экономики США на инновационный путь развития потребовалась концентрация усилий государства на заключительном этапе инновационного цикла [2]. Образование технологических партнерств государства и частного сектора как нельзя лучше отвечало этим целям.
Такое партнерство государства с частной промышленностью также ориентировалось на активизацию привлечения частных финансовых ресурсов для реализации общественных целей в условиях необходимости сокращения бюджетного дефицита (в том числе за счет средств на науку и технологии) и демилитаризации экономики после окончания “холодной войны”. При формировании указанных партнерств учитывалось сложившееся разделение ответственности между их главными участниками: федеральным правительством, частным промышленным сектором, федеральными лабораториями, университетами и правительствами штатов. Частный сектор обеспечивает вывод результатов научных и технологических исследований на рынок. Университеты и федеральные лаборатории создают новые знания и базовые технологии. Федеральное правительство обеспечивает широкую поддержку реализации национальных целей и удовлетворение общественных потребностей. Каждый же штат инвестирует в образование и экономическое развитие регионов.
Участие в технологических партнерствах местных органов власти является одним из наиболее принципиальных моментов такой формы государственно-частной кооперации. В государственной научно-технологической политике США последних лет все большее внимание уделяется привлечению штатов к финансированию исследований и разработок в рамках федеральных программ, к совместной выработке национальных научно-технологических приоритетов и использованию их научно-технологического потенциала в национальных интересах.
Многие штаты сформировали эффективные системы поддержки промышленности. Научно-технологические системы штатов наиболее близки к рынку. Сегодня в США широко признается основополагающая роль штатов в экономическом росте регионов посредством использования науки и технологий. Этот феномен появился сравнительно недавно.
Практически все штаты учредили в своей администрации управления по науке и технологиям, причем возникновение большинства этих органов относится к концу 80-х гг. В течение 90-х гг. штаты последовательно включали научно-технологический компонент в свои экономические планы. В период 1991-1995 гг. не менее 13 штатов приняли региональные стратегические планы в сфере развития науки и технологий различного масштаба и степени сложности. Большинство штатов демонстрирует повышенный интерес к экономическому развитию, основанному на достижениях науки и технологий.
Штаты стремятся сфокусировать внимание на создании высокотехнологичных фирм и использовании передовых технологий в традиционных производствах и сфере услуг. Штаты значительно усилили свою роль в привлечении инвестиций и укреплении партнерств университетов и промышленности. В 1995 г. совокупные расходы штатов на исследования и разработки и материально-техническую базу сферы науки и технологий составили 3 млрд. долл. С поправкой на инфляцию темпы роста совокупных расходов штатов в период с 1965 по 1995 гг. составили 3,3%, что превышало темп роста национальных расходов в сфере НИОКР за тот же период равного 2,5% в год. Однако все расходы штатов на исследования и разработки по отношению к соответствующим совокупным расходам США составили в 1995 г. 1,37% [3].
Партнерство государства и штатов начало делать свои первые шаги в начале 80-х гг., когда правительства штатов стали активно сотрудничать с промышленностью и добились в этом значительных результатов (например, в Северной Каролине и штате Нью-Йорк). В каждом штате вырабатывались свои подходы и формы объединения усилий промышленности, правительства и академического сообщества для разделения затрат на создание и внедрение новых технологий и совместного использования полученных результатов. Осуществление таких программ научно-технологической кооперации дало ощутимый социально-экономический эффект.
Программы совместного финансирования технологий предоставляли компаниям стартовый и венчурный капитал, помощь в получении внешнего (обычно федерального) финансирования на проведение исследований и разработок. Эти программы давали возможность малым фирмам выживать и успешно конкурировать на рынке. Осуществлялись также программы помощи малым фирмам в развитии и модернизации их производства с использованием новых технологий. Особенно эффективными оказались бизнес-инкубаторы для зарождающихся малых предприятий, имеющих перспективные идеи.
В начале 1986 г. Национальная ассоциация губернаторов – НАГ (National Governors’ Association – NGA) учредила новую рабочую группу для распространения новых подходов и форм кооперации правительств штатов, промышленности и академического сообщества. Сегодня она известна как Совет по науке и технологиями штатов – СНТШ (Science and Technology Council of States – STCS). Он включает представителей штатов, назначаемых губернаторами.
СНТШ является основным органом для выработки согласованной политики и основным консультативным органом в области развития науки и технологий штатов. Он также осуществляет координацию междуштатной деятельности и работает с федеральными министерствами и ведомствами, представляя интересы штатов, способствуя расширению участия штатов в ряде федеральных научно-технологических программ, где вклады штатов и федерального правительства являются взаимодополняющими.
[1] Science and Engineering Indicators - 1998. National Science Board, Wash. 1998
[2] См. напр.: Investing in innovation: Towards A Consensus Strategy for Federal Technology Policy.
Cambridge: The MIT Press, 1997.
[3] What is the State Government Role in the R&D Enterprise? NSF. 1999.
Источники:
2. См. напр.: Investing in innovation: Towards A Consensus Strategy for Federal Technology Policy. Cambridge: The MIT Press, 1997.
3. What is the State Government Role in the R&D Enterprise? NSF. 1999.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:47