Формирование региональной системы антикризисного управления несостоятельными предприятиями (на примере Приморского края)

Моткин А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (101), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Несмотря на большое количество работ по антикризисному управлению, его региональные аспекты, проявляющиеся в специфике мер применительно к различным предприятиям и регионам их расположения, остаются недостаточно изученными. Целью нашей работы явилось изучение практики антикризисного управления в Приморском крае.

Ключевые слова: банкротство, антикризисное управление, Приморский край



Несмотря на большое количество работ по антикризисному управлению, его региональные аспекты, проявляющиеся в специфике мер применительно к различным предприятиям и регионам их расположения, остаются недостаточно изученными. Целью нашей работы явилось изучение практики антикризисного управления в Приморском крае.

В рыночных условиях значительное влияние на развитие и функционирование любого хозяйствующего субъекта оказывают изменения, происходящие в макроэкономической среде. За годы реформ многие отечественные предприятия промышленности утратили платежеспособность. Среди них имеются как хронически убыточные, которые по объективным причинам не могут быть рентабельными, но выполняют важную социальную функцию, так и организации, попавшие в эту группу по субъективным причинам. Рост количества банкротств, как правило, обусловлен увеличением числа убыточных предприятий, а также особенностями становления российского законодательства в сфере банкротства [1].

По данным статистики [2], количество неэффективно работающих производств Приморского края, начиная с 2003 г. снижается. Их доля уменьшается до 49,4% в 2003 г. и достигает 36,7% в 2005 г. При анализе убыточности предприятий по отдельным отраслям промышленности во всех случаях нами отмечена положительная тенденция уменьшения их числа, по крайней мере, в течение последних 2-х лет. В частности, в 2005 г. наибольшее число убыточных предприятий наблюдалось в пищевой промышленности – 35 единиц, т.е. 35,3% от всех предприятий данной отрасли, тогда как в 2001 г. оно составило 62 единицы (50,8%).

Наименее эффективной отраслью на настоящий момент можно назвать цветную металлургию, удельный вес убыточных предприятий которой в 2005 г. составил 62,5%, а именно 5 предприятий, а в 2001 – 76,9% (10 производственных единиц). Таким образом, за последние годы в Приморском крае наблюдается повышение эффективности основных отраслей промышленности, что благотворно влияет на развитие экономики региона.

С 1994 по 2005 гг. процедура банкротства в Приморском крае была проведена в отношении 1191 коммерческой организации, для 944 из них завершившись конкурсным производством. В 2001 г. было ликвидировано 104 предприятия, в 2002 г. – 191, в 2003 г. – 180, в 2004 г. – 201, в 2005 г. – 263 [3]. В 2006 г. процедуре банкротства подвергались 548 предприятий края, из них 158 промышленных, 126 – торговых, 101 – строительных, 55 – жилищно-коммунальных и 52 – сельскохозяйственных.

По данным статистики прошлых лет, с начала введения законодательства о банкротстве в 1994 г. и вплоть до 2002 г. количество возбуждаемых в Приморском крае дел о банкротстве неуклонно увеличивалось. Так, в 2002 году в арбитражный суд поступило 975 заявлений о признании должников банкротами. 746 дел было принято к производству, что в 2,2 и 2,4 раза соответственно превышает уровень 2001 года. Но уже в 2003 г. наблюдается резкий спад этих показателей до 234 и 114 дел соответственно. По мнению специалистов, такое сокращение количества дел о банкротстве связано с определенными затруднениями в отношении их возбуждения, содержащихся в новой редакции закона о несостоятельности (банкротстве) [4]. Согласно новому закону 2002 г., кредитор может попытаться востребовать свои долги через исполнительное производство, а до этого нужно еще в суде доказать наличие такого долга. Начало возбуждения арбитражных процедур, таким образом, затягивается, что способствует уменьшению их общего количества.

Это явление также обусловлено приостановкой процедур банкротства по отсутствующим должникам, т.е. юридическим лицам, которые не функционируют, что доказывается отсутствием признаков предпринимательской деятельности и операций по банковскому счету в течение 12 месяцев. Новым законом предусмотрено, что процедура банкротства по отсутствующим должникам осуществляется при наличии финансирования в порядке, утвержденном правительством, а именно из свободных средств местного бюджета. Себестоимость банкротства отсутствующих должников, большинство которых составляют фирмы-однодневки, высока. Арбитражный суд, согласно новому Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)», не принимает заявление о признании такого отсутствующего должника банкротом, если у уполномоченного органа власти есть средства, необходимые для финансирования процедур банкротства.

После резкого сокращения в течение двух предыдущих лет в 2005 году число поступивших в арбитражные суды заявлений о признании должников банкротами вновь увеличивается, достигнув 501 дела, что превышает показатели 2004 года в 2,5 раза. Это во многом обусловлено определением порядка и условий финансирования процедур банкротства отсутствующих должников из средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 № 573.

Рассмотрим практику арбитражных антикризисных процедур, направленных на восстановление платежеспособности должников, а именно финансовое оздоровление и внешнее управление. Финансовое оздоровление является принципиально новой процедурой, закрепленной законом о несостоятельности 2002 г. Согласно статистическим данным, в 2003 и 2004 гг. данная процедура введена только в отношении 1 должника, а в 2005 – 2-х, причем по ее результатам ни в одном из случаев не была погашена задолженность, в связи с чем прекращено производство по делу.

Наибольшее за последние 5 лет количество случаев введения внешнего управления отмечено в 2001 году (7 дел), тогда как в последующие годы этот показатель сокращается до 3-х в 2005 г. При этом проведение указанной процедуры также не завершилось погашением задолженности и удовлетворением требований кредиторов. Таким образом, за период 2001-2005 гг. не удалось оздоровить ни одного предприятия, что может свидетельствовать о неэффективности этих антикризисных процедур в Приморском крае.

Несмотря на неоднозначную динамику принятых к производству дел о банкротстве, процент принятых решений о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства в течение последних 5 лет неуклонно растет. Так, в 2001 г. арбитражными судами инициировано открытие конкурсного производства по 146 делам, что составило 26,3% от общего числа возбужденных дел, тогда как в 2005 г. – по 165 (56,1%).

К сожалению, в Приморском крае практически не работает такая арбитражная процедура, как заключение мирового соглашения. В 2001 г. удалось достигнуть только 4 таких соглашений, а в 2003 и 2005 гг. не заключено ни одного мирового соглашения между предприятием-банкротом и кредиторами. Это тем более странно, что конкурсное производство, так активно применяющееся в крае, не может в полном объеме удовлетворить требования кредиторов и погасить долги предприятия перед бюджетом.

Таким образом, в большинстве случаев введение банкротства в Приморском крае все чаще завершается для компаний конкурсным производством, реализацией имущества должника и ликвидацией предприятия. В лучшем случае происходит переход организации к новому собственнику, в худшем – оно прекращает свое существование [5]. Рост числа банкротств на фоне уменьшения убыточности предприятий основных отраслей промышленности, по-видимому, связан с устранением с рынка неконкурентоспособных объектов, что является непременным условием правильного функционирования рыночного механизма.

По нашему мнению, в регионах необходимо формирование эффективной системы антикризисного управления несостоятельными предприятиями, направленной на оздоровление и предотвращение банкротства. Важное значение имеет развитие ее теоретико-методологических основ, совершенствование нормативно-правовой базы, а также повышение качества профессионального образования арбитражных управляющих и специалистов в сфере антикризисного управления. Соблюдение этих условий должно способствовать увеличению темпов роста региональной экономики.


Источники:

1. Журавская Е., Сонник К. Экономика и политика российских банкротств // Вопросы экономики. – 2004. ‑ №4. – с. 118-135.
2. Промышленность Приморского края: стат. сб. - Владивосток: Примкрайстат, 2006. – 116 с. – ISBN 5-89476-252-6.
3. Итоги работы арбитражного суда Приморского края за 2001-2005 г.г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://primarbitr.ru. – Загл. c экрана.
4. Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве) : Федеральный закон : от 26.10.2002 : № 127 // «КонсультантПлюс».
5. Хабалов Д. Банкротства ведут к «конкурсу» // Конкурент. – 2003. - №50. – с. 17-25.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 22:47:16