Совершенствование системы государственного регулирования лизинга в АПК
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Рыночная модернизация агропромышленного комплекса (АПК) в ходе происходящих реформ, наряду с изменением экономической природы и его социальной базы, сопровождалась глубоким системным кризисом, усиленным беспрецедентным трансформационным спадом производства, разрушением его ресурсного потенциала, «отбросившим» экономику АПК по уровню развития ее технического потенциала на многие десятилетия назад.
Ключевые слова: государственное регулирование, лизинг, агропромышленный комплекс
Рыночная модернизация агропромышленного комплекса (АПК) в ходе происходящих реформ, наряду с изменением экономической природы и его социальной базы, сопровождалась глубоким системным кризисом, усиленным беспрецедентным трансформационным спадом производства, разрушением его ресурсного потенциала, «отбросившим» экономику АПК по уровню развития ее технического потенциала на многие десятилетия назад.
Своевременное обновление средств технического вооружения АПК – большая научная и практическая проблема. Государство способно целенаправленно стимулировать развитие лизинга, как канала ресурсообеспечения сельхозпроизводителей, и тем самым добиваться значительного экономического эффекта. Инструментами такого воздействия являются льготное налогообложение инвестиций в основные фонды и приоритетное кредитование лизингодателей. Причем на этапе формирования лизингового рынка именно государственное регулирование широко использовалось в мировой практике.
В странах с развитой рыночной экономикой государственные субсидии покрывают от 30 до 80% всех затрат фермеров на производство продукции [1]. Анализ экономического механизма лизинга и сопровождающих его нормативных документов показывают, что государство использует в практике одну из форм льготного целевого кредитования. Кредит предоставляется не в денежном выражении под обязательства использовать его по назначению, а непосредственно в виде необходимых технических средств или каких-либо других материальных ресурсов.
Вместе с тем следует отметить, что осуществляемый экономический механизм государственного лизинга имеет ряд недоработок и существенных недостатков:
‑ недостаточная обеспеченность выделенных средств соответствующими гарантиями возврата выделенных средств;
‑ сельскохозяйственный производитель, как лизингополучатель, оказался абсолютно незащищенным в правовом и экономическом отношении;
‑ недостаточно проработана организационная структура системы проведения лизинговых операций.
Нами предложены нижеследующие меры государственной поддержки лизинга.
Ценовая политика заключается в разработке и применении системы гарантированных закупочных и залоговых цен для сельхозтоваропроизводителей (лизингополучателей). Ценовые отношения необходимо рассматривать в системе всего воспроизводственного процесса от приобретения материально-технических ресурсов до конечной реализации продукции. Исследования показали, что какая бы организация кредитного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей заемными средствами ни была предложена (в том числе и лизинг), в условиях убыточного и низкорентабельного функционирования, и, самое главное, диспаритета цен она не обеспечит возврата ссуд.
Основную часть затрат на производство сельскохозяйственной продукции формируют цены на материально-технические средства, взятые в лизинг (около 57% ее себестоимости) [2]. Потому на первом этапе, на наш взгляд, следует сдерживать их рост, не вводя жестких ограничений, а на последующих этапах - постепенно продвигаться к паритету цен, который имел место до начала реформ.
Одним из подходов для решения этой задачи может стать государственное регулирование цен на основные виды материально-технических средств. Параллельно с введением предельных цен необходимо установить экономические санкции за превышение и стимулы за снижение их уровня.
При осуществлении лизинга ценообразование должно способствовать поощрению производства и поддержке доходности лизингополучателя. Государство, со своей стороны, должно представить государственные гарантии для реализации лизинговых проектов.
Налоговая политика является важным рычагом воздействия государства на развитие лизинга. Система налогообложения должна стимулировать другие отрасли народного хозяйства в инвестировании лизинга.
В большинстве экономически развитых стран налоги суммарно не превышают 6% всех фермерских затрат, половина из которых приходится на налоги с прибыли и на недвижимость [3]. На наш взгляд, в осуществлении лизинговых операций следует придерживаться такого же соотношения. В связи с этим необходима разработка дифференцированного налогообложения и льгот для субъектов лизинговых отношений, среди которых:
‑ освобождение от налогов лизинговых платежей в течение первого года после создания лизинговой фирмы;
‑ освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договора финансового договора со сроком действия не менее 3-х лет;
‑ освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок три года и более для реализации операций финансового лизинга;
‑ освобождение лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении техники, являющейся объектом финансового лизинга;
‑ предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым фирмам с целью создания благоприятных экономических условий для их деятельности.
Не менее важным фактором регулирования лизинговых отношений является финансово-кредитный механизм. Финансовая политика на федеральном и региональном уровне по отношению к лизинговому бизнесу в АПК сводится к непосредственному инвестированию проектов.
Политика списания долгов и покрытия убытков в аграрном секторе остается. Поэтому наблюдается низкая взаимосвязь между выделением инвестиций и конечными результатами производства. А эта система порождает финансовую безответственность и иждивенчество субъектов лизинга и приводит к тому, что прямые бюджетные выплаты нарастают, а реальные поступления селу сокращаются.
С экономической точки зрения суть финансовых проблем АПК заключается в неэффективном механизме использования лизинговых средств, выделенных из бюджета. Хотя и недостаток этих средств играет не последнюю роль.
Считаем необходимым заменить способы финансирования, которые действуют при директивно-централизованной системе, на методы государственной поддержки, включающие в себя: отказ от безвозмездного и безвозвратного бюджетного финансирования; взаимную ответственность государства и субъектов лизинга; создание сети коммерческих банков АПК. Использование государственных средств не для прямого инвестирования лизинга, а для предоставления гарантий в лизинговых взаимоотношениях.
Следующей проблемой, возникающей перед отечественными лизинговыми фирмами (компаниями), является ограниченная возможность привлечения долгосрочных кредитов. Краткосрочный характер, выдаваемых коммерческими банками ссуд противоречит требованиям долгосрочного характера лизинговых операций.
В целях создания экономических условий для выхода отраслей сельского хозяйства и ресурсосоставляющих отраслей АПК из кризисного состояния и для обеспечения нормальной работы в рыночных условиях, необходимо иметь программу материально-технического обеспечения АПК.
Все перечисленные организационно-экономические меры призваны сохранить и увеличить объемы лизинговых поставок техники, способствовать хотя бы частичному восполнению выбывающей изношенной техники и тем самым создавать условия для проведения минимально-необходимого объема механизированных работ и предотвращения дальнейшего падения производства сельскохозяйственной продукции.
По результатам исследования можно сделать следующий вывод: государственная поддержка лизинга в агропромышленном комплексе сводится к воздействию на лизинговые отношения через ценовую политику, налоговую и финансово-кредитный механизм. Инструментами такого воздействия являются льготное налогообложение инвестиций в основные фонды и приоритетное кредитование лизингодателей.
Источники:
2. Лизинг: экономические, правовые и организационные основы: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. A.M. Тавасиева, проф. Н.М. Коршунова. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 320 с.
3. Сёмин А.Н. Агролизинг: вопросы теории и практики. - М.: Изд-во «АгриПресс», 2001. - 379 с.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:17:24