Банки как институты инвестирования сбережений домашних хозяйств

Швидко Е.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Как показывает мировая практика, объём инвестиций в стране во многом зависит от уровня сбережений населения, которые, в свою очередь, зависят от уровня доходов, объёма и структуры потребительских расходов, а также от размера уплачиваемых налогов. Стремление к сбережениям не всегда связано с накоплением денежных средств для инвестирования. Однако эти накопления вполне могут стать (потенциально являются) инвестиционным ресурсом.

Ключевые слова: банковская система, инвестиции, банки, личные сбережения, инвестиционный потенциал



Как показывает мировая практика, объём инвестиций в стране во многом зависит от уровня сбережений населения, которые, в свою очередь, зависят от уровня доходов, объёма и структуры потребительских расходов, а также от размера уплачиваемых налогов. Стремление к сбережениям не всегда связано с накоплением денежных средств для инвестирования. Однако эти накопления вполне могут стать (потенциально являются) инвестиционным ресурсом.

В России процесс сбережения имеет свою ярко выраженную специфику. Она состоит, прежде всего, в том, что при общем высоком уровне совокупных сбережений населения доля депонируемых гражданами средств относительно невелика. Определяется это преимущественно двумя причинами:

‑ весьма малым среднестатистическим доходом;

‑ отсутствием у населения традиций и привычки делать накопления в такой форме, как покупка ценных бумаг, драгоценных металлов, и в иных, пока экзотических для россиян, формах сбережений.

В стране сформировались группы домохозяйств, располагающие сберегательными возможностями для инвестирования. Однако, чтобы задействовать этот потенциал, необходимо достичь такой степени комфортности инвестиционной среды, которая бы максимально обеспечивала потребности населения. Это относится, прежде всего, к улучшению деятельности инвестиционных институтов, призванных по своему статусу работать со средствами домохозяйств.

На рынке сбережений и инвестиций особая роль принадлежит банкам с их широкими филиальными сетями, функционально ориентированными на обслуживание сберегательного процесса и аккумуляцию денежных сбережений домохозяйств.

К числу серьёзных проблем развития рынка сбережений можно отнести:

‑ ограниченность доступа потенциальных клиентов к информации о реальном финансовом состоянии, надёжности и политике банков;

‑ неспособность большинства частных вкладчиков адекватно интерпретировать доступную информацию.

Сегодня многие россияне придерживаются примитивной финансовой стратегии — «трачу всё, что зарабатываю, если что-то остаётся, то — откладываю». Так, только 21% опрошенных граждан имеют сбережения. Если проанализировать период 2003 — 2006 гг., то видим, что количество домохозяйств, имеющих сбережения, снижается.

Выбор той или иной стратегии, осуществляемый домохозяйством, может зависеть от различных факторов, а также от характеристик инвестиционного инструмента (доходность, надёжность, ликвидность, срочность). Процесс мобилизации сбережений финансово активных домохозяйств должен обеспечить высокую инвестиционную привлекательность объектов вложения.

Формирование приемлемого уровня инвестиционной привлекательности зависит от ряда факторов:

‑ процесс инвестирования для домохозяйств зависит от ожидаемой нормы прибыли, или рентабельности предполагаемых капиталовложений;

‑ вкладчик при принятии решений всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений, опираясь здесь, как правило, на уровень доходности (например, процентной ставки по депозитам). Средневзвешенные процентные ставки по привлечённым банковским вкладам имеют в России тенденцию к постепенному снижению. Это связано со снижением темпов инфляции, что находит отражение в изменении ставки рефинансирования Банка России;

‑ инвестиции зависят от уровня налогообложения и вообще налогового климата. Как показывает практика, слишком высокий уровень налогообложения не стимулирует привлечение инвестиций.

‑ отсутствует доступная домохозяйствам инфраструктура для работы с инвестиционными инструментами, что делает их непривлекательными для подавляющего большинства потенциальных вкладчиков.

Тем не менее, вклады домохозяйств в коммерческие банки России за последние пять лет (2002 – 2006 гг.) значительно увеличились. По состоянию на первое полугодие 2002 г. рублёвые депозиты домохозяйств выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 110%, по состоянию на первое полугодие 2006 г.— на 139%. При этом граждане стали меньше доверять вкладам в иностранной валюте.

Несмотря на значительные темпы роста вкладов домохозяйств, по данным Центра социологических исследований «Левада», только 32% населения в первой половине 2006 г. имели банковский вклад и счёт, которые, таким образом, отсутствовали у остальных 68% граждан. Однако 27% из них пользовались другими финансовыми услугами, в т.ч.: оплата коммунальных услуг, денежные переводы, потребительские кредиты и т.д., а 41% опрошенных полностью игнорировали банковские структуры.

Выбор такого способа инвестирования, как вклады в коммерческих банках многие респонденты объясняют недостаточностью средств для какого-либо другого инструмента вложения, а также тем, что не знают способа лучше, поскольку остальные мало знакомы или непонятны. Также следует отметить, что вкладчики на первое место по предпочтениям ставят депозиты сроком от 6 месяцев до года. На вопрос: «На какой срок, по Вашему мнению, стоит открывать банковский депозит?», опрошенные ответили следующим образом:

– от 6 месяцев до 1 года – 459 человек (38%);

– от 1 года до 3 лет – 300 человек (25%);

– от 3 лет до 5 лет – 228 человек (19%);

– от 5 лет и более – 215 человек (18%) [4].

Однако, несмотря на результаты опроса, наибольшая сумма денежных средств в первой половине 2006 г. размещена на год и более. И такая ситуация наблюдается в течение последних трёх лет. Причём сумма средств на счетах с такой срочностью постоянно растёт. Также увеличивается размер вкладов сроком свыше 3 лет, что свидетельствует о доверии домохозяйств кредитным организациям. Таким образом, банковский депозит по-прежнему ассоциируется у домохозяйств с понятным и доступным инструментом получения дохода.

В настоящее время российское население не устраивает качество инвестиционных услуг, которые могут предоставить банки. Кроме того, несовершенство налоговой системы не стимулирует домохозяйства вкладывать в инвестиционные институты. В России лишь в паевых инвестиционных фондах (ПИФ) исключена возможность двойного налогообложения доходов клиентов. Отмена нормативов, позволяющих исключить из налогооблагаемой базы страховые взносы и вклады в негосударственные пенсионные фонды юридических лиц, существенно снизила интерес к расширению инвестирования в эти структуры.

Решение проблем привлечения сбережений домохозяйств на инвестиционный рынок зависит от формирования государством законодательных гарантий, обеспечивающих эффективность инвестиционной среды для использования этих ресурсов, и от создания широкой сети финансовых институтов, работающих со средствами домохозяйств.

На сегодняшний день влияние на российский финансовый рынок таких инвестиционных институтов, как пенсионные фонды, страховые компании, ПИФы и т.д., носит ограниченный характер. Вместе с тем, наблюдаемые тенденции и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что влияние данных игроков будет неуклонно увеличиваться, и уже в следующем десятилетии институциональные инвесторы станут мощной конкурентной силой на финансовом рынке, обладающей «длинными» и сравнительно недорогими ресурсами.

Отметим, что доходность по вкладам не обеспечивает реального прироста дохода граждан. Доходность сберегательных сертификатов, выпущенных коммерческими банками, также не превышает уровня инфляции, следовательно, не обеспечивает необходимую доходность. Немного больший доход приносят мелким вкладчикам (домохозяйствам) облигации коммерческих банков.


Источники:

1. www.forinsurer.com
2. Бюллетень банковской статистики. 2006. № 7 (158). С. 94
3. Бюллетень банковской статистики. 2006. № 7 (158). С. 99
4. www.levada.ru

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:21:19