Современное состояние туристской отрасли и основные направления ее развития
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (84), Декабрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Появившись как сфера отдыха и развлечений, туризм со временем стал интенсивно развивающейся отраслью экономики, в которой велика доля живого труда, имеют место ускоренная амортизация и высокая норма окупаемости капиталовложений. Для многих стран туризм является фундаментальной основой экономики и важным источником валютных поступлений. В настоящее время он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Ключевые слова: туризм, туристская отрасль
Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Появившись как сфера отдыха и развлечений, туризм со временем стал интенсивно развивающейся отраслью экономики, в которой велика доля живого труда, имеют место ускоренная амортизация и высокая норма окупаемости капиталовложений. Для многих стран туризм является фундаментальной основой экономики и важным источником валютных поступлений. В настоящее время он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Туризм оказывает положительный эффект на экономику государства: обеспечивает приток иностранной валюты, позволяет повысить уровень занятости населения. По оценкам Всемирной туристской Организации и Всемирного совета туризма и путешествий, на каждое рабочее место, создаваемое в индустрии туризма, приходится от 5 до 9 рабочих мест, появляющихся в других отраслях. Более того, он прямо или косвенно влияет на развитие целого ряда отраслей экономики, способствует развитию инфраструктуры страны [1].
Статистическая Комиссия ООН дает следующее определение туризму: «Туризм — это совокупность отношений и явлений, которые возникают во время передвижения и пребывания неместного населения до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное место жительства и не связано с получением дохода». Аналогичное определение туризма сформулировано Всемирной туристской организацией на конференции в Маниле в 1981 году: «Туризм — один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта». В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года дано схожее определение: «Туризм — временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Отличительная черта всех функциональных определений туризма — это то, что в них выделяются характерные особенности, свойственные объектам и субъектам туризма, которые отражают цели деятельности, задачи и функции соответствующих организаций, форумов или законодательных документов.
Развиваясь в последовательном единстве, туризм, как социально-экономический вектор мирохозяйственных связей, межнациональных и региональных отношений, формирует свое мировое и национальное туристское пространство. Заняв ведущее место в мировой экономике, передвижениях людей и идей, свободном обмене мнениями и культурно-познавательными ценностями, туризм выступает и как актуальный фактор всемирного культурно-исторического наследия.
По данным Всемирной туристской организации, со второй половины XX века и до настоящего времени туризм уверенно удерживает одно из ведущих мест по ежегодным показателям валового финансового оборота мирового рынка. На его долю сегодня приходится около 11% мирового валового национального дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общемировые туристские показатели характеризуются устойчивым ростом и превышают 2 миллиарда путешествующих в течение года, из которых более 720 миллионов составляют международные туристские прибытия. Доходы от международного туризма в целом составляют более 700 миллиардов евро.
Согласно сведениям ВТО, основной мировой туристский поток приходится на страны Европы. Свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок приходится на промышленно развитые страны. Долгосрочные перспективы развития туризма представляются специалистам оптимистическими.
В соответствии с материалами доклада комитета по статистике Всемирной туристской организации «Туризм - панорама 2020 года», к 2010 г. в мире ежегодно будут путешествовать около 1 миллиарда человек, к 2020 г. — до 1,5 млрд., а доходы от туризма могут составить примерно 2 триллиона долларов США. Основные страны-лидеры выездного туризма – это промышленно развитые страны, такие как Германия, Япония, США и Китай. Во въездном туризме тон задают Китай, США, Франция и Испания.
Россия обладает большим туристическим потенциалом, что подтверждают оптимистические прогнозы экспертов Всемирной туристской организации, оценки разработчиков федеральной и региональных программ развития туризма и исследования отечественных ученых [2].
Развитие туризма в РФ соответствует общей тенденции, которая отражает наметившиеся макроструктурные изменения в российской экономике, а именно повышение доли сферы услуг в производстве ВВП. Вместе с тем, следует отметить, что, достаточно точно отражая конъюнктуру неразвитого рынка, макроэкономические показатели Системы национальных счетов (СНС) могут завышаться за счет факторов сугубо «переходного» состояния. Это предопределено использованием доходов в качестве меры результатов производства товаров и услуг (возможен повторный счет), их денежной формой (появление денег, не представляющих собой денежной формы добавленной стоимости; доходы могут быть выше ценности произведенных благ и услуг и др.).
Туризм — явление многомерное, оно существует в различных проявлениях и оказывает разнообразное и неоднозначное влияние на общество. Наиболее убедительным аргументом в пользу развития индустрии туризма в конкретной стране или регионе является его (туризма) положительное воздействие на экономику. Некоторые российские исследователи выделяют прямое и косвенное влияние туризма на народное хозяйство страны.
Прямое влияние проявляется в том, что расходы туристов повышают доходы соответствующего региона, создаются новые рабочие места и растет уровень жизни работников туристских предприятий. Косвенное влияние проявляется в том, сколько раз «…деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. Этот коэффициент можно назвать также коэффициентом дохода, так как потраченные туристами деньги прямо или косвенно становятся доходами местного населения» [3].
Фактически речь идет об «эффекте мультипликатора». При определении «эффекта мультипликатора» учитываются многие факторы, среди которых особое внимание уделяется общему уровню развития экономики страны. По оценке американского исследователя Х.Г. Клемента, мультипликатор туризма для экономически менее развитых стран с невысокими темпами экономического роста, отрицательным торговым балансом определяется в размере 3,2-3,5. Для экономически развитых стран этот показатель в среднем равен примерно 5, а в отдельных случаях и выше [4]
Источники:
2. Осауленко А.П. Туризм: социально-институциональные основы развития. – Владивосток: ДВО РАН, 2002. – С. 72-73.
3. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Вопросы теории экономической трансформации в России: Сборник статей. - М.: МНИИПУ, 1998. – 150с.
4. Александрова А.Ю. География мировой индустрии туризма. - М.: МГУ, 1998. - 154 с.
5. Стржалковский В.И. Финансовый эксперт. Бюллетень экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты РФ. 2004. №4 (13). С. 7
6. Кобяк М. Мировой рынок туризма и Россия. // Пять звезд. Отели. Рестораны. Туризм. 2000. № 2. С.2-5.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 18:22:11