Технологический климат предпринимательского пространства

Васильев В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (5), Май 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Начало в № 1 2000, № 2 2000, № 3 2000, № 4 2000). В предыдущих номерах журнала мы рассмотрели влияние политического и экономического климата предпринимательского пространства на реализацию замыслов предпринимателя и поняли, что это оказывает существенное воздействие на формирование индивидуальных качеств каждого предпринимателя. Не менее важную роль играет и технологический климат организации производства товаров и услуг.

Ключевые слова: предпринимательский климат, экономический климат, технологический климат



Технология (машины, оборудование, инструмент, метод) в экономике определяется как отношение объема и качества продукции к вложенным в ее производство ресурсам.

Повышение технологического уровня создает возможность расширять производство при фиксированной ресурсной базе (увеличивать производственные возможности общества).

Технологический взрыв произошел примерно в середине ХХ века, когда начали переходить от экстенсивного к интенсивному развитию, благодаря появлению интенсивных технологий и началу компьютеризации производства. Тогда заговорили о научно-технической и «зеленой» революциях.

С интенсивными, или их еще называют передовыми, высокими технологиями, связывают будущее благополучие человека. Достижения науки и техники развеяли складывавшийся в середине ХХ века пессимизм. Можно привести высказывания:

Дж. Кейнса: «стагнация покупательной способности, перенасыщение заводами, дополнительные машины не оправдывают инвестиций»;

Римского клуба в исследовании «Пределы роста»: «Земля имеет ограниченные ресурсы и не справится с будущими потребностями»;

Ал. Тоффлера: «Произойдет экоспазма по причине сверх индустриализации».

До середины ХХ столетия производство развивалось по экстенсивным технологиям, в основе которых лежали фрагментация (А. Смит), разделение труда - кооперация - сила машины (К. Маркс), дифференциация - поток - автоматизация (конвейер) (Г. Форд), «фрагментация - оптимизация - производительность (Ф. Тейлор). Последние триады получили названия «фордизм» и «тейлоризм».

К середине ХХ столетия стало ясно, что поток с его простым трудом не обеспечивал требуемого качества, а при увеличении скорости конвейера (интенсивности) росла не производительность, а издержки. Конвейер создавал только видимую непрерывность потока («непрерывность есть сама производительность» К. Маркс). На конвейере только средства и сам труд непрерывны, а предмет труда, третья важнейшая составляющая, большую часть времени находится вне работы, пролеживая в межоперационных заделах и запасах. Посмотрите, сколько складов и площадок хранения запасов компонентов имеется вокруг конвейера сборки автомобиля!

Поток привел к значительному увеличению производственного цикла. Например, корпусная деталь при машинном времени обработки в 18 часов в цехах находится до 9 месяцев.

Переход от экстенсивного к интенсивному развитию, ускоряющийся научно-технический прогресс обострили противоречия развития современного производства.

Разрешение противоречий и переход к интенсивным технологиям потребовали отказа от простого труда, от потока, от фордизма и тейлоризма. Начался переход к гибкому производству, что потребовало изменений в организации производства и труда.

Если в первой половине ХХ века производитель был король и диктовал свои условия потребителю, то в последней четверти века потребитель стал разборчивым и потребовал от производителя удовлетворения его постоянно меняющихся и растущих требований. В условиях изменения положения производителя и потребителя на рынке, закономерность, так называемая «кривая обучения», открытая в 1925 г. Райтом (США), перестала работать. Райт, работая в самолетостроении, установил, что с каждым удвоением количества выпускаемой продукции стоимость производства сокращается на один и тот же процент (рис. 4). Эта зависимость сработала у Г. Форда при выпуске его знаменитой модели «Т». За 20 лет было выпущено 15 млн. шт. автомобилей модели «Т», имели место 14 удвоений объема выпуска, а стоимость производства составила 10 % первоначальной стоимости (87 % кривая опыта). Но эта же кривая не сработала в расчетах стоимости производства широкофюзеляжного лайнера «3-СТРАПС» компании Локхид (США). За шесть лет с 1979 по 1985 г. компания не смогла снизить стоимость самолета до конкурентоспособной цены с европейским аэробусом. Рассчитанная 75 % кривая обучения не дала желаемого результата и после шестилетнего бесприбыльного производства, затратив 1 млрд. долларов на разработку этой модели, компания отказалась от этого проекта. Причиной тому стали интенсивные технологии, которые не требовали длительного периода их освоения и не имели каких-либо значительных резервов сокращения издержек. Например, если гибкая производственная система, стоимостью в несколько млн. долларов США, не окупается за полтора года, то такая система не внедряется.

Первоначально новые интенсивные технологии внедрялись в существовавшие старые условия организации производства, но они не давали ожидавшегося эффекта, как это случилось с внедрением станков с ЧПУ в Советском Союзе. Получив на Всемирной выставке станков в Брюсселе в 1956 г. три золотые медали за новые разработки станков с ЧПУ, советская металлообрабатывающая промышленность на долгие годы отказалась от применения данных станков, так как опыт их внедрения в несоответствующие им организационные условия показал их неэффективность. Вывод был сделан позже: то, что было свойственно экстенсивному, не содействует интенсивному развитию.

От формулы Форда «дифференциация - поток - автоматизация» перешли к новой формуле: «централизация - гибкость - компьютерная интеграция». По этой формуле стали внедряться гибкие производственные системы (ГПС), гибкие производственные модули (ГПМ) и целые производственные цехи - гибкие автоматизированные производства (ГАП), началась разработка концепции «Завод будущего» (ЗБ).

В 80-х годах были достигнуты значительные результаты использования ГПС и ГАП. Компания «Воугхт Корпорэйшн» (США) внедрила у себя ГПС из 10 станков с 4 роботами и двумя карусельными складами до 10 палет каждый, стоимостью в 10 млн. долларов США. Эта ГПС предназначена для обработки в любой последовательности 531 различных деталей фюзеляжа самолета Б-1Б. Обработка ведется комплектами на один фюзеляж. Экономия на оборудовании составила 25 млн. дол. США.

Компания «Ингерсол Миллинг Машин» (США) использует ГПС из 7 обрабатывающих центров (ОЦ), робокара и малоэтажного склада на палетах, стоимостью 20 млн. дол. США. ГПС обрабатывает 25 тыс. деталей станков в год, в любой случайной последовательности, 70% которых - партии по одной штуке, и 50% - никогда не повторяющиеся экземпляры. Работая в три смены, ГПС заменила 40 станков с ЧПУ и сократила число операторов на 75%. Компания «Мозак» (Япония) построила завод на основе ГПС и назвала его «Завод ХХI века». Это действующие примеры прообразов техники ХХI века.

Интенсивная технология: миниатюризация, ресурсосбережение, кибернетика - искусственный интеллект, биотехнология, генная инженерия и др. потребовали синтеза профессий (возврат к специалистам - универсалам, но на более высоком уровне знаний), отказа от простого труда и потока. Продукция массового производства перестала находить спрос. Объем производства стал поддерживаться расширением ассортимента продукции, охватывающим различные сегменты рынка.

Развитие технологий опережает организацию производства. Организация производства не успевает приспособиться к новой технологии, как появляется уже более новая, поэтому новые технологии не работают с полной отдачей. Решение этой дилеммы состоит в постоянном совершенствовании организации производства.

Значительный прогресс достигнут в сокращении времени внедрения нововведений. Фотографии от ее открытия до применения в быту потребовалось более 100 лет (1728-1840), паровозу - более 50 лет (1780-1845), радио - 35 лет (1870-1905), транзисторному приемнику - только 5 лет (1948-1953), солнечной батарее - всего 3 года. Процесс создания модели автомобиля Форд 2000 составляет 24 месяца, по сравнению с 50 месяцами в 70-х годах.

Поставлена цель (компания Форд): сократить разработку автомобильного двигателя с одного года до 3-х месяцев.

В ХХI веке прогресс будет измеряться не растущим количеством произведенных ценностей, а количеством сэкономленного времени (К. Маркс говорил, что законом № 1 в экономике является экономия рабочего времени). Сокращение рабочего времени, уменьшение роли производственных рабочих, знания и способ их применения заменят физический труд, как источник прибавочной стоимости.

Технологии ХХI столетия уже имеют свой фундамент. Если электричество было проводником трансформации общества, начиная со второй половины ХIХ века, то со второй половины ХХ века компьютеризация стала трансформатором общества из индустриального в информационное. Если труд и капитал являются центральными переменными в индустриальном обществе, то информация и знания будут центральными переменными в информационном обществе.

Идет слияние телефона и компьютерной техники, электронная почта обеспечивает безбумажную почтовую пересылку, развивается интерактивное телевидение, открывающее доступ с домашнего терминала к мировым источникам информации, развивается глобальная информационная инфраструктура - интернет, начинается интернационализация образования.

Очень быстро развиваются три инфраструктурные технологии - двигатели прогресса в предпринимательстве: банковские технологии (перемещение денег), связь (передача информации) и транспорт (перемещение грузов). В последней создаются транспортные модули, объединяющие в одной географической точке все виды транспорта. Они обеспечивающие интеграцию грузовых и людских потоков и услуг, включая логистику транспортных путей, города и всемирного мониторинга грузов.

Новые открытия ожидаются в технологии обработки изображений, в повышении мощностей программного обеспечения, в создании новых материалов (композиты, сверхсплавы, алмазные пленки и др.), новые качества будут открыты в сверхпроводимости.

В ХХI столетии будут созданы безотказные самовосстанавливающиеся рабочие машины, производственные системы на основе искусственного интеллекта: «видящие», «слышащие», «ощущающие» и, наконец, «думающие». Большие надежды возлагаются на биотехнологию, генную инженерию.

Деятельность человека будет носить плановый характер на основе прогнозирования будущего и анализа уроков прошлого. Что произойдет, будет сравниваться с тем, что уже происходило в прошлом, чему помогут накапливаемые годами компьютерные базы данных. Прогнозы станут более надежными, а планы более реальными. Будут найдены возможности сочетания преимуществ рыночной и плановой экономик. Как говорят, «будущее будет влиять на настоящее»; на первый взгляд, это кажется парадоксальным, но наши надежды на будущее оказывают влияние на наши поступки в настоящем.

Общая характеристика социальных и технических проблем, всемирный характер науки и техники, осуществление производства и распределение продуктов и услуг в рамках мировой рыночной системы (производство без границ), исчисление достатка и недостатка ресурсов в планетарном масштабе, всемирное значение проблем народонаселения, участие мирового сообщества в разрешении военных конфликтов, рост религиозной солидарности - все это признаки роста глобального восприятия проблем и необходимости их решения всем мировым сообществом. Глобальное восприятие - это понимание и признание национальных интересов, и создание общечеловеческих ценностей, используя ограниченные ресурсы Земли в интересах будущего всего человечества. Будущее - в демократизации и социализации общества, в интеграции интересов стран сначала на региональном уровне (поляризация мира), а затем и на мировом уровне.

Технический прогресс не проходит безболезненно, он создает больше проблем, чем решает их. Каждая новая технология что-то дает, а что-то отнимает, как говорят - за технический прогресс приходится расплачиваться.

От позитивных решений неотделимы негативные последствия технологических нововведений. Задача современной науки состоит в предсказании последствий разрабатываемых технологий.

В заключение наших рассуждений о предпринимательском пространстве (№ 3, 4 и 5 2000, "РП") представим его в виде рассмотренных нами областей этого пространства: политического, экономического и технологического (рис. 5).

Природно-
ресурсное
законодательство
Защита частной собственности и обеспечение конкуренции

Политическая стабильность

Содействие развитию рынка и малому бизнесу

Составляющие политического климата предпринимательства

Содействие внешней торговле

Антимонопольное законодательство

Предпринимательское законодательство

Торговый протекционизм

Энерго - сырьевая база страны

Торгово - промышленные ограничения

Банковская система

Налоговая, тарифная, таможенная политика

Рынок труда

Составляющие экономического климата предпринимательства

Пенсионная система, служба занятости

Рынок инвестиций

Инфраструктура:
связь, транспорт, информация

Система страхования

Арбитражный суд

Система образования
Государственная поддержка международного обмена
Участие в международном обмене информацией
Государственная поддержка конкурсов изобретателей
Патенто - лицензионная служба
Система непрерывного образования и повышение квалификации

Составляющие технологического климата предпринимательства
Развитие национальных информационных сетей
Содействие развитию научных центров и инкубаторов
Инжиниринг и консалтинговые компании и центры
Поддержка инновационного бизнеса и рисковых компаний
Развитие маркетинговых и рекламных структур
Международные и национальные выставки и ярмарки
Рис. 5. Условия существования предпринимательского пространства


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:05:51