Молочные реки из "Вимм-Билль-Данна"

Семенова А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (5), Май 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
После окончания военного института иностранных языков, отслужив в 1989-90 годах в армии, Валерий Валентинович Игнатов, нынешний исполнительный директор компании «Вимм-Билль-Данн», несмотря на то, что не имел практического опыта был приглашен на работу в одну из организаций ведущим инженером по внешнеэкономической деятельности. Основная его профессия – аналитик – дала ему возможность погрузиться в новую для себя деятельность нетрадиционным способом. В начале 90-х вокруг него образовалась группа из нескольких человек, которые хотели и способны были работать. Была создана небольшая фирма, которая начала заниматься бизнес-турами. Среди тех людей, с которыми он работал, были два англичанина и они основали холдинговую компанию. Начав в ней работать, он понял, что знаний не хватает, и он пошел учиться в академию управления. Получил базовые знания по внешнеэкономической деятельности и сейчас успешно продолжает работать в компании «Вимм-Билль-Данн». Наш собственный корреспондент Анна Семенова взяла интервью у Валерия Игнатова.

Ключевые слова: молочная продукция, молочное производство, молочная промышленность, Вимм-Билль-Данн



р.п.: Как Вы попали в компанию “Вимм-Билль-Данн”?.

В.И.: В 95 году случилась некоторая коллизия. В то время, совершенно случайно, заканчивая ремонт в своей квартире, на стене прочитал объявление о приглашении на работу в один крупный концерн. Я сразу туда. Года полтора проработал, но по ряду личных причин пришлось уйти. И, опять же совершенно случайно, я попал в «Вимм-Билль-Данн», на работу, которая мне была интересна. Снабжение, как таковое, тогда было совершено новой сферой, и мне посчастливилось в этой компании с самого начала заняться созданием структуры снабжения.

р.п.: Какой Вы застали компанию «Вимм-Билль-Данн»?

В.И.: В то время «Вимм-Билль-Данн» представляла из себя только реализацию сокового проекта. Хотя в настоящее время на 75-80% это молочная продукция, мне и тогда повезло. Частично со мной пришла работать и моя старая команда. Было интересно начинать работать с крупными зарубежными фирмами, например, с компанией «Тетра-Пакк». Я благодарен тем людям, которые были тогда в совете директоров, за то, что они дали мне реальную возможность делать то, что я считал нужным. С их стороны это был риск, они тогда меня не знали. Работы было много, но, как говорится, «терпение и труд все перетрут». Хорошая работа приносит и хорошие результаты.

Здесь проявились и упорство, и азарт. Результатом стало то, что наши отношения с иностранными командами начали подниматься на совершенно другой качественный уровень. Это воодушевляло.

В марте 97 года были некоторые неурядицы между «Вимм Билль Данном» и Московским Лианозовским Заводом. Когда эти неурядицы разрешились, мне предложили стать директором по снабжению МЛЗ. Тогда вот я и понял, что такое настоящее производство. До этого я с производством соприкасался только косвенно, отвлеченно. В «Вимм-Билль-Данне» это была только совместная работа с другими предприятиями холдинга по изготовлению упаковки.

р.п.: В нашем журнале большое внимание уделяется вопросам практического предпринимательства и переподготовке отечественных бизнесменов. Как у вас относятся к повышению квалификации руководства и сотрудников компании?

В.И.: Подготовка хороших специалистов у нас проводилась за рубежом, в основном, в виде командировок на лучшие предприятия и фирмы. Для меня это была вторая академия, потому что там собирается лучший мировой опыт, и многие сотрудники нашей компании стали великолепными специалистами. Сегодня у нас уже работают люди, которые считаются лучшими специалистами в Европе, используются те рецептуры, которые созданы полностью нашими руками. Работа была проделана очень большая и в настоящее время мы, безусловно, лидеры на российском рынке и одна из крупнейших компаний в Европе.

р.п.: А как Вы относитесь к роли многочисленных выставок, которые сегодня проводятся в России и за рубежом?

В.И.: Мы постоянно ездим на выставки. Вот недавно побывали на крупнейшей пищевой выставке в Кельне. Продукты питания, оборудование, огромный набор информационных материалов, которые и переварить-то трудно. В эту поездку заехали на один из заводов в южной Германии… То есть это непрерывный процесс. Постоянное общение с людьми, обмен знаниями, какое-то броуновское движение, которое существует независимо от нашего сознания. Постоянный контакт, атмосфера способствующая обучению, сравнению, улучшению…

р.п.: А как вам, самому удается повышать свою квалификацию?

В.И.: Сейчас я ближе к производству, чем раньше. Я может быть и не разбираюсь в гайках, но, если говорить о модульной структуре или что необходимо сделать в компании, я понимаю о чем идет речь, и это важно. Хотя у меня и нет специального биотехнологического образования, я имею практические навыки, которые и важны и полезны, они помогают. Я езжу на разные иностранные фирмы, там мы посещаем различные производства, все объясняется. Мне приходилось это часто работать переводчиком, т.е. «пропускать» все через себя. Я всегда должен быть внимателен, я обучаюсь на столько же, насколько обучается любой другой специалист. Знания плюс опыт ‑ это профессионализм. До того как возглавить завод, как я уже говорил, я занимался внешнеэкономической деятельностью. Принципы управления я, конечно, знал. Структура проста, пользоваться ей сложно. Я никогда в жизни не предполагал, что, заканчивая славный военный институт иностранных языков, я буду заниматься молоком.

р.п.: А как к этому отнеслись ваши коллеги и друзья?

В.И.: Мои однокашники не представляют, как я сюда попал. Такой путь, который я прошел, прежде чем заняться этой деятельностью, неповторим. Я не знаю ни одного человека, который бы так близко занимался молоком, придя, если можно так сказать, из совершенно другой жизни.

Моя задача стояла в том, чтобы создать на «Вимм-Билль-Данне» современную структуру снабжения. Когда снабжение отдается на откуп поставщику, ничего хорошего из этого не выходит. Пришел тот момент, когда владельцы компании поняли, что нужна нормальная сеть снабжения, которая прекратит перебои в поставках, которая поставит на нормальный уровень отношения между поставщиком и покупателем. Фраза «покупатель всегда прав» в те времена еще не действовала. В то время я четко видел, что правильная расстановка кадров ‑ решает все. Тогда мне безусловно помогла моя команда. В общем-то, все это случай. На свете ведь миллионы предприимчивых людей. Нужно только, чтобы все события совпали и желательно в одно время.

р.п.: Известно, что на предприятиях пищевой промышленности работает много женщин. Как им работается в вашей компании?

В.И.: У нас работает немало женщин. Молочное производство традиционно более «феминизованное». Бухгалтеры у нас, как и на большинстве предприятий, ‑ женщины. Дело в том, что наше производство требует точного исполненияе функциональных обязанностей, и мужская импульсивность здесь – недопустима. Мужчина – это решение глубоких стратегических задач, а с кропотливой, где-то даже монотонной ежедневной работой лучше справляются женщины.

Вот наша директор по производству, как настоящая женщина, прополет грядочку и еще посыплет дорожку песочком, постоянно что-то улучшает. И в добавок, чтобы еще все было и красиво. Хотя завод ‑ это функциональное подразделение, здесь красота не главное, но без нее нельзя.

С одной стороны красота радует, а с другой понимаешь, что тут можно было бы и сэкономить. У нас с ней ‑ борьба противоположностей (улыбается). Я как бы скупой, а она не то, что расточительна, она хочет сделать лучше. Это жесткая, волевая дама, хотя и не лишена женского очарования. Мужчины не смогли бы выйти из многих ситуаций так, как это делает она. Они более импульсивны.

р.п.: А можно поинтересоваться, почему соки, которые вы выпускаете называются J7?

В.И.: Есть такая легенда, что в начале 90-х годов были очень популярны называть свои товары на западный манер. J это аббревиатура от слова juice (сок). 7 – это семь основных вкусов, которые в начале были. Сейчас этих «вкусов» уже около 50-ти, но название сохранилось.

р.п.: Какие соки производятся на вашем комбинате?

В.И.: Сок «Рио-Гранде», морсы в упаковках «супер-слим», напитки DJ в трапецевидных упаковках и др.

р.п.: Какую новую продукцию, которая уже выпускается, Вы могли бы выделить и какая продукция планируется к выпуску?

В.И.: Сейчас появилась серия «Дессертино». В нее вошли разные продукты, все, что может относиться к десертам. Недавно мы стали выпускать «молочные шейки». Некоторые из них были несправедливо забыты, ведь они продавались в детстве во всех гастрономах. Сейчас мы единственное предприятие, которое их выпускает. Для этого используются, как это не смешно, аппараты по «недоливу», но это для того, чтобы можно было закачивать озон. Без озона нельзя получить пузырьков. Причем у «шейков» не было предварительной рекламы. Этот продукт знают лишь люди среднего поколения, я думаю, что раньше не было ни одного ребенка, который бы его не пробовал. Надеемся, что сегодняшние дети оценят их по достоинству.

р.п. Давайте поговорим о ситуации, которая складывается на вашем рынке, и как Вы ее оцениваете? Установилась ли относительная стабильность?

В.И.: Стабильность есть. После кризиса был жесточайшее самоограничение и самоконтроль. Компании среднего звена удерживались легче, чем мелкие и крупные. До кризиса наше производство очень сильно выросло и даже во время кризиса выпуск новых продуктов не приостанавливался. Благодаря новым рецептурам выпускались более дешевые продукты. Например, сразу после кризиса мы запустили соки «Золото 100%». Вот такие, как для этого сока новые рецептуры, чуть более дешевое сырье и помогли сделать продукт дешевле и выжить.

Сейчас устанавливаем йогуртовое оборудование, питьевые и бутылизированные йогурты.

р.п.: Где и как распространяется ваша продукция?

В.И.: Это, прежде всего, Москва. Сейчас во многих регионах России запускаются новые заводы. Перед тем как их создавать, мы в выбранном районе начинаем распространять нашу продукцию. После этого та же продукция производится на местном заводе, развивается региональная программа. Это выгоднее потому, что цены на сырье по сравнению с Центральной Россией ниже. Местные заводы производят продукцию, используя передовые технологии из более дешевого местного сырья, нет затрат на транспорт. Поэтому их продукты дешевле. Это выгодно и им и компании в целом. В этом и есть наша стратегическая задача на российском рынке.

р.п.: Спасибо, уважаемый Валерий Валентинович за интервью. Уверены, что ваша компания будет также динамично развиваться и дальше. А мы желаем вам успехов и надеемся на то, что Вы и Ваши сотрудники станут активными читателями нашего журнала.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:09:30