Стратегия реинжиниринга торговых процессов
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (62), Февраль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В начале XXI века в России, как и во всем мире, проблема выбора подхода к реорганизации деятельности хозяйствующих субъектов приобрела особую актуальность и стала условием, необходимым для сохранения фирмой своих рыночных позиций. Первичным элементом сферы обращения как составной части экономической системы можно считать торговое предприятие основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее свои собственные интересы на основе удовлетворения потребностей, представленных на рынке.
Ключевые слова: современная рыночная экономика, постсоветская Россия, реинжиниринг, торговые процессы
В начале XXI века в России, как и во всем мире, проблема выбора подхода к реорганизации деятельности хозяйствующих субъектов приобрела особую актуальность и стала условием, необходимым для сохранения фирмой своих рыночных позиций. Первичным элементом сферы обращения как составной части экономической системы можно считать торговое предприятие ‑ основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее свои собственные интересы на основе удовлетворения потребностей, представленных на рынке.
В последнее время в экономической науке получило достаточно широкое распространение понятие «потоковый процесс». Однако, как правило, эта категория используется без определения понятия и видового состава, без пояснения сущности. Как известно, «процесс – последовательная смена состояний, стадий изменения (развития) системы или иного объекта» [1, С. 337]. Важнейшей проблемой является выбор признаков классификации, что, по нашему мнению, носит концептуальный характер.
Достаточно обоснованной нам представляется методология классификации и управления потоковыми процессами, предложенная А.В. Парфеновым. Его утверждение о том, что «под потоковым процессом как объектом управления следует понимать совокупность целенаправленных, последовательных, однопараметрических преобразований системы структурно взаимосвязанных элементов, осуществляемых с определенной целью в течение установленного промежутка времени» [2, С. 31], представляется достаточно строгим, доказательным и особых возражений не вызывает. Единственное, что следует отметить, это недостаточность учета однопараметрических преобразований системы. Очевидно, следует говорить о многопараметрических преобразованиях в системах подобного типа.
Кроме того, следует выделить собственно процессную сущность и рассматривать торговые процессы именно как процессы. Предлагаемая нами классификация торговых процессов представлена в табл. 1.
Таблица 1
Классификация торговых процессов
№
п/п |
Признак классификации
|
Наименование
торговых процессов |
Содержание торговых
процессов | |
1
|
Субстан-циональный
|
1.1. Вещественные (материальные)
|
Перемещение товаров (изменением их места в пространстве и во времени)
| |
1.2. Нематериальные
|
Перемещение информации (маркетинговой, бухгалтерской и пр.), финансов изменением правовых, собственнических и прочих отношений
| |||
1.3. Кадровые
|
Подбор, обучение, расстановка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, перемещение специалистов.
| |||
2
|
Воспроиз-водствен-ный
|
2.1. Закупочные (в том числе снабженческие)
|
Приобретение товаров крупными партиями и в большом количестве
| |
2.2. Внутрифирменные
|
Обработка, хранение и отгрузка товаров
| |||
2.3. Сбытовые
|
Передача в собственность покупателя определенного товара за определенную денежную компенсацию (цену)
| |||
3
|
Экономи-ческий
|
3.1. Процессы в товарно-денежной форме
|
Обмен товара на деньги
| |
3.2. Процессы в натуральной форме
|
Прямой натуральный обмен продуктами и/или услугами
| |||
4
|
Организа-ционно-управлен-ческий
|
4.1. Управляемые структурами снабжения
| ||
4.2. Управляемые логистическими (в том числе транспортно-складскими) структурами
| ||||
4.3. Управляемые подразделениями сбыта
| ||||
4.4. Управляемые административными структурами
| ||||
5
|
Степень управля-емости
|
5.1. Управляемые (регулируемые)
| ||
5.2. Неуправляемые
| ||||
6
|
Степень детерми-нирован-ности
|
6.1. Детерминированные
|
Процессы, в которых каждая выбираемая стратегия приводит к единственному, заранее известному результату
| |
6.2. Случайные (стохастические) торговые процессы
|
Процессы, течение которых может быть различным в зависимости от конкретных условий, причем вероятность того или иного течения процесса определена
| |||
7
|
Степень непрерыв-ности
|
7.1. Дискретные
|
Процессы, изменение показателей которых во времени имеет прерывистый характер, поскольку происходит скачками – от одного временного момента к другому
| |
7.2. Непрерывные
|
Процессы, существующие в режиме непрерывного времени, переменные которых принимают все последовательные значения на временном интервале
| |||
8
|
Степень постоянства
|
8.1. Стационарные
|
Процессы, характеристики которых остаются неизменными во времени
| |
8.2.Нестационарные
|
Процессы, условия функционирования и характеристики которых быстро изменяются
| |||
‑ конкуренцию как главный фактор восприимчивости бизнес-структур к организационно-экономическим новациям;
‑ необходимость поиска новых продуктов и продвижения их на рынок, а также формирования новых услуг, повышающих уровень качества поставки;
‑ опережающее развитие неценовых форм конкуренции;
‑ оперативное реагирование на изменение потребностей покупателей и динамичное преобразование рыночной среды.
В таких условиях при осуществлении масштабной реорганизации хозяйствующих субъектов наиболее эффективен подход реинжиниринга, который в последнее время достаточно широко обсуждается в различных работах, посвященных вопросам управления.
В настоящее время все в большей степени проявляется в реинжиниринге бизнес– процессов стратегическая ориентация, так как его направленность на проблемы лишь текущего или среднесрочного функционирования вряд ли могут оказаться эффективными при высоком уровне финансовых и трудовых затрат.
Чтобы сегодня занимать на рынке конкурентоспособное положение, нужно постоянно повышать качество поставки продукции, сокращая ее сроки. В этом случае можно пойти двумя путями:
‑ увеличить количество специалистов, занятых выполнением заказа, что в настоящей экономической ситуации нецелесообразно, да и не всегда возможно;
‑ применить современные информационные бизнес-технологии.
По нашему мнению, ключевым в данном контексте является последнее предложение. Современные фирмы все еще в значительной мере базируются на принципах теории А. Смита, уделившего много внимания изучению стихийных способов организации предпринимательства. В соответствии с этим, предпринимательские процессы было предложено разбить на простейшие, базовые операции; каждую из них мог реализовывать один исполнитель, от которого не требовалось высокой квалификации и способности выполнять процесс в целом. Эта парадигма весьма эффективна в массовом производстве типовой продукции с применением большого количества низкоквалифицированных специалистов, использующих в основном простое, универсальное оборудование. Ее действенность была поставлена под сомнение только сейчас, при переходе в постиндустриальное общество, основными причинами чего стали:
‑ современный товар перестает быть массовым, и для повышения своей конкурентоспособности фирмы должны ориентироваться на специфические, узкие группы потребителей;
‑ исполнители обладают высокой квалификацией, готовностью к ответственности и решению достаточно сложных предпринимательских задач;
‑ рынок товаров и услуг становится значительно шире (во многом, вследствие диверсификационной деятельности предпринимательских структур);
‑ конкуренция приобретает качественно новый характер.
В соответствии с вышеуказанными причинами, фирмы и корпорации создаются и развиваются на основе идеи реинтеграции отдельных операций в единые бизнес-процессы. Исходя из такого подхода, «реинжиниринг есть фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность» [4, С. 59].
Изучение теории вопроса и практики ведущих зарубежных и отечественных фирм, позволяет сделать вывод о том, что основные направления реинжиниринга крупных российских бизнес-структур в настоящее время должны быть следующими:
‑ повышение региональной, отраслевой (в идеале – глобальной) конкурентоспособности;
‑ концентрация бизнеса в перспективных отраслях, где компания, ее продукты и услуги имеют шанс быть в числе лидеров;
‑ обеспечение производства и сбыта путем организации сети бизнес-структур на важнейших мировых рынках;
‑ переход к современным организационным структурам;
‑ изменение подходов к мотивации высшего менеджмента;
‑ ускорение инновационного процесса и увеличение расходов на НИОКР.
Пережив в 1990-е годы общий экономический и структурный кризис и приступив к организационно-технологической перестройке, российские компании в достаточно короткие сроки должны сократить разрыв с иностранными компаниями и войти в число ведущих конкурентов как в традиционных, так и новых отраслях.
Источники:
2. Парфенов А.В. Методология формирования логистической системы управления потоковыми процессами в транзитивной экономике. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 183 с.
3. Петров А.Н., Аронов А.М. Корпоративные стратегии диверсификации производства // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2001, № 2. – С. 5 – 18.
4. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. – СПб.: Изд – во С.-Петербургского университета, 1997. – 332 с.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 23:01:28