Стратегия реинжиниринга торговых процессов

Нос В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (62), Февраль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В начале XXI века в России, как и во всем мире, проблема выбора подхода к реорганизации деятельности хозяйствующих субъектов приобрела особую актуальность и стала условием, необходимым для сохранения фирмой своих рыночных позиций. Первичным элементом сферы обращения как составной части экономической системы можно считать торговое предприятие основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее свои собственные интересы на основе удовлетворения потребностей, представленных на рынке.

Ключевые слова: современная рыночная экономика, постсоветская Россия, реинжиниринг, торговые процессы



В начале XXI века в России, как и во всем мире, проблема выбора подхода к реорганизации деятельности хозяйствующих субъектов приобрела особую актуальность и стала условием, необходимым для сохранения фирмой своих рыночных позиций. Первичным элементом сферы обращения как составной части экономической системы можно считать торговое предприятие ‑ основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее свои собственные интересы на основе удовлетворения потребностей, представленных на рынке.

В последнее время в экономической науке получило достаточно широкое распространение понятие «потоковый процесс». Однако, как правило, эта категория используется без определения понятия и видового состава, без пояснения сущности. Как известно, «процесс – последовательная смена состояний, стадий изменения (развития) системы или иного объекта» [1, С. 337]. Важнейшей проблемой является выбор признаков классификации, что, по нашему мнению, носит концептуальный характер.

Достаточно обоснованной нам представляется методология классификации и управления потоковыми процессами, предложенная А.В. Парфеновым. Его утверждение о том, что «под потоковым процессом как объектом управления следует понимать совокупность целенаправленных, последовательных, однопараметрических преобразований системы структурно взаимосвязанных элементов, осуществляемых с определенной целью в течение установленного промежутка времени» [2, С. 31], представляется достаточно строгим, доказательным и особых возражений не вызывает. Единственное, что следует отметить, это недостаточность учета однопараметрических преобразований системы. Очевидно, следует говорить о многопараметрических преобразованиях в системах подобного типа.

Кроме того, следует выделить собственно процессную сущность и рассматривать торговые процессы именно как процессы. Предлагаемая нами классификация торговых процессов представлена в табл. 1.

Таблица 1

Классификация торговых процессов


п/п
Признак классификации
Наименование
торговых процессов
Содержание торговых
процессов
1
Субстан-циональный
1.1. Вещественные (материальные)
Перемещение товаров (изменением их места в пространстве и во времени)
1.2. Нематериальные
Перемещение информации (маркетинговой, бухгалтерской и пр.), финансов изменением правовых, собственнических и прочих отношений
1.3. Кадровые
Подбор, обучение, расстановка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, перемещение специалистов.
2
Воспроиз-водствен-ный
2.1. Закупочные (в том числе снабженческие)
Приобретение товаров крупными партиями и в большом количестве
2.2. Внутрифирменные
Обработка, хранение и отгрузка товаров
2.3. Сбытовые
Передача в собственность покупателя определенного товара за определенную денежную компенсацию (цену)
3
Экономи-ческий
3.1. Процессы в товарно-денежной форме
Обмен товара на деньги
3.2. Процессы в натуральной форме
Прямой натуральный обмен продуктами и/или услугами
4
Организа-ционно-управлен-ческий
4.1. Управляемые структурами снабжения
4.2. Управляемые логистическими (в том числе транспортно-складскими) структурами
4.3. Управляемые подразделениями сбыта
4.4. Управляемые административными структурами
5
Степень управля-емости
5.1. Управляемые (регулируемые)
5.2. Неуправляемые
6
Степень детерми-нирован-ности
6.1. Детерминированные
Процессы, в которых каждая выбираемая стратегия приводит к единственному, заранее известному результату
6.2. Случайные (стохастические) торговые процессы
Процессы, течение которых может быть различным в зависимости от конкретных условий, причем вероятность того или иного течения процесса определена
7
Степень непрерыв-ности
7.1. Дискретные
Процессы, изменение показателей которых во времени имеет прерывистый характер, поскольку происходит скачками – от одного временного момента к другому
7.2. Непрерывные
Процессы, существующие в режиме непрерывного времени, переменные которых принимают все последовательные значения на временном интервале
8
Степень постоянства
8.1. Стационарные
Процессы, характеристики которых остаются неизменными во времени
8.2.Нестационарные
Процессы, условия функционирования и характеристики которых быстро изменяются
По определению А.Н. Петрова [3, С.8], базовая стратегия роста для фирмы ‑ это период получения высокой и устойчивой прибыли, что в нынешних условиях хозяйствования возможно только при условии получения данной фирмой сильных конкурентных преимуществ. Среди особенностей проявления конкуренции в торговом бизнесе, обусловливающих необходимость ее развития, следует указать:

‑ конкуренцию как главный фактор восприимчивости бизнес-структур к организационно-экономическим новациям;

‑ необходимость поиска новых продуктов и продвижения их на рынок, а также формирования новых услуг, повышающих уровень качества поставки;

‑ опережающее развитие неценовых форм конкуренции;

‑ оперативное реагирование на изменение потребностей покупателей и динамичное преобразование рыночной среды.

В таких условиях при осуществлении масштабной реорганизации хозяйствующих субъектов наиболее эффективен подход реинжиниринга, который в последнее время достаточно широко обсуждается в различных работах, посвященных вопросам управления.

В настоящее время все в большей степени проявляется в реинжиниринге бизнес– процессов стратегическая ориентация, так как его направленность на проблемы лишь текущего или среднесрочного функционирования вряд ли могут оказаться эффективными при высоком уровне финансовых и трудовых затрат.

Чтобы сегодня занимать на рынке конкурентоспособное положение, нужно постоянно повышать качество поставки продукции, сокращая ее сроки. В этом случае можно пойти двумя путями:

‑ увеличить количество специалистов, занятых выполнением заказа, что в настоящей экономической ситуации нецелесообразно, да и не всегда возможно;

‑ применить современные информационные бизнес-технологии.

По нашему мнению, ключевым в данном контексте является последнее предложение. Современные фирмы все еще в значительной мере базируются на принципах теории А. Смита, уделившего много внимания изучению стихийных способов организации предпринимательства. В соответствии с этим, предпринимательские процессы было предложено разбить на простейшие, базовые операции; каждую из них мог реализовывать один исполнитель, от которого не требовалось высокой квалификации и способности выполнять процесс в целом. Эта парадигма весьма эффективна в массовом производстве типовой продукции с применением большого количества низкоквалифицированных специалистов, использующих в основном простое, универсальное оборудование. Ее действенность была поставлена под сомнение только сейчас, при переходе в постиндустриальное общество, основными причинами чего стали:

‑ современный товар перестает быть массовым, и для повышения своей конкурентоспособности фирмы должны ориентироваться на специфические, узкие группы потребителей;

‑ исполнители обладают высокой квалификацией, готовностью к ответственности и решению достаточно сложных предпринимательских задач;

‑ рынок товаров и услуг становится значительно шире (во многом, вследствие диверсификационной деятельности предпринимательских структур);

‑ конкуренция приобретает качественно новый характер.

В соответствии с вышеуказанными причинами, фирмы и корпорации создаются и развиваются на основе идеи реинтеграции отдельных операций в единые бизнес-процессы. Исходя из такого подхода, «реинжиниринг есть фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность» [4, С. 59].

Изучение теории вопроса и практики ведущих зарубежных и отечественных фирм, позволяет сделать вывод о том, что основные направления реинжиниринга крупных российских бизнес-структур в настоящее время должны быть следующими:

‑ повышение региональной, отраслевой (в идеале – глобальной) конкурентоспособности;

‑ концентрация бизнеса в перспективных отраслях, где компания, ее продукты и услуги имеют шанс быть в числе лидеров;

‑ обеспечение производства и сбыта путем организации сети бизнес-структур на важнейших мировых рынках;

‑ переход к современным организационным структурам;

‑ изменение подходов к мотивации высшего менеджмента;

‑ ускорение инновационного процесса и увеличение расходов на НИОКР.

Пережив в 1990-е годы общий экономический и структурный кризис и приступив к организационно-технологической перестройке, российские компании в достаточно короткие сроки должны сократить разрыв с иностранными компаниями и войти в число ведущих конкурентов как в традиционных, так и новых отраслях.


Источники:

1. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. /Отв. ред. акад. Н.П. Федоренко. – М.: Наука, 1987. – 512 с.
2. Парфенов А.В. Методология формирования логистической системы управления потоковыми процессами в транзитивной экономике. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 183 с.
3. Петров А.Н., Аронов А.М. Корпоративные стратегии диверсификации производства // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2001, № 2. – С. 5 – 18.
4. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. – СПб.: Изд – во С.-Петербургского университета, 1997. – 332 с.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 23:01:28