Некоторые проблемы реформирования российского высшего образования

Старкова С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (62), Февраль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Старкова С.А. Некоторые проблемы реформирования российского высшего образования // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 2. – С. 43-49.

Аннотация:
Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не может не отразиться на российском высшем образовании. По правилам ВТО все секторы услуг (более 150) в соответствии с Классификатором услуг, принятым в Генеральном соглашении по торговым услугам, сгруппированы в 12 разделов. В отдельный раздел выделены образовательные услуги. Для каждого сектора, включенного в перечень, прописываются четыре основных способа поставки услуг (трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц). Применительно к образовательным услугам это означает: дистанционное обучение, учебу за рубежом, создание учебных заведений на территории иных государств, а также обмен учеными и специалистами.

Ключевые слова: Россия, высшее образование, реформирование высшего образования, вступление России в ВТО



Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не может не отразиться на российском высшем образовании. По правилам ВТО все секторы услуг (более 150) в соответствии с Классификатором услуг, принятым в Генеральном соглашении по торговым услугам, сгруппированы в 12 разделов. В отдельный раздел выделены образовательные услуги. Для каждого сектора, включенного в перечень, прописываются четыре основных способа поставки услуг (трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц). Применительно к образовательным услугам это означает: дистанционное обучение, учебу за рубежом, создание учебных заведений на территории иных государств, а также обмен учеными и специалистами.

Большинство существующих ныне в вузах дистанционных программ представляют собой просто пересылку методических пособий и конспектов по электронной почте или выкладки в Интернете. По данным экспертов, за рубежом до 70% студентов выбирают дистанционное обучение. Основой такого обучения являются грамотно подготовленные ресурсы в системе виртуального университета. Например, в США создание программ дистанционного обучения, рассчитывается так: один лекционный час заменяется на ресурс, стоимость подготовки которого равна 1000 долларов. В России нормальный образовательный курс – 36 час. и, следовательно, на него необходимо 36 тыс. долларов. Сегодня в нашей стране большинство вузов не может себе позволить установить дорогостоящую платформу для дистанционного обучения.

Присоединяясь к ВТО, Россия должна будет открыть свой рынок образовательных услуг, а это означает, что без аттестации Министерства образования собственный филиал у нас сможет открыть любой европейский вуз. И эти филиалы будут выдавать дипломы, которые Россия должна будет признавать. Это обстоятельство сделает ещё более жесткой конкуренцию на рынке образовательных услуг.

Многое в системе российского образования придется приводить в соответствие с международной системой, принятой в странах – членах ВТО. В европейской системе образования сам подход к преподаванию иной: студентов больше мотивируют к самостоятельной внеаудиторной работе, а российских – больше заставляют учиться. Кроме того, технологическое обеспечение преподавателя позволяет там лектору, оснащенному последними наработками компьютерного моделирования, дать гораздо больше информации за единицу времени и оперативно контролировать уровень подготовки обучающихся.

Основные условия, выдвигаемые ВТО, по мнению специалистов Института международных образовательных программ, относятся к рынку труда и специалистов, которых готовят вузы России. Необходимо ответить на вопросы: кого нужно готовить в первую очередь, кого - во вторую, нужно ли столько специалистов того или иного профиля.

В настоящее время большинство высших учебных заведений ведут подготовку специалистов, не учитывая потребности в кадрах рынка труда, не задумываясь о трудоустройстве своих выпускников. Рекрутинговые агентства отмечают, что сложно найти нужного специалиста: вузы сегодня не выпускают работников необходимого рынку профиля и квалификации. На петербургском рынке рабочей силы сейчас наиболее востребованы работники 30-40 лет, то есть уже состоявшиеся специалисты высокой квалификации с опытом работы. Около 60% выпускников вузов не работают по специальности, идут в малый и средний бизнес зарабатывать деньги (со стартовой зарплатой в 500-600 долларов).

Для решения вопроса подготовки кадров необходим системный подход с учетом стратегии экономического развития страны, особенностей развития каждого конкретного региона и города.

Сегодня в международные учреждения, фирмы, учебные заведения нельзя устроиться без соответствующей процедуры конвертации своего образования к международному эквиваленту. Так, например, в США, куда по разным делам (стажировка, обучение, трудоустройство) направляются все больше российских граждан, право конвертации предоставлено частным компаниям при условии, что они имеют лицензию и аккредитованы в национальных и международных организациях, работающих в сфере образования. В настоящее время около 50 фирм оказывают подобную услугу.

Процедура конвертации – это определение соответствия образования, полученного в других странах, американским нормам и стандартам. Это не обучение или сдача дополнительных экзаменов, а экспертиза любых документов об образовании (дипломов, аттестатов, свидетельств и даже справок об окончании каких-либо курсов), на основании которой выдается специальный сертификат, где указываются: название учебного заведения, срок обучения, пройденные курсы, количество часов по каждому курсу, оценки в международных единицах, международный коэффициент GPA, американский эквивалент звания (бакалавр, магистр). При этом каждый предоставленный на экспертизу документ может прибавить определенное количество баллов к общей оценке, которая определяет уровень образования, эквивалентный нормам США. При желании можно продолжить обучение в учебном заведении этой страны с того уровня, который был установлен в ходе экспертизы документов.

По результатам экспертизы выдается сертификат, в котором имеется заключение о праве на профессиональную деятельность в соответствии с уровнем образования.

Для некоторых профессий (медсестра, врач, адвокат, учитель государственной школы, инженер с правом личной подписи) американское законодательство требует пройти процедуру специального лицензирования. Для этого необходимо сдать профессиональный экзамен.

С целью унификации обучения и создания единой европейской зоны высшего образования в июне 1999 года в г. Болонья министрами образования ряда европейских государств была принята «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования» (Болонская декларация), которую подписали представители 33 европейских государств. В ней сформулированы принципы и механизмы гармонизации европейских образовательных систем.

Согласно декларации страны-участницы берут на себя обязательства реформировать свои системы высшего образования согласно единым стандартам. Завершить процесс унификации планируется к 2010 году. При этом предполагается двухуровневая система образования (бакалавр, магистр); предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. Каждому учебному курсу присваивается определенное количество баллов, кредитов (кредит соответствует определенному количеству учебных часов) и устанавливается количество кредитов, которые необходимо набрать для получения сертификата или диплома. Одновременно предполагается перейти на модульный принцип построения учебных программ, будут установлены и стандарты транснационального образования.

Создание европейской системы перезачета кредитов (ЕСТS) обеспечивает сопоставимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификации и компетенции выпускника в других странах. При этом ЕСТS является своего рода накопительной системой, которая помогает реализовать популярную в Европе концепцию «обучение в течение всей жизни». Кроме того, так как кредиты и модули признаются в странах, подписавших Болонскую декларацию, то повышается мобильность как учащихся в процессе обучения, так и выпускников при дальнейшем трудоустройстве.

Россия свое решение о присоединении к Болонскому процессу приняла в 2003 году. Это означает, что к 2010 году дипломы российских вузов будут признаны в Европейском союзе, а знания выпускников будут оцениваться по единой общеевропейской шкале и единым стандартам качества.

Сама идея единых стандартов образования для Европейского союза понятна, а в чем интерес нашего государства до конца не ясен: насколько государство и государственная система образования учитывают последствия этого шага?

Федерация европейских работодателей опубликовала аналитический доклад, согласно которому Россия по величине заработной платы занимает 40 место из 46 возможных. На первом месте – Дания, где час работы стоит в среднем 28 евро. В высшем регистре списка находятся также Швейцария, Италия, Великобритания. Российские зарплаты сопоставимы с румынскими и составляют в среднем 1 евро в час, а замыкает этот список Молдавия с самой низкой заработной платой в Европе – всего 30 евроцентов в час.

Учитывая невостребованность и неэквивалентность оплаты труда специалистов в России, наша страна уже сейчас является бесплатным поставщиком квалифицированной рабочей силы в промышленно развитые страны. Вместе с тем, сейчас в России на обучение одного студента ежегодно расходуется от 300 до 500 долларов без учета стипендии и амортизации материальных ресурсов, а с учетом этих факторов сумма возрастает от 2000 до 5000 долларов в год (государством сегодня выделяется на эти цели около 700 долларов в год).

Насколько экономически оправдана задача подготовки квалифицированной рабочей силы для Европейского союза? Ведь сегодня на нашем рынке труда при подборе персонала работодатели хотят видеть специалистов с высшим образованием, а не бакалавров, получивших лишь базовое образование по направлению и не завершивших обучение по специальности. Спрос на магистров по определению большим быть не может, так как сегодня у нас очень мало желающих посвятить себя научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Слишком острой стала проблема нарушения баланса между затратами труда и его оплатой.

Крайне низкая, относительно других отраслей экономики, оплата труда привела к тому, что профессия преподавателя потеряла свою привлекательность и стала непрестижной, резко снизился приток талантливой молодежи в сферу преподавания. Молодые преподаватели стали переходить в другие сферы деятельности в поисках более высокооплачиваемой работы, и практически все преподаватели вынуждены работать дополнительно на условиях совместительства.

Если наша система высшего образования принимает положения Болонской декларации, то Россия будет вынуждена готовить профессионалов под международный рынок труда с его стандартами качества. И тогда вузам страны будет необходимо разработать новые учебные планы и программы, сопоставимые с программами входящих в Болонский клуб европейских вузов; контролировать по единой схеме качество знаний и аттестацию высшего образования; создать единую систему оценки знаний учащихся; обеспечить материально-техническое оснащение образовательного процесса. Очевидно, что все это потребует немалых средств. Готовы ли мы сегодня к такого рода вложениям?

Если исходить из того, что целью Болонской декларации является обеспечение мобильности как при получении образования, так и при дальнейшем трудоустройстве, то уже сейчас можно констатировать: отток наших специалистов с высшим образованием среди эмигрантов, по имеющимся оценкам, достигает 30% годового выпуска студентов. Убытки, связанные с этим явлением, экспертами ЕС уже сейчас оцениваются от 40 до 60 млрд. долларов.

Может быть, в результате реформ нам необходимо создать систему с учетом интересов нашей страны и ее потребностей в образовательных услугах? Дать возможность учебным заведениям самим определять, какие образовательные программы подготовки (бакалавров, дипломированных специалистов или магистров) они считают для себя основными? Это не противоречит требованиям Болонской декларации.

В рамках реформирования необходимо внедрять новые технологии организации учебного процесса, обеспечить его современное материально-техническое оснащение, совершенствовать кадровое обеспечение образовательных программ. Последнее направление заслуживает особого внимания.

Сегодня преподавателю вуза США предлагается зарплата от 23 до 92 тыс. долларов в год (в зависимости от вуза, предмета и количества часов), он должен иметь степень бакалавра и опыт работы. У нас профессор, доктор наук с опытом работы имеет зарплату меньше, чем пособие по безработице в Германии (оно составляет около 300 евро в месяц). Если в ближайшее время ситуация с оплатой труда в высшей школе не изменится, то резкое снижение воспроизводства преподавательских кадров в недалеком будущем приведет к катастрофическим последствиям, и осуществлять любые реформы будет просто некому.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:05:36