Комплексная модель человека в системе управления персоналом

Родионова Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (52), Апрель 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 3 2004). Сегодня широко известны модели «психологического», «духовного», «социального», «социологического», «антропологического», «политологического человека», многообразие которых объясняется обособленным развитием отдельных научных направлений, для каждого из которых характерно свое представление о человеке, его первостепенном благе и логике поведения. Общими недостатками этих моделей являются узкая специализация, противоречивость и описательный характер, что делает невозможным их применение для системного представления экономических процессов. Необходимо сформировать новую универсальную теоретическую базу, которая позволит объединить отдельные модели в единый гармоничный ансамбль.

Ключевые слова: управление персоналом, модель экономического человека



Окончание. Начало в № 3/2004

Сегодня широко известны модели «психологического», «духовного», «социального», «социологического», «антропологического», «политологического человека», многообразие которых объясняется обособленным развитием отдельных научных направлений, для каждого из которых характерно свое представление о человеке, его первостепенном благе и логике поведения. Общими недостатками этих моделей являются узкая специализация, противоречивость и описательный характер, что делает невозможным их применение для системного представления экономических процессов. Необходимо сформировать новую универсальную теоретическую базу, которая позволит объединить отдельные модели в единый гармоничный ансамбль.

Структура комплексной модели человека. В комплексной модели человек (так же, как и «экономический»), рационален в своих намерениях. Но, руководствуясь эгоистическими интересами максимизации собственной полезности, он анализирует возможность их реализации с точки зрения этической дозволенности и последствий для других людей. К свойству рациональности добавляются иррациональные качества, ограничивающие своекорыстные устремления субъекта.

Исходными конструкционными элементами, которые предлагается использовать при построении структуры комплексной модели, послужили следующие механизмы известных моделей человека:

1. В модели «экономического человека» заимствован критерий максимизации индивидуальной полезности, ограниченный требованиями общественной пользы, которую рекомендуется измерять качеством жизни.

2. В модели «социологического человека» использованы утверждения о том, что по своей природе индивид вечно недоволен достигнутым положением и всегда стремится его улучшить. Состав его потребностей изменчив и уникален. Наряду с материальными он включает социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные потребности [1, с.61-65].

3. Модель «психологического человека» помогла образовать ядро комплексной модели, структурообразующими элементами которой явились три ипостаси души человека: его разум, чувства и воля [3, с.12]. Они непосредственно участвуют в формировании его потребностей и способны к возобновлению и обогащению под влиянием внешних обстоятельств [6, с.183]. Интересы к тем или иным потребностям возбуждают чувства. Их влияние на разум частично подавляется волей человека. Соотношение сил влияния чувств, воли и разума выражает меру господства человека над самим собой. Благодаря взаимосвязи элементов между собой и с внешней средой, душа человека обретает определенное качество, которое обусловливает уникальный состав его потребностей.

Центральное место в структуре модели отводится духовности и совести. Если первая заключает в себе «обращенность человека к идеалу и сознательное стремление… приблизить [к нему] свою жизнь» [3, с.382], то вторая проверяет, насколько это приближение выполняется, фиксируя «степень несовершенства индивида, его несоответствие… идеальному образу» [7, с.110]. Оба качества действуют только тогда, когда человеку известны нравственные нормы, через которые обеспечиваются взаимосвязи духовности, совести и разума [4, с.263-267].

Разум, наделенный способностями и знаниями, выполняет целеполагающую, оценивающую и средствообразующую функции при формировании и реализации потребностей. Еще до совершения действий индивид заранее предвидит их результаты и последствия. Оценивая их полезность, он вырабатывает идеальные цели, которые соотносит с возможностями и выгодностью воплощения. В результате таких аналитических процедур идеальные цели преобразуются в осмысленные, которые активизируют представления человека о его наиболее значимых потребностях.

Конкретные знания об их составе позволяют индивиду планировать последовательность, сроки и способы удовлетворения потребностей, выделять из них приоритетные и мобилизовывать необходимые ресурсы. В этом процессе совесть человека служит регулятором чувства меры, а духовность призывает его к ответственности за предпринимаемые решения и действия. С их помощью «хочу» и «могу» индивида соотносятся с «морально допустимо», и человек обретает нравственно мотивированную готовность к действию [3, с.13-14]. Однако «разум недостаточно приспособлен для того, чтобы уверенно вести волю в отношении ее предметов и удовлетворения наших потребностей» [5, т.4, с.231], и «одной совести недостаточно для нравственной гарантии поведения» [3, с.111]. Поэтому при построении структуры комплексной модели учтены возможности модели «социального человека».

4. Предлагается встроить в структуру комплексной модели этические регуляторы, составляющие идеалы и ценности общества, которые могли бы извне оказывать влияние на качественное состояние души человека. Обращаясь к его внутреннему «Я», они будут:

а) влиять на формирование его личностных идеалов, нравственных ценностей, целей, предпочтений и потребностей;

б) устанавливать меру удовлетворения последних;

в) контролировать выбор ресурсов и этичность способов достижения личных целей;

г) учитываться при разработке принципов справедливости и при оценке полезности действий.

5. В качестве смыслообразующей конструкции предлагается использовать структуру комплексной модели человека, предложенную профессором Б.М. Генкиным [2, с.31-33]. Она содержит такие блоки, как: цели и ценности человека, его потребности и потенциал, ответственные за внутреннюю мотивацию деятельности.

Таким образом, предпринята попытка объединить в единый, гармоничный ансамбль разные по природе внутренние и внешние регуляторы поведения человека, дабы получить модель, в наибольшей мере соответствующую его реальному образу. Детально структуру предлагаемой комплексной модели можно представить в виде трех взаимосвязанных механизмов:

Первый механизм ‑ ответственен за состояние внутреннего «Я», обусловленного формированием его личностных целей, ценностей, обязательств и предпочтений. Действие данного механизма проявляется в идентификации потребностей индивида и оценке его способностей их удовлетворить;

Второй механизм - контролирует состояние внешнего «Я» путем формирования мотивов деятельности человека. Данный механизм предназначен для оценки эффективности, справедливости и полезности действий человека;

Третий механизм - определяет поведение человека во внешней среде с помощью этических идеалов и ценностей общества, которые учитываются при выработке этико-правовых требований и показателей качества жизни.

Резюме. В качестве альтернативы традиционной модели «экономического человека» предложена комплексная модель человека, в которой его отличительными особенностями являются:

1) способность ограничивать собственные своекорыстные устремления;

2) многогранность и уникальность личности;

3) одухотворенность и совестливость;

4) рассудительность в выборе предпочтений и потребностей.

При ее построении использованы конструкционные элементы известных науке моделей человека, с помощью которых удалось сконструировать структуру из трех взаимосвязанных механизмов, ответственных за формирование предпочтений, мотивацию поведения и удовлетворение потребностей индивида. Благодаря разграничению этих функций обеспечивается гибкость и мобильность комплексной модели.


Источники:

1. Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций. – М.: Норма-ИНФРА-М, 2002.
2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма-ИНФРА-М, 2002.
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учеб. – М.: Гардарики, 2000.
4. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: Учеб. для вузов. – Ростов н/Д, 2000.
5. Кант. И. Соч. в 6 т.: Пер. с нем. – М.: Мысль, 1965.
6. Психоанализ и науки о человеке / Сост. Е.В. Филиппова, М. Шуаре. / Под ред. Н.С. Автономовой, В.С. Степина. – М.: Прогресс-Культура, 1995.
7. Гусейнов А.А. О совести // Человек, 1995. № 4. – С.108–111.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:49:21