Систематизация основных факторов социально-экономического развития стран АСЕАН-5
Сукало А.И.![]()
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 12 (Декабрь 2025)
Введение
В связи со стремительно меняющимися условиями развития мировой экономики, проявляющимися в переформатировании системы международных экономических отношений и вызванными масштабными изменениями технического, социального и иного характера, можно говорить об актуальности проблемы дивергенции (расхождения) и конвергенции (сближения) траекторий социально-экономического развития на страновом уровне. В такие исторические периоды страны обычно получают реальную возможность для обретения более конкурентоспособного положения. В зависимости от того, насколько эффективно каждая страна будет подстраиваться под формирующуюся конъюнктуру, можно будет говорить о ее перспективах выхода на новый уровень социально-экономического развития. В существующих условиях Вьетнам, Филиппины, Индонезия, Малайзия и Таиланд (далее – АСЕАН-5) являются одними из стран, находящихся в центре особого внимания экономистов в связи со своими уникальными особенностями. Процесс сближения уровней социально-экономического развития в этих странах несет в себе значительную ценность для углубления интеграционных процессов во всей Юго-Восточной Азии (далее – ЮВА), так как речь идет о группе наиболее значимых стран региона по численности населения, запасам природных ресурсов, масштабам экономики и геополитическому влиянию.
При анализе перспектив любой из отдельно исследуемых стран большое значение имеет система факторов, оказывающих влияние на динамику экономических изменений. Целью данной работы является систематизация подобных факторов в отношении стран АСЕАН-5. Для начала будут изучены положения существующих теорий экономического развития стран. Отдельно будут исследованы географическая, культурологическая, институциональная и шумпетерианская теории. Стоит отметить, что в большинстве страноведческих исследований, посвященных странам ЮВА, в центре внимания ученых находятся либо отдельные группы факторов, либо макроэкономическая динамика без комплексного раскрытия структуры причин, приводящих к дивергенции или конвергенции траекторий их развития. Так, например, в работах отечественных и зарубежных ученых, исследуется влияние на представленную группу стран таких факторов, как: развитие технологий и повышение инвестиционной активности [12,13], политическое и институциональное устройство [8], природно-климатические особенности региона [21], обеспечение энергетической безопасности [5], характерные черты развития экономики стран в ретроспективе [17], этническое и конфессиональное многообразие в ЮВА [15, с.40-41], а также социально-демографические проблемы и развитие человеческого капитала [2,9,10,14]. Во второй части данной работы автором будут представлены результаты систематизации основных факторов, задающих условия развития в странах АСЕАН-5, а также аргументирована целесообразность их выделения в одну общую группу на современном этапе эволюции мировой экономики.
Основные теории экономического развития стран
Можно выделить две большие группы экономических теорий, целью которых является объяснение причин различий стран в уровнях экономического развития. В центре внимания первой группы находятся факторы, сами по себе имеющие экономическую природу. Здесь прежде всего необходимо акцентировать внимание на шумпетерианской теории, которая изучает влияние инноваций и предпринимательства на экономическое процветание общества. За счет постоянного процесса созидательного разрушения происходит замена устаревших экономических практик новыми, более эффективными, в чем и выражен, согласно данной теории, процесс экономического развития [11, с.181].
Вторая группа теорий объясняет расхождение стран по разным траекториям экономического развития через прочие факторы, не контролируемые внутри экономической системы. Отдельно в данной группе можно выделить географическую, культурологическую и прежде всего институциональную теории. Последователи географической теории еще со времен Ш. Луи де Монтескье (1689-1755) пытались доказать, что образ жизни любого общества и динамика его развития предопределены географическими условиями. Впоследствии роль факторов географического характера перестала считаться определяющей в экономической науке, так как они не могли помочь в объяснении причин расхождения траекторий развития стран, обладающих сходными природно-климатическими и географическим условиями. И тем не менее влияние данной группы факторов на экономические процессы продолжает активно изучаться многими современными экономистами.
Фундамент культурологической теории в свою очередь был заложен представителями немецкой исторической школы, одними из первых заложивших основу для выхода экономической науки на уровень междисциплинарных исследований. Экономические явления перестали изучаться и объясняться изолированно от сопряженных условий, в том числе культурной составляющей. Экономисты немецкой исторической школы одними из первых в экономической науке подвергли сомнению представление классической экономической школы о рациональности решений, принимаемых отдельно взятым индивидуумом, стремящимся максимизировать собственную прибыль и иные выгоды при минимальных издержках. Так или иначе на подобные решения, в том числе экономического характера, оказывает воздействие целый комплекс ценностных ориентаций, которых придерживаются представители отдельно взятой социальной группы [4, с.191].
Что касается институционализма, то на данном этапе эволюции экономической науки он обладает наиболее сильными позициями в части объяснения природы расхождения траекторий социально-экономического развития стран. Институты представляют собой совокупность неформальных и формальных правил игры в экономической и иных сферах жизни общества, основным инструментом которых является внешний механизм принуждения [6, с.8]. Эффективные институты, по мнению институционалистов, являются определяющим фактором для стабильного экономического развития стран. В своем известном научно-популярном бестселлере «Почему одни страны богатые, а другие бедные» известные институционалисты Д. Аджемоглу и Д. Робинсон в качестве одних из ключевых предпосылок для устойчивого развития стран называют высокий уровень централизации и развитие при этом институтов инклюзивного типа, предполагающих более широкий доступ экономических субъектов к перераспределению экономической ренты [1, с.112-113].
Авторская позиция заключается в том, что существенным недостатком многих теорий является их излишне детерминистский подход. Современный этап развития экономической науки предполагает осуществление исследований на основе междисциплинарного подхода. Все факторы оказывают воздействие на процесс экономического развития стран в комплексе и данное явление необходимо исследовать на основании комплексного аналитического подхода. Именно такой подход используется в данном исследовании. Систематизация изученных теорий экономического развития стран представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Теории экономического развития стран
|
Теория
|
Представители
|
Исследуемые факторы экономического развития
|
|
Географическая
|
Ш. Луи де Монтескье, К. Риттер, Ф. Ратцель, Д.
Даймонд, Д. Сакс, П. Кругман, Л.И. Мечников, Г.В. Плеханов, С.Г.
Кирдина-Чендлер, Л.Е. Гринин
|
Особенности географического расположения стран – наличие выхода к морю, высота над уровнем моря, особенности
рельефа и климата, уровень биоразнообразия, частота природно-климатических
катаклизмов, геополитическое расположение, плодородность земель, уровень
населенности территорий, структура природной среды, богатство территорий
природными ресурсами и так далее
|
|
Культурологическая
|
Ф. Лист, Г. фон Шмоллер, М. Вебер, Ф. Фукуяма, Г.
Хофстеде, М. Минков
|
Влияние культурных особенностей стран и существующих
ценностных ориентаций на формирующиеся экономические отношения и, как
следствие, на процесс экономического развития
|
|
Институциональная
|
Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл, Д. Аджемоглу, Д. Норт, Д. Робинсон, Ха-Джун Чанг, Р.М. Нуреев,
А.А. Аузан
|
Совокупность формальных и неформальных правил игры,
задающих вектор экономическим отношениям и влияющих на динамику экономических
процессов
|
|
Шумпетерианская
|
Й. Шумпетер, Н.Д. Кондратьев (оказал большое влияние
на Й. Шумпетера), С. Кузнец
|
Роль инноваций и предпринимательства (основой
формирования которого можно считать развитие человеческого капитала и
благоприятную институциональную среду) в формировании процесса созидательного
разрушения, которым выражено в свою очередь экономического процветание любого
общества
|
В первой части исследования были изучены одни из ключевых теоретических концепций, целью которых является объяснение причин различий стран в уровне социально-экономического развития. Реальность такова, что все представленные и иные факторы экономического развития в комплексе оказывают воздействие на динамику качественных преобразований в экономике. Однако наиболее значимыми факторами экономического процветания стран в современной экономической науке принято считать институты, человеческий капитал и инновации. В следующей части данной научной работы будут представлены результаты систематизации факторов экономического развития Вьетнама, Филиппин, Индонезии, Малайзии и Таиланда на современном этапе, а также будет сделан вывод о целесообразности выделения этих стран в одну общую группу.
Систематизация факторов социально-экономического развития стран АСЕАН-5
Для начала необходимо акцентировать внимание на институциональных факторах, которые в данной статье принимаются в качестве фундаметального фактора социально-экономического развития стран. Институты играют огромное значение в части повышения инвестиционной привлекательности любой страны, что в свою очередь важно для развития инновационных отраслей экономики. Страны АСЕАН-5 в последние десятилетия преуспели в формировании более стабильных условий и предсказуемости экономической политики. Результатом этого и сопряженных изменений в системе международных экономических отношений (в том числе усилением противоборства между США и Китаем) стало значительное увеличение притока ПИИ (прямых иностранных инвестиций) в страны региона. На рисунке 1 видно, что в первый президентский срок Д. Трампа, когда произошло углубление торговой войны между США и Китаем и после начального периода пандемии COVID-19 величина чистого притока ПИИ в страны АСЕАН-5 находилась выше средних показателей по миру в целом. Пока сложно сказать, как сильно на динамику данного показателя повлияет второй срок Д. Трампа и введение его администрацией тарифов по отношению к тем же странам ЮВА. Однако определенно можно говорить о существующем тренде на увеличение ПИИ в страны исследуемого региона. Что, при грамотной внешней политике стран АСЕАН-5 создает возможности для конвергенции их социально-экономического развития. Большое значение будет иметь стабильность и эффективность институционального развития в этих странах.
Источник: составлено автором по данным [24].
Рисунок 1 – Сравнение динамики чистого притока ПИИ в страны АСЕАН-5 со средними показателями по миру с 1995 года, млрд долл. США
Если говорить отдельно о каждой стране региона, то институциональное развитие происходило здесь в разных формах. Во Вьетнаме при сохранении однопартийной системы параллельно развивается институциональная среда, соответствующая утвержденной в конце XX века политике Дой Мой, предполагающей утверждение экспортоориентированного типа экономики и создания условий для привлечения значительных инвестиций из-за рубежа. Сохранение элементов плановой экономики и обеспечение большего уровня ее открытости в целом дает позитивные результаты в виде обеспечения предсказуемости экономических реформ, заметного сокращения за последние десятилетия отставания от лидеров региона по показателям социально-экономического развития, а также наивысших темпов экономического роста (среднегодовые темпы экономического роста с 2000 по 2024 год составляют 6,4% [25]).
Малайзия, имеющая наилучшие показатели социально-экономического развития в странах АСЕАН-5 и по форме правления являющаяся конституционной монархией, характеризуется относительной стабильностью институтов. Здесь обращают на себя внимание показатели качества государственного управления на 2023 год (см. таблицу 2), разработанные Всемирным банком и включающие в себя такие параметры, как сдерживание коррупции (I), государственная эффективность (II), политическая стабильность и отсутствие насилия/терроризма (III), качество нормативно-правового регулирования (IV), верховенство закона (V), а также учет мнения населения и подотчетность государственных органов (VI). По всем индикаторам, кроме последнего, Малайзия располагается на лидирующей позиции среди всех стран АСЕАН-5.
Таблица 2 – Оценка Всемирным банком институциональных факторов в странах АСЕАН-5 по шкале от -2,5 до 2,5 на 2023 год
|
Показатель
|
Малайзия
|
Индонезия
|
Таиланд
|
Вьетнам
|
Филиппины
|
Корреляция показателя с ВВП (ППС) на душу населения 2002-2023
гг. по 169 странам
|
|
I
|
0,296
|
-0,487
|
-0,489
|
-0,416
|
-0,538
|
0,676
|
|
II
|
0,875
|
0,580
|
0,172
|
0,126
|
0,154
|
0,702
|
|
III
|
0,169
|
-0,404
|
-0,280
|
-0,036
|
-0,566
|
0,535
|
|
IV
|
0,661
|
0,301
|
0,158
|
-0,383
|
0,164
|
0,676
|
|
V
|
0,572
|
-0,154
|
0,245
|
-0,085
|
-0,418
|
0,685
|
|
VI
|
0,088
|
0,139
|
-0,450
|
-1,242
|
-0,017
|
0,397
|
В Индонезии после свержения Сухарто стали активно развиваться институты инклюзивного типа, предполагающие более широкий доступ экономических субъектов к перераспределению экономической ренты. Ключевые решения при этом принимаются на основе консенсуса между элитами и доминирующими кланами, которые играют столь же значимую роль, что и в других странах АСЕАН-5. Динамика институционального развития всерьез осложняется неравномерностью регионального развития островного государства, делающая Индонезию более уязвимой с точки зрения одного из ключевых принципов институционалистов – высокого уровня централизации политической системы. Так, на остров Ява, на котором расположена столица Джакарта, приходится более половины человеческих и производственных ресурсов [3, с.71].
Таиланд испытывает на протяжении многих десятилетий проблемы в обеспечении политической и институциональной стабильности. Начиная с прошлого столетия, страна пережила множество военных переворотов и политических кризисов, вызванных в том числе отставками глав правительства. На Филиппинах, которые в целом взяли курс на развитие инклюзивного типа институтов, до сих пор значительную роль играют семейные кланы. Во многом подобная политическая фрагментация снижает эффективность от проведения структурных реформ. В целом описанные выше институциональные особенности стран АСЕАН-5 выступают одним из ключевых факторов дивергенции их экономического развития в связи с разными уровнями эффективности осуществляемых преобразований и предсказуемости экономической политики. При этом стоит подчеркнуть, что во всех исследуемых странах особое значение имеет устоявшаяся система неформальных отношений, а также религиозно-культурный фактор. Несмотря на продолжающийся с конца XX века импорт институтов из развитых стран Запада, в исследуемых странах именно неформальные отношения по большому счету задают вектор функционирования общественных и вместе с тем экономических отношений. Принятие решений в политических системах стран ЮВА достигается через консенсус наиболее влиятельной группы элит [8, с.22-27]. С этой точки зрения можно говорить о довольно схожих условиях институционального развития в странах АСЕАН-5.
Другим заметным фактором дивергенции экономического развития стран региона является уровень их природно-ресурсных запасов. В целом все страны АСЕАН-5 обладают значительными природными богатствами. Так, например, Индонезия и Филиппины благодаря своим уникальным геологическим особенностям являются одними из главных стран-производителей кобальта и никелевых руд, имеющих большое значение в производстве современной электронной продукции с высокой добавленной стоимостью. В свою очередь Вьетнам, согласно исследованию USGS (The United States Geological Survey), обладает существенными запасами редкоземельных металлов, оцениваемых приблизительно в 3,5 млн тонн. Таиланд уже сейчас является одной из стран-лидеров по добыче редкоземельных металлов – в 2024 году, по оценкам USGS, показатели составили порядка 13 тысяч тонн [18, с.145]. Что касается Малайзии, то она, как и Индонезия, обладает относительно развитой нефтегазовой отраслью и является участником формата ОПЕК+ (Организация стран – экспортеров нефти). Однако именно в части обеспечения энергетической безопасности возможности стран АСЕАН-5 заметно отличаются. Так, если Индонезия и Малайзия, согласно составляющим индекса энергетической трилеммы на 2023 год, остаются полностью независимыми от импорта энергоресурсов и расположены в числе 25 стран с наивысшим уровнем энергетической безопасности, то у Таиланда, Филиппин и Вьетнама эта зависимость с 2021 года лишь увеличилась [22]. Учитывая имеющийся дефицит энергоресурсов в большинстве стран ЮВА при растущем спросе, важно отметить, что интеграционным объединением АСЕАН (ASEAN – Association of Southeast Asian Nations) разрабатывается проект формирования общей энергосистемы, позволившей бы странам региона повысить свою энергетическую безопасность, а также способной стать весомым шагом к углублению региональной интеграции [5, с.108-109]. Тем не менее даже при реализации столь масштабного процесса более устойчивые в энергетическом отношении страны будут занимать более конкурентоспособное положение по отношению к импортерам энергоресурсов.
В долгосрочной перспективе значительное влияние могут оказать формирующиеся в регионе демографические тенденции. Это прежде всего ускоряющийся процесс по старению населения в ряде стран. Особенно характерным данная проблема становится для Таиланда и, в чуть меньшей степени, для Вьетнама, в которых коэффициент демографической нагрузки на 2023 года оказался на уровне 20,97% и 12,72% соответственно. В Таиланде данный показатель уже выше среднего уровня по миру (см. Рис. 2), в других странах АСЕАН-5 пока ниже. По прогнозам Всемирного банка, с существующим уровнем рождаемости в данных странах и увеличением продолжительности жизни к 2050 году в Таиланде данный показатель вырастет до 50,2%, а во Вьетнаме 31,74%, в то время как среднее значение по миру ожидается к тому моменту на уровне 27,059%. В Индонезии прогнозируется повышение с 10,36% в 2023 году до 23,05% в 2050 году, в Малайзии – с 10,61% до 25,09%, на Филиппинах – с 7,96% до 16,11%. Стоит отметить, что на 2023 год коэффициент рождаемости во всех странах АСЕАН-5 ниже средних показателей по миру, равных 2,46 [24]. Демографический фактор может сыграть большую роль в расстановке сил в регионе в долгосрочной перспективе, так как столь существенное увеличение демографической нагрузки со стороны пожилого населения многократно увеличит расходы на социальную сферу и такие страны, как Таиланд и Вьетнам могут постареть раньше, чем выйдут на более высокий уровень доходов на душу населения. Причиной тому в том числе является то, что процесс демографического перехода уже опережает темпы экономического роста в регионе [19, с.37].
Источник: составлено автором по данным [24].
Рисунок 2 – Показатели ВВП (ППС) на душу населения и коэффициента демографической нагрузки пожилого населения в странах АСЕАН-5 и в мире в целом на 2023 год
Для того, чтобы оценить, имеет ли место конвергенция или дивергенция экономического развития стран АСЕАН-5, необходимо также обратить внимание на динамику основных показателей, которыми выражен процесс экономического развития стран. Одним из основных таких показателей считается ВВП (ППС) на душу населения. На рисунке 3 представлено изменение данного показателя с 1995 года для пяти исследуемых стран. Как видно на диаграмме, с 1995 года произошло увеличение общего значения по странам АСЕАН-5 более чем в 4 раза. При этом разрыв между двумя лидирующими экономиками (Малайзия и Таиланд) и тремя догоняющими (Индонезия, Вьетнам и Филиппины) увеличился в 2,24 раза. Во многом это можно объяснить большим уровнем развития финансовой системы, человеческого капитала, инфраструктуры, ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и иных важных составляющих в Малайзии и Таиланде на данном этапе.
Источник: составлено автором по данным [24].
Рисунок 3 – Изменение ВВП (ППС) на душу населения в странах АСЕАН-5 с 1995 года
Однако, в последние десятилетия наметился тренд на конвергенцию показателей социально-экономического развития в исследуемой группе страны. Так, как видно по рисунку 4, с 1995 произошло выравнивание индекса человеческого развития (далее – ИЧР) в целом по АСЕАН-5. Разрыв между страной с наивысшим (Малайзией) и наименьшим (в 1995 – Вьетнам, в 2023 – Филиппины) показателем ИЧР сократился с 0,135 до 0,099. Филиппины в данном случае оказались единственной страной, чье отставание от лидеры группы выросло.
Источник: составлено автором по данным [16].
Рисунок 4 – Изменение индекса человеческого развития в странах АСЕАН-5 с 1995 года
Другим примером сближения показателей экономического развития служит изменение с 2011 по 2025 год глобального инновационного индекса (далее – ГИИ), представленное на рисунке 5. Здесь также произошло постепенное сокращение разрыва между лидером группы (Малайзией) и последней страной (Индонезией) по ГИИ – с 16,27 до 9,3. Остальные страны АСЕАН-5 также сократили свой разрыв с лидирующей Малайзией, а Вьетнам, за эти годы поднялся в данном рейтинге с третьего места на второе, обогнав Таиланд. Как уже было отмечено ранее, и развитие человеческого капитала, и инновационных секторов экономики занимает одно из ключевых мест в обеспечении качественных преобразований в любой экономической системе. Поэтому существующая динамика ИЧР и ГИИ позволяет говорить о благоприятных тенденциях в группе исследуемых стран и создании предпосылок для конвергенции уровней социально-экономического развития во Вьетнаме, Таиланде, Малайзии и на Филиппинах.
Источник: составлено автором по данным [20].
Рисунок 5 – Изменение показателей глобального инновационного индекса (ГИИ) в странах АСЕАН-5 с 2011 года
Ключевой задачей данной работы была систематизация факторов формирования разных траекторий развития в исследуемой группе стран. Одни факторы способствуют сближению (конвергенции) уровней социально-экономического развития, другие – усугубляют существующие диспропорции (факторы дивергенции). Для решения поставленной задачи были изучены научные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию отдельных факторов развития исследуемых стран, а также проанализирована динамика показателей, выражающих те или иные факторы (например, ИЧР или ГИИ, которые соответственно позволяют анализировать динамику развития человеческого капитала и динамику инновационного развития стран). Разделение факторов на две группы в данной работе происходило по следующему критерию. Факторы конвергенции уровней социально-экономического развития стран АСЕАН-5 отличаются универсальностью для всей исследуемой группы. Иными словами, если какой-либо фактор характерен для всей пятерки стран, то он является фактором конвергенции, так как либо создает общие условия для развития, либо способствует выравниванию существующих диспропорций через сближение составляющих развития стран. В то же время факторы дивергенции характеризуются своей уникальностью для каждой отдельно исследуемой страны и выступают в качестве первопричин сохранения существующего разрыва стран в уровнях их социально-экономического разрыва.
В таблице 3 систематизированы основные факторы конвергенции и дивергенции социально-экономического развития стран АСЕАН-5, выделенные в результате проведенного исследования. При немалом сходстве между странами исследуемой группы, у каждой из пяти стран есть свои уникальные особенности, выступающие в качестве факторов расхождения их траекторий социально-экономического развития. Тем не менее авторская позиция заключается в том, что Малайзию, Таиланд, Вьетнам, Индонезию и Филиппины целесообразно выделять в одну общую группу для исследований в области социально-экономического развития в связи с наметившимися тенденциями по конвергенции показателей их социально-экономического развития, а также формирующимися геополитическими условиями. Кроме того, данная группа стран составляет основное ядро в рамках интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии и от того, насколько характерным будет сближение их уровней социально-экономического развития, зависит глубина интеграции в АСЕАН.
Таблица 3 – Систематизация основных факторов конвергенции и дивергенции социально-экономического развития стран АСЕАН-5
|
Фактор
|
Характер
влияния фактора
|
|
Исторические
особенности
(К)* |
Все
страны АСЕАН-5 имеют либо колониальное прошлое, либо, как Таиланд, находились
в частично зависимом политическом положении. В колониальное время по сути
оказалось разрушенным существовавшее в регионе политическое устройство.
Усилилась роль неформальных отношений, особенно после открытия ЮВА во второй
половине XIX века для мирового рынка и развития международного транспортного
сообщения. По мнению таких институционалистов, как Д. Аджемоглу [1, с.332-339],
эпоха колониализма поспособствовала утверждению в этих странах институтов
преимущественно экстрактивного типа. После крушения колониальной системы
страны АСЕАН-5 оказались активно вовлечены во вторую волну глобализационных
экономических процессов благодаря наличию относительно активной и дешевой
рабочей силы, а также соседству с быстрорастущим Китаем. Все вышесказанное,
совместно с углублением региональной интеграции в ЮВА и в
Азиатско-Тихоокеанском регионе, поспособствовало ориентации экономики стран
АСЕАН-5 на внешние рынки и экспорт, а также активное привлечение ПИИ
|
|
Инновации
и технологии (К)
|
Все
страны АСЕАН-5 фактически уже осуществили переход от преимущественно
аграрного типа экономики к индустриализации и сфере услуг и продолжают
активное развитие более инновационных отраслей экономики. Раньше всех этого
добилась Малайзия, имеющая наивысший уровень доходов на душу населения в
исследуемой группе, однако, если судить по динамике ГИИ, уже сейчас можно
говорить о выравнивании уровней инновационного развития в странах АСЕАН-5.
Стремительное развитие цифровой экономики в мире в целом и в исследуемом
регионе в частности лишь ускорит данные процессы. Так, АСЕАН стала первым в
мире интеграционным объединением, участники которого подписали рамочное
соглашение о цифровой экономике, что должно привести к гармонизации правил
цифровой торговли и помочь раскрыть потенциал региона в данном направлении [23]. Одним из
наиболее позитивных эффектов от процесса цифровизации экономики должно стать
увеличение финансовой инклюзивности в исследуемых странах, особенно в
отстающей группе стран по уровню развития финансовой системы. Это в свою
очередь должно привести к повышению уровня инвестиционной активности
|
|
Человеческий
капитал (К)
|
За
последние десятилетия странам АСЕАН-5 удалось добиться сближения уровней
развития человеческого капитала, как это было отражено на рисунке 3. В
шумпетерианской теории человек играет большую роль в процветании общества,
прежде всего как субъект, который, благодаря своим предпринимательским
талантам и способностям, реализует инновационные идеи. Это способствует
постоянному процессу созидательного разрушения, когда устаревшие
экономические практики заменяются новыми. В этом и проявляется процесс
экономического развития. Конвергенция уровней развития образования и
здравоохранения в странах АСЕАН-5 выступает одним из важнейших факторов для
сближения их траекторий социально-экономического развития
|
|
Роль
неформальных институтов (К)
|
Несмотря
на институциональную неоднородность в странах АСЕАН-5 именно система
неформальных отношений играет первостепенную роль в формировании правил игры,
в том числе в процессе перераспределения экономической ренты
|
|
Географическое
расположение (К)
|
Все
страны АСЕАН-5 имеют выход к морю и длинную береговую линию, а также
расположены географически на пересечении важных логистических путей, что
располагает к активной интеграции в мировую торговлю и высокий интерес со
стороны внешних инвесторов. Углубление экономической конкуренции между Китаем
и США способствует еще большему инвестиционному интересу к региону, что
создает для стран АСЕАН-5 значительные возможности для ускорения
экономического развития. Стоит отметить, что все страны АСЕАН-5 подвержены
схожим геополитическим рискам, являются участниками региональных
территориальных споров и сильно уязвимы перед природно-климатическими
катаклизмами
|
|
Формальные
институты (Д)
|
Во
многом именно за счет стабильной институциональной среды Малайзия стала
лидером в исследуемой группе стран по уровню ВВП (ППС) на душу населения и
продолжает укреплять свое положение. Точно также, за счет улучшения
политической стабильности Вьетнам и Индонезия выходят на лидирующие позиции
по привлечению ПИИ, хотя политические системы в этих странах достаточно
разнородны, как и уровень регионального развития. Менее стабильная
институциональная среда сформирована в Таиланде и на Филиппинах. В целом все
страны АСЕАН-5 имеют различия в режимах управления и в особенностях
экономической политики, что напрямую влияет на разные траектории их
социально-экономического развития
|
|
Энергетическая
безопасность (Д)
|
В то
время как Малайзия и Индонезия обладают относительной независимостью от
импорта энергоресурсов, Вьетнам, Филиппины и Таиланд становятся все более
зависимыми из-за растущего внутреннего спроса
|
|
Зависимость
от внешней торговли и роль специализации (Д)
|
Вьетнам
(86,5%), Малайзия (68,6%) и Таиланд (65,4%) имеют показатели экспортной квоты
выше среднего уровня по миру, которая эквивалентна 43,4% на 2023 год [24],
что делает их более зависимыми от конъюнктуры на международных рынках, где
эти страны обладают конкурентным преимуществом. Малайзия уже давно играет
большую роль на рынке высокотехнологичных отраслей экономики. Таиланд
является крупнейшим в регионе автомобилестроительным хабом, но также на него
большое влияние оказывает состояние туристической отрасли. Вьетнам ввиду
экспортной ориентации экономики и своих конкурентных преимуществ в виде
активной дешевой рабочей силы с относительно высоким уровнем образования
играет активную роль в глобальных цепочках создания стоимости. Индонезия,
имея экспортную квоту на уровне 21,75%, является значимым экспортером
сырьевых ресурсов и поэтому уязвима к шокам на сырьевых рынках. Что касается
Филиппин (экспортная квота 26,64%), то здесь основное значение имеет сфера
услуг, хотя страна также занимает сильные позиции на рынках некоторых
сырьевых ресурсов. Денежные переводы филипинцев из-за рубежа составляют
порядка 10% ВВП [7, с.188]. В
целом конъюнктура на международных рынках, по которым специализируются страны
АСЕАН-5, способствует разному характеру и динамике экономических процессов в
исследуемой группе
|
|
Демографическая
динамика (Д)
|
Во
всех странах АСЕАН-5 коэффициент рождаемости находится ниже среднего уровня
по миру, однако наиболее характерны процессы демографического перехода для
Вьетнама и Таиланда, в которых значительно ускоряются процессы старения
населения. В долгосрочной перспективе это может привести к усилению нагрузки
на социальную сферу. В исследуемых странах интенсивность данных процессов
происходит разными темпами
|
|
Финансовая
сфера и инфраструктура (Д)
|
Эти
факторы являются фундаментом для устойчивого экономического развития и
особенно эффективны при стабильном институциональном развитии. Развитая
инфраструктура способствует сокращению трансакционных издержек и более
равномерному региональному развитию, а финансовая система ускоряет процесс
аккумуляции капитала и его последующего перераспределения на нужды
социально-экономического развития. Малайзия и Таиланд, страны с самыми
высокими показателями ВВП (ППС) на душу населения в исследуемой группе, являются
явными лидерами по уровню развития логистической системы, а также по глубине,
доступности и эффективности финансовых рынков и институтов (наивысшие
показатели по индексам логистической эффективности и финансового развития).
Проблема логистической взаимосвязанности регионов является особенно острой
для островных стран – Индонезии и Филиппин, власти которых в последние годы в
своей экономической политике особое внимание уделяют реализации
инфраструктурных проектов
|
|
*(К)
– фактор конвергенции, (Д) – фактор дивергенции
| |
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, важно подчеркнуть, что существует огромное множество причин и факторов, приводящих к изменению траекторий социально-экономического развития стран. В данной статье приведены результаты систематизации основных факторов, способствующих конвергенции и дивергенции социально-экономического развития Малайзии, Таиланда, Вьетнама, Индонезии и Филиппин. В качестве ключевых факторов расхождения траекторий развития стран АСЕАН-5 автор выделяет качество формальных институтов, уровень энергетической безопасности, особенности экономической специализации и зависимость стран от конъюнктуры на международных рынках, специфику демографических изменений, а также уровень развития финансовой системы и инфраструктуры. В то же время сближению стран способствуют их схожие исторические, культурные и географические особенности, а также выравнивание уровней развития человеческого капитала и инновационных секторов экономики. В результате проведенного анализа был сделан вывод о том, что, несмотря на существующие разрывы в уровне доходов на душу населения, страны АСЕАН-5 целесообразно выделять в отдельную группу для сопоставления динамики показателей социально-экономического развития. Их конвергенция в данном отношении в будущем может поспособствовать углублению интеграционных процессов во всей Юго-Восточной Азии.
Страница обновлена: 17.12.2025 в 11:57:04
Sistematizatsiya osnovnyh faktorov sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya stran ASEAN-5
Sukalo A.I.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 12 (december 2025)
