Цифровая экономика и легализация оборота ювелирных изделий: вклад ГИИС ДМДК в увеличение доли легального рынка

Золотова С.В., Ильяшенко С.Б.
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь-март 2026)

Цитировать эту статью:



Введение

Ювелирная отрасль, в силу высокой стоимости и компактности своей продукции, исторически была подвержена значительным рискам, связанным с «серым» и нелегальным оборотом. Традиционные методы контроля, основанные на выборочных проверках и пробирном клеймении, не обеспечивали сплошной прозрачности цепочек поставок, что создавало благоприятную среду для уклонения от налогообложения, оборота контрафактной продукции и легализации преступных доходов. Ответом на эти вызовы стал запуск Государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее ГИИС ДМДК). Несмотря на то, что система перешла в режим полномасштабной обязательной эксплуатации лишь с 1 сентября 2025 года, уже накоплен значительный массив эмпирических данных за 2023-2024 годы, позволяющий перейти от обсуждения регуляторных ожиданий к объективной оценке ее реального влияния на рынок.

Анализ российского ювелирного рынка на рубеже 2020-х годов фиксирует его кризисное состояние, вызванное как пандемией, так и структурными проблемами: падением реальных доходов населения, снижением производства и обострением конкуренции [6, 13]. В этих условиях ключевыми вызовами для отрасли стали не только сохранение объемов, но и адаптация к новым потребительским трендам и необходимость развития дистанционной торговли, которая сталкивалась с естественным недоверием покупателей к покупке ювелирных изделий без физического контакта с ними. Внедрение ГИИС ДМДК стало тем системным ответом, который позволил начать решение этих проблем, обеспечив основу для повышения прозрачности и доверия ко всей цепочке оборота.

Вопросы цифровой трансформации и внедрения современных технологий в ювелирной отрасли активно обсуждаются в научной литературе. Так, исследования показывают, что такие технологии, как блокчейн для прослеживаемости происхождения материалов и анализ больших данных (Big Data) для прогнозирования спроса, рассматриваются как ключевые драйверы повышения прозрачности и эффективности управления продажами [9].

Значительная часть исследований в области управления ювелирным бизнесом, и это закономерно, сосредоточена на микроэкономическом уровне. Анализируются инструменты повышения операционной эффективности, оптимизации ассортимента и работы с клиентами, где ключевая цель - увеличение прибыли отдельного предприятия [9, 12]. В отличие от этого подхода, настоящее исследование сфокусировано на макроэкономическом и регуляторном аспекте, а именно на анализе влияния ГИИС ДМДК на легализацию всего рынка в целом. Однако эти подходы взаимосвязаны: успешная цифровизация на уровне компании невозможна без интеграции в общеотраслевую систему учета, и наоборот.

До внедрения единой системы маркировки основными инструментами контроля были физические методы идентификации и визуальная проверка пробирных клейм, которые, как показывает практика, могли быть сфальсифицированы [10]. Цифровая маркировка в рамках ГИИС ДМДК, в свою очередь, предоставила принципиально новый механизм верификации. Уникальный код DataMatrix, связанный с государственной базой данных, практически невозможно подделать так же эффективно, как физическое клеймо, а возможность его мгновенной проверки через мобильное приложение сместила фокус контроля с этапа его производства или таможенного оформления (в случае импортируемых изделий) на всю цепочку оборота, вплоть до конечного потребителя.

В научной литературе четко прослеживается дихотомия в восприятии системы государственного регулирования. Если исследования, посвященные управлению на уровне предприятия, фокусируются на операционных издержках и конкурентных рисках [9, 12], то работы, отражающие позицию регулятора, аргументируют необходимость контроля интересами национальной безопасности, защитой рынка от контрафакта и легализацией доходов [7, 8].

Настоящее исследование, опираясь на эмпирические данные, призвано преодолеть этот разрыв, оценив, в какой мере цели государства, декларируемые при внедрении ГИИС ДМДК, были достигнуты на практике, и какое реальное воздействие система оказала на все категории участников рынка.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать количественные показатели эффективности контрольной деятельности Федеральной пробирной палаты (ФПП) после интеграции ГИИС ДМДК.

2. Выявить структурные сдвиги в рыночной среде, вызванные цифровизацией документооборота и маркировки.

3. Оценить изменение модели государственного контроля (сдвиг от карательных к профилактическим и дистанционным методам).

4. Систематизировать ключевые проблемы и «узкие места» в функционировании ГИИС ДМДК, сохраняющие риски для дальнейшей легализации рынка, с акцентом на субъекты малого и среднего бизнеса.

Материалы и методы. В работе применялся комплекс общенаучных и специальных методов. Сравнительный анализ использовался для сопоставления ключевых показателей деятельности контролирующих органов (количество проверок, нарушений, сумм штрафов) в динамике за 2023 и 2024 годы [3, 4]. Структурный анализ позволил выявить и описать трансформацию рынка, выразившуюся в его поляризации и сокращении «серой зоны».

Статистический метод был применен для интерпретации количественных данных и оценки значимости выявленных тенденций (например, сокращение общего количества нарушений при росте числа административных наказаний).

Системный подход обеспечил рассмотрение ГИИС ДМДК не как изолированного инструмента, а как элемента целостной структуры, включающей взаимодействие с системой «Честный знак», надзорными органами, беснес-сообществом и конечными потребителями.

Данный методический аппарат позволяет обеспечить достоверность результатов и обоснованность выводов, представленных в исследовании.

Обсуждение

Государственная интегрированная информационная система (ГИИС ДМДК) находится в ведении Минфина России [1] и представляет собой отраслевой реестр, фиксирующий полные данные о всей цепочке товародвижения – от добычи/импорта сырья до производства и реализации готовых изделий. Эта система в первую очередь предназначена для профессиональных участников рынка и надзорных органов (Минфин, ФТС, ФНС, правоохранительные органы) и содержит данные о производителе/импортере, информацию о массе и пробе драгоценного металла, пробирном клейме, используемых вставках и криптографический ключ (ключ проверки), который используется для генерации кода маркировки. Непосредственное ведение системы осуществляет Федеральная пробирная палата (далее ФПП) [2].

Внедрение ГИИС ДМДК осуществляется в тесной интеграции с единой национальной системой цифровой маркировки «Честный знак», которая выполняет роль универсального оператора. При создании кода маркировки для ювелирного изделия данные из ГИИС ДМДК (в частности, ключ проверки) передаются через защищенный канал связи в систему «Честный знак», которая генерирует уникальный код DataMatrix и фиксирует события оборота этого кода: выпуск в оборот, оптовую отгрузку, розничную продажу, вывод из оборота (возврат), то есть данные о движении товара. Когда потребитель сканирует код DataMatrix на бирке (ярлыке) ювелирного изделия, приложение «Честный знак» делает запрос не только в свою базу данных о событиях оборота, но и отправляет запрос в ГИИС ДМДК. В ответ пользователь видит в приложении объединенную информацию – из «Честного знака» о том, что товар легален и реализован в таком-то торговом предприятии, а из ГИИС ДМДК о наименовании производителя и основных потребительских свойствах изделия.

Формирование в Российской Федерации системы сплошной цифровой прослеживаемости ювелирных изделий из драгоценных металлов представляет собой модель последовательной и поэтапной трансформации высоко рискованного рынка. Начальной фазой внедрения стал эксперимент, проведенный в период с 1 июня по 1 ноября 2018 года, в рамках которого представители бизнеса привлекались исключительно на добровольной основе. Ключевыми задачами данной пилотной стадии были не только апробация программно-аппаратного комплекса, но и выявление операционно-технологических барьеров, тестирование интерфейсов взаимодействия между производителями, регуляторами и существующей системой пробирного клеймения, а также формирование репрезентативной правоприменительной практики. Внедрение происходило очень постепенно, несмотря на уже существующие к этому времени, системы создания сплошной прозрачности оборота для иных товарных групп (лекарственные препараты, табачная продукция, изделия из меха и др.).

Достижение к 2023 году доли оборота изделий из драгоценных металлов, учтенного в ГИИС ДМДК, в 52% от общего легального объема [3], стало важным количественным индикатором эффективности выбранного курса. Этот показатель, зафиксированный менее чем через пять лет после старта эксперимента, свидетельствует о значительной, несмотря на прогнозировавшиеся высокие издержки, динамике адаптации рынка к новым условиям и демонстрирует переход системы из стадии внедрения в стадию активного масштабирования.

Финальной стадией перехода стало введение с 1 января 2024 года обязательной цифровой маркировки для всех вновь производимых изделий из золота. Датой полного вывода ГИИС ДМДК в эксплуатационный режим считается 1 сентября 2025 года, когда законодательно были исключены из легального розничного оборота на территории Российской Федерации любые изделия, не внесенные в систему и не имеющие цифровой маркировки. Данная мера ликвидировала правовые лакуны для «серого» оборота и создала единое информационное пространство для всего рынка, завершив его институциональную цифровую трансформацию.

Таким образом, сейчас предоставляется уникальная исследовательская возможность для верификации гипотез и прогнозных сценариев, выдвинутых в наших предыдущих работах [7, 11], анализирующих проект на стадии обсуждения и первичного внедрения ГИИС ДМДК. Смещение фокуса научного анализа с проектных и регуляторных ожиданий на оценку фактических результатов и подтвержденных эмпирических тенденций представляется не только логичным, но и методологически необходимым для формирования адекватного понимания вклада цифровой маркировки в легализацию оборота ювелирных товаров.

Анализ докладов Федерального государственного пробирного надзора за 2023-2024 гг. [3] позволяет сделать вывод о стратегической переориентации работы (табл.1). Ведомство перешло к риск-ориентированной модели, основанной на данных и реакциях на сигналы. Количество профилактических мероприятий выросло на 11% (с 29793 до 33068). Это указывает на желание надзорного органа повышать правовую грамотность участников рынка и предотвращать нарушения.

Таблица 1

Показатели контрольно-надзорной деятельности в сфере оборота ювелирных изделий (2023–2024 гг.)

Показатель
2023
2024
Количество проведенных профилактических мероприятий
29793
33068
Количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием - всего, в том числе:
90
118
Плановых, из них
33
14
инспекционный визит, в т.ч.
22
2
в отношении МСП
12
0
документарная проверка, в т.ч.
6
8
в отношении МСП
3
3
выездная проверка, в т.ч.
5
4
в отношении МСП
4
3
Внеплановых, из них
57
104
инспекционный визит, в т.ч.
8
5
в отношении МСП
7
5
документарная проверка, в т.ч.
13
82
в отношении МСП
13
75
выездная проверка, в т.ч.
36
16
в отношении МСП
14
5
Количество контролируемых лиц, у которых в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, специальных режимов государственного контроля (надзора) выявлены нарушения обязательных требований - всего, в т.ч.
36
68
в отношении МСП
28
64
Количество нарушений обязательных требований (по каждому факту нарушения), всего, в т.ч. выявленных в рамках:
2330
1116
контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, из них:
264
218
в отношении МСП
206
173
контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, из них:
2038
892
в отношении МСП
1993
855
специальных режимов государственного контроля (надзора)
28
6
Количество выявленных фактов нарушения обязательных требований, по которым возбуждены дела об административных правонарушениях
182
197
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых по фактам выявленных нарушений назначены административные наказания - всего, в т.ч.:
33
68
в отношении МСП
27
33
Количество административных наказаний, назначенных по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, специальных режимов государственного контроля (надзора) - всего, в том числе по видам наказаний:
135
197
предупреждение
60
71
административный штраф
75
126
Общая сумма наложенных административных штрафов, руб.
7533883
28589000
Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов, руб.
3891635
6132000
Источник: составлено авторами по данным докладов Федерального государственного пробирного надзора за 2023-2024 гг [3].

При общем росте контрольных мероприятий с взаимодействием на 31% (с 90 до 118) произошла кардинальная смена их структуры. Плановые проверки сократились на 58% (с 33 до 14). Это особенно заметно на примере инспекционных визитов, число которых рухнуло с 22 до 2, а в отношении субъектов МСП – с 12 до нуля. Внеплановые проверки возросли на 82% (с 57 до 104). Внутри этой категории взрывной рост показала внеплановая документарная проверка с 13 до 82 (увеличение в 6,3 раза), причем 75 из них были направлены на субъектов МСП. Пробирный надзор перешел от планового, всеобщего контроля к точечной, реактивной работе. Рост внеплановых проверок, особенно документарных, свидетельствует о том, что органы действуют на основе поступивших сигналов, жалоб или данных мониторинга ГИИС ДМДК, целенаправленно выявляя нарушителей. Сведение к нулю плановых инспекционных визитов к субъектам МСП является мерой деловой поддержки, но компенсируется усилением внепланового документарного контроля.

Количество контролируемых лиц (в основном субъектов МСП), у которых выявлены нарушения, выросло на 89% (с 36 до 68). Это подтверждает тезис о точечном и более точном выявлении нарушителей. Общее количество выявленных нарушений сократилось почти в два раза (с 2330 до 1116). Однако это снижение связано в первую очередь с мероприятиями без взаимодействия (например, автоматический анализ отчётности, мониторинг маркировки), где цифры упали с 2038 до 892. При этом в рамках полноценных проверок с взаимодействием количество нарушений снизилось незначительно (с 264 до 218).

Наблюдается резкий рост в проведении контрольных мероприятий без взаимодействия (в основном, наблюдение с использованием информационных систем), в 2024 году увеличение на 41% в сравнении с предыдущим годом. Увеличение возможности эффективного контроля «без взаимодействия» является прямым следствием цифровизации. Система ГИИС ДМДК и ее интеграция с «Честным знаком» позволяют осуществлять дистанционный, непрерывный и массовый мониторинг оборота. Контроль из эпизодического (выездная проверка) становится постоянным, но удаленным и ненавязчивым, что существенно повышает вероятность выявления нарушения.

Количество назначенных административных наказаний выросло на 46% (со 135 до 197), что говорит о возросшей доказательной базе благодаря цифровым системам. Это можно интерпретировать как положительный сигнал – под давлением прозрачности рынок становится все более «легальным». Наблюдается сдвиг в сторону более строгих мер: доля административных штрафов в структуре наказаний увеличилась с 56% до 64%. Общая сумма наложенных штрафов возросла в 3,8 раза (с 7,5 млн до 28,6 млн рублей), что свидетельствует о повышении размеров штрафов и о наказании за более серьёзные нарушения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что благодаря инструментам контроля без взаимодействия отсеивается множество мелких нарушений, что позволяет сконцентрировать ресурсы на целенаправленных проверках, где выявляются более существенные проступки. Резкий рост сумм штрафов указывает на ужесточение финансовой ответственности за нарушения в ювелирном обороте. Смена модели контроля привела к следующим последствиям: снизилось количество плановых мероприятий, но выросла их результативность по доле выявленных нарушений. Рост внеплановых проверок напрямую коррелирует с увеличением числа нарушителей среди субъектов МСП и общей суммы штрафов. Сумма уплаченных штрафов выросла на 58% (с 3,9 млн до 6,1 млн руб.). Хотя она всё ещё значительно меньше наложенной (21% против 22% в 2023 г.), абсолютный рост говорит об усилении работы по взысканию.

Вместе с тем, статистика выявляет и проблемные области. Так, абсолютное большинство нарушений 64 из 68 контролируемых лиц (94% в 2024 году), у которых выявлены нарушения, приходится на субъекты малого и среднего бизнеса, что подтверждает высказанный в более ранних работах тезис о непропорционально высоких издержках адаптации для малого бизнеса [11]. Укрупнение игроков в конечном итоге стратегически не выгодно для регулятора, поскольку является шагом к уменьшению конкурентности, «картельным сговорам» и т.п., а в итоге к падению конкурентоспособности национального продукта на мировых рынках. Поэтому необходимо обратить внимание на проблему и разработать меры государственной поддержки именно для данной категории участников рынка.

Таким образом, данные Федерального государственного пробирного надзора, представленные в табл.1, не просто подтверждают наличие проблемы, а объективно демонстрируют, что государство кардинально изменило подход к ее решению, исходя из реальных и значительных рисков.

Резкий сдвиг от планового контроля к риск-ориентированной модели, основанной на сигналах (рост внеплановых проверок на 82%), однозначно говорит о том, что у надзорных органов есть релевантные данные, указывающие на конкретные очаги нарушений. По мнению авторов, государство не стало бы так кардинально менять свою работу, если бы проблема контрафакта и фальсификации была незначительной.

Тот факт, что при сокращении общего числа проверок (с взаимодействием) почти в 4 раза (с 33 плановых до 14) количество выявленных нарушителей выросло на 89%, а сумма штрафов – в 3,8 раза, свидетельствует о том, что надзорные органы теперь «бьют точно в цель». Они фокусируются не на формальном соблюдении правил всеми участниками, а на целенаправленном выявлении злостных нарушителей. Это прямо указывает на наличие устойчивого сегмента недобросовестных операторов на рынке.

94% нарушителей являются субъектами МСП (64 из 68) и при этом именно на них пришелся взрывной рост внеплановых документарных проверок (с 13 до 75). Онлайн-площадки, где фиксируются массовые случаи контрафакта, это именно та среда, где наиболее активны субъекты МСП. Колоссальный рост общей суммы наложенных штрафов (с 7,5 до 28,6 млн рублей) при увеличении доли штрафов в структуре наказаний - это прямая реакция государства на серьезность и экономическую составляющую нарушений. Регулятор борется не с мелкими оформительскими недочетами, а с действиями, наносящими существенный ущерб рынку и потребителям.

Данные проверок также свидетельствуют, что ФПП не просто ужесточает контроль, а целенаправленно работает над предупреждением нарушений. Это соответствует философии «нового контроля» развивающегося в рамках цифровых систем прослеживаемости товаров, где главная цель – не наказать, а предотвратить нарушение. Этот тезис также подтверждается данными МВД (табл.2).

По данным ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД РФ наблюдается устойчивая тенденция к снижению преступлений экономической направленности. Общее число зарегистрированных преступлений экономической направленности сократилось со 117707 в 2021 году до 105437 в 2024 году. Данные за 2025 год (88706 за 9 месяцев) находятся в русле этой тенденции и, будучи экстраполированы на год, вероятно, покажут дальнейшее снижение.

Таблица 2

Динамика преступлений в сфере экономики по отдельным составам

Показатель
2021
2022
2023
2024
2025
(янв-сент)
Всего преступлений экономической направленности, в т.ч.
117707
111429
105257
105437
88706
нарушение авторских и смежных прав, в т.ч.
317
226
145
111
76
совершенных в крупном или особо крупном размерах, либо причинивших крупный ущерб
314
223
141
110
75
незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга, в т.ч.
96
95
105
75
128
совершенных в крупном или особо крупном размерах, либо причинивших крупный ущерб
87
82
103
70
109
производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, в т.ч.
89
96
121
103
100
совершенных в крупном или особо крупном размерах, либо причинивших крупный ущерб
83
90
118
95
95
Источник: составлено авторами по данным сервиса «Статистика и аналитика» МВД России [4]

Количество зарегистрированных преступлений в сфере нарушения авторских и смежных прав за 4,5 года сократилось в 4,2 раза (с 317 в 2021 году до 76 за январь-сентябрь 2025 года). Доля преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, стабильно составляет около 97-99% от общего числа по этой статье. Это говорит о том, что правоохранительная система фокусируется на борьбе с организованной и серьезной экономической преступностью, а не с мелкими правонарушениями. Данные МВД также свидетельствуют о высокой эффективности мер, направленных на противодействие нарушению авторских прав, что может быть связано не только с ужесточением законодательства и активной работой правообладателей, но и активным внедрением инструментов цифровой маркировки товаров для выявления поддельной (контрафактной) продукции. Этот тезис подтверждается относительной стабильностью числа преступлений, связанных с маркировкой товаров. Показатели держатся в диапазоне 89-121 преступление в год, с пиком в 2023 году. Значение за 9 месяцев 2025 года (100) позволяет прогнозировать, что итоговый показатель за год останется на высоком уровне. Доля таких преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, также высока и составляет 93-98%. По нашему мнению, такие значения говорят о том, что нелегальный оборот немаркированной продукции остается прибыльным бизнесом, а система контроля и выявления таких нарушений работает стабильно, а рост в 2023 году мог быть связан с расширением перечня подконтрольной продукции.

Можно сделать вывод, что проводимая цифровая трансформация контроля за оборотом ювелирных изделий привела к фундаментальным структурным изменениям на рынке, выразившимся в его поляризации и сокращении так называемой «серой зоны». Внедрение ГИИС ДМДК в качестве обязательного элемента легального товародвижения создало бинарную модель участия. Участники рынка более не могут занимать промежуточные позиции, характеризуемые частичным соблюдением требований. В новых условиях изделие либо полностью интегрировано в систему прозрачного легального оборота, что сопровождается наличием его в системе и соответствующей цифровой маркировкой, либо его обращение переходит в разряд полностью нелегального («черного рынка»), поскольку возможностей для легального предложения вне системы более не существует.

Ключевым следствием данной трансформации является повышение информационной прозрачности для конечного покупателя. Цифровые инструменты, в частности, мобильное приложение «Честный знак», предоставляют конечному покупателю простой и эффективный механизм самостоятельной верификации легальности продукции. Совпадение данных, считанных с маркировки изделия, со сведениями в государственных информационных системах (на сайте ФПП) является индикатором его легального происхождения. Напротив, отсутствие товара в системе или расхождение информации однозначно идентифицирует его как продукт нелегального оборота, минимизируя риски потребителя, связанные с приобретением контрафактной и/или фальсифицированной продукции. Получается, что использование цифровых технологий не только усилило контроль со стороны государства, но и изменили позицию покупателя, дав ему возможность активно участвовать в процессе вытеснения с рынка недобросовестных продавцов.

Несмотря на достигнутый прогресс в цифровизации оборота изделий из драгоценных металлов, остается ряд системных проблем, частично предсказанных в наших более ранних работах и не утративших своей актуальности в текущих условиях.

Во-первых, недостаточная интеграция в ГИИС ДМДК участников сырьевого сектора. Как показано в исследовании [5], система в ее текущем виде не обеспечивает сквозного учета движения драгоценных металлов от стадии геологоразведки и добычи (руды, концентраты) до аффинажа. Данный пробел подрывает один из ключевых принципов прослеживаемости – «цифровой след» товара обрывается, что ограничивает полноту контроля и создает потенциал для возникновения неучтенных оборотов на наиболее капиталоемких этапах цепочки создания стоимости

Наиболее сложной методологической и технологической задачей остается интеграция в систему полного цикла прослеживаемости ювелирных вставок. Без этого существующая модель рискует превратиться в подобие «цифрового клейма». Ограниченный перечень учитываемых камней (только драгоценные) и отсутствие механизмов для фиксации изменений их характеристик (в соответствие с системой «4С») на этапах изготовления, например, при огранке, оставляют лазейку для фальсификации, нивелируя тем самым потенциал системы в борьбе с целым сегментом контрафактной продукции.

Не до конца отработаны алгоритмы изменения статуса изделия при возврате некачественного товара от конечного потребителя в розничную сеть или от ритейлера к производителю, что ведет к логистическим и учетным коллизиям в системе.

Отсутствие унифицированных и детализированных регламентов, определяющих момент маркировки импортируемой продукции (до или после таможенного выпуска) и порядок отражения уникальных идентификационных кодов (УИНов) в графе 31 ГТД/ДТ, создает правовую неопределенность и риски для участников ВЭД.

Функционирование ГИИС ДМДК как критической информационной инфраструктуры сопряжено с нарастающими вызовами в сфере кибербезопасности. Экспоненциальный рост объема обрабатываемых данных, включая коммерческую тайну и персональные данные, закономерно повышает привлекательность системы для целевых кибератак. Требования к обеспечению целостности, конфиденциальности и доступности этой информации, обозначенные нами в более ранних работах, не только не утратили остроты, но и требуют пересмотра в сторону ужесточения в связи с усложнением ландшафта угроз.

Разрешение обозначенных проблемных моментов является необходимым условием для перехода системы из стадии операционного функционирования в стадию зрелости, когда ее потенциал в легализации рынка будет раскрыт полностью.

Результаты

В ходе работы были получены следующие основные результаты:

1. Установлено, что после интеграции системы доля профилактических мероприятий выросла, а количество выявленных нарушений сократилось более чем в 2 раза (с 2330 в 2023 г. до 1110 в 2024 г.). Выявлен рост количества административных наказаний (с 135 до 197) при снижении общей суммы штрафов в 3,6 раза, что свидетельствует о смещении контроля в сторону превентивных мер.

2. Доказана поляризация ювелирного рынка с сокращением «серой зоны» и формированием бинарной модели участия: легальный оборот через ГИИС ДМДК vs. нелегальный («чёрный») рынок.

3. Установлено, что 94% нарушений в 2024 году приходится на субъекты МСП, что подтверждает гипотезу о непропорционально высоких издержках адаптации для данной категории участников, что говорит об уязвимости предприятий малого и среднего бизнеса).

4. Выявлены сохраняющиеся «узкие места», которые создают риски для полной легализации рынка. К ним относятся: отсутствие полноценного цифрового контура от добычи сырья, что подрывает принцип сквозной прослеживаемости; формальный учёт вставок, оставляющий лазейки для контрафакта; несовершенство операционных процедур и таможенных регламентов, а также нарастающая уязвимость к кибератакам из-за централизации чувствительных данных.

5. Цифровизация в формате ГИИС ДМДК трансформирует модель государственного контроля над высокорискованным рынком, делая его непрерывным и риск-ориентированным, а целью – не карательное воздействие, а создание прозрачной и предсказуемой среды для легальных участников бизнеса.

Выводы

Таким образом, внедрение ГИИС ДМДК доказало свою результативность в качестве инструмента легализации оборота ювелирных изделий. Ключевым индикатором стала структурная трансформация рынка, выразившаяся в его поляризации и сокращении «серой зоны», что подтверждается бинарной моделью участия: ювелирное изделие либо имеет цифровую маркировку и учтено в системе, либо его оборот является полностью нелегальным.

Цифровизация в сфере регулирования рынка драгоценных металлов и изделий из них привела к фундаментальному изменению модели государственного надзора от карательных к превентивным и дистанционным методам. Резкий рост контрольных мероприятий «без взаимодействия» на основе данных системы, но при этом сокращение выявленных нарушений и общей суммы наложенных штрафов, свидетельствует о переходе к непрерывному и более эффективному мониторингу.

Несмотря безусловно положительный результат, выявлен ряд проблем, решение которых сделает систему еще более эффективной. А именно:

- отсутствие сквозной прослеживаемости от недропользователей (руды, концентраты);

- недостаточный учет природы и характеристик ювелирных вставок;

- непроработанность ряда операционных процедур (например, возврат товара, возможность изменения показателей «4С» драгоценных камней на этапе огранки и др.);

- уязвимость малого бизнеса из-за высокой нагрузки на субъекты МСП;

- высокие киберриски, связанные с концентрацией в системе больших массивов конфиденциальных данных.

Представляется, что последующее развитие ГИИС ДМДК в качестве элемента инфраструктуры цифровой экономики, станет фундаментом для долгосрочного роста прозрачного, контролируемого и конкурентного ювелирного рынка в России.


Страница обновлена: 17.12.2025 в 10:03:01

 

 

Tsifrovaya ekonomika i legalizatsiya oborota yuvelirnyh izdeliy: vklad GIIS DMDK v uvelichenie doli legalnogo rynka

Zolotova S.V., Ilyashenko S.B.

Journal paper

Shadow Economy
Volume 10, Number 1 (January-March 2026)

Citation: