Поступление прямых иностранных инвестиций в специальные экономические зоны стран Африки
Сапунцов А.Л.![]()
1 Институт Африки Российской академии наук, Москва, Россия
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Аннотация:
В работе рассматриваются методологические основы образования специальных экономических зон (СЭЗ) в странах Африки, привлекательных для деятельности многонациональных предприятий (МНП) и поступления туда прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Анализируются возможности для учреждения в странах Африки совместных предприятий с участием зарубежного капитала и оценивается их способность к организации производства экспортных товаров с высокой добавленной стоимостью. Проводится исследование и классификация комплекса мер, представляемых африканской стороной участникам СЭЗ в качестве стимулов для осуществления капиталовложений и передачи технологий. Особое внимание уделяется возможности организации СЭЗ в сельском хозяйстве стран Африки. В заключение даются оценки об участии российских предпринимателей в работе африканских СЭЗ, в частности в Египте
Ключевые слова: инвестиционный кодекс, инновационные технологии, многонациональные предприятия (МНП), промышленная политика, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), сельское хозяйство, совместные предприятия (СП), специальные экономические зоны (СЭЗ), страны Африки
JEL-классификация: O16, F21, F23, G15
Введение
В странах Африки специальные экономические зоны (СЭЗ) стали центральным элементом промышленной политики и дайверами экономического роста, когда некоторые районы страны получают упрощенное регулирование, налоговые льготы и специализированную инфраструктуру [25] (Rodríguez‐Pose, 2025). В 1970 г. Маврикий стал первой африканской страной, создавшей СЭЗ, и по состоянию на 2023 г. в 43 африканских странах было образовано более 230 СЭЗ для привлечения инвестиций, увеличения экспорта и создания рабочих мест [20] (Azuelos et al., 2025).
Выделяют ряд типов СЭЗ, каждый из которых характерен поставленной при своем образовании целью: зоны экспортной переработки предлагают таможенные и налоговые льготы, ориентированные на экспортно-ориентированное производство; зоны свободной торговли обычно представляют собой обширные территории, где действуют льготы, направленные на облегчение импорта и реэкспорта товаров; специализированные зоны предлагают значительные стимулы для одного сектора экономики; диверсифицированные зоны – поддерживают несколько отраслей экономики. Существуют схожие с СЭЗ проекты по оживлению экономики, которые, в свою очередь, нацелены на решение проблем в «проблемных» районах страны с помощью налоговых и иных льгот. Несмотря на многообещающие перспективы СЭЗ, показатели их функционирования в Африке неоднозначны.
Например, по сравнению с Азией, они показали низкие результаты. В то время как первые СЭЗ Китая, такие как Шэньчжэнь, стали локомотивами промышленных преобразований благодаря мощной государственной поддержке, последовательным национальным стратегиям и глубоким связям с местными фирмами, большинство африканских зон испытывали трудности с созданием аналогичных побочных эффектов для экономики в целом [22] (Garcia, 2024). В настоящее время экономическая ситуация в странах Африки стабилизировалась после окончания пандемии короновируса, воздействие которой на регион изучалось в работах [5; 6] (Drobot et al., 2021a; Drobot at al., 2021b). В первый год пандемии совокупный ВВП стран Африки к Югу от Сахары сократился на 3%, тогда как в 2024 г. вырос на 4,1%; в 2025 г. прогнозируется рост их ВВП на 4,1% [27] (IMF, 2025).
Доктор экономических наук, профессор Владимир Викторович Павлов, работавший на должности ведущего научного сотрудника Центра изучения проблем переходной экономики Института Африки РАН, ушел из жизни в марте 2023 г. Этот признанный ученый, крупный специалист по проблематике инвестиционного регулирования в странах Африки, автор множества фундаментальных научных идей и новаторских экономических концепций. Выгодно выделяется его пионерный научный подход к анализу и практическому применению инвестиционных кодексов в странах Африки, изложенный в монографии [10] (Pavlov, 2017), а также более подробно (в функциональном и региональном представлении) в соавторстве с А.Л. Сапунцовым [11–16] (Pavlov, Sapuntsov, 2018; Pavlov, Sapuntsov, 2019; Sapuntsov, Pavlov, 2019; Pavlov, Sapuntsov, 2020; Sapuntsov, Pavlov, 2021; Pavlov, Sapuntsov, 2022). Предлагаемая статья подготовлена в продолжение совместного научного творчества с В.В. Павловым и включает в себя материалы его рукописей, не опубликованные при жизни.
Совместные с африканцами предприятия
В рамках государственной политики обновления и модернизации местного промышленного производства и аграрного сектора экономики многие государства Африки ныне целенаправленно пошли по пути содействия и поощрения создания совместных предприятий (СП) и компаний с иностранными частными инвесторами. Подобный подход стал важной частью долгосрочной национальной экономической стратегии стран Африки, в частности стратегии экспорт – ориентированного развития на базе дальнейшей интенсификации привлечения в Африку иностранного частнопредпринимательского производственного капитала. Однако в этой группе стран прямым иностранным инвестициям (ПИИ) разрешается осуществлять свою производственную и инвестиционную деятельность преимущественно или главным образом путем учреждения официальных СП и компаний с обязательным долевым участием национального африканского капитала принимающей страны (как государственного, так и, прежде всего, частного). В их числе: Нигерия, Тунис, Алжир, Замбия.
Тем не менее, в целом ряде других стран региона, несмотря на определенное увеличение общего числа активно действующих совместных смешанных по капиталу предприятий и компаний в принимающей стране, явно доминирующие позиции в реальном секторе экономики устойчиво занимают широко распространенные в стране и достаточно крупные по капиталу (по местным африканским стандартам) иностранные предприятия и компании. Это либо контролируемые, либо прежде всего полностью принадлежащие (до 100% акционерного капитала) иностранным акционерам и инвесторам. Более того, по законодательству некоторых принимающих стран Африки подобного типа хозяйствующие структуры, даже к миноритарному долевому участию в их капитале, национальные африканские инвесторы и партнеры вообще не допускаются. В этой связи речь идет о собственных филиалах ведущих промышленных многонациональных предприятий (МНП) и транснациональных банков в Африке. Среди таких принимающих их стран выделяются Египет, Малави, Сенегал, а также в определенной мере Кения и др. При этом определенный импульс получили африканские МНП, которые занимаются капиталовложениями в сопредельные страны [8] (Kuznetsov, 2024).
СП с национальным частным капиталом принимающей африканской страны активно учреждаются в регионе компаниями Китая, Индии, Германии, Голландии, Японии, Республики Кореи и др., которые таким образом стремятся укрепить свои позиции на местных рынках (особенно в сфере энергетики, обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственном производстве, прежде всего в сфере растениеводства и др.), чтобы более активно конкурировать на них с компаниями Франции, Великобритании, США. Первая группа компаний намного более активно, чем когда-либо прежде, вовлечена в практику создания СП, прежде всего на базе двусторонних соглашений и договоров с местными африканскими частными предпринимателями о разделе произведенной продукции (СРП). Одновременно усилилась долгосрочная тенденция к коллективному участию инвесторов и партнеров из нерегиональных стран в совместных с африканскими частными инвесторами предприятиях и компаниях в принимающих африканских странах [18] (Abdi, 2022).
Зачастую для участия и усиления своих позиций в СП (особенно в горнодобывающей промышленности, промышленном строительстве, энергетическом хозяйстве, а также на транспорте и в оптовой торговле) специально учреждаются мощные по капиталу международные инвестиционные производственные консорциумы, которые возглавляют многопрофильные компании Франции, Швейцарии, Бразилии, Израиля, Японии, Германии (в ДРК, Гвинеи и Замбии). Национальную сторону принимающей африканской страны представляют нередко одновременно несколько местных компаний и партнеров, объективно несравненно более слабых как в чисто финансовом, так и прежде всего в технологическом отношении [19] (Alves, 2022). Закономерно, что долгое участие консорциумов подобного типа в капитале СП в Африке, даже нередко миниатюрное, полностью обусловливает базовые направления инвестиционной технологической и торгово-сбытовой политики таких СП (особенно действующих в отраслях горнодобывающей промышленности, промышленном строительстве, в сфере экономического хозяйства и др.).
Предприятия совместного владения (совместной собственности на базе заключаемых долгосрочных либо бессрочных СРП, то есть на весь период деятельности подобного смешанного по капиталу предприятия) представляют собой организации (юридические лица) национально-иностранной формы частной государственной собственности. В принимающих странах Африки в рамках подобной формы собственности, прежде всего частной, обеспечиваются безусловные доминирующие позиции иностранного частнопредпринимательского производственного капитала, в том числе инвестиционных и производственных (промышленных) консорциумов и объединений нерегиональных стран – инвесторов (в их числе: Франция, США, Великобритания, Германия, Япония, Республика Корея, Китай, Индия, Бразилия, Израиль и др.). Последствия такого сотрудничества прямо воздействуют на государственную политику принимающей страны и особенно, подчеркнем, её долгосрочную социально-экономическую ориентацию, включая ключевые направления её научно-технического сотрудничества и основные формы внешнеэкономических связей с другими странами, прежде всего нерегиональными.
В конечном итоге подобного типа национально-иностранная совместная форма собственности в смешанных по капиталу предприятиях и компаниях в подавляющем большинстве, если ныне не во всех принимающих странах Африки, объективно формирует максимально возможные условия для расширения масштабов инвестиционной экспансии и регулярной производственной деятельности иностранного частнопредпринимательского промышленного капитала в базовых отраслях и сегментах национальной экономики принимающих африканских стран. В числе важнейших: энергетический сектор, горнодобывающая промышленность, местные перерабатывающие (обрабатывающие) производства, сельское хозяйство (в том числе его животноводческий сегмент), а также ныне индустрия туризма [21] (Fei, 2024). Более того, принимающие страны Африки целенаправленно пересматривают действующее инвестиционное законодательство, в частности регулярно корректируют свои инвестиционные кодексы, чтобы создать в стране «дополнительные инвестиционные стимулы и особые преференции» для обеспечения устойчивого притока крупномасштабных ПИИ.
Стимулирование притока инвестиций в СЭЗ Африки
Среди ключевых мер государственного регулирования в направлении стимулирования поступления ПИИ, ведущих не только к определенной реставрации позиции частного иностранного капитала в экономике стран Африки, но и к дальнейшему усилению воздействия ведущих развитых стран мира на социально-политическую ориентацию континента, так как «устойчивый рост экономики стран Африки, сопровождающийся созданием рабочих мест, может быть достигнут в результате укрепления их производственного потенциала, содействия индустриализации, а также освоения инноваций, открывающих для производителей возможность выводить на рынок новые товары, повышать эффективность работы предприятий и конкурентоспособность их продукции» [9, с. 19] (Morozenskaya, 2025). В частности, режим приема ПИИ в страны Африки трансформируется следующим образом:
1. Законодательное оформление полной неприкосновенности реализованных в страну ПИИ, а также безусловных прав иностранных инвесторов на их собственность в принимающей стране, обеспечение ряда других специальных гарантий инвесторам, в том числе адресных (ЮАР с 2018 г., Зимбабве, Намибия).
2. Снятие каких-либо административных ограничений, количественных барьеров и лимитов на размер фактической доли участия иностранного капитала (иностранных инвесторов) в СП и компаниях в стране (Марокко, Тунис).
3. Официальное законодательно оформленное разрешение существенного преобладания фактической доли участия иностранного капитала (мажоритарной доли участия иностранных частных инвесторов) в СП и компаниях (Руанда, Гвинея).
4. Разрешение на долевое участие МНП и инвестиционных консорциумов в капитале СП и компаний в размере, превышающем базовый лимит в 50% от общей суммы обычных акций данного хозяйствующего субъекта – юридического лица (Гвинея, Судан, Южный Судан).
5. Допуск 100%-го долевого участия иностранного частного капитала в функционирующих в стране местных предприятиях и компаниях (Египет, Малави, Кения, Сенегал).
6. Учреждение в значительном числе стран континента СЭЗ, районов и инвестиционных коридоров развития, инвестиции в которые обеспечивают иностранным инвесторам специальные инвестиционные льготы, а также значительные фискально-налоговые льготы и другие существенные преференции различного рода в период реализации первоначальных инвестиций в ведущие отрасли экономики принимающей страны и особенно в период инициации текущей (регулярной) производственной деятельности вновь возведенного (завершенного) промышленного инвестиционного объекта в контексте целенаправленного фискального стимулирования его регулярной производственной деятельности, расширения её объемов и последующей диверсификации (Египет, Либерия, Тунис, Кот-д’Ивуар).
7. Введение систем многосторонних целевых гарантий, контр-гарантий и защиты реализованных инвестиций иностранными частными инвесторами в СЭЗ и аналогичные им районы. В числе подобного типа агломераций фигурируют также свободные экспортные зоны, свободные промышленные зоны, технопарки, зоны (районы) ускоренного развития, зеленые (аграрные) зоны и агропарки.
Методические основы функционирования специальных СЭЗ в Африке
На практике наиболее льготные условия для инвестиционной и текущей производственной деятельности иностранные инвесторы получают в СЭЗ промышленного типа. Подобные зоны (районы) достаточно длительное время устойчиво функционируют в Сенегале, Египте, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Камеруне, Тунисе [23] (Goodfellow et al., 2021). Действующие инвестиционные кодексы стран Африки упорядочивают и регламентируют функционирование СЭЗ, в том числе их промышленную специализацию и функциональное назначение, включая ряд особых подзон и районов, в частности в Марокко, Гвинее, Бенине, Буркина-Фасо, Гане, Уганде и др.
Обычно значительная часть предприятий и компаний (в том числе в отраслях горнодобывающей и обрабатывающей промышленности), которые размещены и устойчиво функционируют в пределах определенной СЭЗ, ориентируются в своем производстве на экспортные поставки произведенной в ней продукции на внешние рынки, в первую очередь нерегиональные. Такие предприятия активно привлекают от иностранных компаний – их акционеров новые технологии, патенты, ноу-хау, закупают у них по внутрифирменным (внутрикорпорационным) ценам более современное промышленное оборудование.
При этом участие частичного национального африканского капитала в подобного типа промышленных предприятиях и компаниях обычно невелико, и африканским акционерам, как правило, принадлежит лишь миноритарная доля участия в их подписном акционерном капитале. В некоторых случаях участие африканских акционеров в таких предприятиях с иностранным капиталом жестко ограничивается либо вообще не допускается. «Специальные экономические зоны Китая в Африке следует рассматривать как зоны локальной гегемонии. Такой подход позволяет разграничить действительно неоколониальные механизмы, нацеленные на эксплуатацию ресурсов, от форм сотрудничества, способствующих развитию» [10, c. 107] (Nesmashnyi et al., 2020).
В результате в ряде стран под полный прямой контроль иностранного частного предпринимательского производственного капитала Франции, США, Китая, Бразилии и, прежде всего, крупных МНП попадают целые районы и достаточно крупные по своим размерам африканские агломерации, включающие достаточно масштабные по объему производства промышленные предприятия и компании, активно использующие в своем производстве современные технологические процессы и промышленное оборудование. Это позволяет им выступать поставщиками современной промышленной продукции на внешние внерегиональные рынки, в том числе в развитые страны Запада. «СЭЗ [в странах Африки – прим. ред.] являются крупными реципиентами прямых инвестиций, а также площадками для создания дополнительных рабочих мест. Они должны способствовать сокращению торговых барьеров, поддержанию темпов роста экономики Китая и стран Африки, переносу экономических успехов Китая на страны Африки» [17, c. 22] (Hubulov, 2021).
Лишь в качестве простой иллюстрации отметим, что такие известные МНП, как «Юнилевер», «Юнион Карбайд», «Нестле», «Эр Ликид» и ряд других, уже длительное время занимали достаточно прочные позиции, а ныне по сути стали доминировать в современных отраслях хозяйства, в том числе также ныне в агропромышленном производстве (секторе) ряда стран континента. В их числе Кот-д’Ивуар, Габон, Камерун, Зимбабве. В 2020-2024 гг. все более активно в некоторые эти страны, а также в Гвинею, Замбию, Намибию проникает американский частный капитал, в первую очередь специализированные промышленные компании и строительные фирмы, которые берут под свой контроль местный рынок строительных машин и производство электротехнического оборудования, прежде всего сложного [28] (UNCTAD, 2025). Например, в Кот-д’Ивуар, в столице Абиджане и некоторых других крупных городах страны, постоянно действуют собственные филиалы десятков крупных американских фирм и компаний [24] (Owusu et al., 2025). Госдепартамент США настоятельно рекомендует американским промышленным предприятиям и компаниям намного более активно, чем когда-либо прежде, расширять свою новую инвестиционную и производственную деятельность в современных секторах хозяйства Гвинеи.
В большинстве случаев доля участия частного национального капитала в подобных предприятиях и компаниях либо вообще не растет, либо сокращается, в том числе в предприятиях в отраслях обрабатывающей промышленности и оптовой торговли, прежде всего экспортной [3] (Drobot, 2024a). Что касается некоторого адресного повышения доли национального африканского капитала в определенных предприятиях, прежде всего в отраслях, непосредственно производящих продукцию преимущественно для внутреннего потребления в стране и ориентированных на внутренний рынок, то данный рост остается слабым, наталкивается на трудности объективного характера, в том числе при приобретении местными африканскими предпринимателями (частным африканским бизнесом) акций действующих в стране смешанных по капиталу СП и компаний (Нигерия, Габон, Кот-д’Ивуар).
Инновационные проекты в африканских СЭЗ
Между тем, по нашей оценке, реальные перспективы привлечения и активного использования частным национальным африканским капиталом новых технологий и научно-технического обновления реально возникают при реализации совместно с иностранными партнерами инновационных проектов в агропромышленном секторе принимающих африканских стран (как в сфере растениеводства, так и в животноводстве). В этой связи речь идет также о комплексных инвестиционных проектах в этой отрасли, в числе которых «зеленые технопарки», промышленные технопарки, киберпространства в аграрном производстве и др. [4] (Drobot, 2024b). Иностранные инвесторы и технологические партнеры в подобного рода проектах наряду со взносом средств в иностранной твердой валюте в акционерный капитал вновь создаваемых предприятий и компаний в аграрном секторе принимающих стран в намного более значительном объеме передают местным африканским предпринимателям лицензии, патенты, новые технологии, промышленное оборудование, семенной (посадочный) материал, племенных животных (племенной скот), удобрения и др.
«Если говорить о перспективах развития африканских ОЭЗ [особых экономических зон – прим. ред.], то необходимо отметить, что большинство из них (в частности, рассматриваемые нами группы ОЭЗ [многоотраслевые, для одного предприятия, локальные специализированные кластеры – прим. ред.]) стараются придерживаться общемировых тенденций и обеспечивать качественный рост своих национальных экономик. Так, многоотраслевые зоны демонстрируют тенденцию к «озеленению» производств, узкоспециализированные кластеры начинают с низкотехнологичного текстильного производства переориентироваться на фармацевтическое и высокотехнологичное производства. Свободные точки будут продолжать свое активное развитие в сфере нефтехимии и горнодобыче» [2, c. 74] (Berdin et al., 2025).
Иностранные инвесторы в таких сельскохозяйственных проектах обеспечивают также приток дополнительных ресурсов внешнего инвестиционного финансирования (софинансирования) в реализуемые инвестиционные аграрные проекты, в частности обеспечивается доступ к кредитам коммерческих банков стран Запада (в Кот-д’Ивуаре, Нигерии, Габоне). При этом возникают необходимые условия и реальные возможности для регулярного экспорта произведенной аграрной продукции на рынки родительских стран иностранных акционеров и инвесторов. В числе последних ныне все больше фигурируют компании агробизнеса из США, Франции, Германии, а также, подчеркнем, Китая, Республики Кореи и ряда других азиатских стран [26] (Tekam et al., 2025).
В определенной мере аналогичная по сути с аграрным сектором ситуация в странах Африки в ряде случаев складывается ныне в отраслях обрабатывающей промышленности, когда в том числе в предприятиях и компаниях, находящихся под безусловным контролем иностранного капитала, местные частные промышленные предприниматели и инвесторы получают современные технологии и промышленное оборудование, но также им обеспечивается доступ к ряду различных источников внешнего инвестиционного финансирования, включая привлечение возможных заимствований с международного рынка частных ссудных капиталов (Камерун, Замбия, Гвинея, Египет, Тунис).
Участие российских предпринимателей в деятельности африканских СЭЗ представляет собой особый интерес, например, организация подобных производств в зонах Египта. «Однако, на наш взгляд, не торговля должна стать тем звеном, благодаря которому мы можем поднять на новый уровень всю систему российско-африканских отношений. Ключевым направлением на ближайшую перспективу, которое станет привлекательным для африканских стран и будет способствовать успешному экономическому развитию Российской Федерации, могут стать российские инвестиции в те сферы африканской экономики, которые представляют интерес как для РФ, так и для государств Африки. Прежде всего речь идёт об отработке двусторонних возможностей технологического партнёрства» [1, с. 846-847] (Abaramova et. al., 2022). Более того, СЭЗ помогут наладить ресурсоэффективное взаимодействие России со странами Африки в условиях цифровой экономики и «в рамках формирования межстрановых (или межконтинентальных) кластерных образований на основе цифровизации ключевых экономических процессов» [7, с. 147] (Drobot et. al., 2025).
Заключение
Отмечается тенденция к некоторому росту объема инвестиций частного национального сектора в африканские предприятия, контролируемых иностранным капиталом. В некоторых случаях этот тренд затрагивает базовые ключевые отрасли национальной экономики принимающих стран Африки (обрабатывающая, горнодобывающая промышленность, сфера услуг и др.). Принимаются законодательные меры по недопуску падения такого немаловажного показателя, как относительная (а в некоторых случаях и абсолютная) величина доли участия национального капитала в СП и компаниях в стране. Действующим в стране филиалам МНП рекомендуется активнее размещать свои филиалы на территории СЭЗ и вкладывать туда ПИИ, а также расширять привлечение в свои предприятия управленческие структуры местных акционеров и менеджеров.
Долговое участие непосредственного правительств стран Африки в СП, а также в смешанных по капиталу предприятиях и компаниях с долевым участием в них иностранных акционеров и инвесторов, действующих в СЭЗ, представляет собой усиливающийся базовый тренд, в соответствии с которым государственные организации и компании принимающих стран стремятся передать растущую долю принадлежащих им акций подобных предприятий африканским частным предпринимателям и инвесторам. Этот тренд отмечается в ряде тех отраслей экономики принимающих стран, в которых африканское государство ранее достаточно активно участвовало в акционерном капитале действующих в СЭЗ совместных с иностранным капиталом предприятий и компаний, включая филиалы МНП в оптовой торговле, в том числе экспортной, обрабатывающей и горнодобывающей промышленности, а в последние годы также в аграрном секторе экономики, в частности в товарном растениеводческом и другом сельскохозяйственном коммерческом производстве.
Источники:
2. Бердин А.Э., Бердина М.Ю. Модели особых экономических зон Африки // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2025. – № 6. – c. 65-76. – doi: 10.26726/rppe2025v6moase.
3. Дробот Е.В. Проблемы мобилизации финансовых ресурсов для экономического развития стран Африки // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 123-158. – doi: 10.18334/eo.14.1.120351.
4. Дробот Е.В. Разработка стратегии и направлений политики в сфере мобилизации внутренних финансовых ресурсов для экономического развития стран Африки // Экономические отношения. – 2024. – № 2. – c. 425-452. – doi: 10.18334/eo.14.2.120787.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сапунцов А.Л. Распространение коронавируса в Африке: региональные паттерны и экономические последствия // Экономические отношения. – 2021. – № 1. – c. 13-38. – doi: 10.18334/eo.11.1.111816.
6. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сапунцов А.Л. Трансформация отраслевой структуры инновационного бизнеса в Африке и вызовы пандемии коронавируса // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 351–378. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111858.
7. Дробот Е. В., Макаров И.Н., Осипова И.В. К вопросу о необходимости развития ресурсоэффективного взаимодействия России с африканскими странами в условиях политики трампизма и формирования цифровой технократии // Экономические отношения. – 2025. – № 1. – c. 135-156. – doi: 10.18334/eo.15.1.122741.
8. Кузнецов А.В. Африканский транснациональный бизнес // Вестник Российской академии наук. – 2024. – № 6. – c. 516-526. – doi: 10.31857/S0869587324060029.
9. Морозенская Е.В., Калиниченко Л.Н. Проблемы промышленного роста в Африке: поиск новых возможностей // Ученые записки Института Африки РАН. – 2025. – № 3. – c. 5‒21. – doi: 10.31132/2412-5717-2025-72-3-5-21.
10. Несмашный А.Д., Никитина Ю.А. Локальная гегемония: китайские СЭЗ в Маврикии и Замбии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2020. – № 1. – c. 97-114. – doi: 10.22363/2313-0660-2020-20-1-97-114.
11. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Многонациональные предприятия в инвестиционной стратегии Гвинеи // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2147-2168. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116930.
12. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Предпосылки к имплементации моделей инвестиционного сотрудничества России со странами Африки // Экономические отношения. – 2018. – № 4. – c. 567-588. – doi: 10.18334/eo.8.4.39527.
13. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Приоритетные направления долгосрочной инвестиционной политики российских предприятий в Африке // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2545-2556. – doi: 10.18334/eo.9.4.41455.
14. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3109-3120. – doi: 10.18334/epp.10.12.111506.
15. Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Диверсификация внешнеэкономических связей России со странами Африки в сфере контрактной внешней торговли и инвестиций // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 2079-2094. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114082.
16. Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Технологические факторы межстрановой конкуренции на африканском инвестиционном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 761-774. – doi: 10.18334/epp.9.4.41517.
17. Хубулов С.М. Специальные экономические зоны Китая в странах Африки: перспективы для модернизации промышленности // Инновационная экономика. – 2021. – № 3. – c. 14-23.
18. Abdi N., Hasnain A., Savigliano R., Scarcia Y., Bait S., Marino Lauria S., Schiraldi M.M. Prioritize special economic zones establishment through a multi-criteria decision-making approach: A case study on the federal states of Somalia // International Journal of Engineering Business Management. – 2022. – doi: 10.1177/18479790221100075.
19. Alves A.C., Lee C. Knowledge Transfer in the Global South: Reusing or Creating Knowledge in China’s Special Economic Zones in Ethiopia and Cambodia? // Global Policy. – 2022. – p. 45–57. – doi: 10.1111/1758-5899.13060.
20. Azuelos S., Boubekeur S., Gourdon J., Githinji P.K., Hornok C., Mulyukova A., Ouari Z. // AFD Research Papers. – 2025. – p. 60. – url: https://www.afd.fr/en/resources/reassessing-role-special-economic-zones-africa-evidence-export-performance-and.
21. Fei D. Transnationalizing intrapreneurship of Chinese private investment in Africa // Environment and Planning A. – 2024. – № 6. – p. 1595-1613. – doi: 10.1177/0308518X241235578.
22. Garcia A., Thompson L., Brito C. South-South Investments: Driver for Alternative Globalization? Examining China-Led Special Economic Zones in Brazil and South Africa // Critical Sociology. – 2024. – № 51. – p. 887-905. – doi: 10.1177/08969205241252445.
23. Goodfellow T., Huang Z. Manufacturing urbanism: Improvising the urban–industrial nexus through Chinese economic zones in Africa // Urban Studies. – 2021. – № 7. – p. 1459-1480. – doi: 10.1177/00420980211007800.
24. Owusu N.Y.A., Osei R.D., Ackah C.G. Special Economic Zones (SEZ) Wage Premium Hypothesis: An Unconditional Quantile Regression and Decomposition Approach // Journal of Interdisciplinary Economics. – 2025. – p. 1-24. – doi: 10.1177/02601079251314229.
25. Rodríguez‐Pose A., Bartalucci F., Frick S.A., Santos‐Paulino A.U., Bolwijn R. The challenge of developing special economic zones in Africa: Evidence and lessons learnt // Regional Science Policy & Practice. – 2022. – № 2. – p. 456-482. – doi: 10.1111/rsp3.12535.
26. Tekam J.E.T., Keneck-Massil J. Foreign Direct Investment Attractiveness in Africa: The Role of Special Economic Zones // The World Economy. – 2025. – p. 1-20. – doi: 10.1111/twec.70011.
27. World Economic Outlook Database. Oct 2025ed. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/publications/sprolls/world-economic-outlook-databases (дата обращения: 01.12.2025).
28. World Investment Report. International Investment in the Digital Economy. / UNCTAD. - N.Y.; Geneva: UN, 2025. – 261 p.
Страница обновлена: 17.12.2025 в 14:40:32
The flow of foreign direct investments into the special economic zones of African countries
Sapuntsov A.L.Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics
Volume 15, Number 4 (October-December 2025)
Abstract:
The article examines the methodological foundations of special economic zones in African countries that are attractive for multinational enterprises and foreign direct investment. The possibilities for establishing joint ventures in African countries with the participation of foreign capital are analyzed; and their ability to organize the production of export goods with high added value is assessed. A study and classification of a set of measures presented by the African side to the special economic zones' participants as incentives for investment and technology transfer is being conducted. Special attention is paid to the possibility of organizing special economic zones in the agriculture of African countries. In conclusion, the article provides assessments on the participation of Russian business people in African special economic zones, in particular in Egypt.
Keywords: investment code, innovative technology, multinational enterprises , industrial policy, foreign direct investment, agriculture, joint ventures, special economic zones, African countries
JEL-classification: O16, F21, F23, G15
References:
World Investment Report. International Investment in the Digital Economy (2025).
Abdi N., Hasnain A., Savigliano R., Scarcia Y., Bait S., Marino Lauria S., Schiraldi M.M. (2022). Prioritize special economic zones establishment through a multi-criteria decision-making approach: A case study on the federal states of Somalia International Journal of Engineering Business Management. 14 doi: 10.1177/18479790221100075.
Abramova I.O., Fituni L.L. (2022). Ways to increase the effectiveness of Russia's African strategy in the context of the crisis of the existing world order. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 92 (9). 837-848. doi: 10.31857/S086958732209002X.
Alves A.C., Lee C. (2022). Knowledge Transfer in the Global South: Reusing or Creating Knowledge in China’s Special Economic Zones in Ethiopia and Cambodia? Global Policy. 13 45–57. doi: 10.1111/1758-5899.13060.
Azuelos S., Boubekeur S., Gourdon J., Githinji P.K., Hornok C., Mulyukova A., Ouari Z. (2025). Reassessing the Role of Special Economic Zones in Africa. Evidence on Export Performance and Socioeconomic Impacts AFD Research Papers. 7 60.
Berdin A.E., Berdina M.Yu. (2025). MODELS OF AFRICAN SPECIAL ECONOMIC ZONES. Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki: sotsialno-demograficheskie prioritety subektov Severo-Kavkazskogo Federalnogo okruga Rossiyskoy Federatsii. (6). 65-76. doi: 10.26726/rppe2025v6moase.
Drobot E. V., Makarov I.N., Osipova I.V. (2025). Development of resource-efficient cooperation between Russia and African countries in the context of Trumpism and digital technocracy. Journal of International Economic Affairs. 15 (1). 135-156. doi: 10.18334/eo.15.1.122741.
Drobot E.V. (2024). Problems of financial resource mobilization for the economic development of African countries. Journal of international economic affairs. 14 (1). 123-158. doi: 10.18334/eo.14.1.120351.
Drobot E.V. (2024). Strategy and policy directions in the field of domestic financial resource mobilization for the economic development of African countries. Journal of International Economic Affairs. 14 (2). 425-452. doi: 10.18334/eo.14.2.120787.
Drobot E.V., Makarov I.N., Sapuntsov A.L. (2021). Structural transformation of innovative business in Africa and challenge of the CIVID-19 pandemic. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (1). 351–378. doi: 10.18334/vinec.11.1.111858.
Drobot E.V., Makarov I.N., Sapuntsov A.L. (2021). THE SPREAD OF CORONAVIRUS IN AFRICA: REGIONAL PATTERNS AND ECONOMIC CONSEQUENCES. Russian Journal of Entrepreneurship. 11 (1). 13-38. doi: 10.18334/eo.11.1.111816.
Fei D. (2024). Transnationalizing intrapreneurship of Chinese private investment in Africa Environment and Planning A. 56 (6). 1595-1613. doi: 10.1177/0308518X241235578.
Garcia A., Thompson L., Brito C. (2024). South-South Investments: Driver for Alternative Globalization? Examining China-Led Special Economic Zones in Brazil and South Africa Critical Sociology. (51). 887-905. doi: 10.1177/08969205241252445.
Goodfellow T., Huang Z. (2021). Manufacturing urbanism: Improvising the urban–industrial nexus through Chinese economic zones in Africa Urban Studies. 59 (7). 1459-1480. doi: 10.1177/00420980211007800.
Khubulov S.M. (2021). CHINA'S SPECIAL ECONOMIC ZONES IN AFRICA: PROSPECTS FOR INDUSTRIAL MODERNIZATION. Innovative economy. (3). 14-23.
Kuznetsov A.V. (2024). African transnational business. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 94 (6). 516-526. doi: 10.31857/S0869587324060029.
Morozenskaya E.V., Kalinichenko L.N. (2025). CHALLENGES OF INDUSTRIAL GROWTH IN AFRICA: SEARCHING FOR NEW OPPORTUNITIES. Works and Scholarly Notes of the Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences. 11 (3). 5‒21. doi: 10.31132/2412-5717-2025-72-3-5-21.
Nesmashnyy A.D., Nikitina Yu.A. (2020). LOCAL HEGEMONY: CHINA'S SPECIAL ECONOMIC ZONES IN MAURITIUS AND ZAMBIA. Vestnik RUDN. International Relations. 20 (1). 97-114. doi: 10.22363/2313-0660-2020-20-1-97-114.
Owusu N.Y.A., Osei R.D., Ackah C.G. (2025). Special Economic Zones (SEZ) Wage Premium Hypothesis: An Unconditional Quantile Regression and Decomposition Approach Journal of Interdisciplinary Economics. 1-24. doi: 10.1177/02601079251314229.
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2018). The prerequisites for the implementation of investment cooperation of Russia with the countries of Africa. Journal of International Economic Affairs. 8 (4). 567-588. doi: 10.18334/eo.8.4.39527.
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2019). Priority directions of long-term investment policy of Russian enterprises in Africa. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2545-2556. doi: 10.18334/eo.9.4.41455.
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2020). Participation of African countries in the international industrial cooperation. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (12). 3109-3120. doi: 10.18334/epp.10.12.111506.
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2022). Multinational enterprises in Guinea's investment strategy. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2147-2168. doi: 10.18334/vinec.12.4.116930.
Rodríguez‐Pose A., Bartalucci F., Frick S.A., Santos‐Paulino A.U., Bolwijn R. (2022). The challenge of developing special economic zones in Africa: Evidence and lessons learnt Regional Science Policy & Practice. 14 (2). 456-482. doi: 10.1111/rsp3.12535.
Sapuntsov A.L., Pavlov V.V. (2019). Technological factors of intercountry competition in the African investment market. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 761-774. doi: 10.18334/epp.9.4.41517.
Sapuntsov A.L., Pavlov V.V. (2021). Diversification of Russia's foreign economic relations with African countries in contract foreign trade and investment. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 2079-2094. doi: 10.18334/vinec.11.4.114082.
Tekam J.E.T., Keneck-Massil J. (2025). Foreign Direct Investment Attractiveness in Africa: The Role of Special Economic Zones The World Economy. 1-20. doi: 10.1111/twec.70011.
World Economic Outlook Database. Oct 2025ed. Retrieved December 01, 2025, from https://www.imf.org/en/publications/sprolls/world-economic-outlook-databases
