Оценка эффективности государственного финансирования сельскохозяйственного производства в Новосибирской области

Овсянко Л.А., Иващенко Н.В.
1 Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
2 Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь-март 2026)

Цитировать эту статью:



Введение.

В соответствии с федеральных законом «О развитии сельского хозяйства» государственная аграрная политика является составной частью государственной социально-экономической политики и направлена на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Одной из основных мер по её реализации является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям по следующим основным направлениям: обеспечение доступности кредитных ресурсов; развитие системы страхования рисков; развитие племенного животноводства; развитие элитного семеноводства; обеспечение производства продукции животноводства; обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними; обеспечение обновления основных средств; обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог; предоставление консультационной помощи, подготовка и переподготовка специалистов; информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики; поддержка хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях; развитие органического сельского хозяйства и поддержка производителей органической продукции; поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками; поддержка и развитие сельского туризма; поддержка развития инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; поддержка организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство лекарственных средств для ветеринарного применения, кормовых и пищевых добавок, ферментных препаратов [8]. При этом законодательством предусмотрены методики расчета субсидий по той или иной мере поддержи, но не об оценки её эффективности речи не идет. Поэтому возникает необходимость комплексной оценки эффективности государственного финансирования сельскохозяйственного производства.

Вопросам развития государственной поддержки сельскохозяйственного производства и оценке её эффективности посвящены труды следующих учёных: А.В. Белокопытовой, Д.А. Копейкиной [1], Васильева, В.В. [2], Е.А. Лашук [3], А.Ю. Аверина, О.Н. Лескиной, М.А. Абрамовой, Н.С. Максютенко [5], А.З. Улимбашева, Д.А. Дубравиной [7] , О.И. Хайруллиной [9] и др. Тем не менее данные вопросы изучены не в полной мере и требуют дальнейшего исследования, в части совершенствования методики оценки эффективности государственного финансирования в отрасли.

Цель исследования заключается в обобщении ряда показателей для оценки эффективности государственной поддержи сельскохозяйственного производства, а также их апробации на примере конкретного региона.

Научная новизна исследования заключается в исследовании эффективности государственного финансирования сельскохозяйственного производства на основе совокупности показателей в динамике на материалах Новосибирской области.

Авторская гипотеза – увеличение объёмов государственного финансирования сельскохозяйственного производства способствует росту его эффективности.

Для обработки информации использовались различные методы исследования: монографический, абстрактно-логический, приемы графического представления информации и др.

Основная часть.

Развитие сельского хозяйства в Новосибирской области осуществляется в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области». Регион за 2019-2023 гг. по производству валовой продукции сельского хозяйства среди субъектов Сибирского федерального округа перешел с четвертого на второе место с показателями в 92985 и 131402 млн руб. соответственно. В разрезе же основных видов сельскохозяйственной продукции регион в 2023 г. занял следующие места: второе – в производстве овощей, молока, скота и птицы на убой; третье – в производстве яиц; четвертое – в производстве зерна; шестов – в производстве картофеля [4, 6].

Развитие сельскохозяйственного производства в области осуществляется при непосредственном участии государства. За период исследования из бюджетов всех уровней сумма предоставленного финансирования сельскохозяйственным организациям региона увеличилась в 1,7 раза до 3581,8 млн руб. Мри этом доля расходов на сельское хозяйство в общих расходах консолидированного бюджета выросла с 1,27 до 1,34 % [4] (рис. 1).

Рисунок 1 – Динамика объемов государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Новосибирской области [4].

Государственное финансирование в регионе осуществляется по четырем направлениям (рис. 2). Первое направление «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» является преобладающим и осуществляется в области в рамках пяти федеральных проектов. Наибольшая сумма средств предоставляется по федеральному проекту «Развитие отраслей и техническая модернизация АПК» - 65,1 % от общей суммы поддержки, который включает в себя: субсидии на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства (компенсирующая субсидия); субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и развития малых форм хозяйствования (стимулирующая субсидия); субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур.

Рисунок 2 – Направления государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Новосибирской области [4].

Далее рассмотрим основные составляющие государственной помощи в регионе (рис. 2). В целом по региону преобладает государственное финансирование на компенсацию текущих расходов сельскохозяйственных организаций, что в 2023 г. составило 67,5 % от общей суммы. Однако, по составляющим 2019 г. в структуре государственной помощи преобладали капитальные вложения – средства на закупку сельскохозяйственной техники – 33,9 %, что составляло 706,9 млн руб. В отчетном году, несмотря на прирост по данной статье на 288,5 млн руб., её удельный вес снизился на 6,1 %. Это связано с тем, что за период исследования существенно приросли бюджетные средства на компенсацию текущих расходов – до 2419,2 млн руб., или почти в два раза. Здесь, если в 2019 г. преобладали расходы на отрасль животноводства – 30,7 %, (абсолютный прирост – 335,2 млн руб.), то в 2023 г. наибольший удельный вес стали занимать расходы на растениеводство – 37 % (абсолютный прирост – 798,2 млн руб.). При этом капитальные вложения в коренное улучшение земель сократились на 19 % до 54,9 млн руб.

Рисунок 3 – Динамика состава государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Новосибирской области [4].

За 2023 г. большая доля государственной поддержки пришлась на прочие субсидии – 30,2 % в рамках направления «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Также в рамках данного направления преобладали следующие виды субсидий: «субсидии на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства (компенсирующая субсидия)» – 29, 8 %; субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и развития малых форм хозяйствования (стимулирующая субсидия)» – 18,6 %; субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур» – 16,7 % (рис. 4).

Рисунок 4 – Структура государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Новосибирской области в 2023 г. [4].

В таблице 1 представлены результаты оценки эффективности государственного финансирования сельскохозяйственного производства на основе ряда показателей. Поддержка, приходящаяся на сельскохозяйственные угодия, повышалась за период исследования и составила 1135,7 руб./га. Рост показателя объясняется в том числе и за счет сокращения площади угодий на 3,8 % до 3156,6 тыс. га.

Таблица 1 – Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Новосибирской области [4, 6].

Показатель
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Сумма государственной поддержки в расчете:





- на 1 га сельскохозяйственных угодий, руб.
635,8
789,2
804,8
991,0
1135,7
- на 1 работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, тыс. руб.
81,9
106,6
110,9
134,6
164,1
- на 1 руб. валовой продукции сельского хозяйства, руб.
0,02
0,026
0,017
0,020
0,027
- на 1 руб. выручки, руб.
0,039
0,041
0,032
0,035
0,041
- на 1 руб. чистой прибыли, руб.
0,39
0,29
0,17
0,24
0,49
- на 1 руб. налогов, сборов и страховых взносов, руб.
0,33
0,37
0,34
0,32
0,33
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур, тыс. т
2431,5
2518,1
3384,3
3356,4
2278,0
Урожайность зерновых и зернобобовых культур, ц/га
17,2
17,8
22,6
21,9
14,9
Валовое производство молока, тыс. т
792,1
822,4
847,3
893,9
887,2
Среднегодовая продуктивность коров в сельскохозяйственных организациях, кг/гол.
4731
5592
5996
6730
7082
Уровень рентабельности затрат без учета субсидий, %
8,9
13,6
19,6
14,4
7,6
Уровень рентабельности затрат с учетом субсидий, %
12,4
17,5
22,9
17,8
11,3

Бюджетные ассигнования на 1 работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, также имели тенденцию к росту и в 2023 г. составили 164,1 тыс. руб./чел. Однако несмотря на рост сумм поддержки среднегодовая численность работников в отрасли уменьшилась на 14,3 % до 21831,5 чел. При этом снижение сельскохозяйственных угодий и среднегодовой численности работников также связано с сокращением количества сельскохозяйственных организаций в регионе.

Незначительно изменились показатели, отражающие доли бюджетных средств к выручке и чистой прибыли, которые соответственно в отчетном году составили 4,1 % и 49 %. Сопоставление государственного финансирования с уплаченными сельскохозяйственными организациями налогами, сборами и страховыми взносами свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты в 3 раза больше уплачивают средств в бюджет и во внебюджетные фонды, чем получают от государства в виде поддержки.

Анализ производственных показателей в разрезе приоритетных отраслей выявил следующие особенности: спал в отрасли растениеводства (производство зерна) и рост в животноводстве (молочное скотоводство). Так, за 2020-2023 гг. производство зерновых и зернобобовых сократилось с 2431,5 до 2278 тыс. т, а урожайность уменьшилась с 17,2 до 14,9 ц/га. При этом производство молока выросло на 12 % до 887,2 тыс. т, а продуктивность молочного стада выросла до 7082 кг/гол. в 2023 г. Все это объясняется увеличением финансирования отрасли растениеводства. За рассматриваемый период максимальное значение рентабельности затрат наблюдалось в 2021 г., что составило 19,6 % без учета субсидий и 22,9 % с учетом субсидий. В 2023 г. были отмечены минимальные значения доходности, что без учета финансирования составило 7,6 %, а с учетом – 11,3 %.

Заключение.

В результате исследования достигнута поставленная цель и сделаны следующие выводы.

Государственная поддержка в Новосибирской области представлена разнообразными мерами, как прямого, так и косвенного характера. При этом, как и во многих регионах преобладает прямая поддержка в виде субсидирования. В целом объемы финансирования являются незначительными, о чем свидетельствует их доля в общей сумме расходов консолидированного бюджета области в 1,34 %. Поддержка в основном направлена на развитие приоритетных отраслей и носит преимущественно компенсирующий характер, возмещая часть затрат хозяйствующим субъектам. Так, одной из приоритетных остается молочная отрасль, в результате чего объемы валового производства молока в регионе возросли (второе место среди регионов СФО) и продуктивность повысилась (третье место среди регионов СФО). С другой стороны, об эффективности финансирования свидетельствует коэффициент фискального покрытия, который свидетельствует о том, что 1 руб. вложенных государством средств приносит 3 руб. платежей субъектов хозяйствования в бюджет и во внебюджетные фонды. Также государственное финансирование обеспечивает увеличение рентабельности затрат в среднем на 3,5 %.

Таким образом, в современных условиях для интенсивного развития сельскохозяйственного производства требуется увеличение бюджетного финансирования. При этом поддержка должна совершенствоваться в части перехода на применения цифровых технологий, носить комплексный и долгосрочный характер.


Страница обновлена: 08.12.2025 в 11:32:32

 

 

Otsenka effektivnosti gosudarstvennogo finansirovaniya selskokhozyaystvennogo proizvodstva v Novosibirskoy oblasti

Ovsyanko L.A., Ivashchenko N.V.

Journal paper

Food Policy and Security
Volume 13, Number 1 (January-March 2026)

Citation: