Развитие региональной инфраструктуры – путь к повышению конкурентоспособности и привлекательности сельских территорий

Колмаков А.Н., Черданцев В.П., Тронина М.В., Мухачев А.Н.
1 Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, Москва, Россия
2 Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, Пермь, Россия

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение. Сельские территории России в последние десятилетия сталкиваются с целым комплексом социально-экономических проблем: дефицитом рабочих мест, инфраструктурной деградацией, оттоком населения, низкой инвестиционной привлекательностью. Пространственная неоднородность приводит к тому, что сельские районы резко отличаются по качеству жизни, доступности социальных услуг и уровню экономического развития в целом.

Отметим, что в современных условиях важно не только изучать проблемы сельских территорий, но и прогнозировать условия для реализации мероприятий и программ их развития.

Для привлечения населения в сельскую местность требуется не только развитие агропроизводства для увеличения выпуска сельскохозяйственной продукции, но и строительство жилых домов, дорог, объектов социальной инфраструктуры с использованием современных технологий и материалов, другими словами – комплексная государственная поддержка аграрного сектора экономики и инфраструктурной сферы сельских территорий [6]. По мере улучшения жилищных условий населения вырастает потребность в строительстве детских садов, школ, культурно- спортивных сооружений, поскольку развитая инфраструктура обеспечивает приток в сельскую местность молодых специалистов, формирует кадровый потенциал для решение производственно-социальных проблем региона.

В целом, как показал анализ, современные подходы к региональной политике предполагают, что инфраструктурное развитие является фундаментом формирования конкурентоспособных сельских территорий. Инфраструктура — транспортная, инженерная, социальная и цифровая — создаёт условия для роста предпринимательства, повышения качества человеческого капитала, привлечения инвестиций и обеспечения устойчивости поселений. Однако важен комплексный подход, при котором разные виды инфраструктуры взаимодополняют друг друга.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью выявить, какие направления инфраструктурного развития оказывают наибольшее влияние на конкурентоспособность сельских территорий (на примере Пермского края) и определить каким образом территориальное неравенство может быть снижено.

Методы исследования. В исследовании использованы аналитический и сравнительный методы, кейс-метод, корреляционный анализ и комплексный подход к решению исследуемой проблемы.

Основная часть. Сельские территории России испытывают совокупное давление демографических, инфраструктурных и экономических вызовов. Пермский край, характеризующийся высокой долей сельского населения и значительными расстояниями между населенными пунктами, демонстрирует типичные проблемы: ограниченная доступность транспортных артерий, недостаточное развитие инженерных сетей, недостаток социальных услуг и цифровое неравенство.

В настоящее время в Пермском крае завершился масштабный процесс преобразования территорий, начатый более десяти лет назад. За этот период в регионе были созданы новые муниципальные образования, которые объединили городские поселения, районные центры и сельские поселения (рисунок 1).

Рисунок 1 - Муниципальные образования Пермского края (по состоянию на 1 января)

Источник: составлено авторами по: [7].

Как можно заметить из представленных на рисунке 1 данных, если в 2020 году в составе края было 65 сельских поселений, как отдельных субъектных единиц, то к началу 2023 года они были полностью упразднены с последующим включением в состав более крупных образований – городских и муниципальных округов, муниципальных районов. На начало 2024 года в составе Пермского края насчитывается 23 муниципальных образования, тогда как в 2003 году их количество превышало 400.

Преобразования в виде укрупнения территорий, были нацелены на ускорение социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения Пермского края. По сути, за прошедшие пять лет мы наблюдаем рост основных социально-экономических показателей по Пермскому краю в целом, подтверждающий эффективность государственной политики. Так, за 2020-2023 гг. ВРП в денежном выражении увеличился на 34% и достиг значения, превышающего 2 трлн. руб. Рост денежных доходов населения за четырехлетний период составил 29%, а если ориентироваться на предварительные данные за 2024 год (44,9 тыс. руб./месяц), то за пять лет изменение оценивается в 45% прироста (рисунок 2).

Рисунок 2 – Основные социально-экономические показатели Пермского края

Источник: составлено авторами по: [7].

Процессы укрупнения территорий сказались на структуре населения по типу проживания. Согласно данным статистики, из более чем 2,5 млн человек, проживающих в Пермском крае в 2022 году, к городским жителям отнесено почти 2 млн чел. или 76% населения, а к сельским жителям – не более 620 тыс. чел. или 24% [5]. Очевидно, что высокий уровень урбанизации – следствие не только процессов укрупнения территорий, но и процессов деградации малых сел и деревень. Как следствие, ежегодно снижается численность занятых в сельском хозяйстве за счет сокращения кадрового потенциала в сельской местности.

В результате вхождения сельских поселений в составы муниципальных образований для них открылись возможности получения из регионального бюджета дополнительных средств на реализацию комплексных программ развития, включая благоустройство, ремонт дорог, обновление инженерной инфраструктуры и многое другое. Во многих сельских поселениях, вошедших в состав муниципальных образований, уже создана более комфортная среда для проживания, появляются дополнительные средства для реализации различных проектов, появился доступ к муниципальным услугам. [8]

Показателен пример включения сельских поселений в состав Губахинского муниципального округа. Жители близлежащих сел и деревень ежедневно ездили на работу в г. Губаху, но средствами на ремонт дорог небольшие поселки с дотационными бюджетами не располагали, не было возможности самостоятельно построить детские сады и другие социальные объекты. После вхождения в муниципальный округ эти поселения были включены в единую муниципальную программу благоустройства и получили новые возможности для развития.

Успешным оказался и проект «рубль на рубль», в рамках которого для финансирования инфраструктурных проектов и изменения среды проживания в сельской местности к бюджетным средствам добавлялись собственные средства территории, и на развитие села направлялась двойная сумма. Так, например, по такой системе финансирования в селе Пыскор, который в настоящее время входит в Березниковский городской округ, в рамках организации местного самоуправления, и в Усольский район, в рамках административно-территориального устройства края, была проведена замена системы теплоснабжения, обустроена система безопасности в детских садах, а в с. Усолье построены более 10 спортивных площадок.

Однако следует отметить, что развитие сельских территорий в Пермском крае происходит неравномерно. У небольших муниципалитетов финансовые возможности все еще очень скромные и в силу этих обстоятельств они не могут разрабатывать программы развития на несколько лет вперед [2; 9]. Так в большинстве сельских поселений уровень и качество жизни населения значительно ниже, чем в городах, поскольку слабо развита инфраструктура, и в результате этого усиливается информационный и инвестиционный «разрыв» между селом и городом и не спадает миграционный приток по направлению «село-город».

Так, анализ индекса качества дорог показывает значительные различия между районами: рисунок 3 наглядно демонстрирует, что именно транспортная доступность напрямую коррелирует с экономической активностью территорий: районы с лучшими дорогами имеют более высокие показатели инвестиционной привлекательности и меньшее снижение численности населения. Развитие дорожной сети снижает стоимость логистики, способствует расширению рынков сбыта сельхозпродукции и облегчает доступ жителей к ключевым услугам.

Рисунок 3 – Анализ корреляции качества дорог и социальной инфраструктуры в Пермском крае

Источник: составлено авторами по: [7].

Например, Юсьвинский муниципальный округ – один из шести субъектов, формирующих Коми-Пермяцкий автономный округ. В его состав входят территории с традиционным сельскохозяйственным укладом, в основном представляющие большое количество разбросанных, мелких деревень и поселков. Следует отметить, что Коми-пермяцкий автономный округ уже достаточно давно оценивается как депрессивная территория с низкими доходами населения, высоким уровнем безработицы и низким вкладом в ВРП [4]. Это обусловлено отсутствием к округе крупных производственных предприятий, обеспечивающих необходимую для развития территории налогооблагаемую базу. Во многих сельских поселения Юсьвинского муниципального округа до сих пор отсутствуют инженерные сети, низкая обеспеченность дорогами с твердым покрытием.

Для обеспечения благоприятных условий проживания населения призвана строительная отрасль, которая в 2022-2024 гг. в Пермском края активно развивается (рисунок 4).

Рисунок 4 – Ввод в действие зданий в Пермском крае

Источник: составлено авторами по: [7].

В последние годы наиболее активно развивается сектор жилищного домостроения. Так, в 2024 году было построено 10263 зданий жилого назначения, что почти в 2 раза превышает аналогичный показатель за 2020 год. Значительно увеличилось количество введенных в действие зданий промышленного назначения: с 21 в 2021 году до 86 в 2024 году. Больше всего зданий сельхозназначения было введено в действие в 2022 году, к 2024 году темпы ввода таких зданий снижаются, но усиливается ввод зданий социальной инфраструктуры (образование и здравоохранение).

Рассматривая динамику ввода в действие жилых домов в городской и сельской местности, мы можем увидеть, что в сельских территориях процессы ввода жилья с 2021 года идут очень активно, строится все больше домов, что связано, в том числе, с реализацией программ комплексного развития сельских территорий, а также государственных программ и проектов по привлечению молодых специалистов на село, таких, как, например, «Земский доктор» и другие (рисунок 5).

Рисунок 5 – Ввод в действие жилых домов в городской и сельской местности Пермского края

Источник: составлено авторами по: [7].

При этом становится очевидно, что процессы активизации сельского строительства должны быть обеспечены инновационными технологиями строительства, с применением новых малозатратных материалов, причем это важно как для объектов, строящихся на основе бюджетного финансирования, так и за счет собственных средств населения [1].

В настоящее время расширение сети высокоскоростного интернета стало ключевым фактором развития образования, госуслуг и удалённой занятости в сельских районах Пермского края, которое позволило развивать сервисы электронного земледелия, дистанционную торговлю и аграрные IT-решения.

Также для развития сельских территорий решающее значение имеют газификация, водоснабжение, электросети и теплоснабжение. В Пермском крае продолжается масштабная программа газификации, которая значительно повышает энергоэффективность домохозяйств и предприятий. Развитие инженерной инфраструктуры стимулирует малый и средний бизнес в сфере переработки сельхозпродукции.

В целом сельские территории Пермского края, характеризующиеся высокими показателями социальной инфраструктуры, демонстрируют меньший миграционный отток, что подтверждает её важность для формирования человеческого капитала.

В последние годы повышается интерес инвесторов к развитию деревообрабатывающих и сельскохозяйственных предприятий в округе, но конкретных инвестиционных проектов, связанных с развитием территории, пока не запущено. Кроме того, в округе неблагоприятная экологическая обстановка, обусловленная загрязнением окружающей среды отходами производств и потребления.

Для обеспечения условий динамичного развития Юсьвинского муниципального округа необходима разработка программы развития, обеспечивающая повышение качества жизни населения. Одним из мероприятий такой программы может стать развитие строительства производственно-жилых комплексов [1] с применением новых технологий строительства, основанной на использовании экономичных строительных материалов, добываемых на территории округа.

Следует отметить, что ни один вид инфраструктуры не приносит максимального эффекта в изоляции. Сельский район, обладающий качественными дорогами, но слабой социальной и цифровой инфраструктурой, не становится привлекательным для жизни и инвестиций.

Максимальная эффективность достигается в тех территориях, где осуществляется взаимное развитие всех элементов: транспорт + цифровизация + социальные объекты + инженерные сети.

Также инфраструктурные проекты генерируют мультипликативный эффект:

- рост числа рабочих мест;

- увеличение спроса на услуги;

- развитие предпринимательства;

- ускорение оборота товаров и услуг;

- повышение инвестиционной привлекательности.

Таким образом, вложения в инфраструктуру оказывают долгосрочное влияние на экономику территорий.

В целом для развития региональной инфраструктуры, полагаем целесообразным использование комплекса экономических и институционных мер. Например: механизмы субсидирования (налоговые льготы/субсидии на строительство перерабатывающих мощностей, льготные займы и гранты для агростартапов и туроператоров); поддержка малого бизнеса и кооперации (программы обучения, гранты на цифровизацию, упрощённый доступ к муниципальному имуществу (аренда под переработку, туристическую инфраструктуру); цифровизация муниципального управления (внедрение платформ планирования и мониторинга проектов, чтобы муниципалитеты могли быстрее привлекать средства и отчитываться о результатах); развитие человеческого капитала и др.

Необходимо отметить, что каждое инфраструктурное улучшение формирует эффект «цепной реакции»:

– повышается предпринимательская активность;

– увеличивается доступность услуг;

– растёт спрос на модернизацию других систем.

Выводы и заключение. Как показал проведенный анализ, для развития сельских территорий, прежде всего, крайне необходимы меры государственной поддержки – для строительства производственно-жилых комплексов и их инфраструктуры, которые обеспечат благоприятные условий проживания для сельского населения. Представляется, что это придаст новый импульс развитию агропромышленного производства.

Следует отметить, что в большинстве сельских поселений уровень и качество жизни населения значительно ниже, чем в городах, поскольку слабо развита инфраструктура, и в результате этого усиливается информационный и инвестиционный «разрыв» между селом и городом и не спадает миграционный приток по направлению «село-город». В результате вхождения сельских поселений в составы муниципальных образований для них открылись возможности получения из регионального бюджета дополнительных средств на реализацию комплексных программ развития, включая благоустройство, ремонт дорог, обновление инженерной инфраструктуры и многое другое.

Таким образом, развитие региональной инфраструктуры является ключевым условием повышения конкурентоспособности и привлекательности сельских территорий Пермского края. Эффективная инфраструктура создаёт основу для экономического роста, улучшения качества жизни, сокращения миграционного оттока и формирования устойчивых сельских сообществ. При этом, наиболее значимые направления включают: улучшение транспортной связности; модернизацию инженерных сетей; укрепление социальной инфраструктуры; ускоренную цифровизацию; комплексное межведомственное планирование.

В долгосрочной перспективе развитие инфраструктуры позволяет сельским территориям стать конкурентоспособными пространствами для жизни, работы и предпринимательства, что является основой устойчивого развития Пермского края.


Страница обновлена: 05.12.2025 в 11:41:35

 

 

Razvitie regionalnoy infrastruktury – put k povysheniyu konkurentosposobnosti i privlekatelnosti selskikh territoriy

Kolmakov A.N., Cherdantsev V.P., Tronina M.V., Mukhachev A.N.

Journal paper

Food Policy and Security
Volume 12, Number 4 (October-December 2025)

Citation: