Анализ ключевых показателей современной спортивно-досуговой сферы в РФ
Алексашкина Е.П.
, Стукалова И.Б.![]()
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 1 (Январь-март 2026)
В современном мире спортивно-досуговая сфера представляет собой особую форму экономической активности, непосредственно поддерживаемую государственными структурами. Учитывая ее высокую социальную значимость, проблемы, связанные с развитием физической культуры, спорта и досуга, приобретают первостепенное значение при формировании направлений государственной политики в нашей стране. Согласно утвержденной Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, роль государства заключается прежде всего в обеспечении доступности занятий спортом и активностями, способствующими укреплению здоровья населения. Государство берет на себя обязательства стимулировать массовость спортивных мероприятий, способствовать созданию инфраструктуры, необходимой для активного отдыха граждан всех возрастных групп и социальных слоев общества. Обеспечение условий для гармоничного физического развития каждого гражданина становится ключевым направлением деятельности государственных органов в области физической культуры, спорта и досуга. Однако, при всех предпринимаемых действиях, проблема недостаточной вовлеченности населения в занятия физической культурой, спортом и физической досуговой деятельности все еще остро стоит. Попытка дать рекомендации по улучшению данной проблемы будет предпринята в данной статье.
Для оценки существующей проблематики, прежде всего, стоит провести всесторонний анализ и выявить ключевые показатели-индикаторы развития современной спортивно-досуговой сферы в Российской Федерации. Одним из наиболее значимых индикаторов развития сферы является количество и качество спортивных объектов. За период с 2010 по 2024 годы произошёл значительный рост инфраструктуры, что характеризует активизацию государственной политики в области массового спорта. В частности, число спортивных сооружений увеличилось с 208 тысяч единиц до 371 тысяч — это прирост примерно на 78% [1]. Наиболее значительный скачок наблюдался в 2022 году (+102 тысячи объектов), что связано, прежде всего, с реализацией масштабных программ по подготовке к Олимпийским играм, чемпионатам мира и Евро, а также с региональными инициативами по расширению спорткомплексов. Систематизированный анализ типов спортивных сооружений показывает, что по-прежнему доминируют плоскостные сооружения и спортивные залы, их доля увеличилась с 159,5 тысяч до 159,55 тысяч единиц и является наиболее динамично развивающимся сегментом [5]. Объем бассейнов демонстрировал стабильный рост до 2019 года, за исключением периода 2020–2021 годов, связанного с пандемией COVID-19. Замечено, что число бассейнов снизилось в 2020 году, что объясняется ограничениями, вызванными пандемией, а также сдержанностью инвестиций в инфраструктуру в этот период [3]. Структура роста по регионам показывает, что крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург, крупные центры федеральных округов — держат лидирующие позиции по количеству новых объектов. В то же время в малых городах и сельских территориях уровень оснащенности спортивной инфраструктурой остаётся значительно ниже, что негативно влияет на уровень физической активности населения [4]. Кадровое обеспечение — ещё один важный показатель развития. В 2014 году численность специалистов в сфере физической культуры и спорта составляла примерно 350 тысяч человек, в 2020 году показатель достиг 402 тысяч. Однако качество кадрового состава требует внимания — в структуре кадров увеличилась доля специалистов старшего возраста, что вызывает опасения относительно необходимости молодёжной политики по привлечению молодых тренеров и организаторов. Несмотря на рост общего числа специалистов, наблюдается также и дисбаланс по регионам: в центральных и крупноподчиненных мегаполисах кадровый потенциал более высок, тогда как в сельских и отдалённых районах наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров. Это затрудняет реализацию программ развития массового спорта в конкретных регионах и снижает доступность спортивных услуг, особенно для уязвимых групп населения. Что касается доли лиц, регулярно занимающихся спортом, с 2010 по 2019 годы наблюдается тенденция на увеличение с 19% до 43%. Такой рост отражает результаты развития профилактических и стимулирующих программ, а также роста социальной активности населения. Существенно, что особое внимание уделяется расширению участия различных групп населения: например, целевые показатели по вовлечению лиц с ограниченными возможностями здоровья достигли фактически 19,4% против запланированных 20%. Наиболее активными спортсменами сегодня являются молодёжь 14–29 лет, в то время как вовлечение зрелых и пожилых групп остаётся недостаточным. Это связано как с уровнем инфраструктуры, так и с принятыми социальными нормами и традициями. Кроме того, рост населения, систематически занимающегося спортом, свидетельствует о положительном влиянии государственных программ и динамике культурных изменений. За рассматриваемый период (2015–2019 годы) государственные и региональные бюджеты выделяли значительные средства на развитие инфраструктуры: расходы на инфраструктурные проекты выросли с 254,9 млрд рублей до 375,4 млрд рублей. Эти инвестиции позволили создать новые спортивные объекты, обновить существующие, а также реализовать программы по развитию массового спорта. Динамика числа спортивных объектов в Российской Федерации за 2010-2024 гг. представлена на рисунке 1.
*Составлено авторами
Рисунок 1. Динамика числа спортивных объектов в Российской Федерации за 2010-2024 гг.
Однако, что касается инвестиций, то определенно можно сказать, что их распределение не сбалансировано: наиболее активное финансирование идёт в регионах с крупными городами, тогда как в отдалённых или бедных регионах уровень финансирования остаётся ограниченным. Доля внебюджетных источников в развитии объектов всё ещё относительно мала — около 20–30%, что говорит о необходимости привлечения коммерческих инвестиций, корпоративных спонсорских программ и расширения частно-государственного партнёрства [8]. Независимо от масштабных инвестиций в инфраструктуру, демографическая ситуация оказывает определяющее влияние на уровень развития сектора. Убывающая численность молодых людей, сокращение рождаемости, старение населения — все эти климатические изменения ухудшают потенциальный внутренний спрос на спортивные услуги. В частности, снижение численности школьников и студентов уменьшает поток новых участников, особенно в массовых секциях и детско-юношеских спортивных клубах [2]. Показатели, отражающие состояние спортивно-досуговой сферы представлены в таблице 1.
Таблица 1 Система показателей, характеризующих состояние спортивно-досуговой сферы
|
№ п/п
|
Показатели,
отражающие состояние спортивно-досуговой сферы в РФ
| |
|
Количественные
|
Качественные
| |
|
1
|
Численность лиц, потребляющих спортивно-досуговые услуги (в
секциях и группах, по видам спорта и тд.), чел.
|
Уровень удовлетворенности потребителей, качеством
спортивно-досуговых услуг, %
|
|
2
|
Количество сооружений спортивно-досуговой сферы
(плоскостных, спортивных залов, бассейнов, стадионов), тыс.
|
Место страны в неофициальном общекомандном зачете на
Олимпийских играх
|
|
3
|
Количество кадрового потенциала спортивно-досуговой сферы,
чел
|
Доля средств внебюджетных источников в общих расходах на
финансирование спортивно-досуговой сферы, %
|
|
4
|
Количество спортивно-зрелищных мероприятий, ед.
|
Доля субъектов (юридических лиц), интегрированных в единую
цифровую среду, %
|
|
5
|
Инвестиции в инфраструктуру сферы СДУ, млрд.
|
Уровень спортивных достижений (численность чемпионов и
призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы и других официальных
международных соревнований)
|
|
6
|
Количество
СДО, ед.
|
Пропускная
способность спортивно-досуговых соружений, чел.
|
|
|
|
Степень
обеспеченности населения спортивно-досуговыми сооружениями, кв.м
|
|
|
|
Качество
кадрового состава СДО, КМС, МС, ММС (доля от общей численности), чел.
|
Положительная динамика показателя числа спортивных сооружений безусловно оказывает положительный эффект на развитие спортивно-досуговой сферы, но стоит также рассмотреть факторы, которые еще могут оказывать влияние на потребление населением услуг спортивно-досуговой сферы. К ним, прежде всего относятся экономические условия, т.е. общий уровень доходов населения, безработица, доступность сбережений — все эти факторы существенным образом влияют на способность населения тратить средства на спортивные услуги. Например, в регионах с низким уровнем доходов (менее 20 тысяч рублей в месяц на человека) наблюдается низкая вовлеченность в занятия спортом, что требует разработки специальных программ субсидирования, льготных тарифов и бесплатных занятий для социально незащищённых групп. Природно-климатические условия, страна с огромной территорией и разнообразными климатическими зонами имеющая регионы с холодными зимами и коротким летом сталкиваются с внутренней сезонностью спроса. Хотя в регионах с мягким климатом, например в Краснодарском крае, активное развитие инфраструктуры способствует круглогодичным занятиям, в северных и восточных регионах необходимы инфраструктурные решения, позволяющие поддерживать активность в зимнее время, например, крытые ледовые дворцы, универсальные заловые комплексы. Региональная поляризация в развитии инфраструктуры, уровня финансирования и кадрового обеспечения создает дисбаланс в возможностях населения заниматься спортом. Например, в Москве и Петербурге инфраструктура хорошо развитая, а в отдалённых регионах — инфраструктура занимает лишь малую долю предполагаемых потребностей, что затрудняет реализацию национальных целей по массовому вовлечению граждан [7]. Конкуренция между спортивными заведениями культурными и развлекательными учреждениями, такими как театры, музеи, концертные залы, играет важную роль. В регионах с высоким уровнем конкуренции люди предпочитают развлекательные мероприятия, поэтому для повышения привлекательности спортивных услуг необходимо повышать их качество, предлагать широкий спектр программ, адаптированных к интересам различных групп населения [9]. Такой фактор, как развитие спортивной инфраструктуры также оказывают мощное влияние на потребление спортивно-досуговых услуг, т.к. проблемы обусловлены не только количеством сооружений, но и их техническим состоянием, безопасностью, доступностью для различных категорий населения. В регионах часто наблюдается недостаточное оснащение жилых кварталов, подходящих для занятий спортом, недоступность общественного транспорта и низкая информированность о существующих возможностях [6]. Стоимость посещения спортивных объектов зависит от уровня доходов населения и эффективности системы субсидирования. В регионах с низким уровнем доходов цена за посещение спортивных секций и залов зачастую является существенным барьером, особенно для малообеспеченных групп. Поэтому крайне важно развивать механизмы финансовой поддержки и льготных тарифов. Инвестиции в образовательную работу, информационные кампании, популяризацию здорового образа жизни и спортивной культуры оказывают непосредственное влияние на мотивацию и спрос. Развитая информационная политика должна систематически формировать положительные ценности, стимулировать участие и создавать позитивное восприятие спорта как важной социально значимой деятельности. Факторы, которые могут оказывать влияние на потребление населением услуг спортивно-досуговой сферы представлены в таблице 2.
Таблица 2. Факторы влияющие на потребление
спортивно-досуговых услуг
|
№
п/п
|
Факторы
| |
|
Внешние
|
Внутренние
| |
|
1
|
Социально-демографическая
среда
|
Преимущественное
внимание государства к развитию профессионального, а не массового спорта
|
|
2
|
Экономические
условия
|
Удовлетворённость
условиями для занятий физической культурой и спортом
|
|
3
|
Развитие
спортивной инфраструктуры
|
Состояние
инфраструктуры
|
|
4
|
Конкуренция
|
Стоимость
услуг
|
|
5
|
Социальная
потребность в спорте
|
|
|
6
|
Грамотная
информационная политика
|
|
Таким образом, развитие спортивно-досуговой сферы в России — это сложный многофакторный процесс, на который влияют множество внутренний и внешних условий. Важной задачей является создание равных условий для всех регионов и групп населения, укрепление инфраструктуры, развитие кадрового потенциала и своевременная адаптация стратегии к меняющимся условиям. Только комплексный и системный подход сможет обеспечить долгосрочный рост популярности физической активности и гарантировать достижение стратегических целей в области массового спорта. Создание условий для системного и устойчивого развития спортивно-досуговой сферы, обеспечение равного доступа к физической активности и формирование культуры здорового образа жизни в российском обществе. Реализация таких целей позволит не только увеличить количество потребителей спортивно-досуговых услуг, но и повысить качество предоставления таких услуг, а также, сможет стать залогом укрепления национальной спортивной репутации на международной арене.
Страница обновлена: 05.12.2025 в 09:29:51
Analiz klyuchevyh pokazateley sovremennoy sportivno-dosugovoy sfery v RF
Aleksashkina E.P., Stukalova I.B.Journal paper
Economics and management in sports
Volume 6, Number 1 (January-March 2026)
