Зарубежный опыт защиты интеллектуальной собственности, осуществляемой в форме таможенного контроля

Ибрагимов А.К.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 1 (Январь 2026)

Цитировать эту статью:



Введение.

С ростом объемов внешнеторговой деятельности, ужесточением условий и правил внешней торговли все отчетливее возникает необходимость совершенствования таможенного администрирования, в связи с его неизбежным влиянием на процессы интеграции страны в мировое сообщество, а также на развитие экономики и торговли в России [4, c. 263-283].

Одним из основных векторов совершенствования таможенного администрирования в долгосрочной перспективе является развитие комплекса услуг, предоставляемых таможенными органами [7, c. 88-92]. Данное направление предусмотрено Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года в рамках концепции клиентоориентированности таможенных органов [15].

Указанная концепция неразрывно связана с общей сменой парадигмы государственного управления, которая предусматривает переход от традиционных бюрократических взаимоотношений между государством и гражданами к более адаптивным, ориентированным на конечного потребителя.

В Российской Федерации данная трансформация в настоящее время находится на этапе практической реализации распоряжения Правительства РФ 2816-р, которым предусмотрен перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. [14]. Одной из инициатив является внедрение проекта «Государство для людей», основополагающие принципы которого ­– регламентация предоставляемых федеральными органами исполнительной власти (в том числе ФТС России) государственных услуг, а также разработка системы оперативного и объективного мониторинга качества таких услуг.

Необходимо отметить, что сфера государственных услуг оказывает решающее воздействие на развитие всех экономических секторов, обеспечивая потребности физических и юридических лиц, а также устойчивость и безопасность государства в целом. Сфера государственных услуг представляет собой структурированное социально-экономическое пространство, функционирующее под направляющим воздействием системы государственного управления [2, c. 130].

Важным сегментом сферы государственных услуг является защита прав на объекты интеллектуальной собственности (далее – ОИС), так как именно государству в лице различных федеральных органов исполнительной власти отведена основная роль по разработке и применению механизмов такой защиты. Изменение цепей поставок, международных норм права в рамках международной торговли обуславливает рост рисков и угроз, возникающих при трансграничном перемещении товаров, содержащих ОИС.

Таким образом, с целью дальнейшего совершенствования таможенного администрирования и реализации государственных программ в рамках общей трансформации государственного управления необходима разработка механизма повышения качества государственных таможенных услуг.

В силу ряда исторических и социально-экономических причин отдельные государства приступили к реализации трансформации государственного управления в том числе в части внедрения элементов клиентоцентричности в процессы таможенного администрирования раньше Российской Федерации.

Анализ зарубежного опыта совершенствования системы таможенного администрирования различных государств позволит определить ключевые элементы, имплементация которых необходима для успешного внедрения принципов клиентоцентричности в таможенные органы Российской Федерации.

Вопросы использования зарубежного опыта в части совершенствования таможенного администрирования рассматривались в различных работах [10, c. 14], [17, c. 123-129], однако аспекты защиты интеллектуальной собственности в рамках таможенного контроля изучены недостаточно.

Целью данного исследования является определение путей дальнейшего совершенствования организационно-экономического механизма регулирования таможенных услуг в области защиты интеллектуальной собственности.

Методологическую основу составляет сравнительный анализ и систематизация зарубежных практик совершенствования таможенного администрирования в части предоставления таможенными службами Сингапура и Новой Зеландии услуг в сфере защиты интеллектуальной собственности, структурно-функциональный анализ, контент-анализ нормативно-правовых актов и аналитических данных.

Опыт защиты интеллектуальной собственности Сингапура и Новой Зеландии применим для Российской Федерации в контексте общих международных тенденций к упрощению процедур торговли, цифровизации и применению систем управления рисками. Также таможенные службы указанных стран являются одними из лидеров в части эффективности таможенного администрирования согласно оценкам ряда международных организаций. И несмотря на различия в структурах экономик данных государств с Российской Федерацией, адптирование практик совершенствования таможенного администрирования Сингапура и Новой Зеландии может быть использовано при разработке механизма повышения качества государственных таможенных услуг в области защиты интеллектуальной собственности.

Результатом исследования является предложение практических рекомендаций, которые могут быть внедрены в программные документы и деятельность таможенных органов России.

Видение Всемирной таможенной организации по вопросу таможенного контроля товаров

Согласно позиции Всемирной таможенной организации (далее – ВТамО) миссия таможенных органов заключается в разработке и внедрении комплекса мер, которые позволили бы содействовать ускорению международной торговли при одновременном обеспечении безопасности перемещаемых товаров. Достижение данной миссии может быть обеспечено за счёт установления регламентированных стандартов, в основе которых будут лежать Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли.

ВТамО также выступает за устранение дублирования контрольных мероприятий таможенными органами и снижение барьеров в международных цепях поставок. Видение ВТамО по решению данного вопроса заключается в реализации проекта «Модель данных ВТамО» с его дальнейшей трансформацией в «единое окно», которые являются ключевыми инструментами для достижения этой цели.

Модель данных ВТамО представляет собой совокупность взаимодополняющих требований к сведениям, которые используются федеральными органами исполнительной власти, обладающими полномочиями при осуществлении контроля трансграничного перемещения товаров. Указанный перечень критериев на регулярной основе актуализируется и дополняется с тем, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к обрабатываемым уполномоченными государственными органами информационным массивам. Более того, такие критерии должны соответствать существующим международным стандартам, например таким как Руководство по элементам торговых данных ООН. Согласно позиции ВТамО, реализация проекта по внедрению Модели данных должна стать первым этапом перехода таможенных органов от выполнения функций к предоставлению услуг [8, c. 224-249].

На следующем этапе для целей повышения качества предоставляемых таможенными органами услуг предусмотрено внедрение механизма «Единого окна».

«Единое окно» – это инструмент государственного управления, позволяющий сторонам, участвующим в торговле и перевозках, подавать стандартизированную информацию, преимущественно в электронном виде, с единой точкой входа для выполнения всех нормативных требований, связанных с перемещением товаров через таможенную границу [19].

Сложные организационные механизмы, обеспечивающие предоставление услуг, становятся прозрачными для потребителей этих услуг, что приводит к повышению эффективности и снижению операционных издержек. Безусловно, внедрение «единого окна» – это итеративный процесс, который включает ряд ключевых элементов, среди которых:

1) анализ затрат и эффективности организационных механизмов, используемых в настоящее время для предоставления услуг потребителям;

2) соотнесение отдельных услуг с компетенциями различных государственных органов;

3) интеграция, которая потребуется между федеральными органами исполнительной власти для предоставления услуг потребителям.

На рис. 1 представлена модель реализации механизма «Единого окна» и «Модели данных ВТамО».

Рис. 1 Модель реализации механизма «Единого окна» и «Модели данных ВТамО»

Источник: разработано автором

Таким образом, согласно позиции ВТамО идея повышения качества услуг, представляемых таможенных органов в области защиты интеллектуальной собственности – реализация комплексного подхода к регламентированию таможенного сервиса.

Опыт предоставления услуг таможенными администрациями иностранных государств

Для целей совершенствования таможенного администрирования при перемещении товаров, содержащих ОИС, в Российской Федерации немаловажным элементом является анализ предоставления услуг и механизмов повышения их качества иностранными таможенными администрациями.

В соответствии с оценками международных организаций, таких как Всемирный экономический форум и Всемирный банк, одним из лидеров в части эффективности таможенного администрирования является таможенная служба Сингапура [18, c. 32-44], в связи чем представляется целесообразным анализ опыта предоставления таможенных услуг именно данного государства.

Анализ зарубежного опыта в данной части по основным критериям на примере таможенной службы Сингапура в сравнении с Российской Федерацией представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ предоставления услуг в области защиты интеллектуальной собственности таможенной службой Сингапура и ФТС России

Критерий ВТамО
Сингапур
РФ
Регламентация услуг
Комплекс полностью регламентированных услуг
Наличие как регламентированных, так и нерегламентированных услуг
Система показателей оценки качества услуг
Система оперативного мониторинга
Индикативный показатель
Механизм предоставления услуг
Система единого окна «TradeNet»
Наличие отдельных элементов «Единого окна» (отсутствие взаимодействия между бизнесс-сообществом и государством)
Источник: разработано автором на основе [21]

Основным инструментом, посредством которого таможенная Сингапура предоставляет услуги участникам внешнеэкономической деятельности является TradeNet.

TradeNet – это национальное единое окно Сингапура для целей таможенного декларирования. Он обеспечивает единую платформу для торгового и логистического сообщества Сингапура для выполнения всех нормативных требований, связанных с импортом, экспортом, а также грузовыми операциями. TradeNet объединяет процедуры обработки импортной, экспортной и грузовой документации благодаря созданию единой точки входа для подачи декларации по единой форме сразу в несколько регулирующих органов, что позволяет значительно ускорить контрольные мероприятия и сократить издержки участников внешнеэкономической деятельности.

Одновременно с этим с помощью TradeNet таможенная служба Сингапура и другие уполномоченные органы обеспечивают соблюдение санитарных норм, требований безопасности, защиту прав на ОИС и других требований национального и международного законодательства без дополнительных временных затрат.

Важным элементом функционирования данной системы является наличие полностью регламентированных стандартов предоставления услуг таможенной службой Сингапура.

Национальный стандарт регламентирует время предоставления услуг, закрытый перечень документов и сведений, которые необходимо предоставить в таможенный орган, а также описание результат для каждой услуги (табл. 2).

Таблица 2

Регламентация услуг, предоставляемых таможенной службой Сингапура

Услуга
Время
Требования к участнику ВЭД
Результат
Обработка декларации
10 минут
Товаросопроводительные документы на партию
Принятие декларации / отказ в принятии декларации
Возврат таможенных платежей
5 дней
Заявление
Возврат платежей отказ / в возврате платежей
Выдача сертификата происхождения
2 дня
Заявление
Подтверждающие документы
Решение о выдаче сертификата / отказ в выдаче сертификата
Источник: разработано автором на основе [21]

Согласно отчёту «Глобальная конкурентоспособность» Международного института управленческого развития за 2024 г. Сингапур занял 1-е место среди 67 стран по общему показателю конкурентоспособности. Данный показатель подразделен на 4 сегмента, каждый из которых включает в себя ряд индикаторов, по которым осуществляется оценка [16].

По каждому индикатору и сегменту выставляется оценка по 100-бальной шкале и в зависимости от количества баллов присваивается место в международном рейтинге (рис. 2).

Рис. 2 Оценка Глобальной конкурентоспособности экономики Сингапура за 2024 г.

Источник: разработано автором на основе [16]

Так, по сегменту «Экономические показатели» Сингапур в 2024 году получил 70,9 баллов (3-место в мире). В данный сегмент среди прочего включён индикатор «Международная торговля», который в соответствии методологией расчёта оценивает функциональность программных средств, используемых участниками ВЭД, качество предоставляемых таможенными органами услуг, в том числе в области защиты интеллектуальной собственности, а также транспортную доступность.

По данному индикатору Сингапур получил 67,2 балла (2-ое место в мире). При разработке стратегии дальнейшего развития таможенной службы Сингапур в том числе опирается на оценку Международного института управленческого развития, используя отдельные подходы к оценке качества предоставляемых услуг.

Вместе с тем, необходимо учитывать отличия экономических моделей, товарной структуры внешнеторгового оборота, географию экспортно-импортных операций Российской Федерации и Сингапура. Так, особенности экономики Сингапура во многом определены выгодным географическое расположение на пересечении множества торговых маршрутов при одновременной малой ёмкости внутреннего рынка [12, c. 130]. Сингапур является важным современным торгово-логистическим и финансовым узлом в рамках международных транзитных перевозок, в то время как Российская Федерация является конечным пунктом назначения и отправной точкой товаров в международных цепях поставок. Данные факторы, безусловно, оказывают влияние на определение подходов по совершенствованию таможенного администрирования и должны быть учтены при внедрении отдельных элементов зарубежного опыта.

Более релевантным можно считать опыт внедрения таможенной службой Новой Зеландии механизмов совершенствования таможенного администрирования в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Основными инструментами совершенствования таможенного администрирования, внедренными таможенной службой Новой Зеландии, являются система единого окна и применение модели данных.

Система единого окна Новой Зеландии позволяет обеспечить единый канал представления участниками ВЭД информации для целей таможенного контроля, что позволяет исключить дублирование запросов различными ведомствами, что в конечном итоге позволяет значительно сократить временные издержки экспортно-импортных операций.

Другой немаловажный инструмент – модель данных. Таможенная служба Новой Зеландии, являясь одним из инициаторов разработки и внедрения модели данных в рамках ВТамО, одной из первых приступила к реализации данного инструмента, в связи с чем в данном исследовании представлены результаты анализа опыта применения данного инструмента таможенной службой Новой Зеландии.

Применение модели данных позволило Новой Зеландии упростить и гармонизировать процессы обмена информацией, необходимой для таможенных целей, между различными государствами и международными организациями. Модель данных в рамках рассматриваемого подхода используется в качестве базиса концепции единого окна и трансграничного обмена данными между различными государственными органами.

Одновременно с активным внедрением инструментов модели данных и единого окна законодательным органом Новой Зеландии разработаны стандарты предоставления уполномоченными ведомствами услуг лицам, осуществляющим трансграничную торговлю товарами, в том числе содержащими ОИС.

Необходимость использования представленных выше механизмов совершенствования таможенного администрирования в сфере защиты интеллектуальной собственности может быть обоснована в том числе оценкой Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Исследования, проводимые ЮНКТАД, и выставляемые по их результатам оценки призваны помочь государствам в сопоставлении и в определении путей сокращения временных и стоимостных издержек трансграничной торговли.

Одним из инструментов, применяемым ЮНКТАД для оценки эффективности внедряемых таможенными службами механизмов совершенствования таможенного администрирования является проводимое данной организацией «Глобальное исследование ООН по вопросам упрощения процедур торговли с использованием цифровых и устойчивых технологий» [21].

Данное исследование охватывает 60 мер по упрощению процедур торговли, список которых выходит за рамки положений, вошедших в «Соглашение ВТО по Упрощению процедур торговли». Исследуемые меры разделены на одиннадцать групп. Для удобства анализа на рис. представлен отчёт по 5 основным группам.

Рис. 3 Степень реализации мер по упрощению торговли согласно оценке ЮНКТАД на 2023 год

Источник: разработано автором на основе [21]

Представленные результаты отчётливо демонстрируют ряд параметров, по которым таможенная служба Российской Федерации уступает в сравнении с таможенными службами Сингапура и Новой Зеландии. Наибольшее расхождение можно отметить по такому параметру, степень регламентации таможенных услуг. Как отмечалось ранее, лишь небольшая часть предоставляемых таможенными органами Российской Федерации услуг регламентированы.

На основании вышеизложенного, согласно международным оценкам наиболее эффективным механизмом совершенствования администрирования интеллектуальной собственности, предоставляемых в форме таможенного контроля, является механизм, реализующую идею комплексного подхода к регламентированию таможенного сервиса.

Опыт защиты прав на ОИС иностранных государств

Актуальные проблемы охраны прав на ОИС в рамках международной торговли товарами являются предметом исследования двух международных организаций: Всемирной торговой организации и Всемирной организации интеллектуальной собственности. Многолетний опыт изучения данных проблем, а также организация дискуссий с привлечением специализированных ведомств национальных администраций привели к подписанию в 1994 году Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) [3, c. 9-23]. Данное соглашение стало эффективным инструментом содействия охране прав интеллектуальной собственности при одновременном снижении барьеров международной торговли.

Практическая реализация положений ТРИПС осуществляется посредством Мадридской системы международной регистрации товарных знаков. Одним из условий предоставления правовой охраны таможенными службами на ОИС является наличие международной регистрации данных ОИС.

Мадридская система ­– это механизм регистрации и управления товарными знаками, которая позволяет подать через национальное уполномоченное ведомство одну международную заявку на товарный знак и оплатить один сбор для последующей защиты в 130 странах­–участниках Мадридской системы. Изменение, продление или расширение портфеля товарных знаков осуществляется через единую централизованную систему.

Одним из показателей эффективности защиты прав на ОИС на национальном уровне является количество поданных заявок в национальное уполномоченное ведомство в рамках Мадридской системы. Данный показатель позволяет оценить уровень доверия и степень удовлетворенности заинтересованных представителей бизнес-сообщества, которым предоставляются услуги по охране прав на ОИС, к национальным институтам, предоставляющим такие услуги [21].

Согласно оценке Всемирной организации интеллектуальной собственности в 2023 году лидером по количеству заявок, поданных в национальное ведомство в рамках Мадридской системы, является США (10 989 заявок). В аналогичном периоде в Российской Федерации было подано 1 565 заявок (14-ое место в мире) [23]. Таким образом, целесообразным представляется анализ опыта предоставления уполномоченными органами США услуг по охране прав на ОИС.

Механизм предоставления услуг в области защиты прав на ОИС в США имеет ряд особенностей.

Подача предварительной заявки в Управление по патентам и товарным знакам США (уполномоченное ведомство США в области защиты прав на ОИС) является основанием предоставления услуг по охране прав на ОИС от недобросовестного использования [11, c. 57-78]. До регистрации и выдачи соответствующего подтверждающего документа это право позволяет требовать компенсацию за ОИС. После выдачи документа ОИС может использоваться только с прямого разрешения правообладателя.

Говоря о трансграничном перемещении товаров, содержащих ОИС необходимо отметить, что правообладатель имеет право запретить перемещение товаров через границу с использованием своих ОИС, при этом данный запрет фиксируется в реестре, а таможенная служба уполномочена изымать перемещаемые товары [6, c. 62-72]. При этом даже если выявлена угроза нарушения, владелец ОИС может подать письменный запрос о запрете незаконного использования технологии и требовании компенсации ущерба.

Стоит отметить, что правоохранительная система США имеет право возбуждать уголовное дело при нарушении прав на ОИС как по запросу правообладателя, так и по собственной инициативе.

Даже с разрешения правообладателя использование интеллектуальной собственности может считаться нарушением. Это происходит, если использование считается недобросовестным или когда временный владелец раскрывает коммерческую и конфиденциальную информацию третьим лицам [9, c. 104-115].

В период судебного разбирательства контрафактные товары будут изъяты в качестве меры предосторожности. Правоохранительные и таможенные органы США могут сделать это даже в отсутствие жалобы от правообладателя. Такое изъятие позволяет получить компенсацию ущерба и выплату штрафов в бюджет США, если нарушение будет подтверждено в суде.

Все указанные меры, принимаемые уполномоченными органами (в том числе таможенной и пограничной службой), строго регламентированы в рамках разработанных стандартов предоставления услуг, которыми определены временные рамки, результаты и взаимные права сторон [1, c. 132-139].

Благодаря описанному выше механизму предоставления услуг в сфере защиты ОИС, применяемому в США, уровень доверия правообладателей к инструментам защиты интеллектуальных прав остаётся высоким, а степень удовлетворенности конечным результатом предоставления таких услуг положительной, о чем свидетельствует количество заявок, подаваемых бизнес-сообществом в рамках Мадридской системы.

Однако в Российской Федерации, схожий инструментарий мер по охране прав на ОИС, регламентирован лишь в части ведения таможенного реестра ОИС [5, c. 236]. При этом такие технологические этапы таможенного контроля ка досмотр, экспертиза, изъятие товаров, содержащих ОИС, регулируются наднациональным и национальным законодательством, которое не предоставляет чётких рамок конечного результата действий таможенных органов. Всё это в конечном итоге приводит к негативной судебной практике и судебным издержкам для таможенных органов [13].

Заключение

Таким образом, основное различие в подходах к предоставлению услуг между таможенными службами Сингапура и России заключается в идеи регламентации услуг посредством системы стандартов.

Так, таможенной службой Сингапура предусмотрен механизм единого окна TradeNet, в рамках которого участником внешнеэкономической деятельности может быть получен весь комплекс услуг, связанных с перемещением товаров через единый интерфейс.

При этом весь комплекс услуг полностью регламентирован посредством системы стандартов, которым определены время, требования и результат предоставления таможенным органами услуги.

В нормативно-правовом регулировании США в части защиты прав на ОИС наблюдается аналогичный подход, который предусматривает разделение технологического процесса таможенного контроля товаров, содержащих ОИС на отдельные процессы и их регламентацию в качестве стандартов предоставления услуг.

Эффективность такого подхода подтверждают различные высокие международные оценки деятельности таможенной службы Сингапура, среди которых оценка Международного института управленческого развития, поставившая внешнеторговую деятельность Сингапура на 2-место в мире (в том числе по критерию предоставления услуг), а также лидерство США по числу подаваемых в национальное уполномоченное ведомство США заявок на регистрацию ОИС в рамках Мадридской системы.

Данный подход подтверждается и видением ВТамО, который предусматривает также внедрение механизмов «Единого окна» и «Модели данных», базирующихся на аналогичном инструментарии, а именно регламентации комплекса предоставляемых услуг.

Таким образом, по результатам анализа зарубежного опыта можно заключить, что основная идея совершенствования организационно-экономического механизма регулирования таможенных услуг в области защиты интеллектуальной собственности – повышение их качества на принципах комплексного регламентирования и стандартизации и внедрение их в практику администрирования на основе клиентоцентричного подхода.

На основании вышеизложенного, представляется целесообразным внедрение подходов, применяемых таможенными службами Сингапура, Новой Зеландии и США в программные документы и деятельность таможенных органов России [20].

Для реализации данного подхода необходимо:

1) классифицировать государственные таможенные услуги по защите прав на ОИС и разработать систему показателей качества данных услуг;

2) разработать концепцию и теоретические положения таможенного контроля перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, на основе сервисного (клиентоцентричного) подхода;

3) описать процедуру регламентации мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и модель организационно-экономического механизм управления качеством предоставляемых таможенных услуг;

4) разработать методики комплексной оценки качества услуг и уровня защиты интеллектуальной собственности на этапе таможенного контроля.


Страница обновлена: 03.12.2025 в 12:08:53

 

 

Zarubezhnyy opyt zashchity intellektualnoy sobstvennosti, osushchestvlyaemoy v forme tamozhennogo kontrolya

Ibragimov A.K.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 16, Number 1 (January 2026)

Citation: