Анализ последствий перехода на Единую цифровую платформу социальной сферы

Орещенкова Ю.А.
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Внедрение цифровых платформ открывает новые возможности для достижения национальных приоритетов, однако сопровождается рядом существенных рисков, требующих внимательного анализа и управления. Таким образом, цифровизация как драйвер развития экономики и социальной сферы несет в себе не только возможности, но и потенциальные угрозы. Платформизация деятельности СФР затрагивает фундаментальные аспекты функционирования Фонда и всей системы социального обеспечения и требует проведения тщательного анализа возможных рисков и последствий его реализации, что обуславливает актуальность темы исследования.

Анализ научных публикаций показывает, что по теме исследования практически отсутствуют работы, посвящённые непосредственно оценки рисков ЕЦП СС. Однако можно выделить работы авторов по проблеме выявления общих рисков цифровизации и платформизации в социальной сфере, при этом важно выделить три ключевых тематических блока рисков в исследованиях цифровизации социальной сферы: цифровое неравенство, технические и информационные риски и регуляторно‑организационные вызовы. Долгосрочные социальные последствия цифровизации для уязвимых групп изучены недостаточно, по субъектный анализ также практически не проводится. Исследования подчёркивают, что цифровизация не всегда улучшает качество жизни из-за отсутствия цифровой готовности у граждан. Например, в работе Захаровой Е.Ю. и Казачек Н.А. отмечается, что даже при наличии материальных возможностей использовать цифровые технологии, не все граждане делают это из-за отсутствия необходимости или навыков [1, с. 33]. Это актуально и для социальных сервисов, где доступ к платформам может быть ограничен для определённых групп населения. Попкова Г.Ю. описывает трудности использования цифровых порталов для получения социальных услуг и возможные пути их преодоления, а также подчёркивает важность учёта человеческого фактора и необходимости адаптации систем под потребности пользователей [2, с. 228-229].

Шевченко О.М. анализирует многоуровневый характер цифрового неравенства, включая глобальный, национальный и индивидуальный уровни [3, с. 58-59]. Мкртумова И.В., Чижов Д.А., Янчук П.П. и Ашкар М. рассматривают изменения в социальных коммуникациях, вызванные платформизацией и отмечают, что цифровые платформы влияют на государственное управление, экономику, социальную работу и другие сферы, что может приводить к новым рискам и вызовам [4, с. 47-48]. Кузнецов Н.В. выделяет риски, связанные с необходимостью трансформации привычных социальных институтов, что может вызвать социальные и политические потрясения [5, с. 3-4]. Козолупенко К.А. и Дудоров В.Е. [5, с. 3-4] акцентируют внимание на кибербезопасности и надёжности технологических решений.

Следует отметить, что в Распоряжении Правительства РФ от 05.04.2024 N 842-р [7] выделены риски, негативно влияющие на реализацию проектов стратегического направления, связанных с цифровыми инициативами, в частности:

1. нехватка ИТ-инфраструктуры для обеспечения постоянного отказоустойчивого функционирования сервисов социального обеспечения;

2. недостаточный уровень межведомственного информационного взаимодействия;

3. значительный рост затрат на эксплуатацию ГИС;

4. низкое качество первичных данных;

5. недостаточная информированность граждан о своих правах;

6. отсутствие мотивации у работодателей использовать цифровые сервисы;

7. неоднородный уровень цифровизации участников межведомственного взаимодействия;

8. недостаточный уровень цифровой грамотности;

9. нежелание граждан использовать цифровые сервисы.

Приведенные подходы не уделяют должного внимания анализу последствий платформизации дифференцировано в зависимости от субъекта взаимодействия внутри этого процесса. При том один и тот же риск может проявляться для различных субъектов и участников по-разному. В связи с этим, целью исследования выступает анализ рисков перехода на Единую цифровую платформу социальной сферы (ЕЦП СС) с учётом интересов и особенностей ключевых участников взаимодействия: граждан (в том числе уязвимых групп), органов власти, страхователей, СФР, региональных властей и поставщиков данных. Задача — не просто выявить общие угрозы (цифровое неравенство, технические сбои, правовые пробелы), но и показать, как эти риски дифференцируются по группам участников, а также разработать адресные рекомендации по их нивелированию. Это позволит обеспечить надёжность, безопасность и инклюзивность платформы: чтобы система работала бесперебойно, защищала персональные данные и оставалась доступной для всех категорий пользователей независимо от их цифровой грамотности, локации или состояния здоровья.

Основная часть.

Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере (ЕЦП СС) — это информационная система, созданная для цифровизации и оптимизации процессов в социальной сфере. ЕЦП в социальной сфере является одним из определяющих инструментов модели Социального казначейства, олицетворяющая собой современную реализацию идей концепции и обеспечивающая «структурированное и прозрачное взаимодействие государственных и муниципальных органов в рамках выполнения социальных функций» [8]. Разработка и внедрение ЕЦП СС осуществлялось в три этапа: 1-й этап, временный, - до 2022 года; 2-й этап, переходный, - в течение 2023 года, 3-й этап, целевой, - с 2024 года.

Многие эксперты говорят, что главным предназначением ЕЦП СС является «оптимизация взаимодействия граждан и органов (организаций), участвующих в отправлении социальной политики в государстве» [8]. Однако сущность платформы – это совокупность баз данных, интегрированных на основе межведомственного взаимодействия в эту ЕЦП СС, предназначенных как для обеспечения процессов осуществления функций органов государственной власти, так и для предоставления гражданам социальной поддержки. Таким образом, первостепенной функцией ЕЦП СС выступает ее использования для целей государственного управления. Создание ЕЦП СС позволило свести в единое цифровое пространство множество разрозненных информационных баз ряда ведомств, оказывающих социальные услуги, а также учреждений медико-социальной экспертизы, что даст возможность профильным государственным органам вырабатывать нормативно-правовое регулирование и принимать управленческие решения быстрее, на основе более полных данных о действительности. Всё это должно способствовать более эффективному расходованию бюджетных средств и увеличению горизонтов бюджетного планирования, а также снижению ошибок в государственном управлении.

Рисунок 1 - Участники и пользователи ЕЦП СС

Источник: составлено авторами на основе данных Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. № 2386 [9]

Участники и пользователи ЕЦП СС регламентированы Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. № 2386 (см. рисунок 1). Непосредственными участниками информационного взаимодействия в ЕЦП СС и пользователями ее сведений выступают только казенные или унитарные юридические лица и органы государственной власти, граждане участвуют только опосредованно через портал «Госуслуги», где данные выгружаются в автоматизированном режиме с ЕЦП СС. В то же время граждане имеют определенный доступ к сведениям на ЕГИССО. Таким образом, получается некий парадокс, что ЕЦП создается для граждан, но официально они не допущены к участию в ней. При этом как будет показано далее, внедрение ЕЦП СС для этой категории участников несет значительные риски и последствия.

Переход на ЕЦП СС затрагивает всех участников правоотношений по социальному обеспечению и информационному обеспечению ее деятельности: население, работодатели, самозанятые, СФР, органы власти, поставщики и пользователи данных. Для каждой из этих групп переход на ЕЦП СС имеет свои положительные и отрицательные последствия (таблица 1). Именно использование дифференцированного подхода позволяет получить более целостную, детализированную и объективную оценку последствий перехода на ЕЦП СС для совершенствования механизма ее функционирования и использования.

Таблица 1 – Систематизация рисков перехода на ЕЦП СС для различных категорий участников отношений по ЕЦП СС

для застрахованных лиц
для работодателей
для страховщиков по ОПС
для федерального и местных бюджетов
Риски
Технические риски: ошибки в данных, сбои в работе платформы, недостаточная функциональность.
Социальные риски: низкая цифровая грамотность,
недоступность для уязвимых групп,
Финансовые риски: ошибки в расчетах, мошенничество
Правовые риски:
несоответствие законодательству,
сложность обжалования решений, последствия для застрахованных лиц
Технические риски: сложность интеграции с ЕЦП, сбои в работе платформы, недостаточная функциональность:
Административные риски: увеличение нагрузки на персонал, ошибки при вводе данных, необходимость частого обновления данных:
Финансовые риски: штрафы и санкции, затраты на интеграцию, риск переплат или недоплат.
Юридические риски: несоответствие законодательству:
Риск судебных разбирательств
Технические риски: сложность интеграции с ЕЦП, сбои в работе платформы, недостаточная функциональность,
Операционные риски: увеличение нагрузки на ИТ-системы, ошибки при обработке данных, необходимость частого обновления данных
Финансовые риски: штрафы и санкции, затраты на интеграцию, риск переплат или недоплат.
Правовые риски: несоответствие законодательству, риск судебных разбирательств.
Репутационные риски: снижение доверия граждан
Финансовые риски: увеличение затрат на поддержку и развитие ЕЦП, ошибки при расчете бюджетных расходов на социальные выплаты.
Последствия
Отрицательные последствия:
Финансовые потери, снижение доверия, социальная изоляция,
Положительные последствия:
Упрощение процессов, Повышение прозрачности,
Снижение ошибок
Отрицательные последствия:
Увеличение затрат, снижение эффективности, потеря репутации.
Положительные последствия: упрощение отчетности, снижение ошибок, повышение прозрачности
Отрицательные последствия: увеличение затрат, снижение эффективности, потеря репутации
Положительные последствия: упрощение отчетности, снижение ошибок, повышение прозрачности.
Последствия: дефицит бюджета из-за увеличения затрат, неэффективное использование бюджетных средств.
Источник: составлено авторами

Далее рассмотрим более детально последствия перехода на ЕЦП СС для различных категорий участников этого процесса.

Риски для граждан.

Риски для граждан как фактических, так и потенциальных получателей мер социальной поддержки также различаются по категориям населения. Следует выделить такие категории, как работники – застрахованные лица, за которых уплачиваются страховые взносы; пенсионеры; самозанятое население и др.

Ключевой проблемой для всех категорий граждан, связанной с переходом на ЕЦП СС и в целом с активным процессом цифровизации в сфере государственного управления, выступает проблема возможной утечки персональных данных. В отчете Всемирного экономического форума (ВЭФ) о глобальных рисках за 2021 год сбой в сфере кибербезопасности рассматривается как «один из наиболее важных и вероятных рисков», с которыми столкнется мир в ближайшее время [10, с. 11]. На сегодняшний день учреждения социального обеспечения являются хранилищем огромного количества личной информации, поэтому, как отмечает МАСО, «кибербезопасность является ключевой областью, вызывающей озабоченность организаций социального обеспечения» [11].

Согласно данным опросов основной причиной утечек персональных данных из государственных информационных систем (ГИС) является неосмотрительность самих граждан: 38,6% - в 2023 году. 31% утечек персональных данных связаны с внешними атаками на ГИС, около 30% всех инцидентов связаны с некорректными действиями собственно сотрудников государственных структур [12].

Высокий риск киберугрозы создает предпосылки добровольного отказа граждан от пользования государственными электронными сервисами, где нужно предоставлять свои данные. По данным на май 2025 года 24% населения России не имеют учётной записи на портале «Госуслуги», в то же время доля граждан, не использующих Интернет именно по соображениям безопасности, в 2024 году составила лишь 0,2% населения. Последний показатель имеет тенденцию к снижению. Данная проблема становится особенно актуальной в контексте реализации создания многофункционального сервиса обмена информацией, который, как подразумевается, должен объединить функции мессенджера и государственные сервисы, направленные на предоставление государственных и муниципальных услуг [13].

«Существует четкая корреляция между объемом доступной информации, способностью оценивать требования и возможностью предоставления индивидуальных услуг» [14, с. 14]. При таком соотношении преимущество для человека, в данном случае в форме оказанной социальной услуге, должно явно перевешивать риск. Учреждения социального обеспечения должны обеспечить надлежащую защиту данных и разработать «убедительное ценностное предложение, демонстрирующее выгоду для пользователя» [14, с. 14]. Таким образом, решение проблем, связанных с Кибербезопасностью, требует комплексного подхода, который включает в себя обеспечение физической и кадровой безопасности, а также меры оперативного реагирования на такие инциденты.

Следует отметить, что данные социологических опросов свидетельствуют, что зачастую сам факт цифровизации население рассматривает как риск. Так, 56,6% респондентов в 2025 году оценивают уровень рисков цифровизации государственного управления как высокий (очень высокий и скорее высокий) [15]. Однако наблюдается снижение показателя в оценке гражданами уровня этих рисков за период 2022-2025 гг. на 6,2%. При этом в отношении использования искусственного интеллекта (ИИ) - 82,2 % респондентов отмечают высокий риск использования искусственного интеллекта при взаимодействии государства с гражданами [15].

Следующим важнейшим риском для застрахованных лиц, с позиции информационно-статистического обеспечения, является цифровое неравенство. Особенно остро оно затрагивает наиболее социально уязвимые категории: пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные граждане и семьи с детьми. Несмотря на высокие темпы проникновения цифровых технологий и электронных социальных услуг в процесс жизнедеятельности россиян, проблема цифрового неравенства сохраняется. Как отмечают эксперты МАСО, несмотря на совокупное положительное влияние цифровой трансформации, «без целенаправленных усилий по устранению существующего цифрового неравенства она может усугубить существующие в системе проблемы» [16]. При этом цифровое неравенство становится ещё более заметным, если рассматривать его с точки зрения возраста, пола, уровня бедности и местоположения. Риск цифрового неравенства ведет к возможной социальной изоляции человека, связанной с цифровизацией социальных услуг. Чтобы никто не остался в стороне при переходе на цифровые технологии, необходимы стратегии, направленные на обеспечение доступа, развитие навыков и создание благоприятной среды, которая поможет решить проблемы цифровой инклюзивности [17]. Согласно опросам организаций социального обеспечения, проводимых МАСО, 50% [16] сообщали, что, хотя основную часть их клиентской базы составляют пенсионеры и пожилые люди, они редко пользуются их электронными услугами. Проявление рисков цифрового неравенства также различно, в наиболее общем виде можно выделить три основные составляющие: неравенство доступа; неравенство по навыкам и возможностям; неравенство во владении информацией. Если потенциальные получатели мер социальной помощи не могут воспользоваться своим правом по причине плохого информирования, отсутствия доступа к услуге, отсутствия умения пользоваться электронными услугами, то это приводит к искажению статистики.

В России сейчас наметилась тенденция активного перевода услуг в исключительно электронный вид. Например, в Москве исключительно в электронной форме оформляют пособие при рождении ребёнка. Такая тенденция может привести к ограничению доступа к услуге для низкодоходных семей с детьми. Многие пенсионеры в отдаленных регионах не имеют современных средств связи и опыта работы с ними. Система социальных пособий и оказания мер социальной помощи в России не предусматривает компенсацию услуг связи, средств на покупку смартфонов или ноутбуков нуждающимся. Однако практика оказания подобных мер социальной поддержки встречается в отдельных регионах. Например, в Москве инвалиды и ветераны ВОВ, семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, могут получить социальный сертификат на товары длительного пользования. Данный сертификат позволяет приобрести необходимую бытовую технику и электронику.

Риски цифрового неравенства еще сильнее могут проявиться вследствие запуска эксперимента с 1 октября 2025 года по использованию цифрового рубля в бюджетном процессе [18]. Эксперимент заключается в осуществления выплаты ряда социальных пособий в цифровых рублях: в такой форме планируют выплачивать детские пособия, пособия по уходу за ребёнком, страховые и социальные пенсии, пособия по безработице, выплаты по инвалидности, материнский капитал. Окончательный список Правительством РФ не сформирован. Ожидается, что в 2025 году получение социальных пособий в цифровых рублях будет добровольным. С 1 января 2026 года в цифровом формате планируют предоставлять любые федеральные выплаты, а в 2027 году систему собираются распространить на региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Для государства цифровой рубль является инструментом контроля и прозрачности, снижает риски мошенничества, позволяет целевым образом отслеживать движение бюджетных средств и экономить на банковских комиссиях. Однако для граждан чрезмерный контроль со стороны государства может ограничить их финансовую свободу посредством введения строгой направленности расходования отдельных цифровых социальных пособий. Помимо этого, цифровые рубли нельзя использовать для получения дохода в банке или получения кредита. Таким образом, при получении пенсии в цифровых рублях, пенсионерам, которые аккумулируют финансовые средства на вкладах в банке, надо будет предварительно перевести цифровые деньги в безналичную форму. Это, в свою очередь, сопряжено со сложностью самого понимания природы цифрового рубля, особенно для старшего поколения, специфики его использования и отличий от привычных форм денег.

К другим немаловажным рискам для застрахованных лиц и получателей мер социальной поддержки относятся риски, связанные с техническими ошибками и сбоями в системе, а также проблемы с загрузкой данных в ЕЦП СС. Еще в 2021 году Счетная палата РФ провела проверку функционала ЕГИССО как интегрированного социального регистра населения [19]. Основные выявленные нарушения в работе ЕГИССО были связаны как раз с несвоевременной загрузкой сведений поставщиками информации и техническими проблемами.

Реальным примером последствий некорректной работы ЕГИССО стало 4 случая обращения жителей г. Санкт-Петербург и Ленинградской области в 2024 году о некорректном отображении сведений о размере фактически выплаченных сумм компенсации расходов за оплату жилого помещения и ЖКУ, в связи с чем им было отказано в получении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием детей [20]. Причиной некорректного отображения стало отсутствие обновления поставщиком информации в ЕГИССО в течение нескольких месяцев. Этот случай подчеркивает особую ответственность в новых реалиях цифровизации роли поставщика информации в информационную систему как в ЕГИССО, так и в ЕЦП СС. В настоящее время для Социального фонда РФ единственным источником сведений о выплатах компенсационного характера является исключительно ЕГИССО. Это приводит к тому, что граждане не могут простыми способами «на месте оспорить» вынесенное решение. В данном примере пострадавшим пришлось обращаться к Уполномоченному по правам человека в г. Санкт-Петербурге.

Другой яркий пример проявления риска возникновения технических ошибок и некачественной загрузки данных в ЕЦП СС произошел двумя годами ранее в Алтайском крае. В конце 2022 года в Алтайском крае многие семьи остались без положенных детских пособий из-за некорректной загрузки данных ЕГИССО о мерах социальной поддержки. Причиной допущенной ошибки стала «некорректная загрузка данных ЕГИССО о мерах социальной поддержки (задвоение выплат)» [21]. Причем после жалоб гражданам делали перерасчет выплат, но ошибка продолжала повторяться, пока обращения не дошли до Минтруда России. Таким образом, «качество сведений в ЕГИССО напрямую зависит от корректности и дисциплины вносимой поставщиками информации» [21].

Риски для работодателей и самозанятых.

Переход на ЕЦП в социальной сфере существенно затрагивает работодателей, поскольку они, являясь страхователями, выступают ключевыми участниками системы предоставления данных о застрахованных лицах, уплате страховых взносов и других обязательных платежей. Для работодателей главными рисками, возникающими в связи с переходом на ЕЦП СС, выступают технологические и административные риски, а также следует выделить временные риски, связанные с необходимостью проведения обучения персонала работе с новой системой, настройкой рабочих процессов и адаптацией под новые требования.

Как было отмечено ранее, именно от поставщиков данных в ЕЦП СС зависит качество содержащейся на платформе информации. В связи с этим можно выделить следующие специфические риски для данной категории граждан:

¾ несовместимость форматов данных;

¾ потеря или искажение данных при передаче;

¾ риски нарушения конфиденциальности информации;

¾ недостаточная квалификация персонала;

¾ возможные сбои в работе систем мониторинга;

¾ проблемы с обеспечением требуемого уровня безопасности;

¾ репутационные риски.

Таким образом, риски для них преимущественно связаны с адаптацией своих учетных систем, обновлением программного обеспечения для взаимодействия с новой платформой, что может быть связано с техническими трудностями. Как показывает практика, в первые месяцы перехода на новые программы / системы всегда сопряжены с повышенными рисками технологических сбоев и неполадок в программном обеспечении. Кроме того, переход на ЕЦС СС будет сопряжен и с дополнительными финансовыми затратами на обновление программного обеспечения, поскольку не все версии Программы 1С поддерживают новую систему, а также могут потребоваться средства для дополнительного обучения сотрудников. За несвоевременную или некорректную передачу данных работодатели в новой системе могут быть оштрафованы.

Так, с 1 июля 2025 года прием сведений работодателей по форме «ЕФС-1» стал осуществляться исключительно через ЕЦП СС. Причем сроки этого перехода переносили неоднократно, что создавало неопределённость для бизнеса. Кроме того, если отчеты подписываются по поручению руководителя, предоставление машиночитаемой электронной доверенности (МЧД) становится обязательным. Соответственно, при отсутствии МЧД или некорректных полномочиях отчёт ЕФС-1 не будет принят СФР, а за несвоевременную сдачу отчета предусмотрена административная ответственность и штрафы. С 5 сентября 2025 года на ЕЦП СС переведена форма СЗВ-ДСО и др. Таким образом, потребность в регулярных обновлениях программного обеспечения и обучении сотрудников сохранится. Ожидается, что такой перевод отчетности в ЕЦП СС позволит:

¾ упростить и ускорить процесс сдачи отчетности для страхователей (работодателей);

¾ повысить надежность и безопасность передачи данных;

¾ обеспечить единые стандарты работы с отчетностью;

¾ улучшить качество и скорость обработки поступающих сведений;

¾ интегрировать данные ЕФС-1 с другими сервисами ЕЦП СС для более эффективного администрирования страховых взносов.

Здесь хотелось бы отметить, что переход на ЕЦП СС будет более ощутим для работодателей из числа субъектов МСП, поскольку потребность в обновлении программного обеспечения для них будет более финансово ощутимой. Успешный переход на ЕЦП требует комплексного подхода и тщательного планирования всех этапов внедрения. Рекомендуется начать подготовительные мероприятия заблаговременно и привлекать профильных специалистов для минимизации возможных рисков.

В настоящее время для самозанятых (в широком понимании этого термина) риски перехода на Единую цифровую платформу возникают по факту только у индивидуальных предпринимателей. Причем для них характерны риски и как для работодателя (при наличии сотрудников), и как для застрахованного лица. Для самозанятых-плательщиков налога на профессиональный доход в настоящее время влияние перехода на ЕЦП СС очень ограниченное, поскольку они освобождены от уплаты страховых взносов, а обязательная отчетность у них отсутствует. Только те немногие, кто имеют страховой стаж и уплачивают дополнительные страховые взносы, будут подвержены рисками, возникающими перед застрахованными лицами. Здесь следует привести пример массового распространения в 2025 году информации, о необходимости сдачи отчетности в ФНС России для самозанятых. Как оказалось, речь шла только об индивидуальных предпринимателях-плательщиках налога на профессиональный доход (НПД), включённых в перечень по физическим лицам-плательщикам НПД. Статистику по самозанятым формируется напрямую от ФНС России. Однако потенциально в ближайшие годы, когда действие и условия НПД могут быть изменены (в 2028 году истекает срок действия НПД), для самозанятых и индивидуальных предпринимателей могут быть скорректированы и правила предоставления отчетности, в том числе для целей статистического учета.

Риски для СФР и органов госвласти

Кибератаки и риск утечки данных из ЕЦП СС несут угрозу и для СФР. Если для граждан реализации такого риска в большей степени связана возможными финансовыми последствиями, то для СФР это, в первую очередь, репутационные риски. Примерами реализации этих рисков для государственных служб социального обеспечения является атака программы-вымогателя WannaCry в 2017 году, которая затронула организации на нескольких континентах, в частности в Великобритании были заблокированы ИТ-системы и медицинское оборудование, что привело к серьезным сбоям в предоставлении медицинских услуг [10]. Для снижения последствий рисков, связанных с киберугрозами, и их профилактики МАСО разработала Руководство по кибербезопасности для организаций социального обеспечения [11]. Основная цель данного руководства — дать практические рекомендации о том, как организации социального обеспечения могут повысить свою устойчивость к киберугрозам, базирующиеся на существующих стандартах и практическом опыте организаций-участниц МАСО. Эксперты МАСО полагают, что для борьбы с растущими киберрисками, организациям социального обеспечения необходимо разработать стратегии кибербезопасности для защиты своих основных систем, предоставления услуг и хранения данных в соответствии с их обязанностями по защите граждан. СФР тоже реализует работу, направленную на профилактику киберугрозам. Так, с целью расширения возможностей по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию киберпреступлений, а также минимизация их последствий Фонд собирается осуществить модернизацию подсистемы управления событиями информационной безопасности в рамках автоматизированной системы «Технический центр мониторинга информационной безопасности» (ТЦМИБ), стоимостью 869 млн рублей. Проект проводится в рамках Комплексной ведомственной программы цифровой трансформации на 2025–2027 гг.

Результатом проявления риска цифрового неравенства и социальной изоляции в части получения отдельных мер социальной поддержки может стать формирование некорректных аналитических отчетов о предоставляемых государством мерах социальной поддержки и их получателях, которые невозможно затем использовать. В то время как часть малообеспеченных граждан просто не имеет доступа к электронным услугам или не имеет возможности получить информацию, аналитические отчеты могут рапортовать о безотказных выплатах всем заявителям и улучшении условий жизни этих семей. Таким образом, возрастает роль статистического учета и мониторинга качества выполнения мер социальной поддержки, их адресности и полноты охвата.

Обработка больших объемов данных через ЕЦП, внедрение новых технологий, а также усиление защиты данных приведёт к ежегодному росту расходов на эксплуатацию и на оплату труда, которые могут существенно превысить расходы на создание платформы. Принято считать, что цифровизация способствует оптимизации и сокращению штата сотрудников, что приводит к сокращению расходов на оплату труда. Однако в связи с возрастающими рисками кибербезопасности, а также потребностей в технических специалистах для поддержания работоспособности ЕЦП СС, может, наоборот, наблюдаться рост штата за счет непрофильных работников или увеличение расходов на аутсорсинг IT-услуг. Однако, так как основным источником расходов на ЕЦП СС являются средства федерального бюджета, то риск роста расходов на эксплуатацию и развитие платформы перекладывается именно на него.

Так, совокупные расходы на эксплуатацию ЕЦП СС за период 2024-2026 гг. в 12,7 раз должны превысить расходы на ее создание (Таблица 2). За период с 2024 года по 2026 год расходы на эксплуатацию ЕЦП СС вырастут в два раза.

Таблица 2 - Данные паспорта ведомственной программы цифровой трансформации на 2024 и плановый период 2025-2026 гг., млрд руб.


2024
2025
2026
Итого
Развитие инфраструктуры и эксплуатация компонентов ИТКИ и серверного оборудования, обеспечение информационной безопасности информационных систем СФР, предоставление услуг связи СФР, всего
10,7
13,4
13,3
37,5
ГИС ЕЦП
Итого по направлению развитие
1,7
1,9
0,6
4,2
Итого по направлению эксплуатация
2,1
1,1
4,4
7,6
Итого по направлению создание
0,6
0,0
0,0
0,6
Итого по всем направлениям
4,4
3,0
5,0
12,4
Обеспечение функционирования ЕГИССО, в том числе аренда и работы по настройке инфраструктуры и каналов связи, всего
2,3
1,6
1,0
4,9
ЕГИССО
Итого по направлению развитие
0,1
0,0
0,0
0,1
Итого по направлению эксплуатация
2,2
1,6
1,0
4,8
Справочно




Развитие и обеспечение функционирования информационных систем СФР специальной и типовой деятельности (АИС ПФР-2, ФГИС ЕИИС "Соцстрах", ФГИС ФРИ), всего
4,2
3,7
3,0
10,9
Развитие и сопровождение Единой цифровой платформы "Работа в России"
1,5
1,3
1,1
3,9
Источник: составлено авторами на основе данных ФГИС КИ (URL: https://gis.gov.ru/base/en/)

Ошибочные расчеты или неправильное применение критериев могут привести к неверному определению права на получение социальных льгот и выплат. Это вызовет недовольство среди граждан и дополнительные затраты на исправление ошибок и судебные разбирательства.

Основные выводы.

Проведенный анализ рисков показал, что успешная реализация перехода на ЕЦП СС требует комплексного и поэтапного подхода, включающего:

¾ разработку детального плана внедрения;

¾ обеспечение высокого уровня информационной безопасности;

¾ организацию системы обучения персонала;

¾ создание механизмов мониторинга и оценки результатов перехода;

¾ повышение информированности населения о новых возможностях для них.

Таким образом, для эффективного преодоления цифрового неравенства необходим комплексный подход, включающий развитие инфраструктуры, повышение цифровой грамотности населения и обеспечение альтернативных способов доступа к услугам. Под комплексным подходом понимается доступность всей совокупности государственных социальных и пенсионных услуг для всех участников государственной пенсионной системы независимо от их социального, экономического, регионального и цифрового неравенства.

Несмотря на наличие определенных рисков, переход на ЕЦП открывает широкие возможности для совершенствования информационно-статистического обеспечения деятельности СФР и повышения качества социального обслуживания населения. Должен быть разработан простой и понятный механизм запуска проверки вынесенных решений по причине возможной технической ошибки или некорректности данных.

При осуществлении перехода в ЕЦП СС для страхователей важно, наличие простых и интуитивно понятных инструментов для передачи данных. Сама платформа должна поддерживать интеграцию с различными учетными системами работодателей с минимальными потребностями к обновлению программного обеспечения. Важное значения при таких масштабных переходах на новую программу получает проведение пилотных проектов с участием ограниченного круга работодателей для выявления и устранения технических проблем.

В части организационных мер требуется проведение обучающих вебинаров, семинаров и предоставление инструкций по работе с ЕЦП, а также создание службы поддержки для оперативной помощи работодателям.

Другим требованием для осуществления таких переходов выступает их поэтапность, чтобы дать работодателям качественно подготовится.

Важным решением в данном случае может выступать предоставление амнистии на первичном этапе перехода, которое включает в себя ослабление санкций за ошибки, связанные с переходом на ЕЦП СС.

Переход на ЕЦП создает как возможности, так и вызовы для юридических лиц, в том числе субъектов МСП и индивидуальных предпринимателей. Для минимизации рисков необходимо обеспечить техническую поддержку, организовать обучение и разработать четкие нормативные акты. При грамотной реализации ЕЦП может значительно упростить процессы отчетности и расчетов, снизив административную нагрузку на малый бизнес и самозанятых.

Для статистической обработки и анализа данных, а также для повышения качества предоставляемой статистической информации и аналитических отчетов, для целей государственного управления СФР потребуется существенно перестроить всю систему статистического учета в ведомстве. В настоящее время, несмотря на то что СФР является субъектом статистического учета, специализированного подразделения, занимающегося комплексным сбором и анализом статистической информации, в ведомстве нет. Направленная работа ведется только в части бюджетной статистики. Таким образом, переход на ЕЦП СС должен привести к качественной перестройки сбора, обработки, анализа и опубликования данных. Соответственно, это приведет к росту расходов на обучение и прием профильных сотрудников.


Страница обновлена: 01.12.2025 в 10:33:51

 

 

Analiz posledstviy perekhoda na Edinuyu tsifrovuyu platformu sotsialnoy sfery

Oreshenkova Y.A.

Journal paper

Creative Economy
Volume 19, Number 12 (december 2025)

Citation: