Цифровизация в обществе и экономике стран Африки как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций
Сапунцов А.Л.![]()
1 Институт Африки Российской академии наук, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Аннотация:
Движение мировых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2024-2025 г. было достаточно «вялым», тем не менее ряд стран сумели привлечь этот капитал на выгодных условиях и приступить к реализации масштабных инвестиционных проектов. Следуя представлениям из прошлого, заложенным в эпоху деятельности Ост-Индских компаний, многонациональные предприятия (МНП) выступали организаторами выгодной добычи полезных ископаемых, зачастую проводимой с нарушением общепризнанных природоохранных норм и законов в труде, с последующим вывозом продукции в свои страны базирования. Этот императив сменился на строительство крупных металлургических и химических производств в принимающих многонациональные предприятия странах, где такой бизнес позволял за бесценок нанимать местный персонал, работать без очистных сооружений и прочих норм природопользования. В настоящее время страны Африки сделали значительный шаг вперед, чтобы отойти от таких отношений с иностранными инвесторами и перевести фокус приема ПИИ на экономическую деятельность в сфере услуг, в том числе в цифровой экономике и внедрении таких технологий в важные для общества и государства отношения. Страны Африки стремятся привлечь ПИИ в туристическую отрасль, машиностроение, в строительство и фармацевтику. Российским компаниям важно внимательно изучать конъюнктуру африканского рынка иностранного капитала и деятельность оперирующих на нем зарубежных (а также из других стран Африки) многонациональных предприятий, чтобы обеспечить себе выгодные ниши в быстрорастущей экономике
Ключевые слова: Африка, многонациональные предприятия (МНП), отношения стран Африки с Китаем, отрасли экономики стран Африки, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), страны – инвесторы в Африку, цифровая экономика
JEL-классификация: O15, F23, F55, Q2, O33
Введение
В 2025 г. сохраняется замедление в глобальном движении прямых иностранных инвестиций (ПИИ): их поток в 2023 г. составил 1,33 трлн долл., что на 2% меньше значения предшествующего года (здесь и далее без указания определенного временного интервала), однако это значение было пересчитано в 2024 г. и, по данным экспертов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), составило 1,45 трлн долл. В 2024 г. значение указанного показателя увеличилось на 4% до 1,51 трлн долл., однако исключая поток инвестиций через кондуитные страны, значение показателя все же снизилось на 11% [23, 24] (UNCTAD, 2024; UNCTAD, 2025c). После двух лет снижения, предварительные данные за первую половину 2025 г. указывают на дальнейшее сокращение глобальных ПИИ на 3% (первая половина 2025 г. к первой половине 2024 г.), включая уменьшение числа объявлений о новых проектах. За указанный период страны Африки получили на 20% меньше ПИИ, причем стоимость проектов «в зеленом поле» (создание новых мощностей и производств – СНМиП) снизилась на рекордные 58%, а международного проектного финансирования увеличилась на 1% [17, p. 1] (UNCTAD, 2025a).
Иностранные инвесторы становятся более осторожными в связи с новыми торговыми войнами (эскалацией тарифов), усиливающимся геополитическим напряжением и усугубляющейся инвестиционной неопределенностью будущего – все это вынуждает инвесторов занимать выжидательную позицию во многих секторах экономики. Международные слияния и приобретения (СиП) компаний находятся в «режиме ожидания» с общим уменьшением количества сделок на 25% в первой половине 2025 г.; однако в третьем квартале наблюдаются признаки улучшения конъюнктуры указанного сегмента мирового рынка ПИИ.
Актуальность исследования места и роли стран Африки на мировом рынке ПИИ определяется необходимостью поиска новых инвестиционных партнеров для России. Например, ряд авторов приходят к выводу: «На наш взгляд, в следующие 25 лет нам следует ожидать дальнейшей фрагментации мирового сообщества. Речь идет не столько о деглобализации, сколько о формировании эффективных интеграционных объединений и построении кластерных образований стран и регионов, в рамках которых будут развиваться новые цепочки создания стоимости и взаимовыгодный обмен ресурсами, способный повысить ресурсоэффективность каждой из стран-участниц. Все это представляется весьма важным в контексте развития международных экономических отношений между Россией и странами Африки» [4, c 147] (Drobot, 2025).
Тематика движения ПИИ применительно к странам Африки подробно изучалась в функциональном и региональном представлении учеными Института Африки РАН в работах [6–11] (Pavlov, Sapuntsov, 2018; Pavlov, Sapuntsov, 2019; Sapuntsov, Pavlov, 2019; Pavlov, Sapuntsov, 2020; Sapuntsov, Pavlov, 2021; Pavlov, Sapuntsov, 2022).
Глобальные тенденции в движении ПИИ
Основные явления стагнации в сфере международных инвестиций начала 2015 г. наблюдались в инфраструктурных отраслях экономики и обрабатывающей промышленности: стоимость сделок по международному проектному финансированию в секторе инфраструктуры сократилась на 8%, количество проектов по СНМиП, реализуемых преимущественно в промышленности, уменьшилось на 17%. Больше всего ситуация ухудшилась в проектах, где присутствуют длинные и сложные цепочки поставок. Несмотря на уменьшение количества проектов, их общая стоимость в форме «зеленого поля» увеличилась на 7%, в том числе за счет анонсированных в первой половине 2005 г. крупных проектов в сфере цифровой экономики и искусственного интеллекта.
Ситуация с поступлением ПИИ в проекты, связанные с достижением целей устойчивого развития (ЦУР), выглядит пессимистически, так как в 2024 г. произошло резкое снижение стоимости их финансирования, которое продолжилось в первой половине 2025 г. и составляет 10% к аналогичному периоду 2024 г. Реализация указанных проектов в наименее развитых странах (НРС) сократилось на 5% за вышеуказанный период, что представляет собой наиболее худшее снижение за последнее десятилетие.
В перспективе ожидается, что международный инвестиционный климат будет оставаться условно благоприятным в течение второй части 2025 г. Геополитическая напряженность, региональные конфликты, фрагментация экономики, изменение промышленной политики и многонациональные усилия по снижению рисков в цепочках поставок, вероятно, продолжат оказывать давление на потоки ПИИ. «Многие африканские страны становятся неспособными обеспечить безопасность личности, а в некоторых случаях сами государства становятся источниками угроз безопасности. Это связано не только с развивающимися и сложными угрозами безопасности, с которыми сталкивается континент (пандемии, сбои глобальных производственно-сбытовых цепочек и т.д.), но и с дефицитом эффективного управления, который проявляется в снижении доверия граждан к своим правительствам» [2, c. 299] (Drobot, 2022a). Тем не менее, смягчение финансовых условий, рост активности в сфере СиП компаний в третьем квартале и увеличение зарубежных расходов фондов национального благосостояния могут способствовать умеренному росту движения ППИ в годовом исчислении.
Глобальный инвестиционный климат остается сложным в секторах экономики, деятельность в которых имеет решающее значение для достижения ЦУР. Число связанных с ЦУР инвестиционных проектов, реализуемых в развивающихся странах, сократилось на 10% и объемы их финансирования снизились на 7%. Инвестиции в возобновляемые источники энергии и инфраструктуру продолжали сокращаться, в то время как инвестиции в здравоохранение и сельское хозяйство немного увеличились и в абсолютном выражении остаются на относительно низком уровне.
В начале 2025 г. количество инфраструктурных проектов, получивших зарубежное финансирование (таких как транспорт и коммунальные услуги), продолжал сокращаться. Объем финансирования, выделенного на проекты в этих секторах экономики, был примерно на 25% ниже среднего показателя за последнее десятилетие, поскольку растущие процентные ставки, инфляционное давление и ужесточение условий для проведения операций на глобальном финансовом рынке продолжают ограничивать доступность долгосрочного капитала. Объемы международного проектного финансирования в инфраструктурных отраслях экономики НРС снизились на 85%. Проекты по СНИиП снизились в стоимостном выражении объемов финансирования на 31% и количестве – на 25%, особенно в Латинской Америке и Карибском бассейне (снижение на 78% по стоимости и на 43% в количестве) [14] (Assamaou, 2025).
Отмечались резкие колебания в объемах поступления ПИИ в кондуитные страны Европы, что статистически стимулировало инвестиционную деятельность, так как без учета указанных явлений эксперты ЮНКТАД оценивают спад мировых ПИИ в 10% за 2023 г. Наблюдавшаяся в последние годы тенденция к увеличению объемов поступления ПИИ в развивающиеся страны сменилась на противоположную, и в 2023 г. объем поступления такого капитала снизился на 7%. За вычетом кондуитной составляющей, поступления ПИИ в развитые страны в 2023 г. сократились на 15%, что было вызвано решениями многонациональных предприятий (МНП) о перестройке своего бизнеса и сокращению объемов трансграничных СиП компаний. Поступления капитала в этой форме сократилось за 2023 г. более чем на половину, что в первую очередь отрицательно сказалось на инвестировании в развивающиеся страны. Количество сделок и их стоимость при вложении ПИИ в форме международного проектного финансирования сократились за 2023 г. более чем на четверть.
Кондуитные ПИИ возникают, когда базирующееся в стране «А» МНП учреждает филиал в стране «Б» с использованием промежуточного (посреднического) этапа инвестирования в страну «В». В этих условиях ПИИ следуют транзитом из страны «А» в страну «В», и только затем из страны «В» перемещаются в страну «Б», где используются в качестве производительных инвестиций, например, для строительства заводов. Посреднический этап инвестирования в страну «В» исключительно финансовый, так как там не присутствуют участвующие в производстве инвестиции. Синонимом кондуитным ПИИ служат: сквозной капитал, косвенные ПИИ, офшорные ПИИ [16] (Casella, p. 111).
Основными причинами стагнации мировых потоков ПИИ выступают ужесточение условий для предоставления финансирования, неопределенность в принятии решений инвесторами, колебания показателей международных финансовых рынков и усиление регулирования при заключении сделок на инвестиционном рынке, причем последняя причина в первую очередь повлияла на замедление инвестиций в форме СиП компаний.
Тенденции поступления ПИИ в страны Африки
Сокращение числа проектов по СНМиП на 23%, имевшее место в первые месяцы 2025 г., вызвало уменьшение объема ПИИ, поступающих в возобновляемую энергетику – от которой во много зависит достижение ЦУР. Напротив, страны Африки и Азии начали реализацию крупных сделок в этой сфере, что привело к увеличению объемов проектного финансирования на 32%. В НРС количество объявленных новых проектов «в зеленом поле» сократилось на 31% и их стоимость – на 18%. В противоположность этому, объем сделок по проектному финансированию увеличился в основном за счет двух крупных проектов по хранению энергии в аккумуляторных батареях: установка мощностью 10 МВт / 20 МВт∙ч в Сомали, строительство которой ведется Национальной энергетической корпорацией из Канады, и аналогичный проект по хранению электроэнергии Dasa BESS в Нигере, реализуемый канадской Глобальной атомной корпорацией и включающий в себя строительство электростанции мощностью 15 МВт / 37,5 МВт∙ч. [17, p. 7] (UNCTAD, 2025a).
В начале 2025 г. объем международных инвестиций в инфраструктуру водоснабжения и водоотведения сократился на 40%. В Африке и НРС не было объявлено ни об одном проекте в этом секторе, и в Латинской Америке и Карибском бассейне спад составил 97%. В структуре поступающих в этот сектор инвестиций значительную долю составляет государственное финансирование и финансирование, выделяемое в целях развития.
Международные инвестиции в агропромышленный комплекс оставались стабильными в 2025 г., увеличившись в стоимостном выражении на 6% и уменьшившись на 1% по количеству проектов. В это время стоимость международного проектного финансирования в секторе снизилась на 97%, число объявленных новых проектов увеличилось на 33%, причем рост равномерно осуществляется во всех группах развивающихся стран мира. Как и в 2024 г., в первые месяцы 2025 г. в экономике развивающихся странах сектор здравоохранения (как связанный с реализацией ЦУР) оставался стабильным и получал высокие объемы ПИИ. Хотя количество указанных проектов сократилось на 8%, общий объем поступающих в них инвестиций вырос на 37%, что главным образом было достигнуто за счет новых проектов по СНМиП в развивающихся странах Азии.
Страны Африки получили 28 млрд долл. ПИИ в первом полугодии 2025 г., против 96 – в 2024 г. и 56 – в 2023 г. В 2024 г. в Африке был отмечен значительный рост притока ПИИ, который увеличился на 75%: это значение составляет 6% общемирового притока ПИИ по сравнению с 4% в предыдущем году и 11% от общего объема ПИИ в развивающиеся страны по сравнению всего с 6% в 2023 г. (Табл. 1). Однако резкое увеличение объемов поступления ПИИ в Африку не было связано с бурным экономическим ростом и наличием множества диверсифицированных проектов в разных странах, способных привлечь иностранных инвесторов.
Таблица 1.
Объемы ввоза и вывоза ПИИ в Африку и ее регионы, в млн долл.
Table 1
The volume of FDI imports and exports to Africa and its regions, millions of dollars
|
Регионы \ годы
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
|
Африка в целом
| |||||
|
Ввоз
|
40 944
|
82 201
|
54 567
|
55 414
|
97 032
|
|
Вывоз
|
2 459
|
5 098
|
3 959
|
196
|
2 447
|
|
В том числе: Северная Африка
| |||||
|
Ввоз
|
9 797
|
9 509
|
15 323
|
13 425
|
50 675
|
|
Вывоз
|
356
|
994
|
1 171
|
1 577
|
1 244
|
|
Центральная Африка
| |||||
|
Ввоз
|
8 913
|
6 602
|
7 078
|
7 017
|
7 907
|
|
Вывоз
|
278
|
498
|
490
|
128
|
403
|
|
Восточная Африка
| |||||
|
Ввоз
|
7 477
|
10 090
|
11 682
|
11 338
|
12 715
|
|
Вывоз
|
1 496
|
2 065
|
1 801
|
759
|
1 520
|
|
Южная Африка
| |||||
|
Ввоз
|
4 871
|
42 373
|
7 455
|
7 305
|
10 521
|
|
Вывоз
|
-1 793
|
- 926
|
2 850
|
-2 712
|
-1 170
|
|
Западная Африка
| |||||
|
Ввоз
|
9 885
|
13 629
|
13 029
|
16 330
|
15 214
|
|
Вывоз
|
2 123
|
2 467
|
-2 352
|
444
|
451
|
|
Мир в целом
| |||||
|
Ввоз
|
868 563
|
1 676 523
|
1 389 526
|
1 454 976
|
1 508 803
|
|
Вывоз
|
648 576
|
1 914 411
|
1 568 613
|
1 556 106
|
1 608 874
|
При этом ряд авторов отмечает, что «Страны Африки предприняли определенные усилия для укрепления своих механизмов мобилизации внутренних финансовых ресурсов и увеличения объема поступлений денежных средств для целей экономического роста и развития. Однако заметные проблемы по-прежнему сохраняются и продолжают препятствовать оптимальному поступлению доходов. Все это оказывает негативное воздействие на реализацию как Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, так и Повестки дня на период до 2063 года» [5, с. 141] (Drobot, 2024 et al).
Небывалый рост был вызван в значительной степени одним мегапроектом: соглашением о развитии г. Рас-эль-Хекма в Египте, которое предполагает строительство больницы, гостиницы, школы, университета, жилых кварталов, туристических зон отдыха, общественных знаний и прочих объектов для отдыха и развлечений. Проект финансируется абу-дабийским холдингом по развитию и правительством Египта, общая стоимость затрат составляет 35 млрд долл. По реализации проекта 35% его акционерного капитала будут принадлежать правительству Египта. За вычетом ПИИ, поступивших в вышеуказанный египетский проект, приток ПИИ в Африку все же увеличился на 12%, но оставался скромным и составил около 62 млрд долл. или 4% общемировых ПИИ. Следовательно, говорить об инвестиционном буме в Африке еще предварительно.
Стоимость сделок по международному проектному финансированию увеличилась на 15% за счет нескольких крупных проектов в области энергетики и транспортной инфраструктуры, особенно реализуемых в Египте, где объемы предоставления указанного финансирования увеличились более чем в два раза. В свою очередь активность по проектам «в зеленом поле» снизилась: количество объявлений о них сократилась на 5%, а общая стоимость – на 37% (Табл. 2).
Таблица 2
Заявленные международные проекты по созданию новых мощностей и производств, в млн долл.
Table 2
Announced international projects to create new facilities and production facilities, millions of dollars
|
Регион \ годы
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
2023-2024 темп роста в
%
|
|
Регион – как место
назначения проекта
| |||||
|
Африка, в том числе:
|
53 239
|
197 052
|
178 349
|
112 831
|
-36,7
|
|
Северная Африка
|
19 505
|
130 588
|
67 704
|
75 884
|
12,1
|
|
Центральная Африка
|
2 950
|
4 829
|
10 652
|
3 172
|
-70,2
|
|
Восточная Африка
|
4 159
|
17 732
|
18 703
|
3 735
|
-80,0
|
|
Южная Африка
|
19 106
|
37 096
|
23 893
|
20 010
|
-16,3
|
|
Западная Африка
|
7 519
|
6 808
|
57 397
|
10 030
|
-82,5
|
|
Мир в целом
|
889 325
|
1 302 481
|
1 412 978
|
1 337 922
|
-5,3
|
|
Регион – как источник
происхождения проекта
| |||||
|
Африка, в том числе:
|
8 412
|
6 011
|
8 701
|
9 853
|
13,2
|
|
Северная Африка
|
2 079
|
578
|
1 319
|
569
|
-56,9
|
|
Центральная Африка
|
94
|
743
|
8
|
827
|
10 922,7
|
|
Восточная Африка
|
2 133
|
2 060
|
2 826
|
1 571
|
-44,4
|
|
Южная Африка
|
3 536
|
1 860
|
3 716
|
5 558
|
49,6
|
|
Западная Африка
|
569
|
770
|
832
|
1 328
|
59,5
|
|
Мир в целом
|
889 325
|
1 302 481
|
1 412 978
|
1 337 922
|
-5,3
|
Трансграничные СиП компаний, на долю которых в последние годы приходится около 15% совокупного притока ПИИ в Африку (рассчитываемые как сальдо), в 2024 г. стали отрицательными. Чистый объем оттока ПИИ такой направленности в регионе составил 1,5 млрд долл., по сравнению с притоком в размере 9,5 млрд долл. в 2023 г. (Табл. 3). Здесь, как и в случае е Египтом, на данные по Африке повлияла однократная сделка: американская компания Эксон Мобил продала свои активы по добыче нефти и природного шельфа нигерийской компании Сеплат энерджи за 1,1 млрд долл.
Таблица 3
Трансграничные сделки по слияниям и приобретениям компаний, в млн долл.
Table 3
Cross-border mergers and acquisitions of companies, millions of dollars
|
Регион \ годы
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
2023-2024 темп роста в
%
|
|
Регион – как место
продажи компании
| |||||
|
Африка, в том числе:
|
-1 299
|
8 706
|
9 535
|
- 1487
|
-
|
|
Северная Африка
|
-75
|
3 580
|
1 926
|
-664
|
-
|
|
Центральная Африка
|
50
|
240
|
67
|
-33
|
-
|
|
Восточная Африка
|
631
|
19
|
115
|
173
|
50,7
|
|
Южная Африка
|
-1 564
|
4 494
|
7 110
|
890
|
-87,5
|
|
Западная Африка
|
-341
|
373
|
317
|
-1 853
|
-
|
|
Мир в целом
|
759 152
|
725 459
|
387 066
|
442 692
|
14.4
|
|
Регион – как место
покупки компании
| |||||
|
Африка, в том числе:
|
2 612
|
-1 299
|
193
|
293
|
51,9
|
|
Северная Африка
|
714
|
247
|
1 761
|
55
|
-96,9
|
|
Центральная Африка
|
-
|
-
|
-
|
730
|
-
|
|
Восточная Африка
|
172
|
172
|
5
|
645
|
12 434,3
|
|
Южная Африка
|
1 727
|
-1 675
|
-1 592
|
-1 137
|
-
|
|
Западная Африка
|
-1
|
-43
|
19
|
-
|
-
|
|
Мир в целом
|
759 152
|
725 459
|
387 066
|
442 692
|
14,4
|
Крупнейшие сделки с участием ПИИ в Африке
В большинстве регионов Африки регистрировалось увеличение потока поступающих ПИИ. Северная Африка стала основным драйвером в этом процессе. Помимо названых выше мегапроектов в Египте, поступление ПИИ в Тунис выросло на 21% до 936 млн долл., в Марокко – на 55% до 1,6 млрд долл. Стоимость новых проектов, объявленных в Африке, снизилась до 113 млрд долл. с 178 млрд долл. в 2023 г. В большинстве стран количество проектов сократилось. Только в Северной Африке был отмечен рост, при этом стоимость новых проектов увеличилась на 12% и составила 76 млрд долл., что составляет ⅔ от общего объема капитальных затрат по общеафриканским проектам. Основной движущей силой этого роста стал Египет, где стоимость новых проектов увеличилась на 30%, а их количество – на 4%. Тунис также внес значительный вклад, объявив об поступлении ПИИ на сумму 13 млрд долл. (по сравнению с почти нулевым показателем в 2023 г.) и значительном увеличении числа проектов.
Наибольший рост за 2024/2023 гг. стоимости проектов по СНМиП в представлении по видам экономической деятельности наблюдался в строительстве (до 19 млрд долл.) и металлобработке (до 1,5 млрд долл.), в то время как стоимость проектов по электро- и газоснабжению снизилась на 51 млрд долл. [23, p. 31] (UNCTAD, 2005c). Только на это снижение приходится большая часть общего снижения стоимости проектов «в зеленом поле» на 66 млрд долл.
Африка все чаще привлекает внимание инвесторов – организаторов глобальных мегапроектов, в том числе там реализуются семь таких проектов, стоимостью 4 млрд долл. каждый. В 2024 г. было объявлено о строительстве крупнейшего в мире мегапроекта в Рас-эль-Хекме в Египте. Компания Тоталь энерджис (Франция) объявила о реализации проекта стоимостью 6 млрд долл. в добывающем секторе экономики Анголы и еще одного мегапроекта в области возобновляемых источников энергии в Тунисе также на 6 млрд долл. В числе крупнейших сделок в Египте были объявлены три проекта в сфере возобновляемой энергетики, стоимостью порядка 4 млрд долл. каждый, в которых участвуют зарубежные компании: Амм пауэр (Канада), Меридиам (Франция), СК холдингс (Республика Корея) и Пэш глобал (Великобритания) [20] (Olubiyi et al, 2025).
Стоимость сделок по международному проектному финансированию в Африке увеличилась в результате реализации строительного мегапроекта в Египте, общее число таких проектов сократилось на 3%. Только в возобновляемой энергетике был зафиксирован существенный рост как количества, так и стоимости проектов. В Африке было зарегистрировано семь крупных сделок, связанных с энергетическим переходом, общая стоимость которых оценивается примерно в 17 млрд долл. Египет стал основным местом реализации четырех из этих проектов, включая проект подводного кабеля для передачи электроэнергии стоимостью 3,8 млрд долл., проект гибридной солнечно-ветровой электростанции – 2,5 млрд долл. и проект по ветроэнергетике на суше – 2,2 млрд долл. [23, p. 31]
Другие заметные сделки включали проекты по производству экологически чистого водорода в Египте и Тунисе, а также два крупных ветряных и солнечных проекта в Намибии. Марокко также заинтересовалось проектом по производству экологически чистого аммиака и синтетического топлива. Инвесторы из Китая, Франции, США, ОАЭ и Великобритании стали основными зарубежными партнерами в рассматриваемых проектах. Общая динамика накопления ПИИ в странах Африки и африканских ПИИ за рубежом выглядит следующим образом (Табл. 4).
Таблица 4
Накопленные объемы ПИИ в экономике Африки и ее регионов; накопленные ПИИ африканских МНП за рубежом, в млн долл.
Table 4
Accumulated FDI in the economy of Africa and its regions; accumulated FDI of African MNEs abroad, millions of dollars
|
Регионы \ годы
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
|
Африка в целом
| |||||
|
Ввоз
|
954 502
|
1 026 078
|
1 029 883
|
1 022 141
|
1 073 851
|
|
Вывоз
|
331 043
|
308 585
|
298 266
|
243 679
|
275 454
|
|
В том числе: Северная Африка
| |||||
|
Ввоз
|
324 599
|
333 048
|
325 791
|
346 959
|
364 429
|
|
Вывоз
|
39 686
|
39 972
|
42 156
|
44 624
|
76 085
|
|
Центральная Африка
| |||||
|
Ввоз
|
111 279
|
113 362
|
120 236
|
126 988
|
134 649
|
|
Вывоз
|
4 340
|
4 242
|
4 733
|
4 861
|
5 110
|
|
Восточная Африка
| |||||
|
Ввоз
|
84 726
|
92 038
|
100 323
|
111 978
|
124 292
|
|
Вывоз
|
1 995
|
2 994
|
3 404
|
4 259
|
5 739
|
|
Южная Африка
| |||||
|
Ввоз
|
238 171
|
284 842
|
273 019
|
220 541
|
230 776
|
|
Вывоз
|
260 165
|
233 049
|
216 806
|
159 276
|
156 724
|
|
Западная Африка
| |||||
|
Ввоз
|
195 726
|
202 787
|
210 515
|
215 676
|
219 704
|
|
Вывоз
|
24 857
|
28 328
|
31 168
|
30 659
|
31 795
|
|
Мир в целом*
| |||||
|
Ввоз
|
41 278 103
|
46 509 216
|
43 733 573
|
48 097 605
|
50 907 355
|
|
Вывоз
|
40 048 460
|
42 226 844
|
39 492 629
|
42 596 581
|
43 594 995
|
Европейские инвесторы остаются крупнейшими держателями накопленных ПИИ в Африке, занимая три из четырех первых мест в соответствующем рейтинге (табл. 5). Крупные пакеты акций МНП – инвесторов в Африку, зарегистрированных в Нидерландах, зачастую принадлежат иностранным предпринимателям, что позволяет говорить о возникновении кондуитных – косвенных ПИИ конечных владельцев капитала, расположенных в других странах, особенно в США. «Главное противоречие развития офшорного мира (офшоризации), по моему мнению, заключается в суверенном характере корпоративной и налоговой политики, позволяющем вводить суперпривлекательные условия для иностранных инвестиций, и потребностями международного сообщества в справедливых, с точки зрения добросовестных налогоплательщиков, правилах налогообложения доходов» [c. 17] (Kheyfets, 2022).
Базирующиеся в Великобритании МНП преимущественно занимаются бизнесом в ЮАР, Египте, Нигерии и Гане (в порядке убывания объемов накопленных ПИИ). Примерно половина британских ПИИ в Африке обращается в предприятиях, занятых оказанием финансовых услуг. Капитал компаний из США, вложенный в Африку, значительно увеличился в результате новых инвестиций в разнообразные отрасли экономики (включая цифровую инфраструктуру), консолидации и расширения операций (например, в энергетической отрасли) и переоценки стоимости существующих активов.
Таблица 5
Крупнейшие страны-инвесторы в Африку, в млрд долл.
Table 5
The largest investor countries in Africa, billions of dollars
|
Страна
|
Объем накопленных ПИИ
| |
|
2019 г.
|
2023 г.
| |
|
Нидерланды
|
87
|
70
|
|
Великобритания
|
64
|
58
|
|
США
|
45
|
56
|
|
Франция
|
59
|
53
|
|
Китай
|
44
|
42
|
|
ЮАР
|
33
|
32
|
|
Италия
|
31
|
32
|
|
Сингапур
|
22
|
20
|
|
Германия
|
12
|
14
|
|
Индия
|
16
|
13
|
Накопленные ПИИ Китайских компаний в Африке оцениваются в 42 млн долл.: они диверсифицированы за пределами добывающей промышленности – увеличиваются объемы вложения капитала в производство строительных материалов, пищевую промышленность, фармацевтику и производство мотоциклов. В настоящее время треть всех реализуемых в Африке проектов в рамках инициативы «Пояс и путь» относятся к секторам социальной инфраструктуры, таким как здравоохранение, образование, водоснабжение и водоотведение, при этом все большее внимание уделяется возобновляемым источникам энергии [19] (Lin et al, 2025).
Отраслевая структура поступления ПИИ в Африку
Анализ долгосрочных тенденций распределения ПИИ в Африке по видам экономической деятельности (сравнение последнего пятилетнего периода) показывает, что энергетика, строительство и добывающая промышленность продолжают доминировать в реализации новых проектов на континенте. Эти сектора не только сохранили лидерство по доле в общем объеме поступающих ПИИ, но и продемонстрировали уверенный рост в увеличении их объемов. «Хронически то, что современниками воспринимается как приход Novus ordo sеclorum, другими словами «нового порядка на века», уже через одно-два, максимум три, поколения воспринимается как досадный сбой, нелепый зигзаг на пути магистрального хода истории». [12, c. 6] (Fituni, 2022).
В 2024 г. сектор энергетики стал основным направлением для развития проектов по СНМиП. Стоимость таких проектов выросла более чем в три раза, а их число незначительно увеличилось, составив более 20% от общей стоимости новых проектов и почти 6% от всех проектов, средний размер которых превысил один миллиард долларов. Хотя потребности в инвестициях для обеспечения энергетической безопасности остаются значительными, тенденция роста подчеркивает важную роль ПИИ в улучшении энергоснабжения по всей Африке и в поддержке постепенного перехода Африки к более устойчивому энергетическому будущему.
Значительно сократилось количество проектов в строительном секторе, но при этом общая стоимость инвестиций увеличилась почти вдвое. Это указывает на явный сдвиг в сторону уменьшения числа инфраструктурных проектов и их укрупнения за счет повышения капиталоемкости. На строительство приходится почти 10% от общей стоимости проектов «в зеленом поле», при этом здесь наблюдается самый высокий средний размер проекта во всех секторах экономики, который составляет составил 1,8 млрд долл. ОАЭ лидируют по капиталовложениям в этот сектор, объявив о заключении сделок на сумму 49 млрд долл.
Добывающая промышленность также продемонстрировала значительный рост: количество проектов и общая стоимость инвестиций выросли примерно на треть. Хотя на долю добывающих компаний приходится 2% численности всех проектов, на долю этих проектов приходится около 13% от общей стоимости проектов по СНМиП со средним размером более 700 млн долл. Эти изменения, помимо прочих факторов, отражают растущий мировой спрос на важнейшие полезные ископаемые, добываемые в Африке, включая литий, кобальт и редкоземельные элементы, которые имеют ключевое значение для осуществления энергетического перехода [21] (Sané et al, 2025).
Инвестиции в добывающие отрасли достаточно сконцентрированы в руках ограниченного круга инвесторов. Инвесторы из Сингапура, Франции, Канады, Великобритании и Италии контролируют 80% притока капитала в этот сектор (страны показаны в порядке убывания доли в общих инвестициях). Со стороны получателей ПИИ Гвинея возглавила список, получив 19 млрд долл., в основном за счет двух железорудных проектов. ДРК привлекла 9 млрд долл. в проекты по добыче меди и минералов для производства аккумуляторных батарей, за ней следуют Уганда (с объемом проектов в 6,6 млрд долл.), Ангола (6,1 млрд долл.) и Ливия (6 млрд долл.). Эти цифры подчеркивают важность нескольких крупномасштабных проектов в формировании отраслевых инвестиционных потоков.
Представленные данные свидетельствуют о структурных сдвигах в энергетическом и ресурсном секторах Африки. В то время как инвестиции в добывающие отрасли экономики, производящие важнейшие полезные ископаемые, и в проекты по возобновляемым источникам энергии растут, потоки ПИИ в переработку ископаемого топлива сокращаются. Несмотря на все еще скромную общую долю (около 6%), цифровая экономика превратилась в один из самых быстрорастущих секторов, увеличившись более чем на ¾ по стоимости проектов и почти на ⅓ по количеству проектов за последние пять лет.
В ряде отраслей, связанных с глобальными цепочками стоимости, таких как электроника и производство электрооборудования, наблюдается рост числа новых проектов в регионах, где подобные предприятия отсутствовали. Это свидетельствует о том, что реструктуризация глобальных цепочек поставок открывает новые возможности для некоторых африканских экономик для поступления ПИИ в производственные сегменты, которые традиционно практически отсутствовали в регионе [18] (Haile et al, 2025).
В отличие от этого, ПИИ в фармацевтику Африки остаются ограниченными. Несмотря на политические усилия ряда стран по стимулированию местного производства лекарственных препаратов, количество и стоимость проектов «в зеленом» поле в фармацевтике было незначительным за последние пять лет и промышленные предприятия не продемонстрировали существенного роста. Это подчеркивает сохраняющиеся проблемы, связанные с увеличением инвестиций в производство медицинского оборудования и фармацевтику.
В сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве также наблюдался спад в поступлении ПИИ. За последние пять лет количество проектов сократилось почти вдвое, а их стоимость – более чем на ⅔, составив всего 0,5% от общего объема проектов по СНМиП. Это масштабное сокращение резко контрастирует с жизненно важным значением сектора для обеспечения продовольственной безопасности и развития сельских районов, подчеркивая необходимость более эффективного согласования инвестиционных потоков с приоритетами в области развития.
Поступление ПИИ в цифровую экономику
В настоящее время не существует общепризнанного определения цифровой экономики, что затрудняет анализ международных инвестиций в этой сфере. Цифровая экономика является важным компонентом мировой экономики и стала главной движущей силой глобального экономического роста. Она охватывает все виды деятельности, которые основаны на цифровых технологиях, от создания до потребления цифровых товаров и услуг. При ожидаемых ежегодных темпах роста в 10-12%, что значительно превышает глобальные темпы роста ВВП, на цифровую экономику в следующем десятилетии будет приходиться более двух третей создания новой стоимости [15] (Bawa, 2025).
«Африка является беднейшим континентом, поскольку страны континента не смогли осуществить необходимые структурные преобразования своих экономик. В целом усилия по проведению экономической трансформации в Африке привели к тому, что страны перешли от сельского хозяйства к развитию сектора услуг, большая часть которого функционирует в рамках теневого сектора и таким образом не способствует диверсификации экономики или устойчивой занятости» [3, с. 1293] (Drobot, 2022b).
В развивающихся странах национальные стратегии в области цифровых технологий стали более распространенными и всеобъемлющими, однако их интеграция с более широкими целями в области развития, промышленности и охраны окружающей среды остается ограниченной. Во многих стратегиях не учитывается роль ПИИ, а агентства по привлечению инвестиций редко участвуют в разработке соответствующих стратегий. На международном уровне международные инвестиционные соглашения нового поколения все в большей степени облегчают, стимулируют и либерализуют инвестиции в цифровую экономику. Однако можно сделать еще больше для активизации усилий по сокращению цифрового разрыва.
Цифровая экономика трансформирует ПИИ, создавая возможности для инноваций и роста, но расширяя «цифровой разрыв» между странами и расположенными там экономическими субъектами. Несмотря на увеличение инвестиций в цифровую инфраструктуру, сохраняются значительные различия в доступе, использовании, потенциале и регулировании, особенно между развитыми и развивающимися странами, включая НРС. Международные инвесторы играют ключевую роль в этих преобразованиях. В то время как в Африке растет число региональных игроков, несколько МНП доминируют во вложении глобальных ПИИ, концентрируя их в отдельных областях и ограничивая более широкое развитие влияние на общество и экономику. Инвестиции в цифровую экономику смещаются с платформ на услуги и физическую инфраструктуру, такую как центры обработки данных, что способствует долгосрочному развитию, созданию местного контента и передаче технологий.
Заключение
В условиях происходящих изменений на мировом инвестиционном рынке в целом и его африканском сегменте в частности особое значение следует уделять путям повышения эффективности африканской стратегии России в условиях кризиса существующего миропорядка. «Ключевым направлением на ближайшую перспективу, которое станет привлекательным для африканских стран и будет способствовать успешному экономическому развитию Российской Федерации, могут стать российские инвестиции в те сферы африканской экономики, которые представляют интерес как для РФ, так и для государств Африки. Прежде всего речь идёт об отработке двусторонних возможностей технологического партнёрства». [1, с. 846-847] (Abramova, Fituni, 2022).
Проведенный анализ показал основные тенденции на мировом рынке ПИИ, направления деятельности МНП и важнейшие инвестиционные проекты, реализуемые в странах Африки. Важное значение для Африканского континента остается в улучшении инвестиционного климата, развитии цифровой экономики с использованием иностранного капитала и реализация инвестиционных проектов с положительной социальной направленностью.
Источники:
2. Дробот Е.В. Новые приоритеты национальной безопасности стран Африки в условиях нарушения глобальных цепочек создания стоимости // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 285-308. – doi: 10.18334/eo.12.2.114825.
3. Абрамов В.И., Гордеев В.В., Столяров А.Д. Цифровые двойники: характеристики, типология, практики развития // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 2. – c. 1283-1200. – doi: 10.18334/vinec.
4. Дробот Е. В., Макаров И.Н., Осипова И.В. К вопросу о необходимости развития ресурсоэффективного взаимодействия России с африканскими странами в условиях политики трампизма и формирования цифровой технократии // Экономические отношения. – 2025. – № 1. – c. 135-156. – doi: 10.18334/eo.15.1.122741.
5. Дробот Е.В. Проблемы мобилизации финансовых ресурсов для экономического развития стран Африки // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 123-158. – doi: 10.18334/eo.14.1.120351.
6. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Многонациональные предприятия в инвестиционной стратегии Гвинеи // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2147-2168. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116930.
7. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Предпосылки к имплементации моделей инвестиционного сотрудничества России со странами Африки // Экономические отношения. – 2018. – № 4. – c. 567-588. – doi: 10.18334/eo.8.4.39527.
8. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Приоритетные направления долгосрочной инвестиционной политики российских предприятий в Африке // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2545-2556. – doi: 10.18334/eo.9.4.41455.
9. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3109-3120. – doi: 10.18334/epp.10.12.111506.
10. Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Диверсификация внешнеэкономических связей России со странами Африки в сфере контрактной внешней торговли и инвестиций // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 2079-2094. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114082.
11. Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Технологические факторы межстрановой конкуренции на африканском инвестиционном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 761-774. – doi: 10.18334/epp.9.4.41517.
12. Фитуни Л.Л. Текст и смыслы: введение в герменевтику нового миропорядка // Ученые записки Института Африки РАН. – 2022. – № 2. – c. 5-16. – doi: 10.31132/2412-5717-2022-59-2-5-16.
13. Хейфец Б.А. Глобальная деофшоризация 4.0 // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 2. – c. 76-92. – doi: 10.52180/2073-6487_2022_2_76_92.
14. Assamaou M., Susan E.B., Zhou S. Exploring Extrinsic Home Country Factors Motivating the Flow of Foreign Direct Investment: Evidence From the Central African Economic & Monetary Community Region // SAGE Open. – 2025. – № 4. – doi: 10.1177/21582440251393368.
15. Bawa S. Leveraging artificial intelligence and dynamic supply chains for renewable energy development in Africa’s frontier markets // Energy & Environment. – 2025. – doi: 10.1177/0958305X251375931.
16. Casella B. Looking Through Conduit FDI in Search of Ultimate Investors – A Probabilistic Approach // Transnational Corporations Journal. – 2019. – № 1. – p. 109–146. – doi: 10.18356/8a8b094c-en.
17. Global Investment Trends Monitor. UNCTAD. – 2025. – #49 (October). [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/diaeiainf2025d2_en.pdf (дата обращения: 01.11.2025).
18. Haile M.A., MK J., Mulugeta W. Structural Dependencies and Economic Convergence in Africa: Analysis of Income Per Capita and Value-added Sectoral Contributions // Global Journal of Emerging Market Economies. – 2025. – doi: 10.1177/09749101251366049.
19. Lin X., Govindaraju C., V.G.R., Baskaran A. Belt and Road Initiative, Institution Quality and China’s Outward Foreign Direct Investments // Sage Open. – 2025. – № 4. – doi: 10.1177/21582440251398444.
20. Olubiyi E.A., Adedeji A.O., Akiwale I.T. Energy Consumption, Foreign Direct Investment, and Urban Development: The Cases of Nigeria and South Africa // The Review of Black Political Economy. – 2025. – № 3. – p. 336-371. – doi: 10.1177/00346446241308838.
21. Sané I., Akpa A.F., Houngbeme D.J.-L., Keita S. Decarbonization in Sub-Saharan Africa: Exploring the Interaction Between Green Finance and Forest Depletion // The Journal of Environment & Development. – 2025. – doi: 10.1177/10704965251386565.
22. World Investment Report 2025. International Investment in the Digital Economy. Fact Sheet: Africa. UNCTAD. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/non-official-document/wir2025_factsheet_africa.pdf (дата обращения: 01.11.2025).
23. World Investment Report. International Investment in the Digital Economy. / UNCTAD. - N.Y.; Geneva: UN, 2025. – 261 p.
24. World Investment Report. Investment Facilitation and Digital Government. / UNCTAD. - N.Y.; Geneva: UN, 2024. – 164 p.
Страница обновлена: 01.12.2025 в 17:49:46
Digitalization in the society and economy of African countries as a factor in attracting foreign direct investment
Sapuntsov A.L.Journal paper
Journal of International Economic Affairs
Volume 15, Number 4 (October-December 2025)
Abstract:
The movement of global foreign direct investment in 2024-2025 was rather sluggish. Nevertheless, a number of countries managed to attract this capital on favorable terms and begin implementing large-scale investment projects. Following the ideas from the past, laid down in the era of the East India Companies, multinational companies acted as organizers of profitable mining, often carried out in violation of generally recognized environmental standards and labor laws, followed by the export of products to their home countries. This imperative was replaced by the construction of large metallurgical and chemical plants in host multinational enterprises in countries where such a business allowed hiring local staff for a song, working without sewage treatment plants and other environmental regulations. Currently, African countries have taken a significant step forward to move away from such relations with foreign investors and shift the focus of receiving FDI to economic activity in the service sector, including in the digital economy and the introduction of such technologies into important relations for society and the state. African countries are seeking to attract FDI in the tourism industry, mechanical engineering, construction and pharmaceuticals. It is important for Russian companies to carefully study the conjuncture of the African foreign capital market and the activities of multinational enterprises operating in it (as well as from other African countries) in order to secure profitable niches in a fast-growing economy.
Keywords: Africa, multinational company, African relations with China, African economic sectors, foreign direct investment, investor countries in Africa, digital economy
JEL-classification: O15, F23, F55, Q2, O33
References:
World Investment Report. International Investment in the Digital Economy (2025).
World Investment Report. Investment Facilitation and Digital Government (2024).
Abramov V.I., Gordeev V.V., Stolyarov A.D. (2024). Digital twins: characteristics, typology and development practices. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (2). 1283-1200. doi: 10.18334/vinec.
Abramova I.O., Fituni L.L. (2022). Ways to increase the effectiveness of Russia's African strategy in the context of the crisis of the existing world order. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 92 (9). 837-848. doi: 10.31857/S086958732209002X.
Assamaou M., Susan E.B., Zhou S. (2025). Exploring Extrinsic Home Country Factors Motivating the Flow of Foreign Direct Investment: Evidence From the Central African Economic & Monetary Community Region SAGE Open. 15 (4). doi: 10.1177/21582440251393368.
Bawa S. (2025). Leveraging artificial intelligence and dynamic supply chains for renewable energy development in Africa’s frontier markets Energy & Environment. doi: 10.1177/0958305X251375931.
Casella B. (2019). Looking Through Conduit FDI in Search of Ultimate Investors – A Probabilistic Approach Transnational Corporations Journal. 26 (1). 109–146. doi: 10.18356/8a8b094c-en.
Drobot E. V., Makarov I.N., Osipova I.V. (2025). Development of resource-efficient cooperation between Russia and African countries in the context of Trumpism and digital technocracy. Journal of International Economic Affairs. 15 (1). 135-156. doi: 10.18334/eo.15.1.122741.
Drobot E.V. (2022). New national security priorities of African countries in the context of disruption of global value chains. Journal of international economic affairs. 12 (2). 285-308. doi: 10.18334/eo.12.2.114825.
Drobot E.V. (2024). Problems of financial resource mobilization for the economic development of African countries. Journal of international economic affairs. 14 (1). 123-158. doi: 10.18334/eo.14.1.120351.
Fituni L.L. (2022). Text and meanings: introduction to the hermeneutics of the new world order. Works and Scholarly Notes of the Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences. 59 (2). 5-16. doi: 10.31132/2412-5717-2022-59-2-5-16.
Global Investment Trends MonitorUNCTAD. – 2025. – #49 (October). Retrieved November 01, 2025, from https://unctad.org/system/files/official-document/diaeiainf2025d2_en.pdf
Haile M.A., MK J., Mulugeta W. (2025). Structural Dependencies and Economic Convergence in Africa: Analysis of Income Per Capita and Value-added Sectoral Contributions Global Journal of Emerging Market Economies. doi: 10.1177/09749101251366049.
Kheyfets B.A. (2022). Global deoffshorization 4.0. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (2). 76-92. doi: 10.52180/2073-6487_2022_2_76_92.
Lin X., Govindaraju C., V.G.R., Baskaran A. (2025). Belt and Road Initiative, Institution Quality and China’s Outward Foreign Direct Investments Sage Open. 15 (4). doi: 10.1177/21582440251398444.
Olubiyi E.A., Adedeji A.O., Akiwale I.T. (2025). Energy Consumption, Foreign Direct Investment, and Urban Development: The Cases of Nigeria and South Africa The Review of Black Political Economy. 52 (3). 336-371. doi: 10.1177/00346446241308838.
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2018). The prerequisites for the implementation of investment cooperation of Russia with the countries of Africa. Journal of International Economic Affairs. 8 (4). 567-588. doi: 10.18334/eo.8.4.39527.
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2019). Priority directions of long-term investment policy of Russian enterprises in Africa. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2545-2556. doi: 10.18334/eo.9.4.41455.
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2020). Participation of African countries in the international industrial cooperation. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (12). 3109-3120. doi: 10.18334/epp.10.12.111506.
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2022). Multinational enterprises in Guinea's investment strategy. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2147-2168. doi: 10.18334/vinec.12.4.116930.
Sané I., Akpa A.F., Houngbeme D.J.-L., Keita S. (2025). Decarbonization in Sub-Saharan Africa: Exploring the Interaction Between Green Finance and Forest Depletion The Journal of Environment & Development. doi: 10.1177/10704965251386565.
Sapuntsov A.L., Pavlov V.V. (2019). Technological factors of intercountry competition in the African investment market. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 761-774. doi: 10.18334/epp.9.4.41517.
Sapuntsov A.L., Pavlov V.V. (2021). Diversification of Russia's foreign economic relations with African countries in contract foreign trade and investment. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 2079-2094. doi: 10.18334/vinec.11.4.114082.
World Investment Report 2025. International Investment in the Digital Economy. Fact Sheet: AfricaUNCTAD. Retrieved November 01, 2025, from https://unctad.org/system/files/non-official-document/wir2025_factsheet_africa.pdf
