Использование ресурсного потенциала учреждений системы исполнения наказаний в контексте социально-экономического развития внегородских территорий региона
Олесиюк О.С.![]()
1 Пермский институт ФСИН России, Пермь, Россия
2 Первое экономическое издательство, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 1 (Январь 2026)
Введение
В настоящее время мы живем в условиях такой глобальной геополитической и геоэкономической обстановки, которая ставит перед Российской Федерацией определенные вызовы, для преодоления которых необходимым условием выступает повышение результативности государственного управления, модернизации экономики, ускорение социально-экономического развития, повышение качества и уровня жизни граждан, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности субъектов федерации и страны в целом.
Производственно-хозяйственная деятельность учреждений пенитенциарной системы занимает особое место в экономической системе и в настоящее время требует совершенствования.
В современных условиях важным аспектом в обеспечении устойчивого развития внегородских территорий, где осуществляется деятельность, преимущественно, по сельскохозяйственным отраслям, является использование ресурсного потенциала учреждений системы исполнения наказаний (далее – СИН).
Нераскрытость данной темы в современных источниках подтверждает актуальность исследуемой проблематики – показать возможность использования учреждений системы исполнения наказаний на внегородских территориях для повышения эффективности региональной экономической системы.
Основная часть
В качестве одних из приоритетных направлений совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), определенных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года [1], обозначены совершенствование производственно-хозяйственной деятельности, повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами.
Такой подход обоснован и с научной точки зрения.
Так, Дербенева И.А., Пискунов А.И. рассматривают учреждения СИН в контексте обеспечения продовольственной безопасности УИС [3].
По мнению Неустроевой Н.Н., данные учреждения имеют потенциал в части развития приносящей доход производственной деятельности: автор считает целесообразным планировать деятельность не только с учетом потребностей УИС, но и сторонних организаций [7].
Петроградская А.А. подчеркивает исключительное значение для самоокупаемости учреждений УИС рациональное и эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, обосновывая это не только возможностью обеспечить продуктами питания осужденных, находящихся в этих учреждениях, но и получать прибыть от реализации сельхозпродукции [10-11].
Огаркова Н.О. рассматривает производственные подразделения УИС в аспекте инвестиционной привлекательности и приходит к заключению, что данное направление играет важную роль в деятельности данных учреждений и имеет большой потенциал [8].
Направления инвестиционной деятельности указанных учреждений отображены на рисунке 1.
Рис. 1 – Направления инвестиционной деятельности учреждений УИС
Источник: Составлено автором по [8].
Дятлов Ю.Н. [4] рассматривает учреждения УИС в аспекте подготовки рабочих кадров из числа осужденных как трудового ресурса для региональных рынков труда, что крайне актуально в условиях мобилизационной экономики, когда для нейтрализации угроз безопасности государства задействуются все имеющиеся ресурсы [6].
Необходимо отметить, что условия для обучения осужденных в системе исполнения наказаний созданы [4].
При этом Фазлиев И.Н. и Троценко В.М. [13] обосновывают пользу общественно полезного труда осужденных как условия достижения следующих целей (рис. 2):
Рисунок 2 – Цели создания условий для общественно полезного труда в учреждениях УИС
Источник: Составлено автором по [13].
В результате в своем исследовании авторы делают акцент на необходимости результативного и эффективного регулирования учреждениями пенитенциарной системы, рассматривая их как потенциальных акторов по улучшению делового климата и повышению инвестиционной привлекательности учреждения СИН, муниципального образования, региона и обеспечении возмещения материального вреда потерпевшим [13].
Что касается внегородских территорий [9], на которых, преимущественно, размещаются рассматриваемые учреждения, то в настоящее время они сталкиваются с такими вызовами как депопуляция и миграция населения, необеспеченность рабочими местами и низкая заработная плата. Использование потенциала учреждений СИН способно решить многие из них. Так, взаимодействие в производственных процессах местного населения создает дополнительные возможности по трудоустройству, повышение инвестиционной привлекательности позволяет развить социальную сферу и т.д. В конечном итоге, реализация указанных направлений на практике повышает экономическую эффективность самих учреждений (снижает затраты государственного бюджета по содержанию осужденных, позволяет достичь параметров продовольственной самообеспеченности) и внегородских территорий, на которых они расположены (решение социально-экономических проблем), что положительно повлияет и на экономику региона.
Вместе с тем, следует отметить, что вопрос оптимизации производственно-хозяйственной деятельности рассматриваемых учреждений
представляет собой ключевую социально-экономическую проблему [2], потенциал данных учреждений сегодня используется не в полной мере. В частности, по данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) [14] структура подведомственных учреждений, где может осуществляться производственно-хозяйственная деятельность, представлена следующим образом (рисунок 3).
Рисунок 3 – Характеристика учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации ⃰
⃰ Данные ограничены 2022 годом.
Источник: Составлено автором по материалам Федеральной службы исполнения наказаний. Статистические данные. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. [Электронный ресурс]. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 21.11.2025).
При этом приносящая доход деятельность с привлечением к труду осужденных осуществлялась в 650 (72%) учреждениях из указанных на рисунке 3, и эта деятельность «имеет большие перспективы» [1].
Так, в 2020 году было трудоустроено только 40% подлежащих привлечению труду осужденных, сейчас заявлена цель – увеличить этот показатель к 2030 году до 85% [2].
Оснований полагать, что ситуация в рассматриваемой сфере изменилась коренным образом в сторону улучшения, – нет. При этом положительный опыт использования такого (трудового) потенциала аналогичных учреждений в других странах имеется [12].
Для повышения эффективности использования ресурсов учреждений пенитенциарной системы представляется целесообразным введение нормы об обязательности труда лиц, отбывающих наказание. В первую очередь, это должно распространяться на тех, деяниями которых причинен ущерб обществу или индивиду.
В то же время на начало текущего года погашали денежные обязательства по исполнительным листам только 89% рассматриваемой категории лиц, подавляющее большинство которых – 95% – было трудоустроено. Для успешной реализации данного направления на федеральном уровне запланировано создание дополнительных рабочих мест в учреждениях пенитенциарной системы с целью достижения планового показателя по соотношению количества осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, к числу осужденных, подлежащих привлечению к труду, в 2025 году – до 63% [3].
Грамотное применение не только внутрихозяйственных связей учреждений пенитенциарной системы, но и возможностей мест дислокации рассматриваемых учреждений будет способствовать улучшению не только экономических, но и социальных показателей самого учреждения, территориального образования и региона в целом.
Заключение
Таким образом, решение общих проблем, стоящих сегодня перед обществом, возможно посредством консолидации усилий руководства учреждений системы исполнения наказаний, органов государственного и местного управления, предложения по реализации которых представлены в настоящей статье.
Такой подход направлен на стабилизацию социально-экономических процессов как территории, на которой расположено учреждение, так и самого учреждения СИН, что положительно скажется на достижении параметров устойчивого развития и экономической безопасности региона и страны в целом.
Эффективное использование ресурсного потенциала учреждений пенитенциарной системы в контексте социально-экономического развития внегородских территорий региона требует более глубокого изучения, что будет предметом нашего дальнейшего исследования.
[1] Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р: в ред. распоряжения Правительства Рос. Федерации от 27.05.2023. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106055/c3ee50812e330eef44df6408dda2f168fa3ab546/ (дата обращения: 20.11.2025).
[2] Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р: в ред. распоряжения Правительства Рос. Федерации от 27.05.2023. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106055/c3ee50812e330eef44df6408dda2f168fa3ab546/ (дата обращения: 22.11.2025).
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2035 годы)». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102125730&backlink=1&nd=102467195 (дата обращения: 23.11.2025).
Страница обновлена: 27.11.2025 в 12:21:11
Ispolzovanie resursnogo potentsiala uchrezhdeniy sistemy ispolneniya nakazaniy v kontekste sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya vnegorodskikh territoriy regiona
Olesiyuk O.S.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 16, Number 1 (January 2026)
