Нормативно-правовое регулирование промышленной инфраструктуры в современных условиях: сравнительный анализ индустриального парка и промышленного технопарка
Радыгина С.В.![]()
1 Всероссийский государственный университет юстиции, Санкт-Петербургский институт (филиал), ,
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 12 (Декабрь 2025)
Аннотация:
Настоящее исследование посвящено комплексному анализу нормативно-правового регулирования промышленной инфраструктуры в Российской Федерации в современных экономических условиях. В работе проводится сравнительный анализ двух ключевых форм организации промышленной инфраструктуры - индустриального парка и промышленного технопарка. Исследование выявляет особенности правового статуса, критерии разграничения и специфику государственного регулирования данных форм организации промышленного производства. Особое внимание уделяется анализу функционального назначения, требований к инфраструктуре, системам льгот и преференций, а также особенностям территориального планирования. В статье приводится сравнительный анализ двух ключевых элементов промышленной инфраструктуры с трех точек зрения: во-первых, с точки зрения ее пользователей – резидентов, во-вторых, с точки зрения управляющих компаний индустриальных парков/технопарков, и в заключение, с точки зрения органов государственной власти Российской Федерации. Результаты исследования представляют практическую ценность для органов государственной власти, управляющих компаний промышленных парков и потенциальных резидентов.
Ключевые слова: промышленный технопарк, индустриальный парк, промышленная политика, промышленная инфраструктура
JEL-классификация: L50, L52, O20, O25, O29
Введение
Современная концепция развития промышленного сектора в Российской Федерации характеризуется не только количественным увеличением инвестиций, но и качественной трансформацией концептуальных подходов к формированию производственной инфраструктуры. Данный процесс находит отражение в развитии нормативно-правовой базы, которая выступает инструментом государственной политики технологического суверенитета и долгосрочного хозяйственного развития. В настоящее время промышленные технопарки и индустриальные парки выступают в качестве ключевых инструментов экономического развития, ориентированных на инновации и устойчивом росте. Главным преимуществом является концентрация ресурсов, которые в свою очередь стимулируют взаимодействие между участниками и создают благоприятную среду для ускоренного развития бизнеса и внедрения новых технологий. Несмотря на то, что рассматриваемые институты имею близкую схожесть по ряду функциональных характеристик, они принципиально различаются по своему внутреннему содержанию, целевым ориентирам и роли в национальных и региональных инновационных системах.
Анализ существующих исследований, представленных в работах таких авторов, как М.М. Евлоева [1], С.В.Радыгиной [2], И.С. Клюева, О.Н. Крымская [3], Д.С. Миронов [4], а также в отраслевом обзоре Минпромторга РФ «Индустриальные парки России — 2025» [5]. Кроме того, анализ публикаций и официальных источников позволил выявить и подтвердить недостаточную определенность и смешение критериев, характеризующих индустриальные парки и промышленные технопарки.
Тем не менее, в условиях перехода к «зеленой» экономике наблюдается стирание четких границ между этими моделями, что указывает на необходимость пересмотра их классических определений. Существующие исследования зачастую фрагментарны и не формируют целостной модели сравнительного анализа.
Целью данного исследования является проведение сравнительного анализа технопарков и индустриальных парков на основе многоаспектного подхода, учитывающего их правовое обеспечение, функциональное наполнение, экономическую эффективность и вклад в инновационное развитие территорий в современных условиях.
Основная часть
Для начала необходимо изучить систему нормативно-правовых актов, регулирующих создание и функционирование промышленной инфраструктуры в Российской Федерации, а также выявить критерии разграничения рассматриваемых институтов в законодательстве и правоприменительной практике.
Правовое регулирование промышленной инфраструктуры закреплено Федеральным закон от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 488) [6]. Поскольку индустриальные парки и промышленные технопарки представляю собой формы организации промышленной инфраструктуры, приведенные признаки являются для общими и связующими по функциональному назначения.
1. Комплексный характер. Промышленная инфраструктура — это не просто набор отдельных объектов, а сложная система, объединяющая различные элементы: недвижимость, транспортные сети, коммунальные системы. Все эти компоненты взаимодействуют между собой, создавая благоприятную среду для размещения и эффективной работы промышленных предприятий.
2. Значительные финансовые вложения и долгосрочность. Основа промышленной инфраструктуры — объекты недвижимости, поэтому её развитие и обновление требуют внушительных капитальных вложений. Эксплуатация такой инфраструктуры рассчитана на продолжительный период времени.
3. Чёткая ориентированность на конкретные задачи. Создание и использование промышленной инфраструктуры обусловлено исключительно нуждами промышленного производства. Это находит отражение в ряде особенностей: при проектировании и возведении инфраструктурных объектов учитываются уникальные требования промышленных компаний; технические характеристики таких объектов формируются исходя из особенностей производственных процессов; расположение элементов инфраструктуры тщательно планируется с учётом местонахождения промышленных зон и кластеров.4. Вспомогательный характер. Промышленная инфраструктура выполняет роль фундамента для промышленной деятельности, создавая необходимые предпосылки для её осуществления. Обеспечивает стартовые условия для запуска и функционирования промышленных предприятий, а также создаёт концентрирует ресурсы и сокращает издержки.
5. Ресурсообеспечивающая функция. Функция проявляется в комплексном обеспечении промышленных предприятий всеми необходимыми ресурсами: энергетические ресурсы - бесперебойное снабжение электроэнергией, теплом, паром, топливом; транспортные и коммунальные ресурсы - водоснабжение, водоотведение; информационные ресурсы - телекоммуникационные сети, системы передачи данных.
Приведенные признаки промышленной инфраструктуры носят универсальный характер и в полной мере применимы как к индустриальным паркам, так и к промышленным технопаркам [2]. Несмотря на различия в их функциональной специализации и целевом назначении, оба типа объектов формируют специализированную среду для размещения и взаимодействия предприятий, обеспечивая их энергетическими, транспортными и коммунальными ресурсами по единым стандартам. Их масштабируемость, интеграционный потенциал и критическая значимость для промышленного развития подчеркивают общую инфраструктурную природу, что позволяет рассматривать их как специализированные формы организации промышленной инфраструктуры, адаптированные под разные задачи промышленного производства – от традиционной индустрии до наукоёмких технологий.
Несмотря на единую правовую природу и схожие элементы инфраструктурного обеспечения, их в разграничение в рамках настоящего исследования будет проводится по ряду ключевых критериев: нормативно-правовое регулирования, функциональное назначение, целевую аудиторию резидентов, состав обеспечивающей инфраструктуры, уровень технологичности и инновационной активности, характер предоставляемых услуг и мер поддержки, а также особенности требований к территориальному планирования и зонирования.
На основании статьи 19 ФЗ № 488 полномочия по утверждению требований к созданию и развитию индустриальных парков переданы Правительству Российской Федерации и в настоящее время регламентируются Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» [7] (далее – постановление Правительства РФ №794). По своему функциональному назначению индустриальные парки создаются как специализированные территории для размещения промышленных производств с целью концентрации производственных мощностей, их основная задача — обеспечение готовой инфраструктуры для организации крупносерийного и массового производства [8].
В 2019 году на основании статьи 19.1 ФЗ № 488 Правительство Российской Федерации сформировало требования к технопаркам, путем утверждения Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков» [9] (далее – постановление Правительства РФ №1863). Функциональные особенности технопарков характеризуется созданием комплексной среды для генерации, разработки и коммерциализации инновационных технологий. В отличие от индустриальных парков, ориентированных на традиционное производство, технопарки выполняют задачи по трансферу технологий из научной сферы в реальный сектор экономики [10].
Ключевая специфика ориентирована на следующих аспектах.
Во-первых, это научно-исследовательская деятельность - обеспечение условий для проведения фундаментальных и прикладных исследований. Во-вторых, инновационных разработках - создание опытных образцов и проведение испытаний новых продуктов. В-третьих, акселерации стартапов - предоставление ресурсов для развития начинающих технологических компаний. В-четвертых, направленность на осуществление образовательной функции - подготовка кадров для высокотехнологичных отраслей через сотрудничество с вузами.
Целевая аудитория индустриальных парков и технопарков имеет принципиальные различия, обусловленные их специализацией. Индустриальные парки ориентированы преимущественно на промышленные предприятия малого, среднего и крупного бизнеса с устоявшимся производственным циклом, такие как производители металлоконструкций, автомобильных компонентов, строительных материалов и другой продукции обрабатывающей промышленности. Эти компании находятся на стадии активного роста и масштабирования проверенных бизнес-моделей, а их ключевые потребности сосредоточены вокруг оптимизации издержек, доступа к транспортной логистике и наличия квалифицированных рабочих кадров.
В отличие от них, технопарки привлекают малые и средние инновационные предприятия, включая стартапы и научно-исследовательские подразделения крупных корпораций, работающие в сфере информационных технологий, биотехнологий, робототехники и других наукоемких отраслей. Для этих компаний, находящихся на стадии критически важны доступ к уникальной исследовательской инфраструктуре, экспертная поддержка и возможности кооперации с научными центрами. Таким образом, если индустриальные парки обслуживают потребности традиционной промышленности в эффективном размещении производственных мощностей, то участники технопарков функционируют как катализаторы инноваций, предоставляя ресурсы для создания и вывода на рынок принципиально новых продуктов и технологий.
Принципиальных различий в перечне услуг, предоставляемых управляющей компании резидентам, не отмечено. Фактически и у производственного технопарка, и у индустриального промышленного парка резиденты получают в собственность/аренду помещения и (или) часть территории технопарка/индустриального парка с подведенными дорогами и коммунальной инфраструктурой, а также управляющая компания вправе предоставлять правовые, информационные, консультационные и иные услуги своим резидентам. Перечень услуг управляющей компании индустриального парка и перечень услуг управляющей компании промышленного технопарка определен методическими рекомендациями Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и во многом их содержание совпадают.
Особенности требований к территориальному планированию и зонированию обусловлены спецификой деятельности. Индустриальные парки требуют размещения в промышленных зонах с развитой транспортной инфраструктурой и соблюдением санитарно-защитных норм. Промышленные технопарки, в отличие от них, ориентированы на расположение вблизи научно-образовательных центров, что обеспечивает доступ к интеллектуальным ресурсам и исследовательской базе. Различны и требования к площади земельного участка: для территорий технопарков не менее 1 гектара [9], а для индустриальных парков не менее 8 гектаров [7].
Так например территория технопарка «Нaгатино» (Москва, Варшавское шоссе, 28А) составляет 1,68 га [11], что достаточно для территории промышленного технопарка, но не соответствует требованиям к индустриальным (промышленным) паркам. Отметим, что согласно данным Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ Российской Федерации на сравнительно небольшой территории технопарка «Нaгатино» в 2024 году располагалось 25 резидентов.
При этом к технопаркам предъявляются дополнительные требования по площади помещений (не менее 5 000 кв.м.) и плотность застройки территории (не менее 2 000 кв.м./га). Указанные требования на индустриальные парки не распространяются, у индустриальных парков нет требований к плотности застройки территории и к минимальной площади зданий, строений индустриального парка. Отметим, что для технопарков в сфере электронной промышленности установлены еще более жесткие требования – минимальная площадь помещений технопарка в сфере электронной промышленности должна составлять от 10 000 кв.м. [15]
Вышеупомянутый технопарк «Нaгатино» в г.Москве в 2024 году включал в себя 18 086 кв.м. помещений при плoщади земельного участка 1,68 га [11]. Таким образом, требование к минимальной площади помещений технопарка (не менее 5 тыс.кв.м.) выполняется и выполняются требования по плотности застройки (плотность застройки технопарка «Нагатино» составляет 10 765 кв.м. на 1 га территории).
Промышленный технопарк «Электропoлис» в Псковской области, согласно данным Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ Российской Федерации, включает в себя территорию 38,2 гектара земли [11]. Таким образом, по размеру территории данная производственная площадка подходит и под требования промышленного технопарка (не менее 1 га), и под требования к индустриальным (промышленным) паркам (не менее 8 га). Но по ряду причин управляющая компания решила позиционировать площадку «Электрoпoлис» в качестве промышленного технопарка, а не индустриального парка.
В 2024 году общая площадь помещений промышленного технопарка «Электрoпoлис» достигала внушительных 128 707 квадратных метров [11]. Это позволяет технопарку соответствовать нормативам, в том числе и в части плотности застройки, которая составляет 3 369 квадратных метров на гектар.
Особенностью промышленного технопарка «Электрoпoлис» является наличие трёх объектов технологической инфраструктуры [11]:
- конгрессно-выставочного зала;
- центра обработки данных;
- сертификационного центра.
Именно наличие таких объектов выделяет промышленные технопарки на фоне индустриальных. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1863, на территории промышленного технопарка должно быть размещено как минимум два объекта технологической инфраструктуры, оборудованных необходимым технологическим оборудованием [9].
Требования к объектам технологической инфраструктуры промышленных технопарков и их перечень закреплены в приказе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 сентября 2020 года №3221 «Об утверждении Перечня требований к объектам технологической инфраструктуры промышленных технопарков». [12].
Важным дифференцирующим признаком при сравнении инфраструктурных требований является сфера телекоммуникаций. Для технопарков наличие высокоскоростных каналов связи выступает не просто дополнительной опцией, а критически важным элементом базовой инфраструктуры, напрямую влияющим на их функциональность и конкурентоспособность. Установленное нормативное требование о наличии подключения к интернет-каналам пропускной способностью не менее 1 Гбит/сек [9] подчеркивает их особый статус. Эта норма обусловлена характером деятельности резидентов: обмен большими объемами данных, доступ к облачным ресурсам, обеспечение кибербезопасности. В отличие от технопарков, для индустриальных парков предъявляются определенные нормативы к пропускной способности интернета не устанавливаются. Их операционная деятельность, связанная с автоматизацией производства, логистикой и управлением предприятием, обычно может обеспечиваться стандартными коммерческими тарифами.
Существенное различие между индустриальными (промышленными) парками и промышленными технопарками заключается в нормативах, определяющих максимальную мощность электроснабжения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №794, для индустриальных парков установлены следующие требования: общая предельная мощность энергоснабжения должна составлять как минимум 2 мегаватта. Кроме того, необходимо обеспечить техническую возможность подключения энергопринимающих устройств к электрическим сетям с максимальной мощностью не менее 0,15 мегаватт на каждый гектар территории, который ещё не занят резидентами [7].
Что касается промышленных технопарков, то для них требования несколько отличаются. Предельная мощность электроснабжения должна быть не менее 0,5 мегаватта, а для экотехнопарков — не менее 0,2 мегаватта. Также необходимо предусмотреть возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью не менее 0,1 мегаватта на каждую тысячу квадратных метров свободных производственных площадей (для экотехнопарков этот показатель составляет 0,02 мегаватта) [9].
По остальным видам коммунальных сетей – газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение – между технопарками и индустриальными парками отличий в требованиях не установлено.
Таким образом, требования к индустриальным паркам в части обеспечения территории коммунальными сетями (в части обеспечения электроснабжения) в разы более жесткие, чем требования к промышленным технопаркам.
Общими требованиями к характеристикам оснащения так же являются:
1. Требования, чтобы участки были в распоряжении управляющей компании: для рассматриваемых форм промышленных инфраструктур земельный участок должен находится в собственности управляющей компании, либо застройщика, либо в долгосрочной аренде.
2. В отношении права пользования зданиями, сооружениями норма установлена уже императивно. Здания и сооружения, в строительство или реконструкцию которых предполагается вложение средств субсидии, должны находиться в собственности или долгосрочной аренде управляющей компании.
3. В рамках заполненность территории резидентами действует общее правильно: не менее 50% помещений должно быть распределено между резидентами.
4. Обеспечение коммунальной инфраструктурой и наличие транспортной доступности. Проведенный сравнительный анализ нормативных требований к инфраструктурному обеспечению выявил значительную степень схожести базовых требований к коммунальной инфраструктуре и транспортной доступности для технопарков и индустриальных парков. Ключевые регламентированные требования включают:
- наличие транспортной доступности;
- энергетическая инфраструктура демонстрирует количественную дифференциацию при сохранении общего принципа требования к минимальной обеспеченной мощности. Для индустриальных парков установлен норматив не менее 2 МВт [7], что обусловлено энергоемкостью традиционных производственных процессов. Для технопарков минимальный порог составляет 0,5 МВт [9], что отражает менее энергоемкий, но более требовательный к качеству электроснабжения характер исследовательской и опытно-конструкторской деятельности.
- наличие или возможность подключения к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, наличие или возможность подключения к сетям газораспределения и (или) к системе теплоснабжения и (или) иных способов обеспечения резидентов теплоснабжением.
Таким образом, несмотря на различия в количественных параметрах отдельных требований, общая структура инфраструктурных требований демонстрирует единство подходов к созданию базовых условий функционирования промышленной инфраструктуры, что свидетельствует о формировании унифицированной системы стандартов к планированию и зонированию территории в данной сфере.
Одним из важных параметров для осуществления сравнительного анализа являются масштабы и условия реализации государственной поддержки. На сегодняшний день ключевым инструментом помощи технопаркам выступает выделение прямых субсидий, направленных на формирование и совершенствование инфраструктуры промышленных технопарков, специализирующихся в области электронной промышленности.
Данная форма государственной поддержки закреплена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2022 года № 1659. Размер субсидии варьируется в пределах от 300 до 900 миллионов рублей и зависит от длительности проекта [15]. Основными задачами поддержки являются
1. возмещение затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию технологической и промышленной инфраструктуры,
2. возмещение затрат на проектирование как промышленной, так и технологической инфраструктуры
3. возмещение затрат на приобретение необходимого оборудования для всей технологической инфраструктуры.
Государственная поддержка технопарков и индустриальных парков имеет разную целевую направленность, что отражается в наборе предоставляемых мер. Государственная поддержка технопарков в большей степени нацелена на стимулирование инновационного цикла: от идеи и НИОКР до создания малого инновационного предприятия. Ключевые меры — это субсидии на НИОКР, гранты, сервисная и консультационная поддержка. Налоговые льготы носят в основном региональный характер. Поддержка индустриальных парков ориентирована на развитие промышленного производства. Основные меры — это масштабные субсидии на создание инфраструктуры, прямые компенсации арендных ставок для резидентов и поддержка затрат на приобретение и установку оборудования. Эта поддержка часто имеет более ощутимый финансовый объем и закреплена на федеральном уровне в рамках промышленной политики.
Таким образом, выбор формы парка (технопарк или индустриальный парк) и, соответственно, пакета мер поддержки зависит от стадии развития бизнеса и его основной деятельности: научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа или серийное промышленное производство.
Проведенное исследование позволило сравнить технопарки и индустриальные парки по комплексу критериев, куда вошли нормативно-правовая база, функционал, резидентство, инфраструктура, инновационность, меры поддержки и территориальные требования. Итоговые выводы по сравнительной характеристике обобщены в таблице, которая служит наглядным итогом анализа.
Таблица 1 Сравнительно-правовая характеристика индустриального парка и промышленного технопарка (Источник: составлено автором статьи)
|
Критерий сравнения
|
Технопарки
|
Индустриальные парки
|
|
Общие характеристики
| ||
|
Основной нормативно-правовой акт
|
Постановление Правительства
РФ от 27 декабря 2019 г. № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих
компаниях промышленных технопарков»
|
Постановление
Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 794 «Об индустриальных (промышленных)
парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков»
|
|
Функциональное назначение
|
Ориентирование
на научно-исследовательской деятельности, инновационных разработках, акселерации
стартапов и осуществление образовательной функции.
|
Размещение
промышленных производств с целью концентрации производственных мощностей и
обеспечения готовой инфраструктуры для организации крупносерийного и
массового производства.
|
|
Целевая аудитория резидентов
|
1)
наличие на территории технопарка резидентов, осуществляющих инновационную
деятельность;
2) не менее 50% (рекомендация – 70%) помещений предоставлено резидентам, которые являются субъектами малого и среднего бизнеса; 3) не менее 50% помещений предоставлено резидентам для промышленного производства, деятельность в сфере IT, связи. |
1)
не менее 50% (рекомендация – 70%) помещений предоставлено резидентам, которые
являются субъектами малого и среднего бизнеса;
2) не менее 50% помещений предоставлено резидентам для промышленного производства. |
|
Особенности требований к территориальному планирования и
зонирования
| ||
|
Площадь земельного участка
|
не
менее 1 га
|
не
менее 8 га
|
|
Право пользования земельным участком
|
Земельный
участок находится в собственности УК или застройщика или в долгосрочной
аренде
| |
|
Площадь помещений
|
не
менее 5 000 кв.м.
|
Требование
не установлено
|
|
Плотность застройки территории
|
не
менее 2 000 кв.м./га
|
Требование
не установлено
|
|
Право пользования зданиями, сооружениями
|
Здания
и сооружения, в строительство или реконструкцию которых предполагается
вложение средств субсидии, должны находиться в собственности или долгосрочной
аренде управляющей компании
| |
|
Обеспечение коммунальной инфраструктурой и наличие
транспортной доступности
|
1)
наличие транспортной доступности;
2) наличие на территории точки присоединения к электрическим сетям, обеспеченной предельной мощностью не менее 2 МВт (технопарк – не менее 0,5 МВт); 3) наличие или возможность подключения к централизованной системе водоснабжения и водоотведения; 4) наличие или возможность подключения к сетям газораспределения и (или) к системе теплоснабжения и (или) иных способов обеспечения резидентов теплоснабжением. | |
|
Обеспечение связью
|
Наличие
существующего подключения к интернет-каналам пропускной способностью не менее
1 Гбит/сек для технопарка в сфере высоких технологий
|
Требование
не установлено
|
|
Обеспечение инновационной и технологической инфраструктурой
|
Территория
технопарка должна включать не менее двух объектов технологической
инфраструктуры, включающих:
-бизнес-инкубатор, созданный в субъекте Российской Федерации; -Региональный центр инжиниринга; -центр сертификации; -центр прототипирования; -центр коллективного пользования научным оборудованием. Минимальная площадь объекта – 40 кв. м.; - центр коллективного пользования промышленным оборудованием. Минимальная площадь объекта – 50 кв. м.; - лаборатория, инновационно-технологический центр (Центр трансфера технологий). |
Обязательное
наличие не установлено.
Предусмотрена возможность создания центра коллективного пользования для размещения производственного, технологического, инженерного, иного оборудования и программного обеспечения. Минимальная площадь объекта – 50 кв. м. |
Нормативные требования федерального уровня, устанавливаемые действующим законодательством, оказывают существенное влияние на возможность признания той или иной территории, соответствующей статусу индустриального парка. В частности, современные нормы не допускают рассмотрение в качестве подлежащей регистрации территории, которая не удовлетворяет установленным критериям. Данное обстоятельство вынудило управляющие компании предпринять активные шаги для приведения своих активов в надлежащее правовое состояние. Одним из таких мероприятий является перераспределение прав собственности на земельные участки: учредитель управляющей компании осуществил отчуждение принадлежащей ему доли в праве собственности в пользу самой управляющей компании, обеспечив тем самым соответствие требованиям Министерства промышленности и торговли РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ №794.
Сравнительный анализ действующих нормативных положений показывает существование определённых диспропорций в регуляторных требованиях. На момент подготовки данного анализа нормы, регулирующие функционирование промышленных технопарков (постановление Правительства РФ №1863), не содержат положений о необходимости исключения складских помещений из расчёта полезной площади. Это позволяет заключить, что режим регулирования территорий промышленных технопарков характеризуется большей гибкостью в сравнении с режимом, применяемым к индустриальным паркам.
Вместе с тем, законодательные инициативы, реализованные в сентябре 2025 года посредством внесения изменений в постановление Правительства РФ №794, демонстрируют противоположный вектор развития регулирования, направленный на известное упрощение условий функционирования индустриальных парков.
Одно из значимых облегчений касается документального подтверждения прав управляющей компании на объекты недвижимости. Согласно обновленному тексту постановления, в качестве подтверждающих документов допускается представление не только договоров аренды, но и договоров субаренды земельных участков, зданий, строений и иных сооружений. Таким образом, на уровне нормативного регулирования достигнута юридическая эквивалентность аренды и субаренды объектов недвижимого имущества.
Не менее значимым представляется расширение дефиниции полезной площади помещений индустриального парка, произведённое в рамках того же пакета изменений. В действующей редакции нормативного акта закрепляется следующее содержание указанного понятия: «полезная площадь зданий, строений индустриального (промышленного) парка» охватывает часть общей площади строительных объектов на территории парка, предназначенную для размещения резидентов, потенциальных резидентов, а также иных пользователей инфраструктуры парка. При определении полезной площади не учитываются следующие объекты: сооружения и здания, относящиеся к коммунальной и транспортной инфраструктуре; пространства, предназначенные для общего использования; помещения вспомогательного и технического назначения; а также отдельно стоящие складские помещения, которые не задействованы в промышленно-производственных процессах.
Введённое уточнение относительно исключения из полезной площади отдельно стоящих складских зданий породило практические сложности для управляющих компаний, связанные с популяризацией в современной строительной практике конструкций, относимых к категории Light Industrial. Данный формат предусматривает использование быстровозводимых конструкций, функционально адаптируемых как для производственного использования, так и для складирования. В качестве иллюстрации можно привести пример индустриального парка «КиевскоЕ-95» в Санкт-Петербурге, предложения которого включают «секции в комплексе Light Industrial, объединяющие офисные, складские и производственные функции, площадью от 579 м² до 10000 м²».
Практическое применение норм о полезной площади выявило проблемные аспекты в интерпретации требований надзорными органами. Так, при проведении проверок соответствия территории индустриального парка установленным критериям, органы Минпромторга РФ рекомендовали исключать из полезной площади здания с функциональным назначением «склад материальных ценностей», несмотря на наличие договоров аренды указанных помещений с резидентами парка для проведения ими производственной деятельности. При этом не принимались во внимание ни возможность переоборудования складских помещений под производство, ни документально оформленные обязательства арендаторов по осуществлению в данных помещениях промышленной деятельности. Устранение указанного нормативного дисбаланса требует от управляющих компаний выполнения комплекса мер организационного и юридического характера. Необходима корректировка наименований зданий и строений, фактически используемых для целей промышленного производства, с последующей государственной регистрацией произведённых изменений в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
В контексте сравнительного анализа требований к различным типам парков следует отметить, что на текущий момент нормы, регулирующие промышленные технопарки (постановление Правительства РФ №1863), остаются без соответствующих корректировок в части исключения складских объектов из полезной площади. Вследствие этого режим регулирования промышленных технопарков остаётся более благоприятным сравнительно с режимом индустриальных парков.
Выполнение требования о том, что «не менее 50 процентов зданий, строений промышленного технопарка должны представлять собой полезную площадь и не менее 50 процентов такой полезной площади предназначается для размещения и осуществления промышленного производства, сельскохозяйственной деятельности (при наличии агропромышленного или агробиотехнопарка), научно-технической либо инновационной деятельности резидентов и потенциальных резидентов», на современном этапе представляется для управляющих компаний технически более осуществимым сравнительно с аналогичными требованиями к индустриальным паркам.
Одно из изменений в законодательстве, регулирующем территориальное устройство индустриальных парков (по счёту — четвёртое, но отнюдь не по важности), связано с определением места размещения объектов коммунальной инфраструктуры. Теперь, в соответствии с обновлёнными нормами, предприятия и сооружения, обеспечивающие коммунальные услуги для компаний — резидентов парка, необязательно должны находиться исключительно в его границах — допускается их размещение и в близлежащих районах. Законодатель счёл необходимым привнести в текст постановления Правительства РФ №794 конкретизирующее определение понятия «прилегающая территория индустриального (промышленного) парка», понимаемой как совокупность смежных с границами парка земельных участков, в границах которых функционируют объекты коммунальной инфраструктуры и (или) объекты, обеспечивающие транспортную доступность территории парка.
Соответствующие редакционные правки были внесены также в определение самого понятия коммунальной инфраструктуры индустриального парка. В частности, нормативный текст был дополнен указанием на то, что инфраструктурные объекты и инженерные сооружения способны функционировать как в пределах территории парка, так и на прилегающих территориях. При этом сохранилось исходное требование о предназначенности таких объектов для оказания услуг (снабжения товарами) в сферах газификации, теплоснабжения, электроэнергетики, систем водоотведения и водоснабжения, коммуникационной деятельности. Итогом данных изменений стало смягчение режима регулирования коммунальной инфраструктуры индустриальных парков в сравнении с режимом, установленным для промышленных технопарков. Важно отметить, что нормативная база, регулирующая промышленные технопарки (постановление Правительства РФ №1863), до настоящего времени не претерпела аналогичных изменений.
Пятое и заключительное из значимых нормативных преобразований, внедрённое в сентябре 2025 года путём внесения дополнений в постановление Правительства РФ №794, коснулось расширения круга обязанностей, возложенных на управляющие компании парков. В дополнение к привычной задаче по ведению реестра хозяйствующих субъектов, обладающих статусом резидентов или потенциальных резидентов индустриального парка, на управляющие компании возложена новая обязанность. Им необходимо создавать и поддерживать актуальный реестр лиц, использующих инфраструктурные объекты парка.
В соответствии с положениями актуального федерального законодательства, термин «пользователь инфраструктуры индустриального (промышленного) парка» применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые заключили с управляющей компанией договоры на приобретение или аренду объектов промышленной инфраструктуры и земельных участков на территории парка. Такие лица не относятся к резидентам или потенциальным резидентам парка, но осуществляют свою деятельность в его пределах, используя инфраструктуру для обеспечения работы управляющей компании и/или поддержки деятельности резидентов.На практике в качестве пользователей инфраструктуры индустриального парка выступают хозяйствующие субъекты, которые, не занимаясь собственно производственной деятельностью, вместе с тем используют территорию или сооружения парка для целей, вспомогательных по отношению к парку либо его резидентам. К данной категории относятся логистические операторы (например, Озон, СДЭК), размещающие свои складские комплексы на территории парка; строительные подрядчики, предоставляющие техническое обслуживание резидентам; иные хозяйствующие субъекты, оказывающие вспомогательные услуги.
Важно отметить, что необходимость ведения реестра пользователей инфраструктуры возникает независимо от фактического наличия таких пользователей на момент подготовки и подачи заявления о проведении проверочных мероприятий в Министерство промышленности и торговли РФ. Даже если в период формирования пакета документов на территории парка фактически отсутствуют пользователи инфраструктуры, управляющая компания обязана составить реестр с нулевыми значениями и включить его в состав подаваемой документации.
Заключение
В заключение отметим, что индустриальный парк и промышленный технопарк имеют общие черты и различая. Среди общего можно отметить:
- индустриальный парк и промышленный технопарк являются элементами промышленной инфраструктуры и нацелены на содействие развития промышленного производства и реализации государственной промышленной политики в Российской Федерации;
- по своей сущности индустриальный парк и промышленный технопарк представляют собой промышленную площадку, т.е. территорию, подготовленную для организации резидентами промышленного производства, с подведенными дорогами и коммунальными сетями;
- создание промышленного технопарка и индустриального парка позволяет управляющей компании привлечь меры государственной поддержки для снижения инвестиционных затрат и создает предпосылки для привлечения мер поддержки резидентам.
Федеральное законодательство предусматривает ряд существенных различий между промышленными технопарками и индустриальными парками, что обусловлено их разной специализацией. Если промышленные технопарки ориентированы не только на производство, но и на инновации, а также на научно-техническую деятельность, то индустриальные парки в большей степени сосредоточены на производственных процессах.
Основные различия заключаются в следующих аспектах:
- размер территории: для промышленного технопарка он должен составлять как минимум один гектар, тогда как для индустриального парка требуется не менее восьми гектаров;
- требования к энергоснабжению: промышленный технопарк должен иметь минимальную предельную мощность энергоснабжения в 0,5 мегаватта, в то время как для индустриального парка этот показатель составляет не менее 2 мегаватт;
- параметры застройки: в случае промышленных технопарков установлены требования к минимальной плотности застройки (не менее 2 000 квадратных метров на гектар) и минимальной площади зданий и строений (не менее 5 000 квадратных метров), в то время как для индустриальных парков подобные ограничения не предусмотрены;
- технологическая инфраструктура: промышленный технопарк обязан включать в себя не менее двух объектов технологической инфраструктуры, в то время как для индустриальных парков данное требование не является обязательным.
По сути своей деятельности индустриальный парк и промышленный технопарк представляют схожие условия размещения производств для резидентов и схожий набор сервисных услуг. Для резидентов нет принципиальной разницы в какой разновидности промышленной инфраструктуры они размещаю свои производства – в технопарке или индустриальном парке.
Для управляющих компаний существуют различая в возможных инструментах привлечения мер государственной поддержки и различая в получения официального статуса промышленного технопарка или индустриального парка, что обусловлено различиями в требованиях к территории, установленными федеральными нормативно-правовыми актами.
Для органов государственной власти индустриальные парки и промышленные технопарки равнозначно относятся к элементам промышленной инфраструктуры.
Источники:
2. Радыгина С.В. Формы пространственной локализации производственных предприятий в России: индустриальные парки, технопарки, промышленные кластеры, особые экономические зоны и другие формы // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2024. – № 3. – c. 459-466. – doi: 10.35634/2412-9593-2024-34-3-459-466.
3. Клюева И.С., Крымская О.Н. Технопарки РФ: сравнительный анализ // Вестник Науки и Творчества. – 2016. – № 8(8). – c. 70-78.
4. Миронов Д.С. Привлечение резидентов в российские индустриальные парки: проблемы, анализ, методы // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2017. – № 3(51). – c. 11.
5. Обзор «Индустриальные парки России — 2025». Ассоциация индустриальных парков России (АИП России). [Электронный ресурс]. URL: https://indparks.ru/materials/edition/obzor-industrialnykh-parkov-rossii-2025/.
6. Федеральным закон от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации»
7. Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» (с изменениями и дополнениями от 29.09.2025 года). Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71159728/?ysclid=mic17tufhv824418137.
8. Радыгина С.В. Индустриальные (промышленные) парки - современная модель пространственной локализации промышленного производства // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2022. – № 5. – c. 848-853. – doi: 10.35634/2412-9593-2022-32-5-848-853.
9. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков» (с изменениями и дополнениями от 01.04.2024 года). Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/73366201/?ysclid=mic1sazpyl399634692.
10. Хобта А.А., Радыгина С.В. Технопарк как элемент инновационной промышленной экосистемы региона // Менеджмент: теория и практика. – 2024. – № 1-2. – c. 43-50.
11. Бизнес-навигатор «Технопарки России» - 2024. Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России. [Электронный ресурс]. URL: https://test33.rtgl.ru/.
12. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.09.2020 года №3221 «Об утверждении Перечня требований к объектам технологической инфраструктуры промышленных технопарков». Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74797224/?ysclid=mic4kxqmb8328408637.
13. Официальный сайт Индустриального парка «Металлургический». [Электронный ресурс]. URL: https://ipr18.ru/product-category/industrialnyj-park-metallurgicheskij/.
14. Официальный сайт Индустриального парка «КиевскоЕ-95». [Электронный ресурс]. URL: https://k-95.ru/.
15. Промышленные технопарки в сфере электронной промышленности. Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России. [Электронный ресурс]. URL: https://test33.rtgl.ru/.
Страница обновлена: 04.12.2025 в 09:45:54
Legal regulation of industrial infrastructure in modern conditions: comparative analysis of an industrial park and a technopark
Radygina S.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 12 (december 2025)
Abstract:
The article analyzes the regulatory framework for industrial infrastructure in the Russian Federation in modern economic conditions. The article provides a comparative analysis of two key forms of industrial infrastructure organization - an industrial park and a technopark. The research reveals the features of the legal status, the criteria for differentiation and the specifics of state regulation of these forms of industrial production organization. Special attention is paid to the analysis of functional purposes, infrastructure requirements, systems of benefits and preferences, as well as the specifics of territorial planning. The article examines two key elements of industrial infrastructure from three points of view: firstly, from the point of view of its resident users, secondly, from the point of view of management companies of industrial parks and technoparks, and finally, from the point of view of public authorities of the Russian Federation. The results of the study are of practical value to public authorities, industrial park management companies, and potential residents.
Keywords: industrial technopark, industrial park, industrial policy, industrial infrastructure
JEL-classification: L50, L52, O20, O25, O29
References:
Evloeva M.M. (2016). Technoparks in Russia. Science Magazine. (4(5)). 59-61.
Khobta A.A., Radygina S.V. (2024). TECHNOPARK AS AN ELEMENT OF INNOVATIVE INDUSTRIAL ECOSYSTEMS OF THE REGION. Menedzhment: teoriya i praktika. (1-2). 43-50.
Klyueva I.S., Krymskaya O.N. (2016). Technoparks of the Russian Federation: comparative analysis. Vestnik Nauki i Tvorchestva. (8(8)). 70-78.
Mironov D.S. (2017). INVOLVEMENT OF RESIDENTS IN RUSSIAN INDUSTRIAL PARKS: PROBLEMS, ANALYSIS, METHODS. Regionalnaya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal. (3(51)). 11.
Radygina S.V. (2022). INDUSTRIAL PARKS - MODERN MODEL OF SPATIAL LOCALIZATION OF INDUSTRIAL PRODUCTION. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. 32 (5). 848-853. doi: 10.35634/2412-9593-2022-32-5-848-853.
Radygina S.V. (2024). FORMS OF SPATIAL LOCALIZATION OF MANUFACTURING ENTERPRISES IN RUSSIA: INDUSTRIAL PARKS, TECHNOPARKS, INDUSTRIAL CLUSTERS, SPECIAL ECONOMIC ZONES AND OTHER FORMS. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. 34 (3). 459-466. doi: 10.35634/2412-9593-2024-34-3-459-466.
