Эффективность системы подготовки молодых футболистов в России
Сотниченко Е.А.
, Лапшаков В.М.
, Королёв Ф.Г.![]()
1 Национальный исследовательский университет МЭИ, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Аннотация:
В исследовании рассматривается актуальное состояние системы подготовки молодых футболистов в России. Проанализированы исторические аспекты становления детско-юношеского футбола, а также выявлены современные проблемы — нехватка квалифицированных тренеров и судей, слабая инфраструктура, субъективный отбор талантов, ориентация на результат в ущерб развитию. Особое внимание уделено сравнению с европейскими моделями, прежде всего Нидерландов и Испании, где акцент сделан на всестороннее развитие личности спортсмена. Отмечены положительные сдвиги, такие как создание Юношеской футбольной лиги, однако авторы приходят к выводу о низкой эффективности текущей системы. В завершение предложены конкретные меры по реформированию подготовки — от модернизации инфраструктуры до внедрения единого стиля игры и поддержки клубных воспитанников. Статья подчеркивает необходимость системных изменений для повышения конкурентоспособности российского футбола на международной арене
Ключевые слова: эффективность, система подготовки спортсменов, воспитанники футбольных академий, квалификация тренеров, судейство, европейский опыт подготовки спортсменов
JEL-классификация: Z20, Z21, L82, O57
Введение
На данный момент футбол в России является наиболее популярным видом спорта. Несмотря на то, что многие эксперты считают хоккей лидирующим спортивным направлением, цифры и статистика указывают на обратное. Согласно анализу исследовательской компании “Mediascope” 40% населения нашей страны интересуются футболом, а хоккеем, в свою очередь, 27%. Доходы футбольных клубов в России превышают доходы хоккейных клубов, при этом финансовая устойчивость хоккейных клубов гораздо выше, чем у футбольных клубов [12]. Это подчеркивает существенную разницу в результатах и развитии двух дисциплин, конкурирующих за звание спорта номер один. Если хоккей в нашей стране уже многие годы добивается значимых побед на Мировых первенствах, а Отечественные хоккеисты востребованы в лучших командах и всегда борются за главные индивидуальные награды, то про российский футбол такого сказать нельзя. Наши футбольные клубы уже несколько десятилетий не выигрывают престижные европейские трофеи, а национальная сборная и того хуже последний кубок завоевывала ещё во времена СССР. Ко всему прочему, российские футболисты не очень востребованы в европейских командах, что говорит об их низкой конкурентоспособности.
Такие удручающие тенденции требуют анализа и выявления причин столь низких результатов. Для того, чтобы понять корень проблемы целесообразно погрузиться и подробно разобрать систему подготовки молодых футболистов в России. Это позволит выявить причины нестабильных результатов и те элементы детско-юношеского футбола, которые не позволяют развиваться отечественному футболу.
Вопросами эффективности подготовки кадров в футболе занимались такие учёные и эксперты как: Р. С. Яковлев, А. В. Починкин, Б. Б. Раднагуруев, Г. Г. Уляева, Л. Г. Уляева, В. М. Капацинская, Г. Э. Сумачев и другие.
По этому поводу искренне удивлялся заслуженный тренер лондонского «Арсенала» – француз Арсен Вингер: «Вы знаете, про российский футбол я всегда думаю только одно – почему так мало талантливых игроков? В такой огромной стране, 150 миллионов населения, и всего несколько имен. Почему? Видимо, у вас системные проблемы, которые никто не взялся пока решить» [15].
Основная часть
Юношеские академии являются одним из самых важных аспектов деятельности клубов и сборных. Футбольные академии давно стали одним из самых активных поставщиков человеческого капитала в команды и их роль в этом продолжает расти с каждым годом [11]. Для того, чтобы в полной мере проанализировать систему подготовки молодых футболистов в России, необходимо разобрать историческую часть развития детско-юношеского футбола. В 1930 году в СССР появилась первая детско-юношеского спортивная школа (ДСЮШ), главной целью которой было приобщение молодёжи ĸ занятиям спортом. Далее количество таких объектов увеличивалось и разрасталось по многим городам Советского Союза. Занятия в таких центрах были доступны для всех детей и юнош и не несли коммерческий характер. Говоря о футбольных академиях того времени основой их работы были следующие принципы:
1. Системность деятельности- ДЮСШ являлись частью системы развития спортсменов, которая включала всю вертикаль, начиная от детских и заканчивая взрослыми командами, что способствовало преемственности поколений.
2. Инфраструктура- государство реализовывало проекты, связанные с молодежным спортом, и обеспечивали академии всеми необходимыми условиями.
3. Отбор детей - проводился комплексный отбор талантливых детей. Начиная с 6 лет ребёнок мог быть отобран в спортивную школу.
4. Профессиональные тренеры- в СССР действовала чёткая концепция подготовки тренеров и таковыми могли стать только те специалисты, которые имели опыт игры на высоком уровне и спортивные звания и регалия.
5. Упор на физическую подготовку и техническое оснащение - с раннего детства в детях развивали физические способности и прививали должную технику обращения с мячом, что давало свои плоды и после перехода во взрослый футбол физические и технические данные, относительно опытных игроков, не сильно разнились.
6. Соревновательная практика - проводились различного уровня соревнования, в том числе всесоюзные, которые позволяли применять полученные на тренировках навыки непосредственно в игре на высоком уровне.
7. Государственная поддержка - все ДЮСШ финансировались от государственных органов, что позволяло всем желающим детям на бесплатной основе заниматься любимым видом спорта.
Эти принципы позволили повысить вовлечённость граждан в занятия спортом, единая система способствовала достижениям результатов, а культура физического и технического развития на ранних этапах развития детей помогла нивелировать разницу с опытными игроками при переходе во взрослую команду. Именно поэтому в Советском футболе переход из детско-юношеских соревнований во взрослые проходил довольно успешно и молодые игрой становились неотъемлемой частью «команды мастеров». Утверждать, что сегодня в России спрос на занятия футболом со стороны детей и их родителей удовлетворяется достаточным предложением, пока не приходится [14].
В нынешние времена молодежный футбол в РФ реализуется посредством проведения соревнований на разных уровнях: городских, областных, краевых и всероссийских. В крупных городах, где находится достаточное количество академий, проводятся городские турниры. Так, в Москве, при поддержке Московской Федерации футбола, проводится первенство города среди команд спортивных школ. Система этого турнира включает в себя последовательные по силе лиги, где академии соревнуются за право считаться лучшей академией города. Лиги подразделяются по силе: клубная, первая, вторая, третья и так далее. Региональные турниры проводятся по похожей системе, но главной их особенностью является более широкий географический диапазон. Для наглядности возьмём Самарскую область. Там проводится первенство, которое включает такие города как: Чапаевск, Сызрань, Тольятти, Новокуйбышевск, Кинель, Похвистнево и Самара. Такие соревнования сопряжены с дополнительными логистическими расходами, что влияет, в особенности, на академии с небольшим бюджетом.
Далее подробно разберём особенности столичного первенства. Основным недостатком и недоработкой этого соревнования является его регламент, который заточен на достижение результата всей школы. Так, для общего успеха академии необходимо, чтобы все возрастные категории занимали высокие места с целью «подъема» на уровень выше, то есть в следующую по силе лигу. Ведь по нормативному положению команды всех возрастных групп имеют совокупную турнирную таблицу и в случае если из пяти зачетных возрастов, ĸ примеру, три идут в лидерах, а у остальных результаты не столь хорошие, то вся академия не имеет возможности претендовать на высокие места в общей таблице. Такая система вынуждает академии стремится ĸ достижению результата, что негативно влияет на развитие молодых и неподготовленных футболистов.
В каждом отдельном субъекте Российской Федерации и регионе страны поддерживает развитие и отвечает за соревнования региона «Региональная Футбольная Федерация» [16]. В региональных первенствах есть свои особенности. Зачастую, в регионах есть одна крупная академия на всю область, которая обладает достаточным финансированием, а другие академия обучают детей в неподобающих условиях без возможности пройти на уровень выше. И единственной возможностью получить дополнительное финансирование для таких академий является результаты школы и для этого тренеры уделяют его достижению большее внимание нежели комплексному развитию навыков юных футболистов. Помимо того, что на специалиста давит руководство академии, требуя достижения результата, так и, обычно, от успехов команды, тренер получает различные надбавки и премии и это ещё одна причина, по которой игра строится на результате. Для достижения этой цели, так называемые специалисты воздействуют на психологию молодых футболистов и тем самым подрывают их неокрепшую психику, что приводит к снижению мотивации и удовольствия от тренировочного процесса у детей. Такие методы приводят ĸ краткосрочному эффекту, но в долгосрочной перспективе способствуют появлению неподготовленных, к взрослому футболу, игроков. Отсюда вытекает глобальный недостаток нашего детского футбола - небольшое количество квалифицированных тренеров, которые обучают детей, не имея профильного образования. По статистике в России 56 % детских тренеров не имеют лицензии (Рисунок 1).
Рисунок 1. Наличие лицензии у детских тренеров в России
Источник: составлено авторами.
Такая тенденция связана с недостаточным количеством площадок, где реализуются такие программы, что не даёт возможности пройти обучение тренерам из отдаленных уголков нашей страны. Это приводит ĸ тому, что с детьми работают люди, не имеющие знаний и навыков построения игры, что, непосредственно, влияет на уровень мастерства молодого поколения. Такие тренеры, которые никогда не играли на высоком уровне и имеют слабое представление о футболе на практике, черпая знания в основном из теоретических источников не только прививают детям неверные взгляды на то, как должна строится игра, но и в погоне за результатом закрепощают их, не позволяя индивидуально проявлять себя.
В попытках решить проблему подготовки квалифицированных специалистов российский футбольный союз в 2020 году отрывает Академию, которая является основным центром подготовки и переподготовки тренеров, где специалистов готовят с учетом современных методик и технологий. В настоящее время Академия Российского футбольного союза продолжает реформирование тренерского образования в России в соответствии с обновлённой редакцией Тренерской конвенции УЕФА [10]. В эпоху цифровизации, когда технологии развиваются с огромной скоростью, необходимо уметь быстро осваивать новые знания и адаптироваться к изменяющейся среде [6]. И такая академия содействует развитию тренерского мастерства российских наставников.
Следующим немаловажным недостатком, который мешает развитию Отечественного детско-юношеского футбола является низкий уровень подготовки судей. Рассмотрим основные аспекты этой проблемы:
- недостаток опыта судей: рефери, зачастую, работают на детских первенствах в качестве практики после завершения обучения, что сказывается на их принятии решений во время игры.
- эмоциональное давление: тренеры, родители и игроки оказывают давление на неопытного судью, что затрудняет его работу и объективность оценки эпизодов. -Отсутствие уважения ĸ судьям: тренеры, по их мнению, разбирающиеся в футболе и -Отсутствие уважения ĸ судьям: тренеры, по их мнению, разбирающиеся в футболе и обладающие определёнными регалиями ставят себя выше судьи и позволяют в их адрес неподобающие высказывания, что не только создаёт негативную атмосферу вокруг спортивного события, но и передаёт детям чувство вседозволенного отношения ĸ арбитрам.
- нехватка ресурсов для обучения: не всем начинающим судьям доступны качественные программы обучения, что приводит ĸ нехватке профессиональных компетенций.
- неопределённость правил: в детском футболе могут применятся упрощенные правила, которые подстраиваются под особенности возрастной группы, что приводит ĸ разногласиям в вопросах интерпретации и трактовки отдельных эпизодов.
Все эти факты сказываются, в первую очередь, на детях, которые играют в условиях неподобающе низкого уровня работы арбитров и перенимают на себя тот негативный фон, который складывается вокруг судейства. В нашей стране и так присутствует отрицательная повестка работы футбольного судьи, и ĸ тому же она продолжает подкрепляться в головах детей, что не приближает ĸ решению этой проблемы.
Вернёмся ĸ молодежному футболу в регионах. Как говорилось ранее, обычно в области или Крае функционирует одна престижная академия куда стремятся попасть дети со всех близлежащих населенных пунктов, а менее крупные школы вынуждены существовать в условиях ограниченного бюджета, нехватки квалифицированных кадров, отсутствия инфраструктуры, а материально-техническое обеспечение (стадионы, тренировочные поля) находится в недостатке. Значительное количество объектов находится в аварийном состоянии, следовательно, непригодно к эксплуатации [1]. Это приводит ĸ снижению конкуренции, ведь в топовой академии со значительным бюджетом значительно проще достичь результата нежели в ином случае. Отсутствие достойного сопротивления на областном первенстве выливается в менее быстрое развитие прогресса, для которого первостепенной задачей является соперничество на хорошем уровне.
Следующим недостатком детско-юношеского футбола в нашей стране является поиск и отбор талантливых детей. . Благодаря систематическому отбору и развитию талантов, футбольные академии в России могут формировать кадровый резерв для национальных сборных команд и профессиональных клубов, что способствует повышению уровня игры и достижению успехов на международной арене [7].
Во многих регионах нашей страны отсутствует чёткая система отбора детей в футбольные секции, что приводит ĸ тому, что многие начинающие футболисты остаются незамеченными и в силу разных, в том числе финансовых, проблем не имеют возможности переехать в крупный населенный пункт, где находится областная или Краевая детско-юношеская спортивная школа. Но даже те дети, которым повезло попасть на просмотр в крупную академию могут в неё не пройти по субъективным причинам. Обычно на подобных просмотрах принимают участие большое количество детей и несколько тренеров, в силу невозможности в полной мере оценить по достоинству каждого кандидата, могут не заметить по-настоящему талантливого игрока. «Как правило, выбор делают в пользу тех, то быстрее, сильнее и ловчее, игнорируя эффект относительного возраста. Хотя физические возможности формальных сверстников на момент отбора могут сильно отличаться в зависимости от того, в каком месяце они родились. Один ребёнок рождён в январе, другой в декабре, они одного года рождения, но у одного преимущество во времени развития практически целый год- разница колоссальная на детско-юношеском этапе, которая играет важную роль в спортивных успехах юного футболиста [2]. К примеру, разница в спринтерских показателях у детей 8–15 лет, рожденных в начале и в конце года, может составлять 7–15% – старшие наверняка будут быстрее», так прокомментировал проблему отбора детей в академии главный спортивный врач страны- Эдуард Безуглов. Также существуют культурные и социальные проблемы. В некоторых регионах футбол может быть не популярен, могут отсутствовать футбольные школы, что сказывается на количестве детей, которые может и хотели бы заниматься этим видом спорта, но в силу обстоятельств не могут себе этого позволить.
Как пример, небольшие населённые пункты – город Сарапул в Удмуртской республике с населением 95 000 человек. В нем отсутствует полноценная футбольная академия и все начинающие футболисты тянутся в топовую спортивную школу «Зенит», которая располагается в Ижевске. Расстояние между городами 65 километров и те дети, которые не имеют возможности ежедневно преодолевать такое расстояние ради тренировки вынуждены отказаться от спортивной секции. И это далеко не единственный пример такой ситуации в нашей стране. Это приводит ĸ недобору потенциальных талантов и сказывается на конкурентоспособности поколения.
Следующей проблемой развития футбола в РФ является плохая оснащенность футбольными площадками. В России приходится одна футбольная площадка на 12000 человек. В то время как в Англии одно поле приходится на 1500 человек, в Германии – на 2000, в Италии – на 2000-2500 [5]. Для того, чтобы повысить конкурентоспособность нашего футбола необходимо создать условия для эффективного тренировочного процесса, а это можно сделать только за счёт развития инфраструктуры.
Очевидной проблемой является особенность системы выпуска детей и подростов из спортивных интернатов. По достижению 17-летнего возраста, подобно обычной школе, футбольные академии проводят выпускной, после которого в следующий этап подготовки переходят лишь 5–6 человек из 20–25 членов команды. Следующий этап – переход в молодежную команду и выступление в юношеских первенствах. То есть примерно 80% игроков каждой футбольной академии в нашей стране лишаются шанса дальнейшего продвижения в профессиональный спорт уже на уровне детских соревнований [9].
Факт снижения уровня подготовки молодёжи и ее низкой конкурентоспособности проявляется уже много лет, а главным индикатором, отражающим это является востребованность наших игроков в Европе и результаты нашей сборной на международной арене. Так, в пятёрке лучших Европейских чемпионатов играют только 4 игрока с Российским паспортом: 3 во Франции и 1 в Испании. Но и в нашем национальном чемпионате есть проблема внедрения клубных воспитанников в основную команду. Ранее игроки, оканчивающие академии и отличающиеся потенциалом имели возможность либо перейти в главную команду, где достаточно высокая конкуренция за место в стартовом составе, либо перебраться в команды рангом ниже. Те игроки, которые выбирали первый вариант, зачастую не получали игровую практику и вынуждены были менять свою «клубную прописку». В это время лиги рангом ниже переполнены Российскими футболистами, не получившими шанс проявить себя в грандах нашего футбола. Так, в 2019 году лишь 7 выпускников академий пополнили ряды клубов РПЛ, тогда как общее число юношей, оканчивающих спортивные школы насчитывает 50 тысяч человек, то есть 0,014% молодых футболистов готовы играть на высшем уровне. Такая статистика говорит о неэффективной системе подготовки молодых футболистов в России. . Из 150 миллионов населения Российской Федерации талантливых футболистов выходит гораздо меньше, чем, например, из Бельгии, которая по размерам населения не может сравниться даже с Москвой [15].
В качестве наглядного примера сравним количество молодых игроков до 21 года в разных странах (Рис.2).
Рисунок 2. Количество футбольных игроков до 21 года в разных странах.
Источник: составлено авторами.
Из диаграммы видно, что Россия сильно уступает другим странам в количестве молодых футболистов. Так, в отечественном футболе почти в 13,5 меньше юных игроков нежели в Немецком, при том, что численность населения нашей страны превосходит численность населения Германии в 1,73 раза. Из этого можно сделать вывод, система подготовки детей и юнош в нашей стране не эффективна. Из 150 миллионов населения Российской Федерации талантливых футболистов выходит гораздо меньше, чем, например, из Бельгии, которая по размерам населения не может сравниться даже с Москвой [15].
Для исправления ситуации, в 2019 году российский футбольный союз принимает решение о создании Юношеской футбольной лиги (ЮФЛ). Этот турнир представляет собой систему соревнований для молодых футболистов, направленных на развитие талантов, подготовку игроков для профессиональных клубов.
ЮФЛ призвана обеспечивать поэтапное развитие, а также является связующим звеном между детско-юношеским футболом и взрослым. В зависимости от региона и уровня соревнований, в юношеской футбольной лиге играет около 100–150 команд. Эти команды представляют академии, спортивные школы и футбольные клубы со всей страны. В ЮФЛ ежегодно участвуют 10 000–15 000 молодых футболистов.
Несмотря на усилия Российского футбольного союза, прилагаемые для развития вертикали молодёжного футбола, многие отечественные клубы, представляющие высший дивизион не изъявляют желанием «подтягивать» молодые кадры в основной состав. Наши ведущие команды, в большинстве своём, в погоне за результатом не готовы доверять игровое время воспитанникам и предпочитают им иностранных игроков, которые способны приносить результат в краткосрочной перспективе. Однако это привело к игнорированию долгосрочного развития: слабому вниманию к детским академиям, вытеснению российских игроков и сокращению воспитанников в основных составах [13]. Такая тенденция способствует снижению уровня развития отечественных футболистов и, следовательно, влияет на результаты нашей национальной сборной.
Для того чтобы реабилитировать систему подготовки молодых футболистов и их интеграцию во взрослом футболе в России обратимся ĸ опыту Европейских стран, наиболее отличающихся проделанной работой в этом направлении, подкреплённой положительным результатом. В качестве наглядного примера сравним количество воспитанников академий, играющих в высших лигах своих стран за период сезона 2024-2025г. Для анализа возьмём три национальных чемпионата: Российскую Премьер-Лигу(РПЛ), Голландскую Eredivisie (Эредивизи) и Испанскую LaLiga (Ла Лига) (Рис.3). .
Рисунок 3. Количество воспитанников в национальных чемпионатах.
Источник: составлено авторами.
Из графика видно, что в Российской Премьер-лиге играет наименьшее число воспитанников по сравнению с другими чемпионатами, присутствующими в выборе. Так, в Нидерландах доверяют своим в 1,97 раза больше чем в нашей стране, а в сравнении с Испанией этот показатель в 2,14 раза превышает отечественный (Рис.4).
Рисунок 4. Общая стоимость воспитанников в каждой лиге как показатель их качества и спроса на них.
Источник: составлено авторами.
Из диаграммы видно, что суммарная стоимость «доморощенных» футболистов в Нидерландах и в Испании в разы больше, чем у нашей стране. Это говорит о качестве футболистов и о высоком спросе на них. Голландия в 2,64 раза превосходит нашу страну по этому показателю, а Испания лучше в этом компоненте во внушительные 11,1 раза.
Таблица 1
Средняя стоимость молодого футболиста
|
Чемпионат
|
Средняя стоимость молодого футболиста
|
|
РПЛ
|
2 394 127 $
|
|
Ла
Лига
|
13 501 613 $
|
|
Эрадивизи
|
2 924 222 $
|
Данная статистика в(Таблица 1) также подтверждает факт того, что Россия отстаёт в сфере развития молодых футболистов от рассматриваемых чемпионатов.
Для того, чтобы выяснить с чем связана такая «пропасть» в системах подготовки молодых футболистов в России и других странах проанализируем положение дел в последних и выявим те факторы, которые способствуют достижению успеха в этом сегменте. В качестве примера возьмём системы подготовки двух стран: Нидерланды и Испания.
В Голландии, детей, поступивших в футбольную академию, помимо целевых тренировок, обучают различным дисциплинам, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего с футболом. Так, дети параллельно занимаются лёгкой атлетикой, гимнастикой, борьбой и другими дисциплинами, которые способствуют полному и всестороннему развитию детей и юнош. Главная цель такой программы- воспитать у молодого поколения футболистов различные качества, которые помогут им не только в спорте, но и в обычной жизни. Например, детей и юнош учат психологии, кинезиологии и экономике, что в положительную сторону влияет на становление личности. Отличительной чертой Голландской подготовки молодых футболистов является тот факт, что детей готовит выстроенная и проверенная временем система, а наставники в ней- звенья, реализующие программу подготовки. Это позволяет избежать самовольства среди тренеров и снижает ĸ минимуму возможность транслировать на детей неверные, разрушающие методики и взгляды. Также стоит отметить, что в Голландии приходится одно поле на 2000 чел., в то время а в России на каждое поле приходится около 12 тыс. чел [3].
Говоря про Испанскую систему подготовки, нельзя не отметить главную особенность, разнящуюся с системой в нашей стране. В Испании детей не принуждают ĸ достижению результатов и академии открыты для детей и юнош разного уровня подготовки. Это является социально-значимой программой, которая выполняет различные функции: популяризация спорта, и футбола в частности, а также снижение профилактика асоциального поведения среди молодёжи. Поэтому команды имеют несколько составов, каждый из которых имеет определённый уровень начальной подготовки. В Испанских академиях футболисты делятся на следующие возрастные категории: 6-8; 9-10; 11-12; 13-14; 14-15 и 16-18 лет, а затем уже идут отделения, где юноши проходят процесс адаптации ĸ главной команде. Такой подход позволяет успешно воспитать футболиста и провести его через все этапы подготовки, сохранив при этом конкурентоспособность юного спортсмена. По всей Испании функционируют академии, находящиеся, даже, в небольших городах. А в столице Каталонии- Барселоне, насчитывается 50 государственных академий.
Испанская система отличается особым игровым стилем. Так, детей с самого детства обучают искусству владения мячом за счёт коротких и средних передач. Такой подход способствует тому, что Испанцы преобладающее время игры контролируют мяч и тем самым «выматывают» соперников. К примеру сборная Испании в квалификации на Чемпионат Европы 2024 года, в среднем владела мячом- 67,6% времени и за счёт этого с успехом отобралась на главный турнир Европы.
Подходы рассматриваемых стран ĸ обучению и развитию юных спортсменов привели ĸ достижению результата. Так, сборная Нидерландов бронзовый призёр Чемпионата Европы 2024 года, а сборная Испании обладатель золотых медалей летних Олимпийских игр 2024 и победитель Чемпионата Европы 2024г. И главной причиной таких результатов, несомненно, является система подготовки молодых кадров.
На основе анализа программ подготовки в других странах, приведём список мероприятий, которые должны поспособствовать модернизации структуры развития молодых футболистов и кратному улучшению результатов в нашем футболе:
1. Сформировать единый для всей страны стиль игры, который будет взят за основу всех подготовительных программ детей и юнош. Например применить базу Советской системы и внедрить лучшие и эффективные практики Европейских стран. Совершенствование технических и тактических навыков не должно осуществляться отдельно от игры [4].Это позволит молодым футболистам напрямую применять тренировочные упражнения в игровых ситуациях.
2. Построить по всей стране достаточное количество академий и футбольных школ для популяризации детско-юношеского футбола. В каждом регионе необходимо развивать футбольную школу высокого уровня, тем самым, повышать популярность данного вида спорта в стране [8]. В небольших городах и поселениях с ограниченным бюджетом это можно реализовать на базе учебных заведений с целью экономии бюджета. Для достижения этого плана необходимо на федеральном уровне разработать программу по созданию и модернизации стадионов, тренировочных баз, и определить бюджет на реализацию такого проекта.
3. Необходимо улучшить систему подготовки тренеров и судей, взяв за основу Европейский опыт. Это можно реализовать за счёт проведения лекций, семинаров и практических занятий в рамках программы обмена опытом с лучшими представителями каждой из отраслей.
4. Внедрить в тренировочный процесс те дисциплины, которые будут способствовать всестороннему развитию детей и юнош. Например, проводить курсы психологии и кинезиологии, а также экономии и финансовой грамотности, что позволит молодым людям правильно распоряжаться личными финансовыми ресурсами. Говоря о смежных спортивных дисциплинах, можно внедрить гимнастику, смешанные единоборства и другие полезные программы для наиболее полного и разнообразного развития молодых футболистов. Главная цель- показать, что футбол это не просто игра с мячом и подготовить юнош ĸ жизни после завершения карьеры спортсмена.
5. Модернизировать политику переходных этапов молодых футболистов. Создать условия, при которых спортсмены могли наиболее эффективно миновать все этапы взросления и с минимальными потерями «дорасти» до уровня главной команды.
6. Сформировать систему, в которой в высшей лиге стремились ĸ доверию своим воспитанникам, а не ĸ приобретению иностранных футболистов. Такой подход позволит повысить конкурентоспособность наших футболистов и улучшить результаты нашей национальной сборной на международной арене.
Реализация этих мер может способствовать выводу российского футбола на новый уровень и позволят модернизировать систему подготовки молодых футболистов. Также, реализовав эту программу можно будет избавится от зависимости в лице иностранных футболистов и внедрить политику импортозамещения.
Заключение
Таким образом, чтобы отечественному футболу вернуть лидирующие позиции на мировой арене и окончательно закрепить за собой позицию лидирующего спортивного направления в нашей стране необходимо обратить особое внимание на подготовку молодых кадров, ведь от их успешного развития зависит популяризация вида спорта среди населения. Реализация программ, описанных в этой статье поспособствует развитию системы подготовки молодых футболистов и судя по нынешней ситуации, когда российский футбол находится в условиях «изоляции» есть возможность реализовать все вышеперечисленные мероприятия с минимальным рисом. Только в таком случае является возможным изменить результаты нашего футбола.
Источники:
2. Капацинская В. М., Сумачев Г. Э. Организация спортивных детских юношеских соревнований // Вестник Университета Российского инновационного образования. – 2025. – № 2. – c. 47-56. – doi: 10.24412/3034-3445-2025-2-47-56.
3. Кекова Л. А., Аллахверанов Р. Н. Проблемы детско-юношеского футбола в России и пути их решения // Туризм в современном мире: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам ХI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 14 декабря 2023 года. – Тула: Тульский государственный университет. Тула, 2024. – c. 55-60.
4. Комков В. Ю., Блинов В. Игровой подход в подготовке молодых футболистов // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: Дополнительные материалы X Международной научной конференции студентов и молодых ученых, Омск, 20–22 мая 2021 года. – Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования \"Сибирский государственный университет физической культуры и спорта\". Омск, 2021. – c. 161-166.
5. Левченко А. В., Карева Ю., Кветкин А. А. Проблемы развития футбола в России и пути их решения // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 98-9. – c. 102-105. – doi: 10.18411/trnio-06-2023-489.
6. Миронова М.А., Заргарян М.Т. Чему и как учить персонал в эпоху цифровизации // Цифровая трансформация: тенденции и перспективы: I Международная научно-практическая конференция, Москва, 20 декабря 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью \"Издательство \"Мир науки\". Москва, 2023. – c. 127-135.
7. Муринчик Е. С., Димитропуло А. А., Бычков А. В. Актуальность развития футбольных академий в России // Теория и методика физической культуры, спорта и туризма: Межвузовский сборник научно-методических работ. – Санкт-Петербург : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС. Санкт-Петербург, 2024. – c. 125-129.
8. Низяев Д.А. Проблемы развития клубного футбола в России и пути их решения // Экономика и управление в спорте. – 2021. – № 2. – c. 113-120. – doi: 10.18334/sport.1.2.119686.
9. Пикулькин А. В. Проблемы развития детско-юношеского футбола в России // XXXV международные Плехановские чтения: Сборник статей участников. В 4-х томах, Москва, 22–24 марта 2022 года. Том 3. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Москва, 2022. – c. 106-109.
10. Раднагуруев Б. Б., Уляева Г. Г., Уляева Л. Г. Особенности системы лицензирования российских футбольных тренеров // Вестник спортивной науки. – 2022. – № 5. – c. 14-19.
11. Радова Н.Н., Михайлова Е.В., Галкин А.А., Савченко О.Г., Демчук А.Г. Футбольные академии: выгода, финансирование, проблемы // OlymPlus. Гуманитарная версия. – 2025. – № 2. – c. 153-157.
12. Рудаков Ф. В. Система управления развитием хоккея в России экономический и социальные аспекты. / Сборник научных статей аспирантов Московской международной академии : Сборник статей. - Москва : Московская международная академия, 2024. – 113-116 c.
13. Суворова Е.В., Лапшаков В.М., Королёв Ф.Г. Анализ эффективности существующей системы формирования составов российских команд и мероприятия по её совершенствованию // Russian Economic Bulletin. – 2025. – № 2. – c. 404-413.
14. Филоненко Н. В. Зарубежный опыт управления детско-юношеским футболом в контексте цифровых технологий (социальный аспект) // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2022. – № 1. – c. 104-110. – doi: 10.24182/2073-6258-2022-21-1-104-110.
15. Цыганов Г. Проблемы организации детско-юношеского футбола в регионах // Пермский край. Стратегия в глобальной неопределенности. От горных заводов к технологиям будущего: Материалы VII Пермского экономического конгресса, Пермь, 02–03 февраля 2023 года. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 2023. – c. 267-273.
16. Шатунов А. А. Развитие массового и детско-юношеского футбола в России // Всероссийская ежегодная декабрьская научно-практическая студенческая конференция: Сборник трудов конференции, Москва, 02–14 декабря 2022 года. Том III. – Москва: Российский новый университет. Москва, 2023. – c. 215-219.
17. Яковлев Р. С., Починкин А. В. Система подготовки футбольного резерва и развитие детского массового футбола // Современные аспекты подготовки и профессиональной деятельности спортивного менеджера: материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием – Малаховка: Московская государственная академия физической культуры. Малаховка, 2023. – c. 388-396.
Страница обновлена: 04.12.2025 в 18:02:29
Effectiveness of the training system for young football players in Russia
Sotnichenko E.A., Lapshakov V.M., Korolev F.G.Journal paper
Economics and management in sports
Volume 5, Number 4 (October-December 2025)
Abstract:
The article analyzes the specifics of the training system for young football players in Russia. The article analyzes the historical aspects of youth football and identifies modern problems such as the lack of qualified coaches and referees, poor infrastructure, subjective selection of talents, and result orientation to the detriment of development. The article presents a comparison of the Russian system with European models, primarily the Netherlands and Spain ones, where the emphasis is on the comprehensive development of the athlete's personality. The article highlights positive developments, such as the creation of a Youth Football League. However, the authors conclude that the current system is not very efficient. In conclusion, specific measures to reform training - from infrastructure modernization to the introduction of a unified style of play and support for club students - are proposed. The article highlights the need for systemic changes to enhance the competitiveness of Russian football in the international arena.
Keywords: efficiency, athlete training system, students of football academies, coach qualifications, refereeing, European experience in athlete training
JEL-classification: Z20, Z21, L82, O57
References:
Filonenko N. V. (2022). FOREIGN EXPERIENCE IN CHILDREN AND YOUTH FOOTBALL MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF DIGITAL TECHNOLOGIES (SOCIAL ASPECT). Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 21 (1). 104-110. doi: 10.24182/2073-6258-2022-21-1-104-110.
Gorskaya I. Yu., Kravchuk T. A., Ermolov Yu. V. (2024). THE ANALYSIS OF INDICATORS OF RESOURCE PROVISION AND DEVELOPMENT OF FOOTBALL IN THE Russian Federation. Global scientific potential. (10). 180-186.
Kapatsinskaya V. M., Sumachev G. E. (2025). ORGANIZATION OF CHILDREN’S AND YOUTH’S SPORTS COMPETITIONS. Vestnik Universiteta Rossiyskogo innovatsionnogo obrazovaniya. (2). 47-56. doi: 10.24412/3034-3445-2025-2-47-56.
Kekova L. A., Allakhveranov R. N. (2024). Problems of youth football in Russia and ways to solve them Tourism in the modern world: problems and prospects. 55-60.
Komkov V. Yu., Blinov V. (2021). A playful approach to the training of young football players University sports: health and prosperity of the nation. 161-166.
Levchenko A. V., Kareva Yu., Kvetkin A. A. (2023). Problems of football development in Russia and ways to solve them. Trends in the development of science and education. (98-9). 102-105. doi: 10.18411/trnio-06-2023-489.
Mironova M.A., Zargaryan M.T. (2023). What and how to teach staff in the era of digitalization Digital transformation: trends and prospects. 127-135.
Murinchik E. S., Dimitropulo A. A., Bychkov A. V. (2024). The relevance of the development of football academies in Russia Theory and methodology of physical education, sports and tourism. 125-129.
Nizyaev D.A. (2021). Problems of club football development in Russia and ways of their solution. Economics and management in sports. 1 (2). 113-120. doi: 10.18334/sport.1.2.119686.
Pikulkin A. V. (2022). Problems of youth football development in Russia The 35th International Plekhanov Readings. 106-109.
Radnaguruev B. B., Ulyaeva G. G., Ulyaeva L. G. (2022). FEATURES OF THE LICENSING SYSTEM FOR RUSSIAN FOOTBALL COACHES. Vestnik sportivnoy nauki. (5). 14-19.
Radova N.N., Mikhaylova E.V., Galkin A.A., Savchenko O.G., Demchuk A.G. (2025). FOOTBALL ACADEMIES: BENEFITS, FINANCING, PROBLEMS. OlymPlus. Gumanitarnaya versiya. (2). 153-157.
Rudakov F. V. (2024). Hockey development management system in Russia economic and social aspects
Shatunov A. A. (2023). Development of mass and youth football in Russia All-Russian Annual December Scientific and Practical Student Conference. 215-219.
Suvorova E.V., Lapshakov V.M., Korolyov F.G. (2025). ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE EXISTING SYSTEM OF FORMATION OF RUSSIAN TEAMS AND MEASURES TO IMPROVE IT. Russian Economic Bulletin. 8 (2). 404-413.
Tsyganov G. (2023). The problems of organizing youth football in the regions Perm region. Strategy in global uncertainty. From mining plants to future technologies. 267-273.
Yakovlev R. S., Pochinkin A. V. (2023). The system of training the football reserve and the development of children's mass football Modern aspects of training and professional activity of a sports manager. 388-396.
