Развитие сферы креативных индустрий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основе интеграции коренных малочисленных народов Севера

Хромцова Л.С., Дятлова Т.А.
1 Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Развитие креативных индустрий сегодня обусловлено необходимостью диверсификации российской экономики, созданием условий для устойчивого развития общества, раскрытия творческого потенциала населения.

Вовлечение в это развитие коренных малочисленных народов способствует не только созданию новых рабочих мест, их экономической самостоятельности и росту доходов, но и, в первую очередь, сохранению культурного наследия, популяризации традиционных промыслов и ремесел, фольклора и художественного творчества, укреплению самобытной идентичности.

Различным аспектам развития креативных индустрий и интеграции в этот процесс коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС) посвящены исследования российских и зарубежных ученых.

Кирко В.И. и Кеуш А.В. анализируют проблемы вовлечения КМНС в инновационные процессы посредством «модели создания бизнес-инкубатора в Эвенкийском муниципальном районе» [4]. При этом частично эти инновационные процессы затрагивают и сферу креативных индустрий, например, производство этнической продукции и сувениров.

Михайлова А. В., Федорова А.В., Петрова Н.Н., Петрова Н.И. исследуют «особенности развития креативных индустрий в условиях арктической повестки», выявляют «преимущества и вызовы, с которыми сталкиваются представители креативных отраслей» [8].

Развитию креативных индустрий в арктических регионах России также посвящено исследование Земцова С.П., который выделил «основные особенности устойчивого развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия) как важного фактора ресурсо- и природосбережения хрупких экосистем Арктики» [3].

Анализу нормативных правовых актов, стратегических программ и вопросов защиты КМНС посвящена публикация Смоляниновой О.Г. и Алексеевой Е.А. Они выявляют проблемы и возможности сохранения их культурного наследия в условиях развития творческих индустрий и поликультурной образовательной среды [14].

В рамках всероссийского форума с международным участием «Креативные индустрии арктического региона: опыт и перспективы развития», прошедшего на площадке Мурманского арктического университета в ноября 2023 года, ряд исследователей [2, 15, 16] в своих докладах затрагивали проблемы интеграции коренных малочисленных народов в развитие креативных индустрий арктической зоны, влияние их традиционной культуры, культурного наследия на различные сферы креативных индустрий.

Исследуя арктическое предпринимательство Пилясов А.Н. и Замятина Н.Ю. в своей публикации выделяют «исключительно специфичное «общинное» предпринимательство коренных малочисленных народов Севера, которое базируется на их навыках традиционного жизнеобеспечения (в оленеводстве и традиционных промыслах), развивается в сфере коммерческого рыбного промысла, производстве сувенирных изделий, арт-дизайне на основе традиций местной живописи, службе гидов для арктических туристов и в других бизнес-направлениях» [10].

Проведя обзор российской научной литературы по проблемам развития креативных индустрий в Арктике, Красильников А.С. пришел к выводу о том, что «потенциал креативной практики в Арктическом регионе, с точки зрения отечественных авторов, заключается в развитии туризма и социальных новшеств, а также в сохранении и воспроизводстве национальной культуры коренных народов Севера и Арктики. Формирование в регионе активного креативного класса затруднено вследствие действия таких факторов, как моноотраслевой характер местных экономик, высокая концентрация капитала в сфере природопользования, периферийность и малая численность населения. Привлекательность арктических регионов для развития креативных индустрий состоит в уникальной природе и культуре, во многом базирующейся на культуре коренных народов» [5].

Директор ФГБУ «Роскультцентр» и фестиваля-форума «Российская креативная неделя» Марина Абрамова в своем выступлении отметила, что «культуру коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока следует выделить в отдельное направление развития креативных индустрий в Арктике». По её мнению, «архитектура и урбанистика в Арктике пользуются спросом, поэтому необходимо и далее развивать эти направления» [17].

Зарубежные ученые также активно проводят исследования в области креативных индустрий и возможности интеграции в них культуры коренных малочисленных народов. Так, приводится канадский опыт развития творческих индустрий среди коренных народов, включая правовые аспекты [20]; рассматривается роль креативных индустрий в поддержке устойчивости культурного разнообразия коренных народов и экономическом развитии их территорий [19], исследуется роль культурного туризма в развитии регионов Арктики и возможности улучшения качества жизни коренных северных народов посредством поддержки культурных инициатив и развития творческого сектора экономики [18]; анализируется творческая предпринимательская активность среди молодежи аборигенов Северной территории Австралии и Канады, рассматривая её влияние на социальное и экономическое благополучие сообществ [21].

Таким образом, обобщая научный задел по исследуемой теме, можно отметить, что ученые подчеркивают важность и необходимость вовлечения коренных малочисленных народов в развитие креативных индустрий, «креативного» предпринимательства, возможность использования их самобытной идентичности во многих сферах креативных индустрий: от декоративно-прикладного искусства до этнотуризма. Однако, остаются отрытыми вопросы создания необходимых условий для такой интеграции в северных регионах, формируемых прежде всего на уровне региональных правительств, а также частного сектора инвестиций.

Целью настоящего исследования является выявление причин, сдерживающих развитие креативных индустрий северного региона, и разработка концептуальной модели развития креативных индустрий с интеграцией коренных малочисленных народов Севера, направленной на комплексную поддержку и стимулирование их творческой активности, способствующей сохранению их уникальной культуры, а также диверсификации экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Научная новизна заключается в формировании концептуальных основ регионального развития сферы креативных индустрий на основе интеграции КМНС.

Методологической основной исследования выступили: теоретические методы (анализ, синтез, абстрагирование); эмпирические методы (мониторинг); методы системного анализа (построение системной модели); качественные методы (контент-анализ).

Методология исследования включает комплексный системный подход, основанный на анализе социально-экономических процессов в креативной экономике региона с особым акцентом на вовлеченность и роль коренных народов. Для сбора данных используются статистические отчеты региональных, федеральных органов, а также некоммерческих организаций; результаты интервью с представителями сферы креативных индустрий. Собираемые данные имеют смешанный тип: количественные (статистические показатели) и качественные (культурные особенности, мотивация творческой деятельности, барьеры интеграции).

Аналитические инструменты включают методы анализа и синтеза, сравнительный анализ практик государственной поддержки, системный и логический анализ для выявления взаимосвязей и факторов стимулирования развития. Кроме того, применяется моделирование для разработки концептуальной модели интеграции коренных народов в креативную экономику региона.

Основная часть

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее Югра, автономный округ) стал первым среди субъектов Российской Федерации, кто разработал в 2020 году региональный закон о креативных индустриях (в настоящее время утратил силу). В 2023 году была принята «Концепция развития креативных индустрий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2030 года».

В связи с принятием в августе 2024 году Федерального закона № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в декабре 2024 года был принят Закон № 113-оз «О регулировании отдельных вопросов в сфере креативных (творческих) индустрий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», согласно которому регулируется государственная поддержка данной сферы.

По состоянию на 05.02.2025 г. в реестре субъектов креативных индустрий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее реестр) числится 643 субъекта, в том числе: юридические лица (общества с ограниченной ответственностью - 66, автономные некоммерческие организации - 42, местные общественные организации – 7, региональные общественные организации – 6), индивидуальные предприниматели – 277, а также самозанятые граждане – 167 и физические лица – 30 [13].

Креативные индустрии в Югре представлены различными сферами: информационные, коммуникационные и цифровые технологии; образование, дизайн, изобразительное искусство, создание и продвижение товарных знаков, маркетинг; продюссерская деятельность, индустрия моды; туризм, спорт и отдых; исполнительное искусство, телевидение и радиовещание; гастрономия и др.

Виды креативных продуктов (продукции), которые выпускаются субъектами, включенными в реестр, достаточно разнообразны: от декоративных украшений, одежды, сувениров до IT-проектов и эксклюзивных образовательных программ.

Предпринимательство в сфере креативных индустрий преимущественно сосредоточено в крупных городах Югры: Сургуте, Нягани, Радужном, Урае, Мегионе, Лангепасе, Нижневартовске, а также в столице округа – городе Ханты-Мансийске.

Большая часть «креативных» предпринимателей, действующих на территории региона, имеет потребность в поиске и привлечении внешних источников финансирования проектов по созданию креативного продукта (продукции), о чем имеется соответствующая отметка в реестре.

В отчете по результатам исследования АНО «Центр стратегических разработок Югры», посвященного мониторингу направлений развития креативных индустрий региона за 2024 год [1], представлены следующие данные:

- количество субъектов креативных индустрий (организаций и индивидуальных предпринимателей) составило 3037 ед., что на 15% больше аналогичного показателя за 2023 год, при этом их доля в общей численности организаций и индивидуальных предпринимателей занимает всего около 4% (рис. 1);

Рисунок 1 – Динамика количества организаций и индивидуальных предпринимателей Югры, включая субъектов креативных индустрий, за 2023-2024 гг.

Источник: составлено авторами на основе [1].

- в структуре общего количества субъектов креативных индустрий преобладают индивидуальные предприниматели (70%), соответственно, юридические лица составляют около 30% (рис. 2); при этом если оценивать динамику за два года, то по юридическим лицам она отрицательная (их количество снизилось), а по ИП, напротив, наблюдается существенный рост (на 23%);

Рисунок 2 - Динамика количества субъектов креативных индустрий в разрезе организационно-правовых форм за 2023-2024 гг.

Источник: составлено авторами на основе [1].

- по направлениям деятельности в пятерку лидеров в 2024 году (рис. 4) вошли: «реклама и пиар» - 23,8%, «программное обеспечение» - 18,5%, «гастрономия» - 13,7%, «отдых и развлечение» - 9,3%, «арт-индустрия» - 7,7%; аналогичная структура наблюдалась и в 2023 году (рис. 3); наибольший относительный прирост количества субъектов креативных индустрий в 2024 году по сравнению с 2023 годом был выявлен по направлениям «музыка» - 58%, «видеоигры» - 50%, «реклама и пиар» - 31% и «дизайн» - 28%; следует отметить и наименее популярные направления: «исполнительские искусства», «книжное дело», «культурное наследие» и «народные художественные промыслы и ремесла», по которым количество субъектов в 2024 году хоть и не значительно, но снизилось по сравнению с 2023 годом;

Рисунок 3 – Структура численности субъектов креативных индустрий Югры по направлениям деятельности в 2023 году

Источник: составлено авторами на основе [1].

Рисунок 4 – Структура численности субъектов креативных индустрий Югры по направлениям деятельности в 2024 году

Источник: составлено авторами на основе [1].

- в 2024 году по сравнению с 2023 годом темпы роста количества субъектов креативных индустрий (115,4%) опережали темпы роста количества всех субъектов МСП Югры (103,4%), что обусловлено значительным их приростом в таких сферах креативных индустрий как «реклама и пиар» (31%), «дизайн» (28%), «музыка» (58%), «видеоигры» (50%);

- вклад в валовый региональный продукт Югры субъектов креативных индустрий в 2024 году оказался незначительным: всего 0,43%, что даже меньше в сравнении с 2023 годом; доля оборота субъектов креативных индустрий в общем обороте всех организаций и ИП Югры также крайне мала и составила в 2024 году всего 0,3% (2023 год – 0,32%);

- доля занятых в организациях сферы креативных индустрий региона в 2024 году оказалась равной 2,32% от общей численности занятых во всех организациях (2023 год – 1,77%); в тройку лидеров по абсолютному приросту занятых стали следующие направления креативных индустрий: «программное обеспечение» (+822 чел.), «реклама и пиар» (+758 чел.), «гастрономия» (+649 чел.).

Таким образом, обобщая результаты исследования можно прийти к выводу о том, что в Югре в последние годы отмечается положительная динамика развития сферы креативных индустрий, однако её вклад в экономику региона крайне мал, что требует разработки дополнительных мер поддержи субъектов данной сферы и стимулирования появления новых субъектов креативных индустрий, например, из числа КМНС (еще и учитывая факт снижения количества субъектов по направлениям «культурное наследие» и «народные художественные промыслы и ремесла»).

Активное вовлечение КМНС, проживающих на территории Югры, в различные сферы креативных индустрий будет способствовать не только диверсификации экономики региона, но и созданию устойчивой системы, направленной на их экономическую самостоятельность, повышение занятости и сохранение культурного наследия.

По состоянию на 01.10.2021 года (дату последней переписи населения) на территории автономного округа проживало более 32 тыс. человек из числа КМНС (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели КМНС в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в разрезе места проживания по состоянию на 01.10.2021 г., чел.

КМНС
Городское население
Сельское население
Всего
Манси
6226
4881
11107
Ханты
8701
10920
19621
Ненцы
422
961
1383
Из общей численности КМНС - население в трудоспособном возрасте
8 300
9 335
17 635
Источник: составлено авторами на основе [6].

Как видно из таблицы 1 в Югре преобладают ханты (более 60% от числа всех КМНС), среди них преимущественно проживают в сельских поселениях 56%. Обратная ситуация наблюдается среди манси (доля которых 35% в общей численности): большая их часть проживает в городах и поселках городского типа. При этом более 17 тыс. человек, что составляет 55% от общего числа КМНС, являются населением трудоспособного возраста, то есть потенциально могут быть занятыми в различных креативных индустриях.

В таблице 2 представлены статистические данные по КМНС Югры по статусу занятости. Из общего числа трудоспособного населения КМНС (таблица 1) занятыми оказались чуть более 60% (таблица 2).

Таблица 2 – Показатели КМНС в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по статусу занятости по состоянию на 01.10.2021 г., чел.


КМНС
Занятое население
Указавшие статус занятости
Работающие по найму
Работающие не по найму
в том числе
Не указавшие статус
владельцы собственного бизнеса
индивидуальные предприниматели
самозанятые
помогающие на семейном предприятии
иное
Манси
3870
3792
3511
281
8
43
76
3
151
78
Ханты
6268
6100
5674
426
18
62
132
3
211
168
Ненцы
464
454
426
28
2
3
7
0
16
10
Всего
10602
10346
9611
735
28
108
215
6
378
256
Источник: составлено авторами на основе [7].

В структуре указавших статус занятости КМНС преобладают работающие по найму (93%). Из числа работающих не по найму большая часть КМНС оформлены в качестве самозанятых (29%), индивидуальных предпринимателей (15%) и в иных формах (51%). Следует отметить, что среди всех народностей преобладающей возрастной категорией является категория «30-34 года».

Одной из важнейших задач, предусмотренных в «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», является поддержка их занятости, повышение экономической эффективности традиционных отраслей хозяйственной деятельности и промыслов, а также активизация предпринимательской деятельности среди КМНС [11].

Насколько активно КМНС заняты в сферах креативных индустрий из официальных открытых информационных источников установить не представляется возможным, поскольку даже в том же реестре субъектов креативных индустрий Югры принадлежность предпринимателя к КМНС не идентифицируется. Однако можно предположить, что данный процент невелик. Так в отчете Губернатора автономного округа об итогах социально-экономического развития за 2023 год указано, что количество субъектов, включенных в реестр, составляет 354 ед., то есть прирост по сравнению с 2022 годом составил 152 ед., в то время как общий прирост количества субъектов МСП - 2469 ед. [12].Таким образом, прирост субъектов креативных индустрий составил всего 6,2% от общего прироста субъектов МСП.

В настоящее время в регионе разработан и реализуется широкий перечень мер поддержки КМНС, в том числе их предпринимательской активности. Основные такие меры представлены на рис. 5.

Рисунок 5 – Меры государственной поддержки КМНС в Югре в 2025 году

Источник: составлено авторами на основе [9].

Представители КМНС в Югре сегодня преимущественно вовлечены в такие сферы «креативного» предпринимательства как экологический и этнотуризм, ремесленное производство, художественное и декоративное искусство, музыкальное и танцевальное творчество, креативный дизайн, цифровые и медиа-технологии, направленные на популяризацию их культуры.

Несмотря на многочисленные меры государственной поддержки КМНС, их активная занятость в сферах креативных индустрий затруднена по ряду причин:

- Формальные требования к ведению бизнеса не всегда просты и понятны для представителей КМНС, особенно если речь идёт о проживающих на сельских территориях Югры, и получение даже информационной поддержи от субъектов региональной инфраструктуры (фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой бизнес», Депэкономразвития Югры и др.) становится затруднительной.

- Бизнес КМНС – это малый бизнес, а малый бизнес всегда сталкивается со сложностью привлечения инвестиций. Ограничивает доступ к финансированию, как правило, малый масштаб «креативных» проектов и невозможность предоставления каких-либо гарантий со стороны КМНС.

- Традиционный жизненный уклад КМНС также может являться препятствием для ведения бизнеса. Так, привязанность к традиционным промыслам, зачастую связанная с территориальной сменой местонахождения, а также сезонность хозяйственной деятельности, затрудняет ведение постоянного бизнеса.

- Отсутствие специализированных программ обучения для КМНС по ведению бизнеса в сферах креативных индустрий, а также неразвитость информационной инфраструктуры (несмотря на реализуемый проект «IT-стойбище»), затрудняет продвижение продукции и услуг, реализуемых КМНС, даже на региональный рынок.

Эти и другие причины обуславливают необходимость создания концептуальной региональной модели развития креативных индустрий на основе интеграции коренных малочисленных народов Севера, направленной на комплексную поддержку и стимулирование их творческой активности, способствующей сохранению их уникальной культуры, а также развитию экономики региона.

Основными элементами такой модели являются: субъекты креативных индустрий – представители КМНС; институты развития креативных индустрий; расширенные меры господдержки субъектов креативных индустрий из числа КМНС; инвесторы и способы привлечения частных инвестиций; этапы и механизмы реализации модели, а также результаты для региона.

Структурно-логическая схема модели изображена на рис. 6.

Рисунок 6 - Концептуальная модель развития креативных индустрий на основе интеграции КМНС

Источник: составлено авторами

В качестве основных субъектов креативных индустрий в данной модели выступают представители КМНС: общины, предприниматели, творческие коллективы коренных народов, ориентированные на производство этнокультурных продуктов и услуг в сферах анимации, дизайна, ремесел, этнотуризма.

Система мер поддержки КМНС в сфере креативных индустрий предусматривает как действующие в регионе на сегодняшний день меры, так и уникальные, например, новые формы финансовой поддержки именно для реализации «креативных» проектов, создание специализированных творческих пространств в труднодоступных поселениях с высокой концентрацией КМНС, специфические образовательные программы и курсы для КМНС, направленные на изучение основ бизнеса, сферы продаж «креативной» продукции, подготовку грантовых заявок и др.

С целью привлечения финансирования проектов КМНС в сфере креативных индустрий рекомендуется задействовать частных инвесторов посредством создания для них благоприятных экономических условий на территории автономного округа.

Этапы и механизмы реализации модели предполагают картирование и выявление действующих и потенциальных субъектов креативных индустрий из числа КМНС, развитие инфраструктуры и расширение мер поддержки КМНС – субъектов креативных индустрий, создание специальных экономических условий для инвесторов проектов субъектов креативных индустрий из числа КМНС, масштабирование успешных проектов, а также обязательный регулярный мониторинг активности КМНС в сфере креативных индустрий и оценки эффективности мер их поддержки.

Таким образом, результаты реализации модели интеграции КМНС в сферу креативных индустрий региона будут заключаться в первую очередь в увеличении количества субъектов креативных индустрий, создании новых рабочих мест, повышении уровня занятости и доходов КМНС, а также сохранении культурного наследия и традиционных ценностей, укреплении региональной идентичности и диверсификации экономики Югры.

Заключение

Вектор регионального развития сегодня сместился от нефтедобывающего сектора в сторону креативных индустрий. В регионе создана целая экосистема, способствующая успешному их функционированию. Однако коренные малочисленные народы, населяющие территорию Югры, слабо вовлечены в повестку креативных индустрий, для них отсутствуют какие-либо специализированные инструменты, стимулирующие их активное развитие в данной сфере. В связи с чем нами была предложена концептуальная модель развития креативных индустрий на основе интеграции КМНС.

Данная модель учитывает специфику коренных народов и региональные особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечивая устойчивый баланс между сохранением традиций и развитием современных креативных индустрий с привлечением разнообразных ресурсов и партнеров. Реализация потенциала КМНС в первую очередь в сфере культуры и искусства, будет способствовать экономическому росту региона и укреплению национальной идентичности населения.


Страница обновлена: 25.11.2025 в 13:38:20

 

 

Razvitie sfery kreativnyh industriy Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga – Yugry na osnove integratsii korennyh malochislennyh narodov Severa

Khromtsova L.S., Diatlova T.A.

Journal paper

Creative Economy
Volume 19, Number 12 (december 2025)

Citation: