Развитие сферы креативных индустрий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основе интеграции коренных малочисленных народов Севера
Хромцова Л.С.
, Дятлова Т.А.![]()
1 Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 12 (Декабрь 2025)
Введение
Развитие креативных индустрий сегодня обусловлено необходимостью диверсификации российской экономики, созданием условий для устойчивого развития общества, раскрытия творческого потенциала населения.
Вовлечение в это развитие коренных малочисленных народов способствует не только созданию новых рабочих мест, их экономической самостоятельности и росту доходов, но и, в первую очередь, сохранению культурного наследия, популяризации традиционных промыслов и ремесел, фольклора и художественного творчества, укреплению самобытной идентичности.
Различным аспектам развития креативных индустрий и интеграции в этот процесс коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС) посвящены исследования российских и зарубежных ученых.
Кирко В.И. и Кеуш А.В. анализируют проблемы вовлечения КМНС в инновационные процессы посредством «модели создания бизнес-инкубатора в Эвенкийском муниципальном районе» [4]. При этом частично эти инновационные процессы затрагивают и сферу креативных индустрий, например, производство этнической продукции и сувениров.
Михайлова А. В., Федорова А.В., Петрова Н.Н., Петрова Н.И. исследуют «особенности развития креативных индустрий в условиях арктической повестки», выявляют «преимущества и вызовы, с которыми сталкиваются представители креативных отраслей» [8].
Развитию креативных индустрий в арктических регионах России также посвящено исследование Земцова С.П., который выделил «основные особенности устойчивого развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия) как важного фактора ресурсо- и природосбережения хрупких экосистем Арктики» [3].
Анализу нормативных правовых актов, стратегических программ и вопросов защиты КМНС посвящена публикация Смоляниновой О.Г. и Алексеевой Е.А. Они выявляют проблемы и возможности сохранения их культурного наследия в условиях развития творческих индустрий и поликультурной образовательной среды [14].
В рамках всероссийского форума с международным участием «Креативные индустрии арктического региона: опыт и перспективы развития», прошедшего на площадке Мурманского арктического университета в ноября 2023 года, ряд исследователей [2, 15, 16] в своих докладах затрагивали проблемы интеграции коренных малочисленных народов в развитие креативных индустрий арктической зоны, влияние их традиционной культуры, культурного наследия на различные сферы креативных индустрий.
Исследуя арктическое предпринимательство Пилясов А.Н. и Замятина Н.Ю. в своей публикации выделяют «исключительно специфичное «общинное» предпринимательство коренных малочисленных народов Севера, которое базируется на их навыках традиционного жизнеобеспечения (в оленеводстве и традиционных промыслах), развивается в сфере коммерческого рыбного промысла, производстве сувенирных изделий, арт-дизайне на основе традиций местной живописи, службе гидов для арктических туристов и в других бизнес-направлениях» [10].
Проведя обзор российской научной литературы по проблемам развития креативных индустрий в Арктике, Красильников А.С. пришел к выводу о том, что «потенциал креативной практики в Арктическом регионе, с точки зрения отечественных авторов, заключается в развитии туризма и социальных новшеств, а также в сохранении и воспроизводстве национальной культуры коренных народов Севера и Арктики. Формирование в регионе активного креативного класса затруднено вследствие действия таких факторов, как моноотраслевой характер местных экономик, высокая концентрация капитала в сфере природопользования, периферийность и малая численность населения. Привлекательность арктических регионов для развития креативных индустрий состоит в уникальной природе и культуре, во многом базирующейся на культуре коренных народов» [5].
Директор ФГБУ «Роскультцентр» и фестиваля-форума «Российская креативная неделя» Марина Абрамова в своем выступлении отметила, что «культуру коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока следует выделить в отдельное направление развития креативных индустрий в Арктике». По её мнению, «архитектура и урбанистика в Арктике пользуются спросом, поэтому необходимо и далее развивать эти направления» [17].
Зарубежные ученые также активно проводят исследования в области креативных индустрий и возможности интеграции в них культуры коренных малочисленных народов. Так, приводится канадский опыт развития творческих индустрий среди коренных народов, включая правовые аспекты [20]; рассматривается роль креативных индустрий в поддержке устойчивости культурного разнообразия коренных народов и экономическом развитии их территорий [19], исследуется роль культурного туризма в развитии регионов Арктики и возможности улучшения качества жизни коренных северных народов посредством поддержки культурных инициатив и развития творческого сектора экономики [18]; анализируется творческая предпринимательская активность среди молодежи аборигенов Северной территории Австралии и Канады, рассматривая её влияние на социальное и экономическое благополучие сообществ [21].
Таким образом, обобщая научный задел по исследуемой теме, можно отметить, что ученые подчеркивают важность и необходимость вовлечения коренных малочисленных народов в развитие креативных индустрий, «креативного» предпринимательства, возможность использования их самобытной идентичности во многих сферах креативных индустрий: от декоративно-прикладного искусства до этнотуризма. Однако, остаются отрытыми вопросы создания необходимых условий для такой интеграции в северных регионах, формируемых прежде всего на уровне региональных правительств, а также частного сектора инвестиций.
Целью настоящего исследования является выявление причин, сдерживающих развитие креативных индустрий северного региона, и разработка концептуальной модели развития креативных индустрий с интеграцией коренных малочисленных народов Севера, направленной на комплексную поддержку и стимулирование их творческой активности, способствующей сохранению их уникальной культуры, а также диверсификации экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Научная новизна заключается в формировании концептуальных основ регионального развития сферы креативных индустрий на основе интеграции КМНС.
Методологической основной исследования выступили: теоретические методы (анализ, синтез, абстрагирование); эмпирические методы (мониторинг); методы системного анализа (построение системной модели); качественные методы (контент-анализ).
Методология исследования включает комплексный системный подход, основанный на анализе социально-экономических процессов в креативной экономике региона с особым акцентом на вовлеченность и роль коренных народов. Для сбора данных используются статистические отчеты региональных, федеральных органов, а также некоммерческих организаций; результаты интервью с представителями сферы креативных индустрий. Собираемые данные имеют смешанный тип: количественные (статистические показатели) и качественные (культурные особенности, мотивация творческой деятельности, барьеры интеграции).
Аналитические инструменты включают методы анализа и синтеза, сравнительный анализ практик государственной поддержки, системный и логический анализ для выявления взаимосвязей и факторов стимулирования развития. Кроме того, применяется моделирование для разработки концептуальной модели интеграции коренных народов в креативную экономику региона.
Основная часть
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее Югра, автономный округ) стал первым среди субъектов Российской Федерации, кто разработал в 2020 году региональный закон о креативных индустриях (в настоящее время утратил силу). В 2023 году была принята «Концепция развития креативных индустрий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2030 года».
В связи с принятием в августе 2024 году Федерального закона № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в декабре 2024 года был принят Закон № 113-оз «О регулировании отдельных вопросов в сфере креативных (творческих) индустрий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», согласно которому регулируется государственная поддержка данной сферы.
По состоянию на 05.02.2025 г. в реестре субъектов креативных индустрий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее реестр) числится 643 субъекта, в том числе: юридические лица (общества с ограниченной ответственностью - 66, автономные некоммерческие организации - 42, местные общественные организации – 7, региональные общественные организации – 6), индивидуальные предприниматели – 277, а также самозанятые граждане – 167 и физические лица – 30 [13].
Креативные индустрии в Югре представлены различными сферами: информационные, коммуникационные и цифровые технологии; образование, дизайн, изобразительное искусство, создание и продвижение товарных знаков, маркетинг; продюссерская деятельность, индустрия моды; туризм, спорт и отдых; исполнительное искусство, телевидение и радиовещание; гастрономия и др.
Виды креативных продуктов (продукции), которые выпускаются субъектами, включенными в реестр, достаточно разнообразны: от декоративных украшений, одежды, сувениров до IT-проектов и эксклюзивных образовательных программ.
Предпринимательство в сфере креативных индустрий преимущественно сосредоточено в крупных городах Югры: Сургуте, Нягани, Радужном, Урае, Мегионе, Лангепасе, Нижневартовске, а также в столице округа – городе Ханты-Мансийске.
Большая часть «креативных» предпринимателей, действующих на территории региона, имеет потребность в поиске и привлечении внешних источников финансирования проектов по созданию креативного продукта (продукции), о чем имеется соответствующая отметка в реестре.
В отчете по результатам исследования АНО «Центр стратегических разработок Югры», посвященного мониторингу направлений развития креативных индустрий региона за 2024 год [1], представлены следующие данные:
- количество субъектов креативных индустрий (организаций и индивидуальных предпринимателей) составило 3037 ед., что на 15% больше аналогичного показателя за 2023 год, при этом их доля в общей численности организаций и индивидуальных предпринимателей занимает всего около 4% (рис. 1);
Рисунок 1 – Динамика количества организаций и индивидуальных предпринимателей Югры, включая субъектов креативных индустрий, за 2023-2024 гг.
Источник: составлено авторами на основе [1].
- в структуре общего количества субъектов креативных индустрий преобладают индивидуальные предприниматели (70%), соответственно, юридические лица составляют около 30% (рис. 2); при этом если оценивать динамику за два года, то по юридическим лицам она отрицательная (их количество снизилось), а по ИП, напротив, наблюдается существенный рост (на 23%);
Рисунок 2 - Динамика количества субъектов креативных индустрий в разрезе организационно-правовых форм за 2023-2024 гг.
Источник: составлено авторами на основе [1].
- по направлениям деятельности в пятерку лидеров в 2024 году (рис. 4) вошли: «реклама и пиар» - 23,8%, «программное обеспечение» - 18,5%, «гастрономия» - 13,7%, «отдых и развлечение» - 9,3%, «арт-индустрия» - 7,7%; аналогичная структура наблюдалась и в 2023 году (рис. 3); наибольший относительный прирост количества субъектов креативных индустрий в 2024 году по сравнению с 2023 годом был выявлен по направлениям «музыка» - 58%, «видеоигры» - 50%, «реклама и пиар» - 31% и «дизайн» - 28%; следует отметить и наименее популярные направления: «исполнительские искусства», «книжное дело», «культурное наследие» и «народные художественные промыслы и ремесла», по которым количество субъектов в 2024 году хоть и не значительно, но снизилось по сравнению с 2023 годом;
Рисунок 3 – Структура численности субъектов креативных индустрий Югры по направлениям деятельности в 2023 году
Источник: составлено авторами на основе [1].
Рисунок 4 – Структура численности субъектов креативных индустрий Югры по направлениям деятельности в 2024 году
Источник: составлено авторами на основе [1].
- в 2024 году по сравнению с 2023 годом темпы роста количества субъектов креативных индустрий (115,4%) опережали темпы роста количества всех субъектов МСП Югры (103,4%), что обусловлено значительным их приростом в таких сферах креативных индустрий как «реклама и пиар» (31%), «дизайн» (28%), «музыка» (58%), «видеоигры» (50%);
- вклад в валовый региональный продукт Югры субъектов креативных индустрий в 2024 году оказался незначительным: всего 0,43%, что даже меньше в сравнении с 2023 годом; доля оборота субъектов креативных индустрий в общем обороте всех организаций и ИП Югры также крайне мала и составила в 2024 году всего 0,3% (2023 год – 0,32%);
- доля занятых в организациях сферы креативных индустрий региона в 2024 году оказалась равной 2,32% от общей численности занятых во всех организациях (2023 год – 1,77%); в тройку лидеров по абсолютному приросту занятых стали следующие направления креативных индустрий: «программное обеспечение» (+822 чел.), «реклама и пиар» (+758 чел.), «гастрономия» (+649 чел.).
Таким образом, обобщая результаты исследования можно прийти к выводу о том, что в Югре в последние годы отмечается положительная динамика развития сферы креативных индустрий, однако её вклад в экономику региона крайне мал, что требует разработки дополнительных мер поддержи субъектов данной сферы и стимулирования появления новых субъектов креативных индустрий, например, из числа КМНС (еще и учитывая факт снижения количества субъектов по направлениям «культурное наследие» и «народные художественные промыслы и ремесла»).
Активное вовлечение КМНС, проживающих на территории Югры, в различные сферы креативных индустрий будет способствовать не только диверсификации экономики региона, но и созданию устойчивой системы, направленной на их экономическую самостоятельность, повышение занятости и сохранение культурного наследия.
По состоянию на 01.10.2021 года (дату последней переписи населения) на территории автономного округа проживало более 32 тыс. человек из числа КМНС (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели КМНС в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в разрезе места проживания по состоянию на 01.10.2021 г., чел.
|
КМНС
|
Городское население
|
Сельское население
|
Всего
|
|
Манси
|
6226
|
4881
|
11107
|
|
Ханты
|
8701
|
10920
|
19621
|
|
Ненцы
|
422
|
961
|
1383
|
|
Из общей численности
КМНС - население в трудоспособном возрасте
|
8 300
|
9 335
|
17 635
|
Как видно из таблицы 1 в Югре преобладают ханты (более 60% от числа всех КМНС), среди них преимущественно проживают в сельских поселениях 56%. Обратная ситуация наблюдается среди манси (доля которых 35% в общей численности): большая их часть проживает в городах и поселках городского типа. При этом более 17 тыс. человек, что составляет 55% от общего числа КМНС, являются населением трудоспособного возраста, то есть потенциально могут быть занятыми в различных креативных индустриях.
В таблице 2 представлены статистические данные по КМНС Югры по статусу занятости. Из общего числа трудоспособного населения КМНС (таблица 1) занятыми оказались чуть более 60% (таблица 2).
Таблица 2 – Показатели КМНС в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по статусу занятости по состоянию на 01.10.2021 г., чел.
|
КМНС |
Занятое
население
|
Указавшие
статус занятости
|
Работающие
по найму
|
Работающие
не по найму
|
в том
числе
|
Не
указавшие статус
| ||||
|
владельцы
собственного бизнеса
|
индивидуальные
предприниматели
|
самозанятые
|
помогающие
на семейном предприятии
|
иное
| ||||||
|
Манси
|
3870
|
3792
|
3511
|
281
|
8
|
43
|
76
|
3
|
151
|
78
|
|
Ханты
|
6268
|
6100
|
5674
|
426
|
18
|
62
|
132
|
3
|
211
|
168
|
|
Ненцы
|
464
|
454
|
426
|
28
|
2
|
3
|
7
|
0
|
16
|
10
|
|
Всего
|
10602
|
10346
|
9611
|
735
|
28
|
108
|
215
|
6
|
378
|
256
|
В структуре указавших статус занятости КМНС преобладают работающие по найму (93%). Из числа работающих не по найму большая часть КМНС оформлены в качестве самозанятых (29%), индивидуальных предпринимателей (15%) и в иных формах (51%). Следует отметить, что среди всех народностей преобладающей возрастной категорией является категория «30-34 года».
Одной из важнейших задач, предусмотренных в «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», является поддержка их занятости, повышение экономической эффективности традиционных отраслей хозяйственной деятельности и промыслов, а также активизация предпринимательской деятельности среди КМНС [11].
Насколько активно КМНС заняты в сферах креативных индустрий из официальных открытых информационных источников установить не представляется возможным, поскольку даже в том же реестре субъектов креативных индустрий Югры принадлежность предпринимателя к КМНС не идентифицируется. Однако можно предположить, что данный процент невелик. Так в отчете Губернатора автономного округа об итогах социально-экономического развития за 2023 год указано, что количество субъектов, включенных в реестр, составляет 354 ед., то есть прирост по сравнению с 2022 годом составил 152 ед., в то время как общий прирост количества субъектов МСП - 2469 ед. [12].Таким образом, прирост субъектов креативных индустрий составил всего 6,2% от общего прироста субъектов МСП.
В настоящее время в регионе разработан и реализуется широкий перечень мер поддержки КМНС, в том числе их предпринимательской активности. Основные такие меры представлены на рис. 5.
Рисунок 5 – Меры государственной поддержки КМНС в Югре в 2025 году
Источник: составлено авторами на основе [9].
Представители КМНС в Югре сегодня преимущественно вовлечены в такие сферы «креативного» предпринимательства как экологический и этнотуризм, ремесленное производство, художественное и декоративное искусство, музыкальное и танцевальное творчество, креативный дизайн, цифровые и медиа-технологии, направленные на популяризацию их культуры.
Несмотря на многочисленные меры государственной поддержки КМНС, их активная занятость в сферах креативных индустрий затруднена по ряду причин:
- Формальные требования к ведению бизнеса не всегда просты и понятны для представителей КМНС, особенно если речь идёт о проживающих на сельских территориях Югры, и получение даже информационной поддержи от субъектов региональной инфраструктуры (фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой бизнес», Депэкономразвития Югры и др.) становится затруднительной.
- Бизнес КМНС – это малый бизнес, а малый бизнес всегда сталкивается со сложностью привлечения инвестиций. Ограничивает доступ к финансированию, как правило, малый масштаб «креативных» проектов и невозможность предоставления каких-либо гарантий со стороны КМНС.
- Традиционный жизненный уклад КМНС также может являться препятствием для ведения бизнеса. Так, привязанность к традиционным промыслам, зачастую связанная с территориальной сменой местонахождения, а также сезонность хозяйственной деятельности, затрудняет ведение постоянного бизнеса.
- Отсутствие специализированных программ обучения для КМНС по ведению бизнеса в сферах креативных индустрий, а также неразвитость информационной инфраструктуры (несмотря на реализуемый проект «IT-стойбище»), затрудняет продвижение продукции и услуг, реализуемых КМНС, даже на региональный рынок.
Эти и другие причины обуславливают необходимость создания концептуальной региональной модели развития креативных индустрий на основе интеграции коренных малочисленных народов Севера, направленной на комплексную поддержку и стимулирование их творческой активности, способствующей сохранению их уникальной культуры, а также развитию экономики региона.
Основными элементами такой модели являются: субъекты креативных индустрий – представители КМНС; институты развития креативных индустрий; расширенные меры господдержки субъектов креативных индустрий из числа КМНС; инвесторы и способы привлечения частных инвестиций; этапы и механизмы реализации модели, а также результаты для региона.
Структурно-логическая схема модели изображена на рис. 6.
Рисунок 6 - Концептуальная модель развития креативных индустрий на основе интеграции КМНС
Источник: составлено авторами
В качестве основных субъектов креативных индустрий в данной модели выступают представители КМНС: общины, предприниматели, творческие коллективы коренных народов, ориентированные на производство этнокультурных продуктов и услуг в сферах анимации, дизайна, ремесел, этнотуризма.
Система мер поддержки КМНС в сфере креативных индустрий предусматривает как действующие в регионе на сегодняшний день меры, так и уникальные, например, новые формы финансовой поддержки именно для реализации «креативных» проектов, создание специализированных творческих пространств в труднодоступных поселениях с высокой концентрацией КМНС, специфические образовательные программы и курсы для КМНС, направленные на изучение основ бизнеса, сферы продаж «креативной» продукции, подготовку грантовых заявок и др.
С целью привлечения финансирования проектов КМНС в сфере креативных индустрий рекомендуется задействовать частных инвесторов посредством создания для них благоприятных экономических условий на территории автономного округа.
Этапы и механизмы реализации модели предполагают картирование и выявление действующих и потенциальных субъектов креативных индустрий из числа КМНС, развитие инфраструктуры и расширение мер поддержки КМНС – субъектов креативных индустрий, создание специальных экономических условий для инвесторов проектов субъектов креативных индустрий из числа КМНС, масштабирование успешных проектов, а также обязательный регулярный мониторинг активности КМНС в сфере креативных индустрий и оценки эффективности мер их поддержки.
Таким образом, результаты реализации модели интеграции КМНС в сферу креативных индустрий региона будут заключаться в первую очередь в увеличении количества субъектов креативных индустрий, создании новых рабочих мест, повышении уровня занятости и доходов КМНС, а также сохранении культурного наследия и традиционных ценностей, укреплении региональной идентичности и диверсификации экономики Югры.
Заключение
Вектор регионального развития сегодня сместился от нефтедобывающего сектора в сторону креативных индустрий. В регионе создана целая экосистема, способствующая успешному их функционированию. Однако коренные малочисленные народы, населяющие территорию Югры, слабо вовлечены в повестку креативных индустрий, для них отсутствуют какие-либо специализированные инструменты, стимулирующие их активное развитие в данной сфере. В связи с чем нами была предложена концептуальная модель развития креативных индустрий на основе интеграции КМНС.
Данная модель учитывает специфику коренных народов и региональные особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечивая устойчивый баланс между сохранением традиций и развитием современных креативных индустрий с привлечением разнообразных ресурсов и партнеров. Реализация потенциала КМНС в первую очередь в сфере культуры и искусства, будет способствовать экономическому росту региона и укреплению национальной идентичности населения.
Страница обновлена: 25.11.2025 в 13:38:20
Razvitie sfery kreativnyh industriy Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga – Yugry na osnove integratsii korennyh malochislennyh narodov Severa
Khromtsova L.S., Diatlova T.A.Journal paper
